Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможная тематика курсовых работ






1. Внеклассная работа по истории: задачи, место и роль в системе исторической подготовки школьников, формы организации.

2. Классный час как форма внеклассной работы по истории.

3. Роль краеведческих музеев как информационно-образовательной среды школьного исторического образования: педагогический потенциал, формы и приемы сотрудничества, методика использования материалов музея при изучении истории.

4. Организация историко-краеведческой работы школьников в условиях современной школы.

5. Школьная экскурсия как форма внеклассной работы по истории.

6. Исторический (археологический) кружок в современной школе.

7. Исследовательская деятельность школьников по истории: особенности планирования и организации.

8. Игра как одна из форм внеклассного мероприятия по истории.

Список литературы по проблеме

«Внеклассная и внеурочная работа по истории»

Литература ко всему блоку:

Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. М.: Просвещение, 2013. 177 с.

Вяземский Е. Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. М.: Просвещение, 2012. 192 с.

Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. М.: Просвещение, 2011. 223 с.

Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности: Игра. Досуговое общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. М.: Просвещение, 2011. 96 с.

Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности: Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. М.: Просвещение, 2011. 96 с.

Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность: сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся, 5–8 классы / Н. А. Криволапова. М.: Просвещение, 2012. 222 с.

Моделируем внеурочную деятельность обучающихся: метод. рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2013. 96 с.

Сборник программ: Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни: основная школа / С. В. Третьякова, А. В. Иванов, С. Н. Чистякова [и др.]. М.: Просвещение, 2013. 96 с.

Степанов П. В. Внеурочная деятельность: примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразоват. организаций / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев. М.: Мир и образование, 2014. 127 с.

Стрелова О. Ю. История после звонка: внеклассная работа по истории в школе / О. Ю. Стрелова, Е. Е. Вяземский. М.: Рус. слово, 2014. 72 с.

Литература к конкретным темам:

Александрова Н. Советы опытного экскурсовода: (методика проведения выходного занятия) / Н. Александрова // ПИОШ. 2004. № 2. С. 22–23.

Алексеева М. Я. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории / М. Я. Алексеева // ПИОШ. 2003. № 4. С. 43–48.

Артёмов Е. Г. Музейно-педагогические технологии / Е. Г Артёмов. СПб.: ГМ ПИР, 1999. 23 с.

Бартенева Н. П. Научно-исследовательская работа учащихся / Н. П. Бартенева, О. Л. Дворникова // ПИШ. 2005. № 3. С. 31–39.

Баулина Н. А. Исследовательская работа учащихся – раскрытие творческого и интеллектуального потенциала юного гражданина / Н. А. Баулина // ПИШ. 2013. № 6. С. 25–27.

Белов В. А. Новые подходы к изучению местной истории и использование краеведческого материала / В. А. Белов // ПИШ. 2000. № 10. С. 47–49.

Беридзе Е. А. Педагогические принципы организации внеклассной воспитательной работы в школе [Электронный ресурс] / Е. А. Беридзе. URL: https://www.rusnauka.com/NIO/Pedagogica/beridze%20e.a.doc.htm (дата обращения: 30.10.2014).

Бехтенова Е. Ф. Опыт создания и использования интерактивных карт для работы в краеведческом музее при изучении региональной истории / Е. Ф. Бехтенова, Е. К. Лейбова // Образование в истории, история в образовании. Новосибирск: НГПУ, 2011. С. 126–136.

Богоявленский Б. Д Исследовательские работы школьников: возможности, тенденции, результаты / Б. Д. Богоявленский, Е. В. Власова, К. Г. Митрофанов // ПИШ. 2000. № 1. С. 63–68.

Букинич С. А. Деловые игры со старшеклассниками / С. А. Букинич // ПИОШ. 2002. № 1. С. 74–76.

Владимиров В. И. Школьные музеи и преподавание регионального компонента / В. И. Владимиров // ПИОШ. 2000. № 2. С. 64–66.

Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век»: материалы в помощь участнику конкурса / [сост. И. Л. Щербакова]. М.: О-во «Мемориал», 2009. 22 с. // Мемориал. URL: https://www.memo.ru/uploads/files/770.pdf (дата обращения: 10.10.2014).

Гольденберг М. Л. Историзация школьной истории, или Интегрирование в исследовательской деятельности учащихся / М. Л. Гольденберг // ПИШ. 2002. № 7. С. 45–48.

Даутова И. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении / И. Б. Даутова, О. Н. Крылова. СПб.: КАРО, 2006. 176 с.

Демиденко Р. И. Реализация личностно-ориентированного подхода в исследовательской деятельности учащихся IX классов на уроках истории / Р. И. Демиденко // ПИШ. 2014. № 3. С. 43–46.

Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя, 10–11 классы / Н. И. Дереклеева, М. Ю. Савченко, И. С. Артюхова. М.: ВАКО, 2005. 114 с.

Зверев В. А. «Сперва аз да буки, а потом и науки»: о школьных музеях и научно-исследовательской работе старшеклассников по истории / В. А. Зверев // Сибирскiй трактъ: книга для школьников об истории Сибири. Новосибирск: Изд. дом «Сиб. горница», 2008 (2-е изд., стереотип. – 2009). С. 6–16. Электронная версия: https://bsk.nios.ru/content/sperva-az-da-buki-potom-i-nauki-o-shkolnyh-muzeyah-i-nauchno-issledovatelskoy-rabote (дата обращения: 10.10.2014).

Зверев В. А. Историческое краеведение в исследовательской деятельности новосибирских школьников: 30-летний опыт Научного общества учащихся «Сибирь» / В. А. Зверев // Краеведение как феномен провинциальной культуры. Омск: ОГИК музей, 2011. С. 63–70. Электронная версия: https://bsk.nios.ru/content/istoricheskoe-kraevedenie-v-issledovatelskoy-deyatelnosti-novosibirskih-shkolnikov-30-letniy (дата обращения: 10.10.2014).

Зверев В. А. Модель изучения динамики сельского населенного пункта в Сибири 1850–1920-х гг. (на примере с. Бердского) / В. А. Зверев // История и историография России и Сибири в исследовательском и образовательном контекстах. Новосибирск: НГПУ, 2014. С. 26–35. Электронная версия: https://io.nios.ru/articles2/55/15/kak-napisat-istoriyu-kazhdoy-derevni-model-izucheniya-dinamiki-selskogo-naselennogo (дата обращения: 10.10.2014).

Зверева К. Е. Историко-краеведческие исследовательские проекты школьников: 30-летний опыт Научного общества учащихся «Сибирь» / К. Е. Зверева, О. М. Хлытина, Е. Ф. Бехтенова // Исторические источники в исследовательской и образовательной практике. Новосибирск: НГПУ, 2011. С. 249–266. Электронная версия: https://bsk.nios.ru/content/issledovatelskiy-proekt-kak-model-istoricheskogo-poznaniya-iz-opyta-ra-boty-novosibirskogo (дата обращения: 10.10.2014).

Зверева К. Е. Экспонаты краеведческих музеев как основа историко-познавательной деятельности школьников / К. Е. Зверева, Е. Ф. Бехтенова, О. М. Хлытина // ПИОШ. 2012. № 6. С. 20–30.

Зверева К. Е. «История вокруг нас»: исследовательская деятельность старшеклассников в пространстве урока-экскурсии / К. Е. Зверева, О. М. Хлытина // Образование в истории, история в образовании. Новосибирск: НГПУ, 2011. С. 119–126. Электронная версия: https://bsk.nios.ru/content/istoriya-vokrug-nas-issledovatelskaya-deyatelnost-starsheklassnikov-v-prostranstve-uroka (дата обращения: 10.10.2014).

Зуева А. В. Сценарий внеклассного мероприятия «Лучше смерть, чем жить рабами!» / А. В. Зуева, М. П. Квашнина // ПИШ. 2013. № 7. С. 13–18.

Идатчиков Н. Н. Проведение локального исторического исследования с использованием возможностей Интернета / Н. Н. Идатчиков, Л. И. Идатчикова // ПИШ. 2012. № 4. С. 14–16.

Иванов А. В. Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся // Сборник программ: Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни: основная школа / А. В. Иванов, С. В. Третьякова, С. Н. Чистякова [и др.]. М.: Просвещение, 2013. 96 с.

Ильина О. В. Внеурочная работа «Хрущевская “оттепель” в мультипликации» / О. В. Ильина, И. А. Ульянов // ПИШ. 2014. № 8. С. 36–43.

Классному руководителю: учеб. пособие / ред. М. И. Рожков. М.: ВЛАДОС, 2001. 280 с.

Клименко А. В. Брейн-ринг по истории / А. В. Клименко // ПИШ. 1998. № 3. С. 73–76.

Князев Ю. А. Сущность и педагогическая значимость школьного краеведения / Ю. А. Князев // ПИШ. 1989. № 6. С. 132–135.

Козлова М. А. Классные часы: внеклассная работа / М. А. Козлова. М.: Экзамен, 2012. 317 с.

Колотилова Н. Ф. Научно-практическая конференция учащихся как средство повышения интереса к предмету / Н. Ф. Колотилова // ПИШ. 2001. № 7. С. 65–67.

Колеватов Н. А. Изучайте свой край: (метод. рекомендации по поисково-краеведческой работе) / Н. А. Колеватов // ПИШ. 1991. № 3. С. 124–128.

Колмаков А. И. История становится ближе / А. И. Колмаков // ПИШ. 1998. № 5. С. 44–48.

