Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кредит как продукт деятельности банка






Здесь важно обратить внимание на определение кредита как банковского продукта (результата деятельности сотрудников банка). В частности, широко распространено мнение, что банки, занимаясь кредитованием, торгуют денежными ресурсами. Оно недостаточно корректное и должно быть уточнено, следует определить, что именно продается на рынке кредитования.

Банк как коммерческая организация может и должен продавать результат, продукт собственной деятельности. Но что является им в сфере кредитования? Можно было бы считать, что банк предлагает к продаже деньги, частично свои, а в основном привлеченные (само привлечение при этом можно считать результатом непростой деятельности работников банка). На самом деле это поверхностное представление, поскольку банк и привлекает, и выдает деньги в кредит только на время, что лишает весь процесс стандартного торгового содержания. Отсюда первое уточнение: речь должна идти о продаже не денег, а права временного ими пользования, которое можно считать результатом деятельности банка, предшествующей выдаче кредита.

Но остается без ответа вопрос о том, можно ли говорить о существовании продукта собственно кредитной деятельности банка, и если да, то каков он. Чтобы разобраться в этом, необходимо вспомнить, что вообще понимается под результатом или продуктом деятельности банка.

Банковский продукт, как отмечалось, — это конкретный способ, с помощью которого банк оказывает ту или иную свою услугу нуждающемуся в ней конкретному клиенту. Таким образом, это некая более или менее оригинальная банковская технология, придуманная и используемая в данном банке, т.е. определенное умение его сотрудников, которым другие банки могут владеть (" тиражирование" технологий), а могут и не владеть. Другими словами, банковские продукты всегда в чем-то отличны друг от друга, уникальны, поскольку создаются разными людьми и рассчитаны, как правило, па неповторимые потребности, возможности и запросы самых разных клиентов.

Сказанное о производительном и творческом характере банковской деятельности больше всего, пожалуй, относится именно к кредиту. Почти в каждом случае кредитования банки создают более или менее различающиеся технологии, устраивающие конкретных заемщиков. Именно они и являются тем главным товаром, который банки продают как участники кредитного рынка. Из практики известно, что наиболее уникальными и сложными по организации и исполнению (а следовательно, и дорогими и рискованными) оказываются технологии долгосрочного (инвестиционного) кредитования.

Исходя из этих общих посылок можно считать, что кредит необходимо понимать и как денежную сумму, выделяемую банком на известную цель, и как технологию удовлетворения заявленной заемщиком финансовой потребности. С другой стороны, необходимо различать технологию и результаты ее применения. Тогда можно утверждать, что кредит как продукт деятельности банка представляет собой:

1) сумму денег, предоставляемую банком заемщику и обладающую изложенными выше базовыми признаками кредита, отражающими его специфическую экономическую и правовую природу;

2) кредитный продукт как конкретный способ, с помощью которого банк оказывает или готов оказать кредитную услугу нуждающемуся в пей клиенту, т.е. упорядоченный, внутренне согласованный и документально оформленный комплекс взаимосвязанных технико-технологических, информационных, финансовых, юридических, организационных и иных действий (процедур), составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудников банка (подразделений, связанных с кредитным процессом) с обслуживаемым клиентом, единую и завершенную технологию кредитного обслуживания.

Кредитный продукт в этом смысле представляет собой изложение, описание определенной технологии (регламентных процедур), разработанной банком, которая может применяться более или менее адекватно и эффективно, а может до поры до времени оставаться в " резерве". Поэтому данное понятие нуждается в дополнениях, раскрывающих реальное применение такой технологии и его результаты. С этой целью правомерно ввести также следующие определения.

Кредитная операция — сами практические действия (упорядоченная, внутренне согласованная совокупность действий, направленных на удовлетворение потребности клиента в кредите) кредитных работников банка в процессе обслуживания заемщиков, форма воплощения в действительность кредитного продукта.

Кредитная услуга — результат банковской кредитной операции, т.е. ее итог или полезный эффект, состоящий в более или менее полном удовлетворении заявленной клиентом кредитной потребности и в получении банком прибыли.

