Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды гимнастики






Спортивная гимнастика – система упражнений, которая требуют определенной подготовки и физической силы, поскольку в них входят достаточно сложные элементы. Она является одним из наиболее древних видов спорта. В перечень программ олимпийских игр гимнастика вошла в 1896 году. На сегодняшний день этот вид спорта пользуется большой популярностью. К спортивным видам относят: акробатическую, художественную, спортивную и командную гимнастику.

Рассмотрим каждый вид спорта спортивной гимнастики:

Акробатическая. Подразумевает выполнение определенных упражнений, которые основываются на сохранении равновесия и выполнении вращений. В общем, есть 3 группы упражнений: прыжки, упражнения в паре и группе.

Художественная. Спортсмены выполняют различные упражнения под музыку. Допускается использование таких предметов: ленты, мяча, обруча и др. Этот вид гимнастики развивает отличную гибкость, координацию, а также улучшает состояние всех мышц.

Спортивная. Спортсмены соревнуются на определенных снарядах, а также в вольных упражнениях и опорных прыжках. Виды снарядов спортивной гимнастики: вольные упражнения, конь, кольца, опорный прыжок, брусья, перекладина и бревно.

Командная. Состязания проводятся среди женщин, мужчин, а также в смешанных командах, в которых может находиться от 6-ти до 12-ти человек. Родиной этого направления является Скандинавия.

Соревнования проводятся по определенным правилам, а также существует много требований от судей, которым непременно необходимо следовать. Они касаются как правильного выполнения упражнений, так и внешнего вида спортсмена.


6. Технические средства обучения, используемые на занятиях по гимнастике

Технические средства обучения (ТСО) в физическом воспита­нии — это системы, комплексы, устройства и аппаратура, при­меняемые для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Современные требования к организации урока в школе настолько высоки, что без специальных технических устройств и приспособлений учителю физического воспитания трудно интен­сифицировать учебный процесс и добиться хороших результатов. За последние годы использование многообразных технических средств на уроке и внеклассных занятиях приобрело массовый характер, поскольку такие устройства и комплексы из них суще­ственно помогают учителям формировать у школьников двига­тельные умения и навыки, обогащать знаниями о технике движе­ний, ее закономерностях, а также развивать потребность к само­стоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом.

Наибольший эффект ТСО приносят на занятиях по гимнасти­ке при изучении школьниками физических упражнений, требую­щих высокой точности. Чем продуманнее применяются техничес­кие средства, тем лучше идет процесс овладения учащимися тех­никой гимнастических упражнений. Это положение обусловлива­ется также особенностями формирования двигательных навыков. Например, при обучении учащихся IV класса лазанию по канату втри приема можно использовать несложный тренажер, разрабо­танный под руководством И. П. Ратова. Этот тренажер облегчает

6 Гимнастика 161

 

действия ученика за счет противовеса, тяга которого перекинута через блок. Фиксирующая установка (храповик) позволяет без особых усилий выполнить правильный захват каната ногами на любой высоте. Такие несложные технические устройства способ­ствуют интенсивному формированию двигательных навыков мно­гих гимнастических упражнений, входящих в программу.

На рисунке 125 показано, что главная функция технических средств — обучающая. Сюда относятся все приборы, аппараты, воздействующие на зрение, слух, двигательный анализатор. «Пе­дагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памя­ти, — писал К.Д.Ушинский, — должен помнить о том, чтобы как можно больше органов чувств — глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений — приняли участие в акте запоминания».

Умелое использование учителем физического воспитания ТСО на уроке существенно повышает информационную емкость всех сведений, необходимых для качественного усвоения школьника­ми учебного материала, для овладения ими двигательными дей­ствиями и способами физического самосовершенствования уча­щихся. Учебное кино, кинокольцовки, диафильмы и диапозити­вы, помогающие при разучивании сложных видов движений, орга­низуют труд учителя. Такие технические средства обеспечивают четкость и логичность изложения нового материала, способству­ют экономии учебного времени, повышают интерес учащихся к учебной деятельности.


 

При изучении сложных упражнений на уроках гимнастики наи­более приемлемы графопроекторы типа «Лектор» или «Кодоскоп»,

 

при использовании которых не требуется затемнения. Для исполь­зования проекционной аппаратуры «Свитязь», «Школьный», «Ук­раина» и др. необходимо специально оборудованное помещение.

