Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На Пинежье и всем Русском Севере пояса были 1,2 – 3 см.






В Новгородской традиции длина тканых поясов составляла обычно 150-280 см при ширине 1-5 см, реже тканые пояса были до 5 м в длину. Концы оформлялись разнообразными кистями, помпонами, украшались бисером, стеклярусом.

На Пинежье и всем Русском Севере пояса были 1, 2 – 3 см.

Пояса были обрядовые, праздничные и бытовые, они носились поверх одежд. Их отличали цветовое решение и ширина: бытовые – 1-1, 5 см, праздничные – 2-3 см. Праздничные пояса были более яркими, нарядными. Бытовые пояса отличались не столько орнаментикой и цветом, сколько качеством и материалом.

Новые пояса, вытканные из цветного гаруса и льна, являлись праздничными, поношенные пояса или вытканные из грубой домашней шерсти, употреблялись повседневно.

Все пояса завершались кистями, кисти могли быть одноярусными – просто одна кисть на конце, двух и трех – ярусными, когда над первой кистью делали еще несколько. А также кисти могли быть в форме человечков, помпонов, косичек и т.д.

Кушак

Широкие пояса назывались кушаками; ими опоясывали тулупы, армяки, шубы. Длина кушаков составляла обычно 3-4, 5 м, ширина 6-15 см.

Широкими ткаными кушаками опоясывали верхнюю одежду следующим образом: концы кушака перекидывали назад, перекрестив, возвращали наперед, затем завязывали на левом боку или посередине. Концы кушака часто «подтыкались», обматывались вокруг пояса, кисти же оставались лежать поверх пояса, служа украшением.

Кушаки ткались из неокрашенных льняных нитей с добавлением окрашенных шерстяных или гаруса. Расцветка кушаков, как и поясов, очень разнообразна, но в технике предпочтение отдавалось «полоске». [Новгород, с. 127]

1. Роль пояса в празднично – обрядовой культуре.

Рождение

Новорожденного свивали широким льняным поясом «свивальником». В день крестин крестная мать одаривала своего крестника нательным крестом и пояском. Крестильный поясок считался охранным, оберегающим от всех невзгод. Его носили на голом теле, не снимая даже в бане. [Новгородск, с. 126]

Свадьба

Девушки часто использовали пояс в святочных гаданиях на суженого-жениха. Новый шерстяной пояс вешался на божницу со словами: «Пояс, пояс, покажи мне суженого поезд». На ночь привязывали к поясу замок, запирали его, а ключ клали под подушку, говоря: «Суженый, ряженый, отомкни меня».

Пояса являлись непременной принадлежностью приданного невесты, поэтому девушка с ранней юности готовила их вместе с другими частями приданного. [Рукоделие, с.68]

Без пояса не проходило ни одно сватовство и не одна свадьба.

Будущие невесты ткали узорные пояса, чтобы одарить ими ближайших родственников мужского пола со стороны жениха, дружек, сватов. Пояс символизировал дорогу в новую семейную жизнь, в дом будущего мужа, в новую семью, связывал зарождающиеся семейные узы.

Особый, отличающийся яркостью и красотой пояс предназначался для избранника. Невеста дарила его жениху в день сговора. В новгородской традиции проводился обряд «куражение», пояс складывался кругом перед лавкой, на которой стояла невеста, говоря: «Хочу – вскочу, хочу – не вскочу». «Куражение» девушки продолжалось достаточно долго, чтобы жених помучался в догадках и сомнениях. Если девушка вскакивала в круг пояса, то это значило, что она согласна на брак. Пояс даровался жениху, и невеста отказаться от своего слова уже не могла. Во время свадебного обряда этим поясом символически связывались руки жениха и невесты, чтобы они жили вместе долго и счастливо. [Новгород, с. 126]

Похороны

В обряде похорон пояс также играл немаловажную роль. Усопшего опоясывали, в гроб к нему клали несколько поясов на все случаи загробной жизни. Отличительной особенностью погребальных поясов является определенный молитвенный текст, смысл которого заключен в мольбе о спасении души.

На поясах гроб, - «домовина» - опускался в могилу. В родительские и поминальные дни пояса и полотенца вывешивались на окна. Они символизировали дорогу, по которой души умерших могли посетить мир живых, где их чтут и поминают. [Новгород, с. 126]

Материал для ткачества поясов

Ношение пояса

Существовали два основных способа ношения пояса: высоко - под грудью и низко - под животом. Пояс, обернутый вокруг фигуры, чаще всего завязывали сбоку, иногда спереди или сзади. Женские пояса, которые обычно были длиннее мужских (до 5 м), нередко обертывали несколько раз вокруг фигуры. На мужском поясе закреплялся мешочек из кожи для денег и принадлежностей для высекания огня - калита. У русских девушек в ряде регионов обычным было прикрепление к поясу кармана для подарков, у замужних женщин - для разных мелких предметов и денег. Изготовляли их из ткани и вышивали, а иногда составляли из различных кусочков ситца.