Результат кредитного процесса нельзя сводить только к удовлетворению соответствующей потребности клиента, так как взаимоотношения с ним банка всегда предполагают реализацию интересов обеих сторон операции (сделки).

Из трех приведенных определений, раскрывающих содержание кредитного процесса, только второе (понятие " кредитная операция") соответствует тому, что обычно принято именовать предоставленными (выданными) кредитами.

8.1.3. Состав кредитных операций и их содержание

Что конкретно следует относить к числу кредитных операций банков? На этот счет полного единства мнений еще не достигнуто. В документах Банка России на данный вопрос дается ответ, который может восприниматься как чрезмерно широкое толкование понятия " кредит" (см. Положение ЦБ РФ от 26.03.2004 № 254-П " О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, но ссудной и приравненной к ней задолженности").

Размещение денег, более или менее полно отвечающее базовым признакам кредита, может осуществляться в разных формах. Помимо классического варианта кредитования, при котором заемщику выдается определенная сумма денег (наличными или безналичными) в соответствии с кредитным договором и банк ожидает, что клиент вернет свой долг также деньгами, т.е. единственного варианта, соответствующего всем признакам кредита, к числу операций, являющихся кредитными, с определенной долей условности можно отнести следующие.

1. Выдача банком либо собственных простых векселей (предъявитель векселя берет на себя обязательство выплатить указанную в нем сумму, т.е. выдать кредит с рассрочкой перевода денег) и прием их обратно по номиналу (исполнение обязательства, т.е. выдача денег предъявителю векселя, которым может быть и третье лицо, с удержанием дисконта), либо акцептование переводных векселей (предоставление банком клиентам права выставлять на него такие векселя на определенную сумму и исполнение этих обязательств).

2. Покупка (учет) банком векселей заемщиков или третьих лиц (например, в случае проведения форфейтинговых операций) с приобретением права денежных требований к лицам, обязанным по таким векселям.

3. Покупка (учет) банком у клиентов счетов-фактур их должников с приобретением права денежных требований к последним (операции факторинга).

4. Выставление банком по поручениям клиентов за свой счет покрытых (депонированных) либо непокрытых (гарантированных) аккредитивов.

5. Покупка банком у клиентов активов с обязательством последних их обратного выкупа.

О содержании банковского кредитования (кредитных операций) можно сказать следующее. Банковское кредитование как определенные действия участников банковских кредитных операций, прежде всего банковских работников, — это совокупность отношений между банком как кредитором и его заемщиком по поводу:

• предоставления заемщику определенной суммы денег для целевого (как правило) использования;

• их своевременного возврата;

• получения от заемщика платы за пользование предоставленными в его распоряжение средствами.

Основой кредитных отношений, их необходимым элементом является доверие между заемщиком и кредитором (лат. credo — верю). Первый должен верить, что банк вовремя предоставит кредит в необходимом размере и на нормальных условиях, а второй — быть уверен, что заемщик правильно использует кредит, в срок и с уплатой причитающихся процентов возвратит ранее полученную сумму. Вместе с тем это один из случаев, когда следует четко придерживаться известного принципа: доверяй, но проверяй. В любом случае ясно, что доверие — это такой фактор кредитных отношений, в силу которого они не могут полностью базироваться на формальных процедурах проверки.

Банковский кредит может быть предоставлен заемщику (юридическому или физическому лицу) под разнообразные цели, наиболее распространенными из которых являются:

• увеличение (пополнение) оборотного капитала хозяйствующей организации, что может означать, например, финансирование ее сезонных потребностей, временно возросшего количества товарно-материальных ценностей, уплаты налогов, помощь в покрытии неординарных (крупных) издержек и т.д.; во всех этих и аналогичных случаях говорят о кредитовании краткосрочном (текущем);

• финансирование производственных затрат, включая реализацию инвестиционных проектов (например, проекта расширения, реконструкции или модернизации предприятия), т.е. увеличение капитала; в таком случае говорят о средне- или долгосрочном производственном (инвестиционном) кредитовании;

• потребительские цели отдельного физического лица (приобретение или ремонт жилья, получение образования и т.д.), удовлетворяемые с помощью потребительского (личного) кредита.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.