Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности права Золотой Орды






Право Орды характеризовала узаконенная жестокость, феодальный произвол, формальная неопределённость, а также архаичность. Даже Яса Чингиз-Хана стала известной не в качестве единого писаного акта, но как отдельные упоминания и выдержки, которые содержались в различных источниках, не касающихся права.

Имущественные отношения в Орде были регулированы обычным правом и отличались своей запутанностью. Особенно это можно заметить в земельных отношениях – фундаменте феодального общества. Право собственности на всю территориальную землю Орды принадлежало исключительно потомкам Чингис-Хана и Джучи.

Главным объектом в наследовании ханского рода, безусловно, являлась власть. Семейно-брачное право по большей части регулировалось устоявшимися старинными кочевыми обычаями, а также шариатом (в меньшей степени). Главой полигамной патриархальной семьи считался отец. Кроме того, он был единственным хозяином всего семейного имущества, а также он имел право не только отдать собственных детей в услужение, но и продать их в рабство. Количество жён не было ограничено.

Так же, как и другие права, уголовное право в Орде было полно жестокости и террора. Согласно Великой Яме, смертная казнь полагалась за такие преступления: измена, неповиновение хану (а также остальным феодалам), самовольный переход в другое военное ордынское подразделение, отказ от помощи в боевых условиях, а также сострадание к пленнику, присвоение чужого раба, убийство, скотоложство, волшебство и др.

17. Складывание русского централизованного государства

предпосылки образования русского централизованного государства - экономические и политические. Отправным пунктом в развитии феодальной экономики стало быстрое развитие сельского хозяйства, происходит освоение заброшенных земель. Возникла необходимость в большем количестве новых, более совершенных орудий труда, что привело к отделению ремесла от сельского хозяйства, а значит и росту городов. Происходит процесс обмена в виде торговли между ремесленником и земледельцем, т.е. между городом и деревней. Разделение труда между отдельными районами страны требовало политического объединения русских земель. Особенно в этом были заинтересованы дворяне, купцы, ремесленники. Усиление экономических связей стало одной из причин образования единого русского государства. В этот период усиливается эксплуатация крестьян, что приводит к обострению классовой борьбы. Феодалы стремятся юридически подчинить себе крестьян, закрепить их за своей собственностью. Такую функцию способно выполнить только централизованное государство. Угроза нападения извне ускорила процесс централизации Русского государства, т.к. в борьбе против внешнего врага были заинтересованы все слои общества.

В процессе образования единого русского государства можно выделить три этапа.

Еще в XII веке, наметилась тенденция к объединению земель под властью одного князя во Владимиро-Суздальском княжестве.

· Первый этап (конец 13 века) – возвышение Москвы, начало объединения. Москва становится главным претендентом считаться центром русских земель.

· Второй этап (1389-1462 гг) – борьба с монголо-татарами. Усиление Москвы.

· Третий этап (1462-1505 гг) – завершение образования единого русского государства. Свергнуто монголо-татарское иго, завершился процесс объединения Руси.

В отличие от стран Западной Европы образование русского централизованного государства имело свои особенности:

· Объединение происходило на фоне позднего феодализма, а не расцвета, как в Европе;

· Объединением русских земель руководили московские князья, а в Европе – городская буржуазия;

· В первую очередь Русь объединялась по политическим причинам, а потом уже по экономическим, в то время как для европейских стран главными были экономические причины.

Первым царем всея Руси и высшим судьей стал Иван IV Васильевич Грозный, сын Василия 3. Удельные князья были теперь под контролем ставленников из Москвы.

Молодое централизованное государство в XVI в. стало называться Россией. Страна вступила на новую ступень своего развития.

Предпосылки:

А – экономические: 1. Установление стабильности и порядка, 2. Складывание благоприятной обстановки для развития торговли, 3. Процесс усиления боярами и дворянами их владений, сохранение зависимости крестьян, 4. Возрождение ремесел и тд и тп.

Б – политические: 1. Наличие единой власти московского князя, 2. – ликвидация самостоятельны княжеств и уделов, 3. – усиление дворянства за счет ограничение старой боярской аристократии.

В - внешнеполитические – 1. Необходимость освобождения от ТМига, 2. – наличие постоянной угрозы как с запада так и с востока.