Большую помощь в работе учителя оказывает аудиовизуальная аппаратура. С ее помощью целесообразно проводить подготови­тельную и заключительную части урока гимнастики, а также со­здавать музыкальный фон для повышения работоспособности за­нимающихся в основной части урока.

В соответствии с государственными стандартами большую группу ТСО составляют тренажеры и тренировочные устройства, повы­шающие качество обучения физическим упражнениям и эффек­тивность процесса физической подготовки занимающихся.

Все тренажеры и тренировочные устройства по их назначению можно подразделить на две основные группы: для обучения тех­ники двигательных действий и для развития двигательных и пси­хических способностей (силы, быстроты и координации движе­ний, гибкости и устойчивости вестибулярных функций, вынос­ливости, внимания, памяти, эмоций, воли и др.). С помощью тре­нажеров можно в широких пределах дифференцировать сложный процесс обучения двигательным действиям, усиливать его направ­ленность, воспроизводить часть движений, отработка техники которых затруднена традиционными средствами.


7. Обзор развития гимнастики (гимнастика у древних народов, гимнастика в средневековье и в эпоху Возрождения)

 

В глубокой древности, в эпоху первобытно-общинного строя, гимнастических упражнений в нашем понимании еще не было, ни не были выделены в самостоятельный объект познания использования в подготовке человека к жизни и трудовой деятельности. Все двигательные действия носили прикладной характер и использовались для удовлетворения основных жизненных потребностей в пище, жилье, одежде. Дети в своих движениях подражали взрослым охотникам, земледельцам, скотоводам, во­инам, деятельность которых была насыщена самыми разнооб­разными движениями, — продолжительной ходьбой, бегом, пре­одолением всевозможных препятствий, лазанием по деревьям, ползаньем, переползанием, метанием различных предметов, стрельбой из лука, переправой через водные преграды разными способами и др.

Многие из этих двигательных действий в несколько изменен­ном виде применяются в гимнастической практике до сих пор: вис простой, вис завесом, размахивание в висе, подтягивание, подъем переворотом, прыжки в длину, в высоту, в глубину, ку­вырки, переползания, подлезания, упражнения в равновесии и др. В древнегреческом рабовладельческом государстве Лаконика с главным городом Спартой (IX в. до н.э.) свободно рожденные граждане жили за счет труда порабощенных народов. Для веде­ния захватнических войн и удержания рабов в повиновении тре­бовались хорошо подготовленные воины. С этой целью детей с 7 лет отдавали в школы с жесткой системой воспитания. Они спа­ли на ложе из тростника, никогда не ели досыта, ходили без обу­ви круглый год. Их обучали владению оружием, преодолению пре­пятствий, воспитывали безжалостное отношение к порабощен­ным, развивали выносливость, силу, решительность, смелость, необходимые в захватнических и оборонительных войнах, в пода­влении восстаний рабов, в принуждении их к интенсивной работе. Государственной задачей считалось и физическое воспитание женщин. Девушки выполняли те же упражнения, что и будущие воины-мужчины, участвовали в спортивных состязаниях.

В качестве упражнений применялись ходьба, бег, прыжки, ме­тание диска, борьба, кулачный бой, игры (преодоление различ­ных препятствий, лазание, перелезание и др.).

В Афинах — центре древнегреческой культуры того же време­ни — было хорошо развито ремесленное производство, торговля, морской флот, наука, искусство. Здесь возникла и практически воплощалась идея воспитания гармонически развитой личности. В этом государстве так же, как и в Спарте, дети до 7 лет воспиты­вались родителями, а затем мальчики богатых родителей посеща­ли платные мусические школы (от слова «муза» — покровитель­ница науки, искусства), а с 12 — 13 лет обучались в государствен­ной школе — палестре (от слова «палее» — борьба).


