Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Основные направления в психологии.






1. Возникновение психоанализа как целостной психологической теории (феномены, психоаналитические методы, основные теоретические положения З. Фрейда). Концепция защитных механизмов З. Фрейда и ее значение.

2. Неофрейдизм (К. Юнг, К. Хорни, А. Фрейд, Э. Эриксон).

3. Бихевиоризм (эксперименты И.П. Павлова, Э. Торндайка; Дж. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Б. Скиннер).

4. Исследования восприятия, мышления и личности, опирающиеся на понятие гештальта (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер, К. Левин).

5. Проявления, причины, смысл кризиса в психологии, пути его преодоления (К. Бюллер, Л. Бинсвангер, Л.С. Выготский).

6. Современные направления в психологии:

· когнитивная психология:

o информационно-кибернетичекий подход к изучению познавательных процессов (Д. Андерсон, Д. Бродбент, П. Линдсей, Р. Аткинсон, Д. Брунер, Д. Норман, Г. Саймон, У. Найссер);

o социально-когнитивный подход к научению (А. Бандура, Дж. Роттер);

o когнитивный диссонанс (Л. Фестингер);

o личностные конструкты (Дж. Келли).

· гуманистическая психология:

o зарождение гуманистических идей в неофрейдизме (А. Адлер, Э. Фромм);

o самоактуализационная теория А. Маслоу;

o феноменологическая концепция К. Роджерса;

· экзистенциальная психология:

o экзистенциальная философия как методологическая основа экзистенциальной психологии. Диалогический персонализм М. Бубера.

o экзистенциальные психологические концепции (Дж. Бьюдженталь, Р. Мэй, В. Франкл, А. Лэнгле).

Письменные задания, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПРЕДСТАВИТЬ НА СЕССИИ:

1. ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ТЕТРАДИ:

1) Запишите значение категории «личность» на ваш взгляд.

2) Опросите двух человек разных возрастов с целью выявления их представлений о том, что такое личность и запишите после вашего мнения.

3) Сравните в письменной форме их представления с вашими ответами (отметьте сходства, различия; гипотезы почему представления похожи; у кого и почему они различаются; сделайте вывод).

2. ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ТЕТРАДИ. На основе изучения рекомендованной литературы ВЫПИШИТЕ основные теоретические положения З. Фрейда, психологов направлений неофрейдизма, бихевиоризма, гештальтпсихологии, когнитивизма, гуманизма, экзистенциализма. Уметь раскрыть содержание выделенных понятий.

 

Ученый Представления о душе и психике
           
З. Фрейд            
           

3. ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПИСЬМЕННО НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИСТЕ ФОРМАТА А4 (Лист необходимо подписать: Ф.И., группа, дата, название задания «Классификация защитных механизмов З. Фрейда»). На основе изучения рекомендованной литературы классифицируйте по какому-либо критерию защитные механизмы, выделенные З. Фрейдом. Обоснуйте свою позицию. Опишите защитные механизмы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. – Мн.: Выш. шк., 1994. – (понятия: «защитные механизмы личности», «сублимация», «замещение», «вытеснение», «регрессия», «проекция», «рационализация», «реактивное образование», «идентификация»).

2. Лапланш Ж., Понталис Ж.Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996 (понятия: «защита» – с. 145–149, «вытеснение» – с. 121–126, «образование замещающее» – с. 282, «сублимация» – с. 510–512, «проекция» – с. 379–387, «рационализация» – с. 412–413, «регрессия» – с. 417–420, «изоляция» – с.160–162, «отрицание» – с. 321–323, «смещение» – с. 473–475).

 

4. ПОДГОТОВЬТЕСЬ К «ДОКЛАДУ СРАВНЕНИЯ положений З. Фрейда и одного представителя неофрейдизма» (представленность в любой форме – слайды, рисунок, таблица, схема, загадка и т.д. и т.п., аргументы «за» и «против»). ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПИСЬМЕННО НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ ФОРМАТА А4, который необходимо будет сдать на занятии преподавателю(Листы необходимо подписать: Ф.И., группа, дата, название задания: «Фрейдизм и неофрейдизм»).

5. Выписать в тетради основные понятия (не менее 10 и не более 20), которые разрабатывались в бихевиоризме и которые раскрывают сущность БИХЕВИОРИЗМА. Графически (в виде схемы) изобразить связи и отношения между этими понятиями. ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПИСЬМЕННО НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ ФОРМАТА А4, который необходимо будет сдать на занятии преподавателю(Листы необходимо подписать: Ф.И., группа, дата, название задания: «Бихевиоризм и необихевиоризм»).

