Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство как политический институт. Понятие гражданского общества.






Государство – важнейший социальный и политический институт, поскольку представляет и выражает волю населения к общественному согласию. Основа государства – политические институты и организации. Символы – герб, флаг, гимн.

Основные признаки государства:

- публичная власть;

- территория с административным делением;

- народ;

- суверенитет на международной арене;

- взимание налогов и других платежей.

Функции государства: внутренние (экономика, социалка, экология и др.) и внешние (международное сотрудничество, участие в решении глобальных проблем, ведение войн и др.).

Формы государства:

- по форме правления: монархия (абсолютная и конституционная) и республика (парламентская, президентская, смешанная);

- по административно территориальному устройству: унитарное, федеративное, конфедеративное;

- по политическому режиму: тоталитарно-авторитарное и демократическо-либеральное.

Правое государство – государство, ограниченное в своих действиях правом, где царят верховенство закона, всеобщность права, разделение властей, гарантии прав и свобод, взаимная ответственность государства и личности.

Гражданское общество – внегосударственная форма общественной жизни, сфера реализации частных (индивидуальных и коллективных) инициатив, интересов и потребностей. Его наличие ‑ главный признак демократических систем. Термин употребляли еще в античности, но современный смысл сформирован просветителями вXVIII в.

Гражданское общество самоорганизуется и саморазвивается. Оно не противостоит государству, а дополняет его. Его основа ‑ гражданские (негосударственные) объединения и ассоциации. Его субъекты (элементы) – граждане, семьи, нации, организации и др.

РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ:

- ответы № 24-27 в материале «Краткие ответы на экзаменационные вопросы по политологии»;

- ответы № 7-9 в материале «Краткие ответы на экзаменационные вопросы по предмету «Основы права Республики Беларусь».

ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ почти полностью охватывает ответ на вопрос № 40 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Политическая система общества и ее структура». Ибо в политическую систему входят государство, политические партии, общественные организации и движения (коротко говоря, это вся власть и все гражданское общество в совокупности).

 

52. Философия культуры: основные стратегии.

Философия культуры ‑ философская дисциплина, занимающаяся осмыслением культуры как специфического феномена: ее сущности, закономерностей становления и развития, структуры и функционирования. Возникла на рубеже XVIII-XIX вв. в философии Просвещения и немецкого романтизма.

Культура – сфера искусственного, рукотворного бытия, созданного человеком путем преобразования природы.

2 базовых подхода:

- универсально-рационалистический: культура ‑ царство разума, справедливости и закона; синоним цивилизации;

- эстетико-мифологический: культура – иррационально-мистическая, индивидуально-множественна; синоним творчества.

У Ницше культура – синтез двух начал аполлонического (упорядочивающего) и дионисийского (спонтанно-творческого).

Современные стратегии (достаточно условно):

- аксиологическая (Виндельбанд, Шелер): культура – система общезначимых самодостаточных ценностей, значим не предмет, а ценность, которую он представляет;

- семиотическая (Леви-Стросс, Фуко): культура – система знаков, в первую очередь языковая система, задающая рамки всей культуре и каждому человеку;

- психоаналитическая (Фрейд, Юнг): культура – Сверх-Я, то есть надстройка для сдерживания и сублимации бессознательной энергии, система значимых эталонов и запретов;

- деятельностная (марксизм): культура – продукт человеческой деятельности, конкретно-историческая надстройка над экономическим базисом;

- игровая (Гадамер, Финк): культура – арена реализации свободной творческой активности человека, расширяющая опыт и радующая каждого из нас;

- экзистенциально-диалогическая (Хайдеггер, Сартр, Камю): культура – арена диалога уникальных творческих личностей, сфера реализации творческих потенциалов.

ДОПОЛНЕНИЕ: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 41 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Понятие культуры, ее структура и социальные функции». Но на всякий случай дополним с частичным дублированием:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.