Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Карл Саган о Парапсихологии







В своей книге, The Demon-Haunted World: Science as a Candle in the Dark (" Мир полный демонов: Наука, как свеча во тьме"), вышедшей в 1995 г., астроном Карл Саган, пожалуй, одним из самых ярых противников парапсихологии, поразил многих своих читателей выводами о том, что " в сфере экстрасенсорных исследований существуют три направления, которые заслуживают дальнейших серьезных исследований: во-первых, (возможная) способность человеческих существ мысленно влиять на работу генераторов случайных чисел; во-вторых, способность - людей воспринимать посылаемые им мысли или образы при небольших нарушениях в нормальном функционировании органов чувств, и, в-третьих, способность малолетних детей иногда сообщать детали их прежней жизни, которые при последующих проверках оказываются абсолютно точными и которые они никоим образом не могли узнать, не пройдя реинкарнацию.

В выводах К.Сагана сфокусировались, возможно, самые важные достижения современных парапсихологических исследований в сфере " пси-каппа", " пси-гамма" и " пси-тета".
Начало современному этапу исследований в области " пси-каппа" было положено в 1935 г. в университете Дьюка биологами-супругами Л. и Дж.Райн, а также группой их коллег. Первые опыты были очень простыми: во время сеанса несколько раз бросались игральные кости, а участник эксперимента " волевым усилием" пытался повлиять на выпадение заранее определенной цифры. Если задуманная цифра совпадала с выпавшей, то регистрировалось " попадание". Если количество " попаданий" превышало ожидаемую случайную величину, то это истолковывалось как подтверждение гипотезы о существовании пси-феномена.

Метаанализ 73 экспериментов подобного рода, проведенных в период с 1935 по 1987 гг., показал, что шанс случайного получения положительного результата составлял 1 млрд. к 1. Общий уровень " попаданий" составил 51, 2% по отношению к 50%-ному случайному распределению результатов. Правда, высокий уровень статистической надежности полученных результатов объясняется большим числом участников экспериментов (2569 мужчин и женщин) и попыток бросания игральных костей (свыше 150 тыс попыток). Кроме того специально проведенное исследование также показало, что с течением времени качество экспериментов с бросанием игральных костей резко улучшилось (с шансами случайного получения результатов 1 млн. к 1), и это является свидетельством того, что исследователи более позднего времени усовершенствовали технику экспериментов и учли критические замечания в свой адрес. Также резко усилилась способность к созданию адекватных условий для проведения пси-экспериментов, хотя при этом соотношение удачных и неудачных попыток практически не изменилось.

В итоге на смену опытам с бросанием игральных костей пришли генераторы случайных чисел (ГСЧ) и генераторы случайных событий (ГСС), которые особенно широко- использовали в своих исследованиях физики Гельмут Шмидт и Роберт Ян. В этих устройствах имеются электрические цепи, которые генерируют серии случайных чисел постоянными щелчками по электронной " монетке"; результаты работы прибора при этом записываются. Серии могут состоять из " орлов или решек", миганий красного и зеленого света либо любой другой бинарной пары аналогичного назначения. Современные ГСЧ и ГСС имеют достаточно сложную конструкцию, и в них используются системы электромагнитной защиты, сигнальные системы, предупреждающие об утечках во внешнюю среду, и системы автоматической записи данных.

Метаанализ соответвствующих парапсихологических исследований, проведенных между 1959 и 1987 гг., дал, результаты, согласно которым случайное получение данных возможно в соотношении 1 трлн к 1. Общий показатель был несколько ниже 51% при 50%-ном случайном распределении. Поэтому неудивительно, что К.Саган использовал выражение " возможная способность" при характеристике аномальных эффектов воздействия " мысли" на работу компьютерных генераторов случайных чисел. Был также проведен анализ экспериментального качества этих исследований; его вывод свелся к тому, что с течением времени имеет место улучшение их качества при шансе получения результатов случайным образом в соотношении 500: 1 при отсутствии снижения результативности самих исследований.

Второй областью парапсихологических исследований, привлекшей внимание К.Сагана и заслуживающей, по его мнению, серьезного подхода, является сфера " пси-гамма", изучение которой проводится " при небольшом нарушении нормальной работы органов чувств". Здесь К.Саган имел в виду состояния сознания, способные порождать пси-эффекты, что предполагает уменьшение потоков внешней информации, обычно поступающей через органы чувств; исходным тут является предположение о том, что при уменьшении " шума" будет возрастать " сигнал" пси-эффекта. Поэтому участник экспериментов будет в состоянии поймать " пси-сигнал" и последующее улучшение соотношения " сигнала и шума" позволит лучше проявить себя действию пси-эффекта, который окажется более " доступным" для изучения в условиях парапсихологической лаборатории.

