Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Торые отношения все же возникают вопреки этой воле, например принудительная уплата






алиментов, лишение родительских прав. Многие вопросы, которые ранее регулировались с

помощью исключительно императивных норм, в настоящее время регулируются диспози-

тивными нормами (например, режим имущества супругов, алиментные обязательства). Так,

супруги могут заключить брачный договор и установить в нем режим своего имущества. В

ином случае на имущество, нажитое в период брака, будет распространяться режим совмест-

ной собственности супругов.

Многие отношения, носящие административный характер, ныне исключены из Семей-

ного кодекса РФ (например, регистрация актов гражданского состояния). Некоторые инсти-

туты из семейно-правовой сферы перешли в гражданско-правовую, например вопросы

опеки и попечительства в большей части урегулированы Гражданским кодексом РФ.

Таким образом, если раньше метод семейного права характеризовался как импера-

тивно-диспозитивный, то сейчас это диспозитивный метод, т.е. метод, который дает больше

свободы, возможности выбора поведения.

Тем не менее в семейном праве достаточно много обязывающих норм, обеспечиваю-

щих прежде всего права несовершеннолетних, нетрудоспособных и других членов семьи,

требующих особой правовой защиты. Императивные нормы присутствуют и в гражданском

праве, однако в частноправовых отраслях они не имеют преимущества над диспозитивными.

Исходя из анализа предмета и метода семейного права, как уже было указано, в науке

издавна сформировались две точки зрения на место семейного права в системе права Рос-

сийской Федерации.

Источники семейного права – это формы внешнего выражения семейно-правовых норм. Семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Семейное законодательство состоит из СК РФ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с СК РФ, а также законов субъектов РФ. Источники семейного права:

1) Семейный кодекс РФ – основной источник семейного права. Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу с 1 марта 1996 г. Отдельные положения СК РФ вводятся в действие не с 1 марта 1996 г., а в иные сроки (например, о судебном порядке усыновления детей, об установлении момента прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда в законную силу). Эти сроки определяются либо конкретной датой, либо связаны с принятием отдельного законодательного акта;

 

2) федеральные законы, принимаемые в соответствии с СК РФ;

 

3) законы субъектов РФ. Они регулируют семейные отношения лишь в пределах, установленных СК РФ. Законы субъектов РФ:

 

– регулируют отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК РФ к ведению субъектов РФ (например, установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет в виде исключения);

 

– могут приниматься по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным;

 

– не должны противоречить СК РФ и иным федеральным законам;

 

4) указы Президента РФ. В основном ими утверждаются мероприятия общегосударственного уровня (например, федеральные целевые программы);

 

5) нормативные правовые акты Правительства РФ. Издаются на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и нормативных указов Президента РФ;

 

6) ведомственные нормативные акты по вопросам семейного права могут издаваться только по прямому поручению Правительства РФ, содержащемуся в принятом им постановлении, на основании и во исполнение СК (других федеральных законов) и указов Президента РФ. Постановление Правительства РФ, противоречащее СК, другим федеральным законам и указам Президента РФ, может быть отменено Президентом РФ. К компетенции Правительства РФ СК РФ относит следующие вопросы:

 

– определение видов заработка и (или) иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов;

 

– установление порядка организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 132 СК РФ), определение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную семью;

 

– порядок выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей опекуну или попечителю (ст. 149 СК);

 

– утверждение Положения о приемной семье (ст. 151 СК);

 

– установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей приемной семьей (ст. 155 СК).

 

Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.