6. ПОДГОТОВЬТЕСЬ К «ДОКЛАДУ СРАВНЕНИЯ теоретических положений интроспективной психологии сознания В. Вундта и какого-либо ученого, относящегося к направлению гештальтпсихологии» (представленность в любой форме – слайды, рисунок, таблица, схема, загадка и т.д. и т.п., аргументы «за» и «против»). ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПИСЬМЕННО НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ ФОРМАТА А4, который необходимо будет сдать на занятии преподавателю(Листы необходимо подписать: Ф.И., группа, дата, название задания: «Интроспекция В. Вундта и гештальтпсихология»).

7.Выписать в тетради основные понятия, которые разрабатывались в когнитивной психологии и раскрывают сущность этого направления. Графически (в виде схемы) изобразить связи и отношения между этими понятиями. ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПИСЬМЕННО НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ ФОРМАТА А4, который необходимо будет сдать на занятии преподавателю(Листы необходимо подписать: Ф.И., группа, дата, название задания: «Когнитивная психология»).

8. Подготовьтесь к «докладу сравнения положений одного ученого, относящегося к гуманистическому подходу и одного ученого, относящегося к экзистенциальному направлению» (представленность в любой форме – слайды, рисунок, таблица, схема, загадка и т.д. и т.п., аргументы «за» и «против»). ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПИСЬМЕННО НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТАХ ФОРМАТА А4, который необходимо будет сдать на занятии преподавателю(Листы необходимо подписать: Ф.И., группа, дата, название задания: «Экзистенциальный и гуманистический подходы в психологии»).

 

Обязательные источники (ТЕЗИСНЫЕ КОНСПЕКТЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПРЕДСТАВИТЬ НА СЕССИИ) :

1. Фрейд, З. Я и ОНО – В кн.: История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – с. 184–210. [или В кн. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Психология личности: хрестоматия: в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2006. – Т. 1: Зарубежная психология – С. 181–242].

2. Фрейд, З. О психоанализе. В кн.: История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – с. 94–114.

3. К. Юнг. Аналитическая психология. – В кн. История зарубежной психологии (30–60 годы ХХ века): тексты / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во Мос.гос.ун-та, 1986. – С. 142–171 [или в кн. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Психология личности: хрестоматия: в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2006. – Т. 1: Зарубежная психология – С.148–154].

4. К. Хорни. Наши внутренние конфликты. В кн. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Психология личности: хрестоматия: в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2006. – Т. 1: Зарубежная психология – С. 191–232.

5. Эриксон, Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности. В кн. Психология личности: хрестоматия: в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2006. – Т. 1: Зарубежная психология – С. 305–348.

6. Скиннер, Б. Оперантное поведение. – В кн.: История зарубежной психологии. 30–60–е годы ХХ века. Тексты. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1986, – с. 60–96.

7. Уотсон, Джон. Психология с точки зрения бихевиориста / Д. Уотсон. В кн.: История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. с. 79–95.

8. Уотсон, Джон. Бихевиоризм / Д. Уотсон. В кн.: История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. с. 96–106.

9. Толмен, Э. Поведение как молярный феномен / Э. Толмен. В кн.: История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. с. 107–124.

10. Толмен, Э. Когнитивные карты у крыс и у человека / Э. Толмен. В кн.: История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. с. 124–144.

11. Халл, К. Принципы поведения. – В кн.: История зарубежной психологии. 30–60–е годы ХХ века. Тексты. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1986. – с.38–59.

12. Вертгеймер, М. О гештальттеории. – В кн. История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 480 с.

13. Кёлер В. Некоторые задачи гештальтпсихологии. – История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – с. 102–122.

14. Коффка, К. Восприятие: введение в гештальттеорию.-В кн. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1975.-с.96-113.

15. Левин, К. Топология и теория поля / К. Левин. В кн.: История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – с. 181–189.

16. Левин, К. Определение понятия «Поле в данный момент» / К. Левин. В кн.: История психологии (10–30 гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – с. 190–207.

17. Выготский, Л.С. Причины кризиса в психологической науке. – С. 148–151. – В Кн.: Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. – М.: Российское психологическое общество, 1999. – 545 с. (КОНСПЕКТ КАЖДОМУ)

18. Когнитивный диссонанс [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://skepdic.ru/kognitivnyj-dissonans/ – Дата доступа: 19.02.2014.

19. Солсо Р.Л. Введение в когнитивную психологию. – С. 222–232. В кн.: Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. – М.: Российское психологическое общество, 1999. – 545 с.

20. А. Адлер. Индивидуальная психология, ее гипотезы и результат. В кн. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Психология личности: хрестоматия: в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2006. – Т. 1: Зарубежная психология – С. 163–178.

21. Фромм, Э. Психоанализ и этика / В кн. Психология личности в трудах зарубежных психологов: хрестоматия / Сост. и общая редакция А.А. Реана. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – С. 81–100.

