Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обработка информации полученной в процессе интервьюирования пользователей-преподавателей ДШИ.






 

Что бы опрос отражал действительное положение дел, для интервьюирования были выбраны респонденты разного возраста и пользователи разных отделов библиотеки. Интервьюирование проводилось при посещении библиотеки преподавателями. Вопросами с 1-6 мы пытались выяснить по какому принципу преподаватели выбирают нотные издания сами и рекомендуют их ученикам. В процессе интервьюирования преподавателей ДШИ, выяснилось, что на их информационные запросы по музыкальному искусству влияют множество разнообразных факторов. Эти факторы можно разделить на 3 различные группы:

¾ Первая группа состоит из факторов, которые отражают цели и задачи преподавателя в образовательном процессе;

¾ Вторая группа факторов отражает различные особенности учащегося, на которого направлен образовательный процесс;

¾ И третья группа факторов отражает личные приоритеты преподавателя при формировании информационного запроса.

Каждый педагог в определённое время, для определённого ученика ставит определённые задачи. В этот момент учебные издания подбираются в соответствии с этими целями и задачами. Так, например, если ученик готовится к техническому зачёту, то ему совершенно необходимы гаммы, арпеджио, различные технические упражнения, этюды, которые отрабатывают различные виды техники. Существует огромное количество учебных изданий именно для этих целей. Это этюды Черни, Лемуана, Дювернуа. На практике используются этюды для улучшения технических навыков. Беглости для левой или правой руки. Неизменно пользуется так называемая «Школа беглости» Черни или другое название «Искусство беглости пальцев», это нотно-музыкальное издание переиздаётся множество количество раз в различных вариантах издания, в разных сериях. Но неизменно это – это издание пользуется спросом и выполняет конкретные технические задачи, которые ставит преподаватель перед учеником. Выучивая, отрабатывая произведение технической направленности, учащийся приобретает необходимый навык. Другой пример целей и задач, это когда перед учеником ставится исполнительская задача по развитию музыкального слуха. В музыкальной педагогике слух имеет множество разновидностей: звуковысотный слух, мелодический слух, полифонический слух, гармонический слух, тембро-динамический слух, внутренний слух. На развитие определённого вида слуха направлены различные музыкальные произведения. Для развития полифонического слуха, который подразумевает многоголосное восприятие произведения, способность слышать звуки дефиренцированно, расчленено. Выбираются полифонические, многоголосные произведения. Для того чтобы услышать полифонию, полностью воспринять, потом воспроизвести на инструменте сложные звуковые единства, контрастные по отношению друг к другу, но слитые в единую полифоническую форму. Полифонические произведения это, как правило, фуги, фугетты, жиги, таких европейских классиков как: Бах, Гендель, Скарлатти, Циполи. Существуют целые серии хрестоматий полифонических произведений, они совершенно необходимы для процесса обучения. К различным техническим задачам относятся: развитие слуха, развитие чувства ритма, задачи по координации левой и правой руки учащегося, развитие музыкальной памяти, беглости пальцев. При обучении на различных музыкальных инструментах и задачи меняются. Для баяна и аккордеона кроме всего вышеперечисленного применяются приёмы по отработке плавного звуковедения. Для духовых инструментов это отработка техники дыхания, использование «базинга» («базинг» в музыке – обозначение звуков, извлекаемых только губами), упражнения по тренингу языка, который при игре на духовых инструментах играет роль клапана. Для народных струнных инструментах это навыки игры при помощи медиатора, отработка силы удара по струнам, специальные упражнения для постановки левой руки, координации рук. Для струнных инструментов (скрипкп, виолончель) это развитие чувства интонации, приёмов звукоизвлечения, подготовка и отработка пальцев к игре на грифе скрипке, владение приёмами использования смычка, игра щипком и т.д.

Отдельно ставится задачи по получению навыка игры в ансамбле или аккомпанировать. В разделах библиотеки по различным образовательным программам выделены отдельные подразделе: «Ансамбль» и в фортепианном отделе «Аккомпанемент». Подразделе «Аккомпанемент» должны быть представлены различные виды нотно-музыкальных документов: партитура произведения и отдельные партии произведения.

Всё это необходимо учитывать при комплектовании библиотечного фонда. И так по каждой определённой технической задаче выбирается соответствующее этой задаче или цели произведения. В библиотеке должны быть представлены различные нотно-музыкальные документы, направленные на достижение этих задач. Мы специально перечислили множество разнообразных задач, для различных музыкальных инструментов, чтобы было понятно каким разнообразным, многовидовым должен быть состав учебной, музыкальной библиотеки, чтобы все информационные потребности и учащихся, и педагогов были удовлетворены в полной мере.

