Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Я и мои родители






Цели:

помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможности и желаниями;

обучить детей способам разрешения конфликтов с родителями.

Занятие 13. Я и мои родители

Разминка

«В маске». Водящий, надев маску, с помощью движений головы и шеи изображает действия школьника, но на этот раз прибавляется возможность пользоваться интонацией. Можно произносить бессмысленные звуки: «бу», «ду» и т.п. Остальные участники разгадывают, какие действия изображаются.

«Сонное дыхание». Дети закрывают глаза. Ведущий предлагает им представить, что они спят после тяжелого трудового дня, и подышать так, как дышат люди во сне. Потом — как дышат люди, пережившие большую радость, сильно взволнованные и т.п. Как меняется дыхание в зависимости о г настроения человека?

«Сказочные герои». Побеседуйте с детьми об их любимых сказках и о сказочных героях (или персонажах мультфильмов), на которых им хотелось бы быть похожими. Пусть каж дый выберет такого героя и постарается войти в этот образ Нужно представиться от имени героя (например: «Я — Зо лушка», «Я — Буратино»), рассказать немного о себе, подвигаться так, как двигался бы выбранный герой, ответить на вопросы других детей.

Можно задавать герою сказки любые, в том числе самые неожиданные вопросы: «Золушка, что ты ела сегодня на завтрак? А что ты видела во сне?» Задача героя — находить ответы на любые вопросы, не теряясь и не выходя из образа. Можно устроить знакомства и диалог для героев из разных сказок.

Когда все герои будут представлены, поговорите с детьми о том. что люди не случайно выбирают того или иного героя — их что-то сближает, возможно, у них есть сходные качества. Проверить справедливость этого предположения можно, попытавшись сравнить героев сказок с исполнителями их ролей. Найдите эти сходные качества! Ведущий может ненавязчиво помогать, подсказывать, если у детей возникнут затруднения.

Основное содержание занятия

«Неоконченные предложения». Дети несколько минут размышляют о своей домашней жизни. После этого они завершают фразы:

«В моей семье принято...» «Мои родители часто...» «Моя мама обычно...» «Мой папа обычно...» «Я с родителями часто...»

Рисунок «Семья». Предложите детям представить, что к каждому в дом пришел добрый волшебник и превратил всех Домочадцев в сказочных героев. Кто в кого превратится? Пусть дети нарисуют свою семью в сказочных образах. Рисунки можно забрать домой и подарить родителям. Можно также попросить родителей при желании выполнить то же задание: нарисовать членов своей семьи в образах героев сказок. Интересно впоследствии сравнить, много ли окажется совпадений в сказочных интерпретациях домашней жизни у Детей и у их родителей.

Занятие 14. Я умею просить прощения

Разминка

«Изобрази предмет». Все вместе перечислите предметы домашней утвари. После этого каждый загадывает один из предметов и пластически изображает его, а остальные отгадывают. Для выполнения этого упражнения может понадобиться коврик.

«Чувства». Ведущий по очереди называет какое-либо чувство (удивление, радость, скука и т.п.). Дети должны вспомнить, какое из домашних занятий вызывает у них это чувство, один из них пластически изображает это занятие. Остальные отгадывают, что это за занятие.

«Маски». Приготовьте разноцветные бумажные салфетки и покажите детям, как можно легко и быстро сделать из них выразительные маски: листки складываются вдвое, в нужных местах делаются отверстия нужной формы — ножницами либо просто пальцами. Предложите детям попытаться изготовить маски, выражающие разные чувства, и произнести с маской на лице монолог от имени этого чувства.

Основное содержание занятия

«Неоконченные предложения». Предложите детям некоторое время подумать о своих родителях, вспомнить их привычки, основные занятия, отношения друг с другом и с ними, а затем продолжить фразы:

«Я люблю, когда мои родители...»

«Я не люблю, когда мои родители...»

«Я хочу, чтобы мои родители...»

«Я не хочу, чтобы мои родители...»

Это задание выполняется письменно, листки сдаются ведущему; читают вслух завершенные предложения только желающие.

«Не буду просить прощения!» Ведущий рассказывает детям о мальчике Максиме, которому очень трудно было просить прощения, даже если он знал, что не прав. У него просто язык не поворачивался сделать это. В результат^ многие считали его бесчувственным, думали, что он не умеет признавать своих ошибок. А Максим в глубине души очень страдал от своей неправоты, но ничего не мог с собой поделать. Так продолжалось до тех пор, пока ему не попалась одна красивая книга. В ней была сказка о принце Эдгаре.

Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

Принц Эдгар (М. Доброневский)

Опять ты испортил свой новый костюм! — кричала королева-мать.