В эпоху античностиобщество проявляло заботу о состоянии физического и душевного здоровья его членов, руководствуясь присущими тому времени представлениями о здоровье. Оно рас­сматривалось как физическое и душевное благополучие. Поэтому древние греки вели беспощадную борьбу с употреблением алко­голя. Описан случай, когда один служитель, пришедший на служ­бу в нетрезвом виде, был казнен. Особо строго за это наказыва­лись женщины. Более того, известны примеры, когда общество не поощряло творчество, а тем самым и искусство, ведущее к рас­стройству здоровья. Произведения, которые достигали наивысшей степени воздействия на душевное состояние людей, не получали одобрения. Так, драматург Фриних был приговорен к штрафу в тысячу драхм за то, что на представлении его пьесы все зрители заливались слезами.

Древний Рим вел захватнические войны и жил в основном за счет труда порабощенных народов. Для этого нужна была силь­ная, выносливая, хорошо подготовленная в военном отношении, безжалостная к другим народам армия. В нее вступали юноши 16 — 17 лет. В течение долгого времени они проходили хорошо органи­зованную специальную физическую и военную подготовку. Обу­чение было очень суровым. В качестве упражнений применялись бег, прыжки в длину, высоту, с шестом, лазание по канату, ше­сту, лестнице, скалолазание, игры в мяч, с бегом и преодолени­ем препятствий, упражнения на деревянном коне и др.

В период империи (27 г. до н.э. — 476 г. н.э.) с переходом к профессиональной армии произошел упадок военно-физическо­го воспитания рабовладельцев. Они граничивались легкими гим­настическими упражнениями, прогулками, массажем и купани­ем в ароматизированной воде.

 

Средние века охватывают период с конца V до XVII века, когда феодализм был основным общественным строем в наиболее развитых районах. В разное время в различных частях мира народы пришли к новым формам физической культуры. Эти формы соответствовали их изменившемуся образу жизни и общественному строю.

В Китае, Индии, Японии, где большую роль играли традиции, не отказались от старых форм физической культуры, а просто изменили их. Совершенно другое положение сложилось на территории бывшей Римской империи, где преобразование рабовладельческой формации сопровождалось катастрофическими потрясениями. Существовавшие там институты античной физической культуры вступили в противоречие с интересами становившегося общества. В Византии были возрождены атлетические соревнования, соревнования на колесницах, наблюдалось увлечение конным поло, которое было заимствовано у персов.

Различные общественные потребности, условия, местные обычаи создали пестрое многообразие форм физической культуры. Однако из-за общественного строя физическая культура все больше становилась классовой. Обособлялись нормы игр и спортивные занятия, в связи с вассальными отношениями, различиями в жизни городского и сельского населения. Наиболее сильно физическая культура правящего класса развилась там, где для удержания власти от правителя требовались большие физические способности. Большую роль в развитии феодальных форм физической культуры играли также различные мировые религии.


8. Строевые и общеразвивающие упражнения

Строевые упражнения необходимы для правильного выполнения построений, перестроений и передвижений в процессе занятий, а также для рационального размещения гимнасток в зале. Они содействуют формированию навыка совместных действий. Умение выполнять различные строевые упражнения особенно важно в командных соревновательных упражнениях и при проведении массовых гимнастических выступлений.
Общеразвивающими называются специальные гимнастические упражнения на силу, растягивание и расслабление, оказывающие всестороннее воздействие на двигательный аппарат занимающихся. Они состоят из движений отдельными частями тела и их сочетаний.
Общеразвивающие упражнения классифицируются по анатомическому признаку на упражнения для рук и плечевого пояса; для шеи и туловища; для ног.
Движения отдельными звеньями тела возможны лишь при фиксировании звеньев, не участвующих в данном движении. При этом мышцы фиксированных частей тела выполняют статическую работу (удерживают их в неподвижном положении), а мышцы, приводящие в движение звено тела, — динамическую.
При исполнении общеразвивающих упражнений нагрузка зависит от исходного положения, количества повторений и темпа.
Особое значение имеют и. п., позволяющие избирательно воздействовать на отдельные группы мышц, снижать или увеличивать степень их напряжения.
Все и. п. подразделяются на три группы: «изолирующие»; изменяющие форму и величину опоры; изменяющие величину плеча силы тяжести той или иной части тела.
Изолирующие и. п. закрепляют части тела, которые не должны участвовать в движении. И. п., изменяющие форму и величину опоры, усложняют или облегчают упражнения. Например, наклоны в стороны легче выполнить в стойке ноги врозь, чем в основной стойке. Величину плеча силы тяжести изменяют для снижения или повышения нагрузки в упражнении. Так, перейти из положения лежа на спине подняв руки вверх в сед труднее, чем поставив руки на пояс.