Г – религиозные – 1. Сохранение РПЦ, 2 – связь между отельными частям и странным, 3 – укрепление как экономических так и моральных позиций церкви

Основа могущества московского княжества была заложение при Иване Калите, который сумел получить великокняжеский ярлык и право сбора самостоятельной дани с русских земель. Московские князья смогли подчинить себе остальные княжества, благодаря гибкой политике был обеспечен мир на Руси, Москва – центр православной религии. К концу 14 века моск княжество настолько окрепло, что смогло вступить борьбу с Ордой – 1380 – Куликовская битва. Ровно через век – 1480 – стояние на р. Угре – полное освобождение от татаро-монгольского ига. К 1514 г в состав Московского государства входит Смоленск и таким образом заканчивается сбор русских земель, был запрещен отход к другим княжествам, складывается узкое подчинение исключительно московскому – отход к другому – измена. Изначально московское гос-во оставалось еще раннефеодальной монархией – в силу которого отношения между центром и местами в состоянии сюзеренитета-вассалитета. Однако с течением дел положение менялось – московские князья, как и все другие делили земли между наследниками, которые получали обычные удели и были в них формально самостоятельно, однако фактически старший сын, приобретший стол великого князя сохранял положение старшего князя. Со 2 половину 15 века – вводится порядок, по которому старший наследник получал бОльшую долю наследства, чем остальные, что давало ему экономическое преимущество. Постепенно изменилась и юридическая природа отношений. Если изначально – на иммунитетных грамотах и договорах, которые предусматривали службу удельного князя великому за вознаграждение, то потом – она стала связываться с владением вассалами их вотчинами – они получили земли от великого князя за службу и в начале 15 века – удельные князья обязаны подчиняться великому князю просто в силу его положения.

Русское г-во разделилось на уезды, те на станы, а те на волости.

Великий князь – глава русского гос-ва. Издавал законы, осуществлял гос руководство, судебные полномочия. Реальная власть с течением времени усиливается и изменяется во внутреннем и внешнем направлении. Расширение территориального «покрытия» власти московского князя. Внешний источник усиления – падение власти золотой орды. Вначале московские князя были вассалами ордынских ханов, однако с Куликовской битвы эта зависимость стала только формальной, а после 1480 – фактическая и юридическая независимость.. Начиная с Ивана 3 – великие князья именовали себя государь всея Руси.

Боярская дума – выросла из совета при князе. Оформление думы следует отнести к 15 веку. Отличалась от прежнего совета большей юридической и организационной оформленностью. Была постоянно действующим органом, имела сравнительно стабильный состав. В думу входили думные чины – введенные бояре и окольничьи. Фактически князь не мог поступать самовольно, хотя юридически мог и не считаться. Однако с течением времени великие князья все больше подчиняют себе Боярскую думу, что связано с общим процессом централизации власти. Феодальные съезды имели тот же характер, но по мере усиления централизации отмирали

Дворцово-вотчинная система управления. Продолжая оставаться раннефеодальной монархией было унаследовано и дворцово-вотчинное управление. Однако расширение территории и усложнение его деятельности приводит и к усложнению системы гос аппарата. Преобразование старой системы начинается с её усложнения.. Она делится на 2 части – одна – дворец –управление дворца во главе с дворецким, имел в своем распоряжении многочисленных слуг – ведал пашенными княжескими крестьянами, другая часть – пути, обеспечивающие спец нужды князя и его окружения – сокольничий, ловчий, конюшенный и тд. Из органов обслуживавших в первую очередь личные нужды князя они все больше превращались в общегос. Учреждения, выполнявшие важные задачи по управлению всем гос-вом. Из состава дворцовой службы выделилась великокняжеская казна.

Местные органы – это были представители центра – уезды – наместниками, а волости волостелями. Получали от него корм. Т.е. проводили натуральные и денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Управляли соответствующими уездами и волостями собственными силами. Содержали свой аппарат управления и имели военные отряды. Все интересы волостелей и наместников сосредотачивались по большому счету на собственном обогащении. Местные органы власти управления не распространяли свою компетенцию на территорию боярских вотчин.

Органы гор. Управления – гор управление в Московском гос-ве несколько изменились. Города не имели самоуправления. Московские князья изымали города из юрисдикции удельных и таким образом распространяли на них свою власть. В 15 веке создается должность Городника – своеобразного военного коменданта города, который был обязан следить за состоянием гр. Укреплений и выполнением местным населением повинностей, связанных с обороной.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.