Ты даже не можешь постоять за себя! — ворчал король-отец.

Недотепа, недотепа! — говорили старшие братья. — Тыни на что не годен!

И так было каждый день. Эдгар был принцем и жил в роскоши. Но все равно ему часто бывало грустно. Отец-король постоянно был занят государственными делами, королеве-матери приходилось следить за всем дворцовым хозяйством, старшие братья были заняты учебой и спортом и готовились стать достойными преемниками короля. И только Эдгар, по общему мнению, ни к чему не был способен.

Эдгар.не очень-то любил свою роскошную комнату, заваленную дорогими игрушками, ему больше нравилось проводить время в дворцовом саду — так легче было не попадаться на глаза домочадцам, чтобы лишний раз не раздражать и не расстраивать их своей праздностью. В саду шелестели листья, стрекотали кузнечики. Цветочные поляны дышали ароматом, а легкий ветерок на закате, казалось, нашептывал принцу ласковые слова.

Часто его долгие прогулки заканчивались очередной взбучкой. Эдгар очень страдал, думая о своей никчемности. Он всегда надеялся на то, что наступят лучшие времена, но пока что ему было очень грустно.

Но вот однажды над королевством нависла угроза гибели Приближалось неминуемое Зло. Как его победить? Король собрал семейный совет. Предлагались разные способы уничтожения Зла. Только Эдгар сидел и молчал. Он думал о том, что Зло можно победить только с помощью Добра и Любви Но он не решался высказать свое мнение, боялся, что его не поймут и осмеют, как всегда. И все-таки он набрался смелости и сказал то, о чем он думал.

— Чтобы победить Зло, нам нужно всем обняться, простить друг другу все и почувствовать, как мы любим друг друга.

Конечно, никто не воспринял это всерьез. И было принято решение уничтожать Зло при помощи оружия.

Но чем больше пытались победить Зло оружием, тем больше и сильнее становилось Зло; казалось, вог-вот оно охватит весь мир. Предчувствие неминуемой гибели росло. И вот король собрал всех родных, чтобы проститься друг с другом перед лицом смерти. И тогда произошло чудо. Король-отец, королева-мать, братья и Эдгар — все почувствовали, как они дороги друг другу, как сильна их любовь. Мелкие обиды отступили. Все просили друг у друга прощения за то, что порой бывали несправедливы и невнимательны, по их объятия были красноречивее любых слов. Все плакали и прощались друг с другом.

И вдруг за окном появилась радуга невиданной красоты. Как темная туча, налетело Зло, но радуга встала на его пути. Столкнувшись с ней, Зло разлетелось на тысячи мелких осколков, которые, падая на землю, окрашивались в радужные цвета и превращались в цветы. Слезы горя стали слезами радости.

Все королевство ликовало.

Король и вся его семья благодарили принца Эдгара. Все стали относиться к нему с уважением и больше не считали его недотепой. Во дворце царили любовь и взаимопонимание. Наступили счастливые дни, и королевство с тех пор процветало.

Комментарии для Ведущего

На этом занятии обсуждается трудная, но очень важная сказка. Предложите детям подумать о том, что произошло с мальчиком Максимом из истории «Не буду просить прощения!», когда он прочел эту книгу. Дети приходят к выводу, что злом нельзя победить зло, оно от этого становится только сильнее. Зло можно победить только любовью. Можно рассказать детям, что иногда мы невольно обижаем друг друга и важно иметь мужество попросить прощения, посмотрев при этом в глаза человеку и, по возможности, обняв его. Можно завершить это занятие всеобщим «прощением». Вы можете подать пример, попросив прощения у кого-нибудь из детей, затем этот ребенок попросит прощения у другого и т.д. (однако это можно делать лишь при желании детей).

Занятие 15. Почему родители наказывают детей?

Разминка

«Изобрази предмет». Предложите детям по очереди изобразить домашнюю мебель: шкаф, диван, кресло и т.п. так, чтобы все узнали, что это за предмет.

«Занятия мамы». Спросите детей, чем обычно занимаются дома их мамы, а затем называйте то или иное чувство, а дети пусть вспоминают и изображают те мамины занятия, с которыми у них связаны эти чувства.

«Я сделал дело хорошо». Ведущий бросает детям мячик, и каждый, кому он достался, должен быстро назвать одно из школьных или домашних дел, которые ему удалось сделать на этой неделе хорошо. Например: «Я хорошо дежурил в столовой», «Я починил игрушку младшего брата», «Я помог дедушке навести порядок» и т.д.