22. Роджерс, К. Несколько гипотез, касающихся помощи в росте личности. В кн.: Психология личности в трудах зарубежных психологов: хрестоматия / Сост. и общая редакция А.А. Реана. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – С. 217–224.

23. Роджерс К. К науке о личности. В кн.: История зарубежной психологии (30–60 годы ХХ века): тексты / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во Мос.гос.ун-та, 1986. – С. 200–231.

24. Маслоу, А. Самоактуализация. В кн.: Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: изд-во Моск. ун-та, 1982.– С.108–117 [или в кн.: Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Психология личности: хрестоматия: в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2006. – Т. 1: Зарубежная психология с. 370–390].

25. А. Маслоу. Мотивация и личность. В кн. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Психология личности: хрестоматия: в 2 т. / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2006. – Т. 1: Зарубежная психология – С. 391–416.

26. Зиновьева, А.А. Диалог с другим: М. Бубер и М.М. Бахтин / Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. № 2. – 2011.

27. Бьюдженталь, Дж. Предательство человечности: миссия психотерапии по восстановлению нашей утраченной идентичности / Дж. Бьюдженталь // пер. А. Гнездицкая, В. Данченко из кн.: Эволюция психотерапии: В 3-х т. М.: Класс, 1998. – Т. 3. – С. 180–207. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psylib.ukrweb.net/books/_bugen01.htm. – Дата доступа: 29.08.2011.

28. Мэй, Р. Новый взгляд на свободу и ответственность [Электронный ресурс] / Р. Мей; пер. A. Лызлова под ред. Д.Леонтьева. – К.: PSYLIB, 2005. – Режим доступа: https://psylib.ukrweb.net/books/_meyro05.htm. – Дата доступа: 29.08.2011.

29. Франкл, В. Что такое смысл / Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. – М.: Российское психологическое общество, 1999. – с. 450–462.

30. Лэнгле, А. Четыре основных условия исполненной экзистенции / А. Лэнгле // L (Hg) Sinn und Unsinn der Psychotherapie. Basel: Mandala, (1998), pp. 105–124.

31. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности / А. Лэнгле // Вопросы психологии. 2004. №4. – С. 3–21

Основная учебная литература:

1. Ярошевский, М.Г. История психологии. От античности до середины XX века / М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 1996. – 416 с. – Глава 7, пф. 11. Глава 6, параграф 5. Глава 7, параграф 5-7, 11, 12, 14.

2. Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Учебное пособие по курсу «Введение в психологию» / Е.Е. Соколова. – 4-е перераб. изд. – М: Смысл, 2003. – 687 с. – Диалог 7. «Я и ОНО». Диалог 6. «Что может наблюдать психолог? …» Диалог 8. «Равно ли целое сумме своих частей». Диалог 13.

3. Ждан, А.Н. История психологии. От античности к современности: учебник для вузов / А.Н. Ждан. – 4-е изд. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 528 с. – Раздел 6. Глава VI. Гл.4 «Глубинная психология». Гл. 2. Бихевиоризм Раздел 6, Гл.3.

4. Марцинковская, Т.Д. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 544 с. (соответствующие разделы).

5. Степанов, С.С.Психология в лицах / С.С. Степанов. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 384 с. (см. указатель имен).

Дополнительная литература (см. электронные носители):

1. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. История и теория психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 528 с. – Гл. 14. «Категория действия». Гл.12 «Категория образа»

2. Вертгеймер М. Открытие Галилея - В кн. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., -1981, с.351-355.

3. Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Сост. М. Папуш. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 1995. – 302 с.

4. Бубер, М. Диалог / М. Бубер // Два образа веры. – М.: Высшая школа, 1995. – С. 93–125.

5. Бубер, М. Я и Ты / М. Бубер // Два образа веры. – М.: Высшая школа, 1995. – С. 15–92.

6. Мэй, Р. Любовь и воля [Электронный ресурс] / Р. Мей; пер. О.О. Чистяков и А.П. Хомик. – М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. – Режим доступа: https://www.bookmate.com/books/rPd7lNRI. – Дата доступа: 29.08.2011.

7. Мэй, Р. Открытие бытия: очерки экзистенциальной психологии [Электронный ресурс] / Р. Мэй. – М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2004. – Режим доступа: https://ligis.ru/psylib/090417/books/meyro03/index.htm – Дата доступа: 29.08.2011.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.

9. Лэнгле А. Виктор Франкл. Портрет / А. Лэнгле // под науч. ред. В.К. Загвоздкина; пер. с нем. Я.А. Дюковой, А.К. Судакова, В.К. Загвоздкина. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН): Институт Экзистенциально-аналитической психологии и психотерапии, 2011. – 247 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.