Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. (заочная дистанционная форма обучения, сокращенные сроки)






ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

(заочная дистанционная форма обучения, сокращенные сроки)

 

Тема Количество часов
Лекции Семинары Сам.работа
Семестр I
1. Конституция Российской Федерации и ее развитие      
2. Основы конституционного строя Российской Федерации      
3. Основы правового статуса личности в Российской Федерации      
4. Федеративное устройство России      
Семестр II
5. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации      
6. Федеральное Собрание Российской Федерации      
7. Правительство Российской Федерации      
  ВСЕГО      

 

ТЕМА 1. Конституция РФ и ее развитие (2 часа).

1. Понятие, сущность Конституции РФ.

2. Юридические свойства Конституции РФ.

3. Функции Конституции РФ.

 

Нормативно-правовые акты:

1.КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ) " О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (принят ГД ФС РФ 25.05.1994).

3. Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ " О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.02.1998).

4. Указ Президента РФ от 10.08.2000 N 1486 " О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации".

5. Постановление Правительства РФ от 02.08.2001 N 576 " Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов".

Дополнительная литература к занятию:

1.Конституционное право России: учебник / А. Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцина; под ред. Н.А. Михалевой. - М.: Эксмо, 2006. - 864 с.

2.Козлова, Е. И. Конституционное право России: учеб. для вузов по спец. " Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб., доп. - М.: Проспект, 2007. - 603 с.

3. Конституционное право России: учеб. для вузов по спец. " Юриспруденция" рек. МО РФ / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин, Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина. - 4-е изд., перераб., и доп. - М.: Проспект, 2010. - 603 с.

4.Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учеб. для вузов по направлению 030501

(021100) " Юриспруденция" / В. Г. Стрекозов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2010. – 327

5.Васильев, А. Актуальные вопросы конституционно-правового статуса Счетной палаты Российской Федерации / Васильев А. А. // Финансовое право. – 2004. - С. 10-14.

 

Методические указания.

При подготовке к семинарскому занятию по этому вопросу следует исходить из того, что Конституция - это основной закон государства и общества, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства. Студентам необходимо показать, в чем причины принятия Конституции РФ 1993, сущность конституции и ее социальная ценность.

Особое внимание стоит уделить процессу разработки проекта действу­ющей Конституции Российской Федерации на Конституционном сове­щании (июнь-октябрь 1993 года), его экспертизы в Комиссии Совета Европы «За демократию через право» (Венецианской комиссии) и принятию на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.

Характеристику Конституции Российской Федерации следует на­чинать с ее внешней формы как единого систематизированного акта. По своей форме и сущности Конституция РФ - это писаная Конституция демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления. В то же время это и Конституция общества, поскольку она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия.

Участники дискуссии объясняют особенности структуры действующей Конституции РФ, т.е. виды и последовательность ее разделов и глав, надо описать внутреннюю структуру Конституции России (пре­амбула и два раздела; первый раздел не имеет названия и состоит из 9 глав, объединяющих 137 статей; второй раздел «Заключительные и переходные положения» включает в себя 9 пунктов). Концептуально важно уяснение внутренней логики расположения составных частей Конституции, их взаимной согласованности.

Студентам необходимо дать определение свойств Конституции. Место конституции в системе источников конституционного пра­ва обусловлено ее социально-политическими (легитимность, реаль­ность, стабильность) и юридическими верховенство на всей террито­рии страны, высшая юридическая сила, прямое действие) свойствами. Далее раскрываются юридические свойства Конституции РФ

Студентам необходимо исходить из того, что функции отражают роль ее в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства и показывают специфику воплощения таких функций, как: учредительная, организаторская, идеологическая, воспитательная, внешнеполитическая.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо уяснить, что основные черты Конституции характеризуют ее связь как политико - юридического документа с общественным развитием, ее истоки, специфику воздействия общественных отношений на характер конституции и воздействия Конституции на общественные отношения, роль Конституции в реальных процессах страны. Далее необходимо рассмотреть особенности Конституции РФ 1993 г., отличающие ее от предыдущих Конституций. Необходимо указать, что Конституции республик, входящих в РФ, - это конституции государств (ч. 1 ст. 5). Следует рассмотреть на занятии, что объединяет конституции: по порядку принятия, внесению изменений, содержанию, структуре. Каковы особенности, различия между конституциями республик.

Выступающие излагают понимание толкования Конституции. При этом они должны пояснить, почему толкование Конституции РФ поручено Конституционному суду РФ? Толкование Конституции зачастую приводит к созданию новых правил, и это надо проиллюстрировать примерами. Постановлений Конституционного Суда о толковании Конституции РФ много, студенты могут распределить между собой отдельные постановления и сделать по ним сообщения на семинаре.

По вопросу семинарского занятия надо сначала ответить на вопрос, что есть охрана Конституции, кто в ней участвует. Особенно следует показать роль Президента РФ как гаранта Конституции РФ (ст. 80 Конституции), а также Конституционного Суда РФ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.