Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В России приватизация происходила в два этапа.






Первый этап (преимущественно ваучерный) пришелся на 1992-первую половину 1994 г.

Способы приватизации не были одинаковыми для всех отраслей и объектов. Так, малые предприятия подлежали продаже на аукционе и по конкурсу. К июню 1994 г. в целом по стране 70 % малых предприятий перешли в частные руки. Что касается остальных предприятий, то их в большей части акционировали, а затем и сразу или постепенно продавали.

Всего было распространено 144 млн. ваучеров (приватизационных чеков) среди 96%населения страны. Номинал каждого ваучера составлял 10 тыс. рублей, за который каждый получатель уплачивал 25 руб. Ваучеры являлись ценными бумагами на предъявителя.

Второй этап приватизации (денежный) начался с 1 июля 1994 г. Он основан на переходе от преимущественно безвозмездной (с использованием приватизационных чеков) передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком. В новой приватизационной модели заложены два ключевых принципа:

1) инвестиционная ориентация продаж;

2) обеспечение инвестору возможности приобретения пакета акций приватизируемого предприятия.

Законодательством предусматривались следующие способы приватизации:

1) продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами, на аукционах;

2) продажа акций акционерных обществ открытого типа, созданных в процессе приватизации;

3) продажа пакетов акций акционерных обществ по инвестиционному конкурсу;

4) продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами, по коммерческому курсу, в том числе с ограничением состава его участников;

5) продажа предприятий товариществам, созданным в соответствии с дополнительными льготами;

6) продажа имущества (активов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий, а также объектов, не завершенных строительством, на аукционах и по конкурсу;

7) выкуп арендованного имущества;

8) продажа долей (паев, акций), находящихся в государственной и муниципальной собственности, на аукционе, коммерческом конкурсе, в том числе с ограниченным составом участников.

Коммерческим банкам России и иностранным банкам предоставлено право осуществлять кредитование сделок приватизации в соответствии с действующим законодательством.

 

 

Законодательство о приватизации носит комплексный характер. При этом во многом имеет выраженный административно-правовой характер.

Очень важным можно назвать вопрос о соотношении гражданского законодательства и приватизационного законодательства [1]. Главное правило в таком соотношении прописано в статье 3 гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Данная статья гласит о том, что нормы гражданского права, которые содержатся в других законах и иных правовых актах, должны соответствовать ГК РФ [2].

Законодательство о приватизации являет собой раздел хозяйственного законодательства. В его состав вошли нормативно-правовые Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований [3].

В этой области действует многоуровневое правовое регулирование. Основные нормативные акты – это акты федерального уровня, т. е. законодательство о приватизации состоит из Закона о приватизации и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Причем нормы о приватизации, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить Закону о приватизации.

Вопросы приватизации – сфера совместной компетенции Федерации и ее субъектов. Закон о приватизации (ст. 4) не включает в состав законодательства о приватизации правовые акты муниципальных образований. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством о приватизации (п. 3 ст. 4 Закона).

Законодательство о приватизации определяется так же и другими критериями (по определенным объектам, по группам предприятий, по целым регионам и даже по определенным отраслям экономики). К примеру, региональный особенности приватизации муниципального и государственного имущества в городе Иркутске и Иркутской области закреплены в Решениях Городской Думы Иркутска.

Приватизация в Российской Федерации происходила и происходит, по сей день следующим образом: предприятия приватизируются, но из-за отсутствия инвестиций инвесторов попадают в перечень неплатежеспособных. В момент приватизации реструктурирование и санация предприятий, обычно, не производятся. Денежные средства, принесенные приватизацией имущества, идут в бюджет, а не направляются конкретно на развитие приватизированных предприятий.

Необходимо вопросы реструктурирования и санации предприятий, даже приватизированных, закрепить в специальном законе. Санация представляет собой судебную процедуру, применяемую к несостоятельному должнику (банкроту) на основании Закона о несостоятельности. Помимо данного определения, можно добавить, что санация являет собой финансовую поддержку предприятий государством, если таким предприятиям требуется санация.

