Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аналитическая теория личности К.Г.Юнга






Личность, по Юнгу, включает три основные системы: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Эго – это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря кот. мы чувствуем свою цельность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное – это структура, включающая в себя вытесненные воспоминания, чувства, переживания. Сюда входят также и комплексы (материнский комплекс, комплекс власти и др.). При этом комплекс может захватить контроль над личностью и управлять её поведением.

Коллективное бессознательное - представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого.

3. В рамках деятельностного подхода личность – это сознательный субъект, занимающий опред. положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Осн. характеристиками деятельности являются предметность и субъектность. Предметность проявляется в понятиях языка, соц. ролях, ценностях. Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником преобразования внеш. мира. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, в личностном смысле, значении деятельности для самого человека. Согласно дан. теории осн. место в чел. занимает сознание. Сознание личности полностью зависит от общественного бытия.

Как соотносятся понятия «личность», «индивид», «индивидуальность»?

Личность неповторима в своей индивидуальности. Личность обладает присущими только ей чертами темперамента и характера, привычками, интересами, качествами познавательных процессов.

А.Г.Ковалев выдвигает следующие компоненты личности:

- направленность личности - система устойч. предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая глав. тенденции повед. личности. Чел с ярко выраж. направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью;

- способности - индивид.-психолог. св-ва, кот. обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общ. и спец. (муз., математ.) С. С между собой взаимосвязаны. Одна из С является ведущей, в то время как др. играют вспомогат. роль;

- характер - совокупность морально-нравственных и волевых св-в чел. К морал. св-вам относятся чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность. Морал.-нравственные св-ва отражают представления личности об осн. нормативных действиях чел., закрепл. в привычках, обычаях и традициях. Волевые качества включают решительность, настойчивость, мужество и самообладание, кот. обеспечивают опред. стиль поведения и способ решения практ. задач. Чел, обладающий морал.-волевым хар-ром, социально активен, постоянно соблюдает соц. нормы и для их соблюдения прикладывает вол. усилия;

- самоконтроль - это совокупность св-в саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя.

Типологии – системы классификации, позволяющих объединить многочисленные частные проявления личности человека в более общие группы. Примерами наиболее известных типологий могут служить представления о типах темперамента Гиппократа (деление всех людей на холериков, флегматиков, сангвиников и меланхоликов), типологии Кречмера и Шелдона, которые пытались вывести психолог. особенности человека из особенностей строения тела, типы акцентуаций характера Личко.

 

40. Сознание, его функции, свойства и структура. Самосознание и самооценка личности. Я - концепция и ее структура.

Сознание: осознанное бытие; св-во высокоорганизов. материи; субъективный образ объективного мира; идеал. в противоположность материальному и в единстве с ним.

Сознание чел.а – сформированная в процессе обществ. жизни высш. форма псих. отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окр. мира в форме словесных понятий и чувствен. образов.

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окр. мира в виде совокупности образов и понятий.

Ведущие этапы развития сознания:

1. Основная предпосылка - развитие чел. мозга.

2. Трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда.

3. Труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направ. на общую цель и существенно отличающуюся от любых действий животных.

4. Совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей.

5. Речь становится субъективным носителем сознания. Вначале она выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивид. сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов.

В самом начале своего развития сознание чел.а направлено на внеш. мир. Чел. осознает, что находится вне его, т.к. с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам чел. может и должен стать объектом познания.

Осн. функции сознания:

1.Отражательная

2.Рефлексивная

3.Регулятивно-оценочная

4.Порождающая (творчески–креативная)

Св-ва сознания:

1.Содержание сознания – события, процессы, предметные и соц. ситуации, к кот. чел. имеет прямое или косвенное отнош. Содержание зависит от интересов и направленности личности, т.е. всегда личностно значимо.

2.Пристрастность сознания - чел погружен в события и ситуации, постоянно чувствует себя актив. участником.

3.Широта сознания определяется числом охватываемых объектов, но сознание не м.б. беспредельным. Оно всегда ограничено опред. содержанием. Причиной сужения м.б. или сил. концентрация чел.а на каком-нибудь объекте, или ненормальное псих. состояние: переутомление, аффект, сильный стресс и т.д.

4.Глубина определяется степенью погружения чел.а в ту или иную бытийную реальность. Оно может достичь большей глубины (при увлечении интересной деятельностью, чтением книги, решением жизн. проблемы). Глубина сознания связана с мотивацией. Без высокой мотивации она невозможна.

5.Устойчивость измеряется временем удержания сознания на чем-либо. Она зависит от личностной значимости соответствующего объекта или деятельности. Устойчивость и глубина свидетельствуют о том, что сознание включено в социальное бытие чел.а.

В структуру сознания входит ряд элементов, кажд. из кот. отвечает за опред. функцию сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окр. мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения чел.а к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, кот. ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей чел.а, сознание формирует цели деятельности и направляет чел.а на их достижение).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.