Парапсихолог Чарльз Хонортон и его коллеги определили этот метод исследований как метод " единого поля созания" (отталкиваясь от немецкого выражения " ганзфелд") и на его основании разработали соответствующую технику эксперимента. В ходе эксперимента глаза испытуемых закрывали полупрозрачной повязкой, а лицо освещали мягким светом разных оттенков; испытуемые надевали также наушники, через которые воспроизводилась запись слабого шума. Постепенно в сознании участников эксперимента возникали фантастические видения; рассказы о них записывались на магнитофон. Иногда " телепатический посланец" передавал испытуемым " контрольный материал"; временами автоматическое устройство случайно выбирало изображение (или серию изображений) для проверки " ясновидческих" или " интуитивных" способностей испытуемых. Как только ответы участников эксперимента записывались, им тут же показывали четыре возможных контрольных материала, которые выбирались таким образом, чтобы в наибольшей степени соответствовать описанию увиденных ими образов. Например, во время одного сеанса в качестве контрольного материала была использована видеозапись падающего моста. Устное сообщение одного из участников эксперимента выглядело следующим образом:

" Какой-то изгибающийся или качающийся вертикальный объект, нечто такое, что раскачивается на сильном ветру... очень похоже на мост в виде лес­тницы над какой-то глубокой пропастью, которая качается от порывов ветра. Теперь мост поднимается, и при этом отрываются оба конца".

Недавно был проведен метаанализ результатов всех опубликованных исследований по теме " единого поля сознания", осуществленных в период с 1974 по 1997 гг., который учитывал результаты данных 2549 сеансов. Общий уровень случайных " попаданий" был определен в соотношении 7 млрд. к 1. Величина " попаданий" составила 33, 2% при ожидаемых 25%. Аналогичные результаты были получены в ходе экспериментов с использованием и без использования компьютерного контроля, множественного числа видеопроигрывателей и автоматической записи контрольных объектов; иными словами, дополнительное применение в экспериментах множественных способов защиты от сенсорных утечек и обмана не уменьшило величины регистрируемых пси-эффектов.

Третья область, привлекшая внимание К. Сагана, связана с исследованием детей, " сообщавших детали своей прошлой жизни"; здесь следует особо выделить работы психиатра Яна Стивенсона (Children Who Remember Previous Lives), а также ряда других ученых. Изыскания в сфере пси-тета призваны дать ответ на вопрос о возможности жизни после смерти и посмертном выживании какой-то составной части человеческого организма. Я.Стивенсон исследовал на примере 2, 5 тыс. случаев, которые, к сожалению, не могут быть подвергнуты метаанализу, но философ Филип Пресс постарался детально разобраться в случаях, изученных Я.Стивенсоном, а также в других исследованиях детской памяти и личностных характеристик детей и подростков. Он пришел к выводу, что собранные данные неопровержимо доказывают явление реинкарнации и " было бы неразумно ее отрицать". Антрополог Джеймс Мэтлок также проанализировал данные из этой области и сделал общий вывод о том, что гипотеза о реинкарнации дает " цельное и рациональное объяснение результатов конкретных случаев исследования памяти о прошлых жизнях.

Например, Я.Стивенсон сообщил о случае с индийским мальчиком по имени Рави. Он родился с длинным шрамом на горле и в возрасте 2-3 лет начал говорить о своей прежней жизни, во время которой он был убит - ему перерезали горло. В течение следующих нескольких лет он стал обсуждать свою прежнюю жизнь со своей семьей, соседями и школьным учителем, сообщая им, что он был сыном Ягешвара - парикмахера, жившего на другом конце города. Рави даже сообщил имена своих убийц! В конце концов удивительные рассказы Рави дошли до человека по имени Ягешвар, который некогда потерял своего четырехлетнего сына при обстоятельствах, описываемых Рави. Подозреваемыми по делу проходили два человека, которых Рави назвал своими убийцами в прошлой жизни. Когда Рави повстречался наконец с Ягешваром, то он признал в нем своего отца по прошлой жизни. Детали, о которых подробно рассказал Рави, полностью совпадали с воспоминаниями Ягешвара о трагической жизни своего малолетнего сына.

Некоторые парапсихологи, в целом благосклонно отнесштеся к работе Я. Стивенсона, тем не менее отметили невозможность применения в исследованных им случаях строгих условий постановки и решения пси-задач и выдвинули альтернативные их объяснения. Ниспровергатели обрушились на работу Я. Стивенсона; они отметили, что она явилась результатом " родительской софистики, легкой манипуляции воображения ребенка и методологической наивности и предвзятости исследователя". Тем не менее в дальнейшем ряд специалистов повторили работу Я. Стивенсона, и упоминание о ней К.Саганом свидетельствует о том, что сообщения о прошлых жизнях постепенно начинают занимать достойное место в парапсихологических исследованиях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.