В данной сфере требуется принятие законов, регламентирующих управление муниципальной и государственной собственностью (с включением государственных пакетов акций приватизированных предприятий) и национализацию. Слова «национализация» бояться не стоит. Все участники экономического оборота должны знать общие правила поведения, в том числе и вопрос о национализации.

Осуществление процесса деприватизации возможно не только посредством национализации. Деприватизация может быть осуществлена с помощью продажи имущества муниципальному образованию или государству. А так же путем безвозмездной передачи объекта в муниципальную или государственную собственность.

Итак, в сфере приватизации и управления государственной и муниципальной собственностью необходимо систематизировать действующее законодательство. Нормативно-правовая основа приватизации, содержащая большое число правовых актов разной юридической силы, имеет в своем составе противоречащие друг другу нормы. А так же имеют множество ссылок на подзаконные акты. И наконец, большой доработки требует и сам Закон о приватизации.

Выводы главы 1. В данной главе подробно были рассмотрены понятия, касающиеся приватизации. Даны четкие определения нужные для понимания процесса приватизации. Освещен вопрос выгод, получаемых при проведении приватизации. Рассмотрены этапы проведения приватизации в России. Так же изучены основные положения законодательства о приватизации. Теоретические аспекты, изученные в данной главе, «помогут» провести анализ приватизации государственного и муниципального имущества города Иркутск.

 

Основными целями приватизации муниципального имущества являются:

1) вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов муниципальной собственности;

2) увеличение доходов бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью;

3) привлечение инвестиций в объекты приватизации [5].

Приватизация муниципального имущества обеспечивает решение следующих задач:

1) уменьшение бюджетных расходов на поддержку нерентабельных предприятий;

2) получение дополнительных доходов в бюджет города путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества;

3) улучшение архитектурного облика города Иркутска за счет строительства современных объектов на месте проданных ветхих строений [5].

Приватизация муниципального имущества осуществляется на основе равенства покупателей муниципального имущества и открытости деятельности органов городского самоуправления.

Приватизации муниципальной собственности в города Иркутске осуществляется на основе индивидуального подхода к выбору способа приватизации каждого объекта:

1) высоколиквидные объекты приватизируются с учетом соблюдения баланса между привлечением инвестиций на развитие объекта и максимально возможным поступлением в бюджет города средств от продажи по максимально высоким ценам;

2) низколиквидные объекты приватизируются исходя из предпочтительности привлечения эффективных собственников, подтвердивших ранее свою готовность и умение осуществлять инвестиции и выполнять социальные обязательства (сохранение или увеличение рабочих мест, решение экологических задач и другое). В этом случае в договор купли-продажи включаются особые условия по контролю за показателями приватизированного объекта на определенный период. При этом продажа осуществляется по минимальной цене при максимально коротких сроках вложений инвестиций в продаваемый объект [5].

Приватизация муниципального имущества реализовывается как элемент социально-экономической политики в город Иркутске, направленный на получение налоговых поступлений в бюджет города, сохранение памятников истории и культуры, создание дополнительных рабочих мест.

 

При проведении приватизации возможно использование таких способов, как:

1) продажа муниципального имущества при помощи аукциона. Данный способ включает в себя продажу акций открытых акционерных обществ (ОАО) на специализированном аукционе;

2) преобразование муниципальных унитарных предприятий (МУП) в ОАО;

3) продажа муниципального имущества при помощи публичного предложения;

4) продажа муниципального имущества посредством поведения конкурса;

5) продажа муниципального имущества без объявления цены;

6) продажа акций ОАО с помощью организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставной капитал ОАО;

8) преобразование МУП в общество с ограниченной ответственностью (ООО);

9) продажа акций ОАО по итогам доверительного управления [5].