Короткова М. В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практ. пособие для учителей / М. В. Короткова, М. Т. Студеникин. М.: ВЛАДОС, 1999. 192 с.

Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории / М. В. Короткова. М.: ВЛАДОС-пресс, 2001. 256 с.

Короткова М. В. Музейная педагогика: понятие, история, технологии и перспективы развития / М. В. Короткова // ПИШ. 2014. № 4. С. 3–8.

Кузнецов В. М. Проведение «урока Памяти», посвященного 70-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве: (метод. рекомендации) / В. М. Кузнецов // ПИШ. 2013. № 3. С. 37–47.

Кузнецова Л. В. Формы воспитательной работы классного руководителя / Л. В. Кузнецова. М.: Школ. пресса, 2006. 112 с.

Кутц С. Ученические исследования: определение темы и планирование работы / С. Кутц // История: еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 1999. № 5.

Кучерук И. В. Поэтические викторины на уроках истории / И. В. Кучерук // ПИШ. 2006. № 1. С. 50–54.

Ланкова Н. Основные методические принципы работы с детьми в музее / Н. Ланкова // Музей. 2006. № 6. С. 60–63.

Лейбова Е. К. Кулинарные книги как источник написания исследовательских работ школьников / Е. К. Лейбова // Исторические источники в преподавании истории в школе и вузе: современные исследовательские подходы. Новосибирск: НГПУ, 2013. С. 118–132.

Леонтович А. В. Исследовательская и проектная работа школьников, 5–11 классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев. М.: ВАКО, 2014. 160 с.

Методика организации и проведения нравственного, тематического и информационного классных часов: характеристика форм работы, тематика классных часов, сценарии для различных классов: классному руководителю: учеб.-метод. пособие / под ред. М. И. Рожкова. М.: ВЛАДОС, 1999. С. 45–62.

Методика организации музейных занятий по истории для учащихся V–VI классов основной школы // ПИШ. 2014. № 4. С. 9–15.

Методика историко-краеведческой работы в школе: пособие для учителя / под ред. Н. С. Борисова. М.: Просвещение, 1982. 224 с.

Митрофанов К. Г. Об организации междисциплинарного гуманитарного исследования как образовательного действия: рекомендации детям и взрослым / К. Г Митрофанов, В. В. Шаповал // Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы. Томск: Изд-во ТГУ, 2002. С. 282–314.

Морозова А. Н. Музейная педагогика / А. Н. Морозова, О. В. Мельникова. М.: ТЦ Сфера, 2006. 416 с.

Мусихина Е. И. Модель формирования исторического мышления старшеклассников в процессе учебно-исследовательской деятельности в общеобразовательной школе / Е. И. Мусихина // ПИШ. 2012. № 10. С. 66–69.

Островский О. Б. Формирование интереса учащихся к истории / О. Б. Островский // ПИОШ. 2001 № 10. С. 17–27.

Парфёнова Е. А. Роль исторических вечеров в патриотическом воспитании учащихся / Е. А. Парфёнова // ПИШ. 2004. № 2. С. 49–56.

Плоткин Г. М. На школьной сцене: между прошлым и будущим / Г. М. Плоткин // ПИОШ. 2013. № 4. С. 47–59.

Померанцева Н. Л. Предметная историческая неделя / Н. Л. Померанцева // ПИШ. 1998. № 3. С. 66–67.

Потапова Н. Б. Вечная память Колымы: сценарий внеклассного мероприятия / Н. Б. Потапова // ПИОШ. 2012. № 3. С. 57–62.

Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н. Б. Шумаковой. М.: Просвещение, 2011. 157 с.

Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. М.: ВЛАДОС, 2008. 582 с.

Румынина В. В. Использование форм популярных телепередач во внеклассной работе / В. В. Румынина // ПИШ. 1998. № 3. С. 68–73.

Румынина В. В. Историко-правовой журнал «Эхо прошлого» / В. В. Румынина // ПИШ. 1998. № 3. С. 77–79.

Сарин Д. П. Новые горизонты работы школьного музея в контексте преподавания истории / Д. П. Сарин // ПИШ. 2014. № 5. С. 50–53.

Сгибнева Е. П. Классные часы в 10–11 классах / Е. П. Сгибнева, Т. Б. Солдатова. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 121 с.

Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе / В. П. Сергеева. М.: ЦГЛ, 2002. 224 с.

Смирнова М. Ю. Разработка исторической игры для V класса «Помощницы истории» / М. Ю. Смирнова // ПИШ. 2014. № 2. С. 10–15.

Соколовский Ю. Э. Об организации познавательной деятельности учащихся на экскурсии / Ю. Э. Соколовский // ПИШ. 1991. № 3. С. 134–136.

