Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие псих. функций в млад. школьном возрасте






МЫШЛЕНИЕ. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-лог. мышлению. Школ. обучение строится таким образом, что словесно-лог. мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в след. классах объем такого рода занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учеб. деятельности. В конце млад. школ. возраста (и позже) проявляются индивид. различия: среди детей психологами выделяются группы " теоретиков", кот. легко решают учеб. задачи в словесном плане, " практиков", кот. нужна опора на наглядность и практические действия, и " художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Важное условие для формирования теорет. мышления - формирование науч. понятий. Теорет. мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внеш., нагляд. признаки и связи объектов, а на внутр., существенные св-ва и отношения. Развитие теорет. мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения.

ВОСПРИЯТИЕ - недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок " иногда путает похожие по написавию буквы и цифры (9 и 6 или буквы d и b). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются наиболее яркие, " бросающиеся в глаза" св-ва - цвет, форма и величина. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить спец. работу, обучая его наблюдению. Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу млад. школ. возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Стадии: 2-5 лет - стадия перечисления предметов на картине; 6-9 лет - описание картины; после 9 лет - интерпретация (логическое объяснение).

ПАМЯТЬ развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учеб. материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игр. форме, связанный с яркими нагляд. пособиями и т.д. В отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники обладают хор. механ. памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в нач. школе механически заучивают учеб. тексты, что приводит к значительным трудностям в сред.классах, когда материал становится сложнее и больше по объему.

ВНИМАНИЕ. Без достаточной сформированности этой псих. функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учеб. материалу, удерживает его длит. время. Млад. школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.