Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические основы анализа себестоимости выпускаемой продукции






Анализ себестоимости продукции, работ и услуг представляет собой объективно необходимый элемент управления производством, в том числе и затратами. С помощью анализа познается сущность хозяйственных процессов, осуществляется оценка хозяйственных ситуаций, выявляются резервы производства и, таким образом, обосновываются решения для планирования и управления.

Основной целью проведения анализа себестоимости продукции, работ и услуг является определение нерациональных, низкоэффективных затрат, а также разработка направлений, способствующих их снижению и исключению.

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

– объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;

– исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;

– содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;

– выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.

Основными источниками информации, необходимой для проведения анализа себестоимости, являются: данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, ведомости № 12, 15, журналы-ордера № 10, 10/1 и в необходимых случаях первичные документы), плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и реализацию продукции и отдельных изделий (работ, услуг), статистическая отчетность (форма № 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг), форма № 2Т «Сведения о движении работающих и затрат на оплату труда»), отчет о себестоимости товарной продукции, отчеты о выполнении сметы расходов по обслуживанию и управлению производством, данные об отходах производства и потерях от брака, отчеты о расходе материалов в сопоставлении с нормами расхода.

В соответствии с функциями управления выделяют три вида экономического анализа, которые присущи и анализу затрат на производство и реализацию продукции: перспективный, текущий (ретроспективный) и оперативный анализ.

Перспективный анализ позволяет выявить наиболее вероятные пути развития организации, факторы и резервы производства, способные обеспечить повышение экономических результатов в прямой перспективе, создает базу для сравнения вариантов разрабатываемого плана с точки зрения обеспечения его необходимыми ресурсами.

Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статической отчетности и позволяет оценить работу объединений, организаций и их подразделений за месяц, квартал и год.

Задачами текущего анализа являются:

– анализ и оценка обоснованности плановых заданий по снижению себестоимости продукции,

– выявление факторов и количественная оценка их влияния на показатели себестоимости продукции,

– объективная оценка работы отдельных подразделений и организации в целом.

Информационной базой текущего анализа служит система первичных документов и отчетов о ходе выполнения смет.

Для текущего анализа требуется обширная информация не только о плановых и отчетных значениях показателей себестоимости, но и о нормах расхода материалов, заработной платы и других элементов себестоимости.

Оперативный анализ проводится с целью оценки краткосрочных изменений в производственных процессах, достижения максимальной экономии живого овеществленного труда в быстро меняющихся хозяйственных ситуациях.

Задачи оперативного анализа:

– определение и расчет влияния факторов изменения затрат от запланированного уровня,

– своевременное предоставление полученной информации управляющей системе для принятия решений.

Оперативный анализ максимально приближен к производственным процессам. Его информационной базой служит система первичных документов и отчетов о ходе выполнения смет. Его объектами являются обеспеченность материальными ресурсами, использование производственного оборудования, уровень производственного брака, непроизводственных потерь и затрат, уровень затрат на производство отдельных изделий, узлов, деталей, услуг, работ.

Анализ себестоимости проводится в следующих основных направлениях:

1. анализ себестоимости продукции по элементам затрат и калькуляционным статьям;

2. анализ затрат на 1 руб. произведенной продукции;

3. факторный анализ отклонений по статьям калькуляции.

1. Анализ затрат по экономическим элементам

Данный вид анализа осуществляется следующим образом:

1. определяется общая величина затрат по плану и факту (смета затрат).

2. Определяется абсолютное отклонение по смете затрат (факт «минус» план).

3. Сопоставляются фактические затраты данного периода с фактическими затратами прошлого периода. Анализ показателя в динамике за ряд лет (тренд).

4. Определяется абсолютное отклонение по каждому элементу и удельный вес каждого элемента в смете затрат.

По изменению удельного веса расходов на заработную плату определяют изменение трудоемкости продукции.

Увеличение удельного веса заработной платы является следствием увеличения трудоемкости продукции, и наоборот.

По изменению удельноговеса материальных затрат определяется изменение производительности труда. Увеличение удельного веса материальных затрат является следствием роста производительности труда, и наоборот.

По изменению удельного веса амортизационных отчислений определяют изменение технического уровня производства.

В целом анализ затрат по экономическим элементам позволяет установить влияние технического прогресса на структуру затрат.

Уменьшение доли зарплаты при одновременном росте амортизационных отчислений свидетельствует о повышении технического уровня производства, росте производительности труда.

Снижение удельного веса зарплаты может свидетельствовать об увеличении доли покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов. А это в свою очередь свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации.