Основное содержание занятия

«Неоконченные предложения». Поговорите о том, почему родителям иногда приходится наказывать своих детей. Доставляет ли это им удовольствие? Помогают ли наказания детям исправляться? Предложите завершить фразы:

«Если ребенок в чем-то провинился, нужно...» «Когда мой друг провинится, его родители...» «Когда я вырасту, а мои дети будут себя плохо вести, я...»

Приведите выдержки из детских сочинений, в которых говорится о родительских наказаниях, и обсудите их все вместе:

«Папа отвел Аню в комнату и отлупил. После этого она стала вести себя лучше».

«Папа побил его. После этого он больше не получал замечаний, и родители были довольны».

«Меня побили, и на следующий день я исправил двойку и стал учиться на пятерки».

Поговорите о том, можно ли вообще обходиться без наказаний. Есть ли такие дети, которых никогда не наказывают родители? Способны ли дети понимать взрослых, если с ними разговаривают спокойно об их провинностях? Можно ли наказать ребенка, не обижая его? Какими способами можно помочь ребенку исправиться?

Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

Простить маму (А. Шмидт)

В одном большом городе жила семья гномов. Гномы — это такие же существа, как и люди, только очень маленькие. Эта семья была дружной, но однажды с ней произошла такая история.

Мама уходила из дому по своим делам и сказала Маленькому Гномику:

— Я скоро вернусь. Веди себя хорошо.

Гномик, оставшись один, стал ходить по квартире и вдруг залюбовался красивой вазой в маминой комнате. Это была любимая мамина ваза. Обычно солнечные лучи играли на ее гранях, но сейчас стекло было тусклым, потому что покрылось пылью.

Вымою-ка я вазу! — решил Гномик. - А когда мама вернется, она обрадуется, что ваза опять сверкает на солнце.

Он влез на стульчик, потянулся к вазе, но пошатнулся иупал. Ваза скатилась со стола и разбилась, ударившись обпол.

Какая жалость! — заплакал Гномик.

И тут вернулась мама. Она очень расстроилась, а потом рассердилась, что ее любимая ваза превратилась в груду осколков, отшлепала Гномика и отругала его. Она так и не узнала, что вся эта неприятность произошла потому, что Гномику хотелось ее порадовать.

Малышу было обидно, и он злился на маму. Ему никого не хотелось видеть, он заперся в детской и горько плакал. «Я так хотел сделать для мамы что-нибудь хорошее! Я не виноват, что у меня это не получилось! А она... Пусть бы этой мамы вообще не было! Пусть я буду один на всем белом свете!» — причитал он.

Слезы катились градом по его щекам, и вдруг одна слезинка упала прямо на книгу, где был нарисован волшебник. И тогда волшебник ожил.

— Я все знаю, все видел, — сказал он Маленькому Гномику, — ты обиделся на маму и хочешь, чтобы ее не было. Онанаказала тебя, не разобравшись, в чем дело. Что ж, у меняесть волшебная палочка. Сейчас я взмахну ею, и твоя мамаисчезнет, ты останешься один на всем белом свете...

Так и случилось. Мама исчезла. Гномик одиноко бродил по дому. Вскоре он почувствовал, что без мамы ему плохо. Потом ему захотелось, чтобы мама была рядом. «Наверное, и ей без меня плохо. Наверное, она ищет меня. Может быть, ей даже хуже, чем мне...» — думал Гномик. Но как вернуть маму?

И Гномик догадался: может быть, надо маму простить? И как только он перестал на нее злиться и его обида прошла,

мама оказалась рядом. Они обнялись и стали просить друг у друга прощения. Гномик все объяснил ей, а потом они отправились в парк и катались на карусели.

Мама купила Гномику сласти, он утешился и думал: «Хорошо, что я простил маму! Она же так любит меня! Я всегда буду ее прощать, это же моя любимая, единственная мама». А мама думала: «Как я была не права! Как хорошо, что мой сынок сумел меня простить! Постараюсь больше не обижать его, ведь мы так любим друг друга!»

«Портрет мамы». Обсудив сказку, поговорите с детьми о том, как можно прощать своих родителей, если они бывают несправедливы. Дети с закрытыми глазами представляют свою маму: какая у нее прическа, как выглядит ее самое нарядное платье, как она улыбается. А потом украшают листы бумаги красивой рамкой и рисуют в ней мамин портрет. По окончании занятия портреты развешиваются на стене, затем дети забирают их домой в подарок маме или папе.

Комментарии для Ведущего

Основная идея занятия: мама, как и все люди, имеет право на ошибки, может устать и не всегда поступать правильно. Главное — научиться прощать друг друга.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.