Если покрой сарафана не предусматривал пояс, то в этом случае его надевали под сарафан, на рубаху. В начале XX века в моду входят женские пояса, которые крепились на талии при помощи пуговиц или крючков. [Новгород, с. 127]

Мужские пояса начала XX века отличают бранные тексты: «Кого люблю, тому дарю», «Люблю сердечно, дарю навечно», «С милым рай, без милого тоска» и т.д.

Считается что иного полового отличия пояса не имели, но существует мнение что на Пинежье мужские пояса еще могли отличаться многоярусными кистями или кистями с двумя концами.

Цвет в ткачестве

Что касается колорита поясов, это несло территориальный характер. Нитки окрашивали природными красителями, которые получали из растений, например листья и кора березы, кора ольхы, дуб, дикая яблоня, купавка красильная. При соблюдении технологии крашения получали различные цвета.

Цвета для поясов подбирались большей частью яркие, контрастные, но народные мастерицы при этом умели избегать излишней пестроты – все многоцветье гаммы подчинялось одному ведущему цвету. [Барадулина с. 157]

  Основные цвета нитей   Наиболее используемые сочетания цветных нитей
Красный Бордо Белый Коричневый Желтый Зеленый Синий Лиловый Черный Серый Белый, серый, синий, желтый, черный, зеленый Черный, белый, серый, зеленый Синий, красный, черный, бордо Черный, желтый, белый, зеленый, оранжевый Черный, зеленый, коричневый, синий Красный, белый, синий, желтый, бордо, оранжевый Красный, серый, золотистый, бордо, белый Белый, серый, бордо, черный Желтый, оранжевый, белый, красный, серый Черный, зеленый, красный, синий, желтый

[12с.120]

На Пинежье наиболее распространенным цветом в бранных поясах являлось сочетание всех оттенков красного и зеленого цветов по белой основе, с добавлением в кромку синей полоски. Этим они схожи с Новгородскими бранными поясами. Иногда на Пинежье зеленый цвет заменяли синим, что встречалось реже, и еще реже – черным, красный заменяли малиновым.

Орнамент и символика в ткачестве

Уже в глубокой древности человек создавал несложные узоры из условных знаков – символов. С их помощью он выражал свое мироощущение и отношение к непонятным явлениям природы.

 

ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА НАГЛЯДНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ К КУРСУ «НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ТКАЧЕСТВА» РАЗДЕЛА «ПЛЕТЕНИЕ ПОЯСОВ».

Методические материалы – это материалы для повышения уровня методического обеспечения, аудиторной и самостоятельной работы студентов по дисциплине учебного (рабочего) плана, совершенствование образовательного процесса и улучшения качества подготовки студентов.

Главной особенностью является, то, что методические материалы для данного курса, должны быть как дидактическими, так и наглядными, поскольку данный курс рассчитан на 50 часов, 37 часов из которых, самостоятельной работы.

В нашем случае методические материалы должны быть наглядными в форме образцов поясов в различных техниках: витье, плетение, ткачество и с помощью различных приспособлений «дощечки», «сволочек», «бердышко».

А так же обязательно должно быть подробное поэтапное разъяснение работы, материалы и инструменты, процесс снования, заправки инструментов, и сам процесс создания пояса. Так же схемы, образцы, карты.

Организация рабочего места

Перед началом любого дела необходимо оборудовать свое рабочее место и подготовить необходимый инструмент.

· Важно, чтобы место было хорошо освещено. Свет должен падать на работу с левой стороны. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.

· Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 30 см.

· Необходимые для выполнения работы инструменты раскладывают справа от себя.

· Перед началом и окончанием работы следует мыть руки для того, чтобы изготавливаемое изделия всегда оставалось чистым, а на руках не оставалось мелких ворсинок от пряжи.

· По окончании работы все инструменты, пряжу надо убирать в специально отведенное для этого место.

Инструментарий

Инструменты которые понадобятся на протяжении курса «Народные традиции ткачества» раздела «Плетение поясов».