Степанов Е. Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности: учеб.-метод. пособие / Е. Н. Степанов. М.: Пед. поиск, 2007. 160 с.

Степанов Е. Н. Современная модель воспитательной деятельности: учеб.-метод. пособие / Е. Н. Степанов. М.: Пед. поиск, 2007. 102 с.

Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении / М. В. Степанова. СПб.: КАРО, 2006. 96 с.

Столяров Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика: учеб. пособие / Б. А. Столяров. М.: Высш. шк., 2004. 216 с.

Погодина В. Л. Технологии образовательного туризма: учеб. пособие / В. Л. Погодина, Ю. В. Северина, К. Б. Умбрашко. Новосибирск: НГПУ, 2013. 225 с.

Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н. Б. Шумаковой. М.: Просвещение, 2011. 157 с.

Родин А. Ф. Экскурсионная работа по истории / А. Ф. Родин, Ю. Е. Соколовский. М.: Просвещение, 1974. 136 с.

Сейненский А. Е. Краеведение в школьном историческом образовании / А. Е. Сейненский // ПИОШ. 2004. № 10. С. 19–28.

Сичинава В. А. Экскурсионная работа: (из опыта): пособие для учителей / В. А. Сичинава. М.: Просвещение, 1981. 96 с.

Уголев Е. М. Уроки «живой истории» / Е. М. Уголев // ПИШ. 2011. № 5. С. 40–45.

Урок-исследование в начальной школе: Русский язык. Литературное чтение / под ред. Н. Б. Шумаковой. М.: Просвещение, 2014. 168 с.

Феклистова Е. Б. Игра по истории Древнего мира «Звездный час» / Е. Б. Феклистова // ПИОШ. 2012. № 3. С. 54–56.

Хлистунова Н. В. Реализация учебного проекта по отечественной истории в старших классах / Н. В. Хлистунова // ПИОШ. 2014. № 3. С. 40–46.

Хлытина О. М. Методологические проблемы организации исследовательской деятельности школьников в области истории и пути их решения / О. М. Хлытина // ПИОШ. 2012. № 7. С. 24–31.

Цыренова М. Г. Основы организации исследовательской деятельности учащихся при изучении курса истории: программа курса для 10–11 классов профильной школы / М. Г. Цыренова // Изучение истории на профильном уровне в современной школе. М.: ТИД Рус. слово, 2006. С. 246–251.

Чиж Г. Д. Исследовательская работа школьников по истории: несколько простых правил / Г. Д. Чиж // ПИОШ. 2012. № 6. С. 53–55.

Шамшин А. Б. Историко-краеведческая работа со школьниками / А. Б. Шамшин // ПИШ. 1998. № 5. С. 58–59.

Шмуратко Д. В. Археологическая экспедиция как форма организации работы детского лагеря: преимущества и особенности (на примере работы «Школы юных археологов» г. Перми) / Д. В. Шмуратко // ПИШ. 2013. № 6. С. 41–45.

Шулепова Э. А. Основы музееведения / Э. А. Шулепова. М.: Изд. группа URSS, 2013. 432 с.

Щеглова Т. К. Устная история и краеведческая работа / Т. К. Щеглова // ПИШ. 1998. № 5. С. 60–66.

Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология: настольная книга учителя / Н. Е. Щуркова. М.: Пед. о-во России, 2000. 256 с.

Юсупова В. Ф. Западная Европа в период расцвета Средневековья: (урок-игра или внеклассное мероприятие по истории) / В. Ф. Юсупова // ПИШ. 2004. № 8. С. 49–54.

 

7. Тематический блок «Методика изучения различных (отдельных) исторических сюжетов»

 

Данный блок курсовых работ может включать самые различные вопросы, связанные с изучением отдельных аспектов истории, и студент может предложить свое направление «сюжетных» исследований. Алгоритм раскрытия темы принципиально не отличается от тем других циклов: определение основных понятий, выяснение опыта изучения данного вопроса, накопленного методической наукой и практикой в исторической динамике, характеристика средств и приемов изучения данного сюжета в условиях современной школы.

Отличительной особенностью курсовых работ данной тематики может быть обращение к анализу школьной практики, представленной в школьных учебниках. Предметами выяснения могут быть, например, следующие вопросы: какие исторические личности являются объектом внимания авторов школьной учебной литературы, какую информацию о данном персонаже учебники предлагают школьникам разных возрастных групп, какие средства предъявления информации используются ими, какие способы организации познавательной деятельности школьников предлагаются, и т. д. Объектом анализа могут быть также видеоуроки конкурса «Учитель года», методические разработки и рекомендации, опубликованные в журналах, отдельными изданиями или размещенные в Интернете.

Практическая глава может быть представлена сценарным планом урока, фрагментами нескольких уроков или дидактическими материалами к урокам по выбранному историческому сюжету.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.