Упражнения для рук и плечевого пояса

1. Поднимание рук вперед, вверх, в стороны одновременно, поочередно и последовательно; то же с различными отягощениями (резиновыми амортизаторами, эспандерами); то же, преодолевая сопротивление партнера.
2. Сгибание и разгибание рук в разном темпе, в различных и.п., с различными отягощениями, преодолевая сопротивление партнера; сгибание и разгибание рук в различных упорах (в упоре о стенку, о гимнастическую скамейку, в упоре лежа, то же, но с опорой бедрами или носками о гимнастическую скамейку или носками о рейку гимнастической стенки, с дополнительными отягощениями, в упоре на брусьях) и висах (подтягивание в висе лежа в различных хватах, в смешанных висах, в висе).
3. Круги руками из различных положений (руки вниз, в стороны вверх, перед грудью) в лицевой и боковой плоскости, без отягощений и с отягощениями.
4. Статические упражнения: удержание рук в различных положениях без отягощений и с отягощениями, изометрические упражнения для рук в различных и. п.
5. Сгибание и разгибание, отведение и приведение кисти, круги, полукруги и восьмерки кистью (движение только в лучезапястном суставе).
6. Круговые движения, полукруги и восьмерки предплечьем (в локтевом суставе).
7. Последовательное сгибание и разгибание пальцев, начиная с мизинца («веером»), ладонью кверху, книзу, наружу, внутрь.

Упражнения для шеи и туловища

1. Наклоны головы вперед, назад и в стороны в различных и. п.; повороты головы налево и направо; сочетание наклонов головы с поворотами; круговые движения головой.
2. Движения шеей вперед, назад, влево, вправо.
3. Повернуть голову направо и броском вниз «прокатить» влево, касаясь подбородком груди; то же в другую сторону; то же, но «прокатить» голову по спине.
4. Повороты туловища направо и налево в сочетании с движениями рук (с гимнастическими палками, набивными мячами, отягощениями), стоя с сомкнутыми носками, в седе на гимнастической скамейке, на полу.
5. Наклоны с поворотами туловища в различных стойках; наклоны с поворотами с гимнастической палкой на лопатках, с эспандером.
6. Круговые движения туловищем с различными положениями рук, с гимнастическими палками, набивными мячами и другими отягощениями.
7. Поднимание и опускание туловища, лежа на животе на полу, на гимнастической скамейке, на плинте, на параллельных брусьях, без отягощений и с отягощениями, ноги закреплены на гимнастической стенке или удерживаются партнером.
8. Поднимание и опускание туловища, лежа на спине на полу, на скамейке, на плинте, на коне, без отягощений и с отягощениями, с закрепленными ногами.
9. Удержание туловища в различных положениях.

1. Приседы и полуприседы в различных и. п. в различном темпе (носки вместе или развернуты под углом 45, 90, 180°); то же с отягощениями; приседы на одной ноге; пружинящие приседы.
2. Выпады вперед, назад, в сторону, вперед-наружу, вперед-внутрь, назад-наружу, назад-внутрь.
3. Вставание на гимнастическую скамейку, рейку гимнастической стенки, на плинт без отягощения и с отягощениями и возвращение в и. п.
4. Полуприсед с последующим прыжком выпрямившись и приземлением в полуприсед.
5. Прыжки на обеих ногах (на одной) на месте и с продвижением вперед, в сторону; то же с различными предметами или отягощениями; прыжки из приседа; прыжки через скамейку (сериями слитно, толчком двумя ногами или одной); прыжки толчком одной (нога на скамейке) без отягощений и с отягощениями; прыжки из глубокого приседа.
6. Из стоек носки вместе или развернуты под углом 45, 90, 180° выставление ноги на носок в трех или пяти направлениях в различном темпе; то же, полуприседая на опорной ноге и вставая на носок опорной ноги; то же, поочередно касаясь пола носком и пяткой, полуприседая на опорной ноге или вставая на носок.
7. Из полуприседа на носках, опускаясь на левую стопу (не разгибая ее), резко разогнуть правую вперед-книзу и приставить в и. п.
8. Из основной стойки, скользя левой назад и сгибая правую, выпад вперед; то же в стойке на носках в различном темпе.
9. Стоя в выпаде вперед, встать на носок опорной ноги, другую назад, прогнуться; то же в быстром темпе и прыжком.