1. Вилка - приспособление в виде деревянной рогатины, на которую крепятся нити заготовки, а в дальнейшем наматывается готовая часть самого пояса (для изготовления пояса на «вилке»). (Приложение А рис.1)

2. Сволочек – представляет собой деревянную катушку, ручной или токарной работы (для изготовления пояса на «сволочке»). [18, с.9] (Приложение А рис. 2)

3. Ниченки – это две деревянные палочки с выемками (для изготовления пояса на «сволочке»). [18, с.9] (Приложение А рис. 3)

4. Нож или бральница – имитирует лезвие настоящего ножа, деревянный, для выбирания узора и для прибивания уточной нити, т.е. для создания более плотного полотна пояса. (для изготовления пояса «на сволочке», на «бердышке») (Приложение А рис. 4)

5. Челнок – приспособление из дерева, на которое наматывается уточная нить (для изготовления пояса на «сволочке», на «бердышке», на «дощечках») (Приложение А рис. 5).

6. Дощечки - это небольшие пластинки, чаще всего квадратной формы с закругленными углами с различным количеством отверстий – «глазков». Наиболее известны дощечки с четырьмя отверстиями диаметром 5 мм в каждом углу (для изготовления пояса на «дощечках») (Приложение А рис. 6).

7. Струпцина – приспособление, которое крепится к столу и служит для закрепления концов основы (для изготовления пояса на «сволочке», на «бердышке», на «дощечках») (Приложение А рис. 7).

8. Ремень – широкий, для закрепления работы у пояса ткачихи.

Материалы

Для изготовления пояса на «вилке» понадобятся: шелковые нити, а так же использовали шерстяные нити.

Для изготовления пояса на «дощечках» понадобятся: шерсть или льняные нити, а также х/б нити для утка.

Для изготовления пояса на «бердышке» понадобятся: шерсть или льняные нити, а также х/б нити для утка.

Для изготовления пояса на «сволочке» понадобятся: для основы и утка - х/б или льняные нити, для рисунка - шерстяные нити, для образования зева – катушечные швейные нити.

Снование

Снование – это подготовительный процесс в ткачестве, имеющий целью приготовить основу (нити основы) для ткачества пояса.

Существует несколько способов снования: на сновалке, стене, стульях.

Самый удобный и доступный способ – снование на стульях.

На скамью ставят два стула. К одной из крайних ножек первого стула привязывают конец нити. Нить основы снуют по кругу. Между ножками второго стула делают «восьмерку» зева. (Приложение Б рис. 1) В процессе снования, каждую очередную пасму (основная единица счета в ткачестве) перевязывают.

Основу снимают и сплетают в «косу». [12, с.33-34](Приложение Б рис. 2)

Техники ткачества поясов

Тканье на «вилку» - внешний вид изделия напоминает выполненное плоским тканьем на пальцах, только здесь используется большее количество нитей, следовательно, пояс получается шире, а для облегчения самого процесса переплетения нитей используется специальное приспособление в виде деревянной рогатины, на которую крепятся нити заготовки, а в дальнейшем наматывается готовая часть самого пояса. Виды узоров в данных поясах представляют собой диагональные полоски и «елочки».

Тканье на дощечках – один из распространенных видов настоящего тканья. Примечательно, что ткачество поясов при помощи дощечек принадлежит к очень древним видам ткачества с широкой географией распространения.

Для данного вида тканья использовались деревянные или костяные дощечки квадратной формы, с четырьмя отверстиями – по одному в каждом углу. В отверстия пропускали нити основы. Пользоваться дощечками удобно и просто. Для того чтобы поменять местами верхние и нижние нити, достаточно повернуть дощечку на 90 градусов в ту или другую сторону; при этом сменяется четвертая часть основы. Этот способ тканья считается одним из гениальных изобретений народа. Он дает возможность получить довольно широкую полосу ткани.

Нитки утка и основы бывают разных цветов, дощечки поворачиваются в любую сторону и в каком угодно порядке, нити перекручиваются, и создаются не ограниченные по сложности узоры. Ширина пояса зависит от количества заснованных дощечек, чем их больше, тем шире пояс. На дощечках ткали пояса с неограниченными по сложности узорами, от радужных полосок до молитвенных надписей.

Тканье на сволочке (ниту) – эта техника интересна с точки зрения выполнения орнамента. В качестве основы пояса идут хлобчатобумажные или льняные нити, чаще всего белого или серого цвета.

Для утка идут те же нити, что и на основу, для кромки можно применять нитки любого цвета и качества. Рисунок снуется из шерстяных неворсистых нитей всех оттенков красного цвета, желтого насыщенного, зеленого, фиолетового или синего цветов.

Тканье на берде – имитирует вид станочного ткачества со сложным орнаментом. Данная технология выполняется при помощи специального деревянного приспособления, пластинка с прорезями и отверстиями (берда).


ГЛАВА 3 ПРОГРАММА К КУРСУ «НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ТКАЧЕСТВА» РАЗДЕЛА «ПЛЕТЕНИЕ ПОЯСОВ»

3.1 Программа курса «Народные традиции ткачества» раздела «Плетения поясов».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.