Выбор способа приватизации объекта производится комиссией по приватизации. Описание способов приватизации представлено ниже.

1) Продажа муниципального имущества посредством аукциона, включает в себя и продажу акций ОАО на специализированных аукционах.

При помощи аукциона муниципальное имущество продается в том случае, если покупатели данного имущества не обязаны выполнять какие-либо определенные условия по отношению к приватизируемым объектам. Право на приобретения приватизируемого имущества получает тот покупатель, который в ходе торгов предложил самую высокую цену за это имущество.

Продажа акций ОАО может быть осуществлена при проведении специализированного аукциона.

Специализированный аукцион проходит в виде открытых торгов, победители которых могут получить акции ОАО по единой цене за одну акцию.

Порядок проведения аукциона, а так же специализированного аукциона устанавливается законодательством Российской Федерации.

2) Продажа муниципального имущества при помощи проведения конкурса.

Муниципальное имущество может быть продано на конкурсе при условии, что в отношении приватизируемого объекта покупателю имущества нужно выполнить конкретные условия.

Право приобретения объекта приватизации принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанный объект, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.

Обязательным условием приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более чем пять лет с момента приватизации.

Право собственности на приватизируемый объект переходит к победителю конкурса после того, как им выполняются условия конкурса. Победитель конкурса не имеет права отчуждать или распоряжаться любым другим способом приватизируемым имуществом до перехода права собственности на данный объект.

Условия конкурса, объемы их исполнения, порядок выполнения условий конкурса, меры по контролю за их выполнением, а также порядок подтверждения победителем конкурса выполнения таких условий устанавливается в Решении об условиях приватизации.

3) Продажа муниципального имущества с помощью публичного предложения.

Продажа муниципального имущества с помощью публичного предложения может производится в том случае, если аукцион по продаже данного имущества признан несостоявшимся.

При продаже муниципального имущества посредством публичного предложения в информационном сообщении помимо иных необходимых сведений указывается величина снижения начальной цены (цены первоначального предложения), период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения, по которой может быть продано муниципальное имущество (цена отсечения).

Цена первоначального предложения должна быть установлена не ниже начальной цены, которая указана в информационном сообщении о продаже данного муниципального имущества на том аукционе, который признали несостоявшимся.

В случае продажи муниципального имущества с помощью публичного предложения нормативная цена равна 50 процентам от начальной цены несостоявшегося аукциона.

Право на приобретении приватизируемого объекта получает тот заявитель, который в установленный срок подал первым заявку на приобретение муниципального имущества (по цене первоначального предложения).

Оформление права собственности на муниципальное имущество и последующая передача его производится в соответствии с Российским законодательством. Это производится в течение 30 дней с момента полной оплаты приватизируемого объекта.

4) Продажа муниципального имущества без объявления цены.

Продажа муниципального имущества без объявления цены производится в том случае, если продажа такого имущества не состоялась с помощью публичного предложения.

Информационное сообщение о продаже муниципального имущества без объявления цены должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст.15 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», за исключением начальной цены. При продаже муниципального имущества без объявления цены нормативная цена не определяется.

Претенденты на покупку муниципального имущества отправляют свои предложения о размере стоимости приватизируемого объекта по адресу, который указан в информационном сообщении.

Предложения о приобретении муниципального имущества подаются претендентами в запечатанном конверте и регистрируются в журнале приема предложений с присвоением каждому обращению номера с указанием времени подачи документов (число, месяц, часы и минуты).

Покупателем имущества признается при принятии к рассмотрению одного предложения о цене приобретения муниципального имущества претендент, подавший это предложение. В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за муниципальное имущество наибольшую цену.

Если поступила одинаковые предложения о размере стоимости приватизируемого объекта, то покупателем будет признано то лицо, заявка которого зарегистрирована раньше остальных.

