Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели участников взаимодействия






Прежде чем анализировать цели участников ситуации, следует сделать важное замечание. Когда мы говорим «цель», подразуме­вается сознательная цель, цель осознаваемая и принимаемая субъ­ектом. Это далеко не всегда так.. При анализе трудновоспитуемости следует признать, что цели действий участников взаимодействия практически всегда неосознанны.

Цели ребенка определяются особенностями социальной ситуа­ции развития, в которую он попадает в критический период. Дей­ствия направляются желанием поступать как взрослый (или более старший). В цели ребенка ни объективно, ни тем более субъектив­но не входит разрушение отношений с родителями. Целью являет­ся осуществление иного поведения, отличного от привычного, выступающего как символ взрослости. Такое поведение привле­кательно для ребенка, поскольку позволяет непосредственно по­чувствовать себя взрослым.

Таким образом, в поведении ребенка выделяются две цели: объективная - построение новой формы поведения, необходимой для развития; субъективная - превращение во взрослого. Обе цели существуют в единстве и неразрывности. Эти цели осознаются человеком, переживающим кризис развития, весьма редко, лишь на высоких ступенях возрастного развития (частичное осознание возникает только в юношеском возрасте).

Цели взрослого также можно условно разделить на две. Одна из них состоит в создании условий для превращения действий ребенка в пробующие, поскольку такое превращение является усло­вием развития. Другая цель взрослого заключается в сохранении привычных, устойчивых форм взаимодействия с ребенком. Если учесть, что отношения с ребенком являются частью более широ­кого круга отношений - семьи в целом, с другими детьми, между супругами, то становится ясно, что сохранение сложившихся форм взаимоотношений в семье - важная задача взрослых.

Цели взрослых внутренне конфликтны. Они противоречат друг другу. Чем настойчивее взрослый удерживает прежние формы от­ношений, тем меньше он помогает ребенку осуществить свою за­дачу развития в критический период. И наоборот, чем легче идет на новые формы сотрудничества, тем меньше возможностей со­хранить привычные отношения в семье, поскольку затрагивается не только связь ребенок-взрослый, но и многие другие стороны семейного уклада.

Содержание действий участников ситуации

Ребенок действует так, чтобы его поведение воспринималось окружающими и выступало для него самого как «взрослое». На­чиная с кризиса семи лет, такое поведение может сопровождать­ся прямыми словесно закрепленными утверждениями: «Я уже не маленький». Образцом поведения, как правило, является пове­дение какого-то конкретного человека. Важно, что такое пове­дение воссоздается целостными блоками, а не отдельными эле­ментами.

Взрослый пытается пресечь такое поведение, если оно разру­шает привычную ситуацию, а при неудаче - найти новые формы воспитывающих воздействий.

Внутренним содержанием поведения ребенка является по­строение пробы. Проба направлена, прежде всего, на обнаруже­ние себя, на возникновение ощущения себя в новом качестве. Здесь можно провести прямую аналогию с примериванием нового платья. Новая одежда понравилась на другом, ребенок ее надева­ет и смотрит, каким он стал - красив ли, идет ли ему.

Но важно не поведение как таковое, не внешняя его картинка. Важно то новое переживание, новое ощущение себя, которое воз­никает в новой роли.

Ребенок, строя новое поведение, ожидает простой непосредст­венной реакции. И получает ее от взрослого. Это может быть (по содержанию) требование вернуться к прежним формам поведения. Может быть, напротив, радость по поводу возросшей взрослости ребенка. Но необходимо, чтобы реакция взрослого соответство­вала главной цели - обеспечению развития ребенка.

В кризисе на первый план выступает момент ощущения дейст­вия, выяснения его значения для действующего, что и обеспечива­ет субъективацию. Механизмом субъективации становится проба. Пробуя себя в качестве действующего, ребенок должен остано­вить непосредственное действие (или оттормозить его результа­тивную часть), иногда даже пробовать не действовать, чтобы по­чувствовать себя, свое действие. Здесь мы сталкиваемся со свое­образным экспериментированием с собственными действиями. Результат действия интересует ребенка в этой ситуации лишь как условие самоощущения, эксперимента с самим собой.

Проба должна быть обратимой, т.е. действия ребенка должны давать ему ощущение действия, но условия действия - оставаться неизменными.

Таким образом, реакция взрослого адекватна задаче развития ребенка, если превращает его действие из результативного в про­бующее.

Действие может ощущаться, если оно внезапно наталкивается на преграду, если что-то во внешних обстоятельствах меняется. Анализ ситуации действования приводит к выводу о том, что действие становится ощущаемым (пробующим) при условии, что действующий пересекает некоторую границу. Тогда действия пе­рестают быть стереотипными, привычными, начинают ощущаться самим действующим.

Следовательно, по своему содержанию ответ взрослого на спе­цифические для критического возраста действия ребенка состоит в построении границы как условия ощущения действия. Конкрет­ных сюжетов построения границы может быть бесконечное мно­жество, они зависят от индивидуально-биографической ситуации в семье. Но суть состоит в том, что новые действия или требова­ния ребенка включаются в другой контекст. Например, ребенок требует разрешения вернуться позже, чем принято в семье, а взрослый предлагает ему самостоятельно распланировать день таким образом, чтобы освободить время для прогулок. Таким об­разом разговор о самостоятельности приобретает иной контекст -из плоскости разрешение-запрет переводится в плоскость само­стоятельность-ответственность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.