Другой вид задач, это постановка так называемых эмоционально-выразительных, образно-смысловых задач учащимся, формирование самостоятельного творческого и музыкального мышления. Нотная запись, графическая запись, звуков, нотация – это лишь схематическая запись, дающая лишь относительное представление о живом, художественно содержательном, эмоционально насыщенным музыкальном произведение. Художественный характер, поэтическую домысленность музыке придаёт исполнитель. Исполнитель должен некоторым образов «вжиться», «пережить» музыкальное произведение, угадать особый художественный смысл, который автор заложил в своё произведения. Даже прекрасно исполненное в техническом смысле произведение, но лишённое эмоциональности, исполненное автоматически, без различных акцентов, рисунков не представляет интереса для профессионалов и даже для простых слушателей. Педагог ставит перед учеником различные художественные исполнительские задачи и очень важно, какое произведение выбрано для исполнения: вальс или менуэт, известную мелодию или никому неизвестное произведение, грустную песенку или бодрый марш. Даже название произведения помогает ребёнку исполнить произведение осмысленно, выразить свои чувства при помощи звуков их тишины или отрывистости. «Болезнь куклы», «Генерал идёт», «Марш Бармалея», «Песенка Мальвины», «Блоха ходила на базар», «Прощание с роялем», «Трубачи», «Непослушный мячик», «Подружки-болтушки» - всё это названия различных музыкальных произведений. Уже в самом названии заложен некий художественный смысл, который должен передать ученик при исполнении произведения. Представить, как старый, хромой генерал бодро марширует по улице или скачет непослушный мячик.

Очень важно, для какого исполнения выбирается произведение, что это технический зачёт, экзамен или концерт класса. Представьте, что вы пришли на фортепьянный концерт и сорок минут слушали одни гаммы. Безусловно для концерта это особый, концертный репертуар, предназначенный и ориентированный для различной аудитории, это особый вид музыкальных произведений. Существуют целые серии нотно-музыкальных изданий для концертного исполнения – «Концертный репертуар баяниста», «Концертный репертуар пианиста» и т.д. Для экзамена выбираются произведения, при исполнение которых, ученик может показать все свои технические навыки и эмоционально исполнительскую зрелость.

Вторая группа факторов, выявленная при интервьюировании преподавателей – это индивидуальные особенности ученика. Преподаватель достаточно хорошо может оценить все особенности своего ученика и подобрать произведение, которое именно этот ученик исполнит достаточно технично или эмоционально. Что это за особенности, например, у ребёнка может быть слишком маленькая рука, чтобы дотянуться для нужных нот. Или у ребёнка недостаточно беглая левая рука, или он просто не достаёт ногой до педали пианино. Некоторые дети даже самые медленные менуэты играют быстро, в силу своего темперамента и наоборот другие ученики не могут играть быстро из-за прирождённой медлительности и основательности. Некоторые ещё не обладают достаточной музыкальной памятью и тяжело выучивают длинные произведения. Различные особенности ребёнка учитываются педагогом, показываются сильные стороны и потихоньку отрабатываются слабые стороны. Один из немаловажных факторов — это возраст ученика. Как правило хрестоматии и учебные пособия имеют своё возрастное назначение, но есть нотно-музыкальные документы, где их пользовательское назначение не указано, преподаватель может определить самостоятельно для какого возраста, класса предназначено произведение. Некоторые издательства при издании учебных пособий выбирают крупный масштаб нотных знаков, как при обучении чтению, так и на начальном этапе обучения игре на инструментах, крупные нотные знаки, нотный стан помогает ребёнку.

Третья группа факторов — это личные музыкальные предпочтения преподавателя. Преподаватели — это люди разного возраста, разного уровня музыкального образования, разного педагогического опыта. У них, естественно, как и у учащихся различный темперамент, различный музыкальный вкус – они разные люди и музыкальные вкусы у них разные. Учащиеся, например, очень любят играть произведение Бетховена «К Элизе», это достаточно известное произведение, его часто используют на телевидении, у него запоминающаяся мелодия, оно содержится во многих сборниках и адаптированы для различных инструментов. Но один преподаватель при интервьюировании произнёс такую фразу: «Если в нотном сборнике я вижу «К Элизе» Бетховена, я сразу же кладу его на место, он для меня не интересен». Многие преподаватели предпочитают в образовательных программах использовать классические произведения, именно те произведения, на которых они учились сами. Они как правило, трудно принимают, любые новые нотно-музыкальные издания. Они всегда выберут традиционную «Школу игры на фортепиано» под редакцией Николаева, которая имеет не менее 10 переизданий. Другие преподаватели находятся в постоянном поиске, традиционные, истёртые до дыр издания их не интересуют, они с радостью выбирают новые сборники и произведения современных авторов. Некоторые преподаватели самостоятельно адаптируют музыкальные произведения для образовательной программы, издают нотно-музыкальные документы. В школе имеется ряд изданий, выпущенных под редакцией преподавателе музыкальных школ:

¾ Геталова О.А. В музыку с радостью: учебное пособие по фортепиано / О. А. Геталова. - Санкт-Петербург: Композитор, 2009. - 91 с.: цв. ил.

¾ Шелухина Н. Музыкальные жемчужинки: учебное пособие для фортепиано / сост. Н. Шелухина. - Санкт-Петербург: Композитор, 2007. - 128 с.

¾ Равчеева Н.А. От Варламова к Слонимскому. Дуэты гобоев в сопровождении фортепиано: Учебное пособие: Клавир и партии / Н.А. Равчеева, Санкт-Петербург: Композитор, 2014. – 40+12+12 с.