При рассмотрении представленных документов конкурсной комиссией принимается решение об определении покупателя. Данное решение формируется в виде протокола об итогах проведения продажи муниципального имущества.

На заключение договора купли-продажи муниципального имущества отводится 10 дней с момента подведения итогов этой продажи.

Далее дается 10 дней с момента заключения договора купли-продажи муниципального имущества для произведения оплаты приватизируемого объекта единовременно и в размере цены, предложенной покупателем данного объекта.

Затем, в течение 30 дней с момента полной оплаты приватизируемого объекта производится передача муниципального имущества его покупателю.

5) Внесение муниципального имущества как вклада в уставные капиталы ОАО.

Внесение муниципального имущества как вклада в уставные капиталы ОАО производится после Решения мера города Иркутск, и производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6) Продажа акций ОАО по итогам доверительного управления.

Лицо, которое заключило договор доверительного управления акциями ОАО, приобретает данные акции в собственность по истечении срока доверительного управления в том случае, если условия договора доверительного управления были исполнены надлежащим образом.

Договор купли-продажи акций ОАО заключается с победителем конкурса заключается в одно и то же время, когда заключается договор доверительного управления.

В случае ненадлежащего исполнения условий договора доверительного управления или же полное их неисполнение, договор купли-продажи акций ОАО и договор доверительного управления расторгаются по решению суда. Для подтверждения исполнения условий договора доверительного управления составляется отчет доверительного управления, такой отчет должен быть принят учредителем доверительного управления.

Продажа муниципального имущества города Иркутска при помощи аукциона, специализированного аукциона, публичного предложения, конкурса, без объявления цены может быть осуществлена в электронной форме. При этом должны быть учтены особенности, которые установлены статьей 32.1 Федерального закона «О приватизации муниципального и государственного имущества».

Порядок проведения, организации продажи имущества в электронной форме установлен Правительством Российской Федерации.

Выводы главы 2. Во второй главе курсовой работы были рассмотрены и изучены цели, задачи проведения приватизации в городе Иркутске. Так же были изучены основные принципы, на основе которых осуществляется приватизация в городе Иркутск. Далее были подробно описаны способы приватизации муниципального и государственного имущества города Иркутск. Аспекты, изученные во второй главе, позволяют перейти к главе 3, в которой будет дана оценка проводимой приватизации в городе Иркутске.

По сообщению пресс-службы администрации города Иркутска из 58 объектов, заявленных в прогнозном плане приватизации муниципального имущества на 2012 год, новых хозяев обрели 55 объектов недвижимости, еще два - приватизированы из прогнозного плана 2011 года.

Также в 2012 году были изъяты из хозяйственного ведения и проданы на торгах три автомобиля и три пакета акций управляющих компаний.

Всего от приватизации муниципального имущества в бюджет города поступило свыше 334 млн. рублей. Из них 190, 8 млн. рублей – поступления по результатам торгов; 20, 7 млн. рублей – платежи по договорам купли-продажи 2012 года субъектов малого и среднего предпринимательства; 110, 7 млн. рублей – по договорам купли продажи с рассрочкой; 11, 2 млн. рублей – поступления от продажи акций, а также иные поступления.

Продажа муниципального имущества с помощью публичного предложения может производится в том случае, если аукцион по продаже данного имущества признан несостоявшимся.

При продаже муниципального имущества посредством публичного предложения в информационном сообщении помимо иных необходимых сведений указывается величина снижения начальной цены (цены первоначального предложения), период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения, по которой может быть продано муниципальное имущество (цена отсечения).

Кроме того, в 2012 году министерством приняты решения о реализации неиспользуемого областными государственными учреждениями автотранспорта по причине полного износа либо нецелесообразности капитального ремонта и восстановления. От продажи данного имущества в областной бюджет поступило 1 029 840, 00 рублей.

По состоянию на 31.12.2012 доход областного бюджета от продажи государственного имущества составил 1 880 926, 16 рублей.