Анализ себестоимости товарной продукции по статьям затрат один из важнейших вопросов аналитической работы, поскольку позволяет установить – по каким статьям затрат экономия, а по каким – перерасход.

Целью данного анализа является оценка выполнения плана по статьям затрат.

Анализ осуществляется аналогичным образом, как и по элементам затрат – оценивается абсолютное отклонение фактических значений статей затрат от плановых, находится плановый и фактический удельный вес каждой статьи затрат. Себестоимость товарной продукции по статьям затрат за отчетный период сравнивается с себестоимостью товарной продукции по статьям затрат за аналогичный период прошлого года, проводится трендовый анализ.

В процессе проведения комплексного экономического анализа формируются базы данных о затратахна производство конкретных видов изделий, оказание услуг и т.д. для оценки возможных тенденций в их изменении, разработке оптимальных решений по управлению производственными затратами, а также для повышения эффективности их расходования.

Комплексный экономический анализ затрат на производство необходим:

· для разработки эффективной стратегии развития предприятия и реализации эффективного менеджмента.

· для оценки привлекательности предприятия с точки зрения внешнего инвестора и определение ее позиции в национальных и мировых рейтингах.

· для выявления резервов и неиспользованных возможностей, обоснования направлений адаптации ее внутреннего потенциала к изменениям условий внешней среды.

2. Анализ затрат на 1  руб. произведенной продукции.

Показатель себестоимости единицы продукции используется при планировании и анализе в том случае, если организация выпускает ограниченную номенклатуру продукции, либо в случаях, когда процессы производства (операции) повторяются.

Но большинство организаций выпускают продукцию разнообразной номенклатуры, которая постоянно меняется. В этих условиях используется показатель затрат на рубль произведенной продукции.

Затраты на один рубль товарной продукции () определяются отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к товарному выпуску продукции, исчисленной в оптовых ценах:

 

где – объем выпуска продукции в натуральном выражении;

– себестоимость;

– цена;

Показатель затрат на один рубль товарной продукции может быть рассчитан для любого предприятия и фактически является инструментом контроля за динамикой себестоимости. При помощи данного показателя можно проводить межхозяйственные сравнения.

Стоимость товарной продукции зависит от объема и структуры выпуска, а также цен на продукцию, себестоимость объема выпуска – от объема, структуры выпуска и себестоимости одного вида изделия.

Следовательно, затраты на один рубль товарной продукции снижаются при уменьшении себестоимости объема выпуска и наоборот.

Снижение оптовых цен влечет за собой увеличение затрат на один рубль товарной продукции и наоборот.

Данный показатель является наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, который выражает ее прямую связь с прибылью. К достоинствам этого показателя можно также отнести его широкую сопоставимость и динамичность. Для расчета этого показателя необходимо соблюдение условий:

а) в плане по себестоимости выпуска продукции и в плане выпуска продукции по оптовым ценам должен быть принят один и тот же объем производства по составу, качеству и ассортименту;

б) метод определения выпущенной продукции по себестоимости и в оптовых ценах должен быть единым.

Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль произведенной продукции оказывают влияние три основных фактора:

– изменение структуры выпускаемой продукции (ассортимент);

– изменение цен на выпускаемую продукцию;

– изменение себестоимости единицы выпускаемой продукции.

Таким образом, затраты на рубль произведенной продукции – важный обобщающий показатель себестоимости продукции, который выгоден тем, что очень универсален: может рассчитываться в любой отрасли производства, и наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. [8, 154С.]

3. Факторный анализ себестоимости продукции.

Для факторного анализа себестоимости изделия А будем использовать трехфакторную модель:

,

где – условно-постоянные расходы на производство изделия А, тыс. руб.;

– условно-переменные расходы на производство изделия А, тыс. руб.

– объем выпуска изделий А, шт.

– себестоимость одного изделия А.

Оценку влияния факторов на себестоимость изделия А проведем методом цепных подстановок.

1.Общее изменение себестоимости изделия А:

2.Все показатели плановые:

3.Влияние на себестоимость изделия А постоянных расходов.

4.Оценка влияния фактора «постоянные расходы»:

 

5.Влияние на себестоимость изделия А переменных расходов.

 

6.Оценка влияния фактора «переменные расходы»:

7.Влияние на себестоимость изделия А объема выпуска:

8. Оценка влияния фактора «объем выпуска изделия А»:

9.Совокупное влияние факторов:

 

В качестве обобщения вышесказанного, можно отметить, что анализ себестоимости продукции позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установит резервы и дать оценку работы организации по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.


 

Глава 2 Анализ формирования себестоимости продукции на примере предприятия ОАО «Кемеровохлеб»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.