Наталья Александровна Равчеева является преподавателям ДШИ №11. Другие составители, преподавателями ДШИ и ДМШ Санкт-Петербурга. Пользовательские запросы этой категории пользователей очень компетентны, они прекрасно знают ассортимент выпускаемых изданий по музыкальному искусству, знакомы с деятельностью различных издательств, их недостатки и преимущества. Анализируя ответы на вопрос о специальных музыкальных издательствах, мы увидели:

¾ Многие преподаватели хорошо знакомы с музыкальными издательствами и их продукцией;

¾ Они имеют профессиональное представление о недостатках нотно-музыкальных изданиях, выпускаемых в различных издательствах;

¾ Преподаватели часто изучают сайты издательств и каталоги документов, имеющихся в продаже;

¾ Особо выделяются два ведущих музыкальных издательства «Композитор» и «Музыка». Именно документы этих издательств являются качественными и отвечают множеству профессиональных требования преподавателей.

¾ Преподаватели часто высказывали своё мнение о том, что ассортимент выпускаемой продукции этими издательствами, очень небольшой, он не может полностью удовлетворить их информационные потребности. Некоторые виды документов или музыкальные издания для некоторых музыкальных инструментов не выпускаются вообще.

Очень интересными оказались ответы на вопрос о том, учитывают ли преподаватели желание ребёнка при выборе произведения. Большинство ответило положительно на этот вопрос, но некоторые считают, что ученик не может самостоятельно выбрать необходимое ему произведение. Как пример, приводилось в пример пожелание ученика сыграть «Лунную сонату» Бетховена. Ученик даже не предполагал, что та «Лунная соната» которую где-либо слышал ученик, это лишь первая часть большого музыкального произведения из трёх частей, она очень известная, но, чтобы её сыграть как должно, необходимо приложить очень много усилий. В основном преподаватели учитывают желание ученика, считая, что это может стать дополнительной мотивацией для успешной учёбы.

При ответе на вопрос о качестве нотно-музыкальных изданий, большинство преподавателей высказали мнение о том, физический износ и полиграфическое качество нотного документа является для них второстепенным. Главная качественная категория для музыкантов – это содержание документа, его ценность с точки зрения его исполнения, его музыкальной ценности. Документ может быть очень старым и физически изношенным, но если музыкальное произведения будет отвечать требованиям преподавателя, то выбран будет именно он.

При анкетировании очень низкий процент преподавателей ответили, что они являются пользователями других музыкальных библиотек Санкт-Петербурга (всего 15%) поэтому этот вопрос был включён в интервью. Чаще всего преподаватели отвечали, что знают, что в городе достаточное количество музыкальных библиотек, но из-за отсутствия свободного времени они их не посещают. Почти никто из преподавателей не знает об удалённом доступе использования библиотечных ресурсов. Что можно пользоваться электронным каталогом библиотек, заказывать документы и некоторые использовать «online». Многие не подозревают о электронных библиотека и базах данных, особенно преподаватели старшего возраста. Так же преподаватели высказывали своё мнение о том, что никакие электронные каталоги и базы данных не заменят им ознакомления с документом «de vizu». В электронном каталоге часто нельзя увидеть содержание документа и понять его информационную ценность. Тем не менее некоторые преподаватели пользуются при поиске необходимых документов сетью «Интернет». В основном это молодые преподаватели и преподаватели среднего возраста. Можно сделать вывод, что старшему поколению не хватает компьютерной грамотности и пользовательского опыта при работе в сети «Интернет», несомненно, что библиотека ДШИ может им в этом помочь.

Подытожим результаты интервьюирования преподавателей ДШИ №11:

¾ На выбор нотно-музыкальных документов преподавателями, влияет множество факторов, которые носят профессиональный характер. Эти факторы определяются музыкально-педагогической деятельностью преподавателей.

¾ Качеством нотно-музыкальных документов является их информационная ценность, музыкальное содержание.

¾ Музыкальные издания являются основным источниками комплектования музыкальных библиотек, как личных, так и ДШИ.

¾ Ассортимент издаваемых нотно-музыкальных документов не является достаточным для различных потребителей и не удовлетворяет полностью информационные потребности по музыкальному искусству.

¾ Сеть «Интернет» как информационный источник по музыкальному искусству используется недостаточно, силу низкой компьютерной грамотности.

¾ Пользователи музыкальных библиотек испытывают трудности при использовании электронного каталога библиотек, так ка часто каталог не полностью раскрывает содержание документа.

Всё это музыкальное разнообразие должно содержаться в библиотечном фонде школы, невозможно научиться играть на инструменте при помощи одних этюдов и гамм или при помощи только детских, элементарных песенок. Только системный подход при комплектовании фонда библиотеки помогает его сделать разносторонним, отвечающим всем пользовательским запросам. Основываясь на результатах опроса, мы пришли к выводу, что при комплектовании фонда библиотеки ДШИ или ДМШ, необходимо постоянное профессиональное консультирование со стороны преподавателей по музыкальному искусству.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.