В 2012 году на основе обобщенных предложений исполнительных органов государственной власти Иркутской области, осуществляющих функции отраслевого управления областными государственными предприятиями и хозяйственными обществами, министерством был сформирован проект закона Иркутской области «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации областного государственного имущества на 2013 год и основных направлений приватизации областного государственного имущества на 2014-2015 годы». Данный законопроект принят на сессии Законодательного Собрания Иркутской области и утвержден Губернатором Иркутской области 7 ноября 2012 года № 115-оз.

Прогнозным планом предусмотрена реализация 7 объектов недвижимости на сумму 130, 0 млн. руб.

Определены структура прогнозного плана (программы) приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области, на соответствующий год, порядок и сроки его разработки.

Проект прогнозного плана формируется министерством имущественных отношений Иркутской области на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, юридических лиц и граждан, поступивших в уполномоченный орган не позднее 1 мая года, предшествующего планируемому, с обоснованием целесообразности приватизации имущества, с учетом рекомендаций постоянно действующей при уполномоченном органе комиссии по приватизации государственного имущества Иркутской области [4].

Состав и порядок деятельности комиссии по приватизации государственного имущества Иркутской области утверждаются уполномоченным органом.

Уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта закона Иркутской области, утверждающего прогнозный план и основные направления приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области, на плановый период, в сроки, обеспечивающие его внесение в установленном порядке в Законодательное Собрание Иркутской области.

Постановление вступает в силу через 10 календарных дней после его официального опубликования.

В целях пополнения доходной части бюджета города, руководствуясь федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст.ст. 209, 215, 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 16, 51 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 31, 32, 52 Устава города Иркутска, Положением о приватизации муниципального имущества города Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от 26.04.2010 № 005-20-100131/10, Дума города Иркутска решила утвердить Прогнозный план приватизации муниципального имущества города Иркутска на 2013 - 2015 годы [6].

Прогнозный план приватизации муниципального имущества города Иркутска на 2013 – 2015 годы представлен в приложении 1.

Поступления денежных средств от приватизации муниципальной собственности города Иркутска в 2013 году ожидаются в размере 106, 9 млн. рублей. Поступления денежных средств от приватизации муниципальной собственности города Иркутска в 2014 и 2015 годах ожидаются в размере 53, 9 млн. рублей и 40 млн. рублей соответственно.

Выводы главы 3. В этой главе дана оценка приватизации, проведенной в городе Иркутск в 2012 году.

 


[1] Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Джанджугазова. - М.: Академия, 2013. – С. 54.

[2] Использование методов маркетинговых исследований на рынке потребительских товаров (услуг): Учебное пособие / Под ред. И.И. Муромкина. - Нижний Новгород: НКИ, 2014. – С. 90.

[3] Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса / М.В. Ефремова. - М.: КноРус, 2012. – С. 66.

[4] Саратовцев Ю.И. Технология туризма: учебное пособие / Ю.И. Саратовцев. СПб.: СПбГИЭУ, 2012. – С. 78.

[5] Гилберт А.А Маркетинговые исследования / А.А. Гилберт, Черчил. - СПб.: Питер, 2012. – С. 318.

[6] Квартальнов В.А. Туризм / В.А. Квартальнов. – М.: КноРус, 2012. – С. 19.

[7] Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма / Г.А. Папирян. – М.: ЮНИТИ, 2010. – С. 68.

[8] Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Ф.Котлер, Д.Боуэн, Д.Мейкенз; Пер. с англ. под. ред. Р.Б.Ноздревой. - М.: ЮНИТИ, 2012. – С. 445.

[9] Ильина Е.Л. Туроперейтинг: организация деятельности / Е.Л. Ильина. - М.: ЮНИТИ, 2010. – С. 212.

[10] Квартальнов В.А. Туризм и отраслевые системы / В.А. Квартальнов, И.В. Зорин. – М.: ИНФРА-М, 2012. – С. 54.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.