Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические основы прогнозирования деятельности предприятия.






Прогноз представляет собой предвидение, предсказание, основанное на определенных данных. План - это намеченный на конкретный период порядок работы. Прогнозирование и планирование - условия успешной деятельности любого предприятия.

Основой прогнозирования деятельности предприятия является определение величины рыночного спроса на выпускаемую продукцию (услуги) и возможности предприятия.

На величину рыночного спроса оказывают влияние факторы внешней среды: потребители, конкуренты, сезонность, кризисы и др.

Различают:

1) первичный или не стимулированный спрос - это суммарный спрос на все виды данного продукта, реализуемого без использования маркетинга;

2) рыночный потенциал - это предел, к которому стремится рыночный спрос (максимум на кривой жизненного цикла продукции для стабильного рынка), определяемый путем умножения количества населения на медицинские нормы потребления продуктов питания на 1 человека в год;

3) абсолютный потенциал рынка - это предел рыночного потенциала при нулевой цене, например, абсолютный потенциал рынка автомобилей определяется общим количеством населения с возраста получения водительских прав. Абсолютный потенциал рынка позволяет оценить порядок, величину экономических возможностей, который открывает данный рынок;

4) текущий рыночный спрос - спрос, характеризующий объем продаж за конкретный период при определенных условиях внешней среды;

5) рыночная доля предприятия, определяемая как суммарный объем продаж продукции, действующей на данном рынке.

Следующим этапом прогнозирования является внутрифирменное планирование деятельности предприятия, основанное на результатах его предыдущей деятельности, позволяющее определить экономические возможности предприятия. Для прогнозирования используются методы:

- эвристические (субъективное начало, основанные на интуиции, прежнем опыте, творчестве, воображении, к ним относятся методы социологических исследований и экспертные методы);

- экономико-математические (объективное начало, наблюдение и измерение; к ним относятся статистические методы, метод сценариев - модель будущего).

Для прогнозирования необходима информация, которая может быть первичной, добытой путем наблюдения, измерений, опросов, т.е. в так называемых полевых исследованиях, и вторичной - в виде данных отчетов, книг, журналов и иной периодической литературы, электронных данных и других источников, называемых кабинетными исследованиями /17, 18/.

 

Основные этапы внутрифирменного планирования.

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей, их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.

План -это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.

План содержит такие этапы, как цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции; организацию выполнения плана и контроль.

Все функции предприятия должны отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах. Общим итогом плановой деятельности на предприятиях служат комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и др.

Система планов на предприятии может быть систематизирована по следующим основным классификационным признакам:

1) по содержанию следует выделить технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, а также бизнес-планирование, стратегическое, программное и др.;

2) по уровню управления, в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии, различают такие виды, как корпоративное и заводское - на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем - производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;

3) по методам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования;

4) по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным (в пределах 1-3 лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);

5) по сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;

6) по стадиям разработок планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным;

7) по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;

8) по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.

К принципам планирования относятся: принцип необходимости планирования; принцип единства планов; принцип непрерывности планов; принцип гибкости планов; принцип точности планов.

На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования /19, 22/.

 

56. Бизнес-план: сущность, основные разделы.

Бизнес-план представляет собой документ, описывающий все основные аспекты проекта, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, а также определяющий способы решения этих проблем. Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопросы, стоит ли вообще вкладывать деньги в данное предприятие, окупятся ли затраты сил и средств в конечном итоге.

В мировой предпринимательской практике выработана оптимальная для современного уровня экономического анализа структура бизнес-плана.

Структура бизнес-плана:

1. «Резюме». Бизнес-план начинается с конца, т.е. с резюме, в котором в очень сжатой, лаконичной форме должна быть изложена суть проекта. Объем резюме не должен превышать двух-трех страниц. В резюме обязательно и максимально убедительно должны быть изложены: все этапы проектирования, что планируете производить, чем продукт отличается от продуктов конкурентов, почему покупатели захотят покупать именно этот продукт. В заключение резюме необходимо показать ожидаемые финансовые результаты, необходимый объем инвестиций и срок их окупаемости.

2. «Продукт, услуга или технология». Какие потребности удовлетворяет продукт? В чем особенность и что отличает его от других? Какими патентами или свидетельствами защищены технологии? Прогноз цены товара, качество, дизайн, упаковка. Организация сервиса продукта, т.е. услуг покупателям (гарантийное обслуживание).

3. «Оценка рынка сбыта». Кто будет покупать товар? Где ниша на рынке? Кто, почему, сколько и когда будет готов покупать продукцию завтра и ближайшие два года? Какова будет цена товара? Здесь же необходимо дать информацию о конкурентах (цены у них, качество, условия продажи продукции).

4. «Конкуренция». Крупнейшие производители данных товаров. Как обстоят их дела с объемами продаж, доходами, с внедрением новых моделей, сервисом и рекламой? Что собой представляет продукция конкурентов? Основные ее качества, дизайн, мнение покупателей. Каков уровень цен на продукцию конкурентов? Если проект не обладает конкурентоспособностью, и нет никакой возможности обогнать конкурентов, то этот бизнес-план не нужен.

5. «Стратегия маркетинга». План маркетинга включает такие пункты, как схема распространения товара; ценообразование, рентабельность, планируемая прибыль; реклама; методы стимулирования продаж; организация послепродажного обслуживания клиентов; формирование общественного мнения о фирме и товарах.

6. «План производства». План производства и анализ производственной мощности, их рост год от года; план закупки сырья и материалов; репутация поставщиков. Имеется ли опыт работы с ними; с кем предполагается производственная кооперация; какое необходимо оборудование; схема производственных потоков (циклов), процесс контроля качества, оценка возможных издержек производства и их динамика на перспективу. Утилизация отходов, экология. Место расположения.

7. «Организационный план». Содержание раздела: необходимые специалисты. Какого профиля и с каким образованием. Зарплата. Подбор специалистов. Краткие биографические справки о нанятых работниках. Квалификация. Организационная схема предприятия. Координирование и контролирование деятельности.

8. «Юридический план». Форма собственности и правовой статус вашей организации. Обязательства и формы долевого участия партнеров, соучредителей.

9. «Оценка риска и страхование». Необходимо предугадать все типы рисков, какие могут быть. Определить моменты возникновения рисков. Описать меры по предотвращению рисков и минимизации потерь /23, 24/.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.