Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальное развитие взрослой личности






Период взрослости характеризуется независимостью от родителей в эконом. отношении. Новый статус складывается из многообразия прав и обязанностей чел.а в разн. сферах жизни и деятельности, в обществе, на работе, в собственной семье; наступает консолидация соц. и проф. ролей. Если в период молодости актуальным был поиск люб. чела, верных друзей, проблема создания семьи, усиливалась установка на хор. жилищные условия, материал. обеспеченность, то в период взрослости (особенно на первом ее этапе, в 26-30 лет) жизн. планы приобретают иной характер, поскольку большинство людей уже имеет свою семью. В указанной возраст. группе усиливается забота о хор. жилищ. условиях, о прав. воспитании детей, наряду с задачами, связанными с получением интерес. работы, повышением квалификации, образования. Т.о., в зависимости от изменения соц. положения происходят и изменения содержания жизн. планов.

Период зрелости (акмэ)

Развитие личности на этапе зрелости имеет свои специфич. психолог. особенности. В самом общем виде они сводятся к след.: продолжение выполнения проф. и соц. ролей (они могут поочередно доминировать и ослабевать); уход детей из родит. семьи и изменение в связи с этим образа жизни (некот. женщины возвращаются на производство, к своей проф. деятельности); менопауза; изменения в физ. и интеллект. развитии и пр. Сред. точка этой стадии развития находится между 45—50 годами.

Эксперимент. исследования возраст. изменений псих. функций у людей в возрасте 41-46 лет показали, что актив. обучение и самообразование сохраняют их на выс. уровне развития и создают лучшие потенциальные возможности для более продукт. познават. деятельности. Вместе с тем обнаружено, что наиболее выс. уровень развития у 41-46-летних людей имеет функция внимания и самый низ. уровень характерен для функции памяти. Наиболее значимые повышения уровня развития псих. функций имеются в 41 и 44 года, а наиболее заметные снижения отмечаются после 44 лет (в 45 и 46 лет).

Решающим признаком зрелости является осознание чел.ом ответственности и стремление к ней. Зрелый чел. занимает срединное положение между своими родителями, вступившими в пору старости, и своими собственными детьми, кот. в это же время стоят на пороге самостоятельной жизни. Ценности зрелых людей начинают играть вед. роль и в жизни общества: они могут утверждать свои вкусы, свой образ жизни, стиль Деятельности и т.д. В этом возрасте большинство людей достигают вершины проф. и общественной карьеры, в их руках сосредоточены функции управления в самых разнообразных сферах общественной жизни, в управленческих структурах государства (директора предприятий, ректоры вузов, науч. руководители, министры, депутаты).

Вместе с тем зрелого чел.а поджидают и немалые испытания. В проф. и соц. роли ему приходится переживать так называемую предметную смерть, кризис идентичности, уход из родит. семьи детей, уход из жизни родных, близких и знакомых. Эмоц. перегрузки приводят к стресс. ситуациям. За период зрелости в организме чел.а происходят очень серьезные половозраст. изменения, во многом предопределяющие стрессовые состояния. Начинают подкрадываться и развиваться болезни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.