10. В стойке ноги широко врозь согнуть правую (выпад в сторону); то же на носках в различном темпе; то же в стойке одна впереди на носке (выпад назад); то же в стойке на носках.
11. Из стоек носки вместе или развернуты под углом 45, 90, 180° поднимать прямую ногу в основных и промежуточных направлениях в различном темпе; то же с полуприседом и приседом на опорной, вставая на носок опорной, пружиня на опорной.
12. Из стоек с носками, развернутыми под углом 90, 180°, круг, скользя носком по полу; то же с полуприседом на опорной ноге, вставая на носок опорной, сгибая и разгибая опорную ногу в различном темпе; то же не касаясь пола.
13. Сгибать и разгибать ногу в различных направлениях; то же с полуприседом на опорной ноге, вставая на носок опорной, сгибая и разгибая опорную ногу.
14. Из стойки на одной, другая в сторону или вперед, круговые движения голенью; повороты и круговые движения в тазобедренном суставе.
15.Из круглого полуприседа на левом носке, правая согнута вперед, разгибание правой с наклоном туловища назад (опорная нога сгибается); то же, но правая согнута назад с наклоном вперед.
16 Махи прямой ногой в различных направлениях, останавливаясь в конечных положениях; то же с прыжками на опорной ноге.
17. Поднимание ног в различных и. п.: стоя, сидя, лежа, в висах упорах; то же с отягощениями (туфли со свинцовой подошвой), преодолевая сопротивление амортизатора или партнера.
18. Статические упражнения: удерживать ногу в различных положениях (поднять вперед, в сторону, назад).
Для развития силы мышц и подвижности суставов ног в художественной гимнастике применяются также некоторые упражнения классического тренажа (экзерсиза). Они выполняются из пяти основных позиций — и. п. (стоек). В каждой позиции тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги, опора на всю стопу (преимущественно на ее наружный свод).
В первой позиции стопы, максимально повернутые наружу (выворотно), прикасаются друг к другу только пятками и образуют прямую линию.
Во второй позиции стопы также расположены на одной прямой, но расставлены на расстояние, равное длине стопы.
В третьей позиции стопы стоят одна перед другой (сомкнуты) и сведены внутрь до половины длины стопы.
В пятой позиции стопы сомкнуты так, что носок одной плотно прижат к пятке другой ноги.
В четвертой позиции стопы расположены так же, как и в пятой позиции, но одна нога выдвинута вперед или назад на расстояние маленького шага.
Из этих и. п. (позиций) выполняют полуприседы и приседы, повороты, поднимание на носки, выставление и поднимание ног во всех направлениях, круги и дуги ногой, касаясь и не касаясь пола, маховые движения ногами и прыжки.
Приведем примерные упражнения, выполняемые из первой позиции в стойке лицом или боком к стенке с опорой о нее.
1. Полуприседы и приседы в медленном и быстром темпе.
2.1—2. Полуприсед. 3—4. Встать. 5—6. Подняться в стойку на
носках. 7—8. Опуститься в первую позицию.
3. Подняться на носки и опуститься в первую позицию.
4. Выставление ноги на носок в трек основных направлениях (вперед, в сторону, назад).
5. Поднимание ноги до горизонтального положения в трех основных направлениях.
6. Медленно, на четыре счета, свободную руку в сторону, ногу назад на носок. 5. Приседая на опорной ноге, другую через первую позицию вперед. 6. Ногу в сторону. 7. Ногу назад. 8. Опустить ногу на носок.
7. Махи ногой во всех направлениях.
8. 1. Ногу вперед на носок.
2—3. Поднять ногу до горизонтального положения.
4. Ногу в сторону (не опуская).
5—6. Держать.
7. Опустить ногу на носок. 8. Приставить ногу в первую позицию; то же, начиная движение ногой назад.
Все пять позиций характеризуются выворотным (максимальным поворотом наружу) положением ног. Выворотность такая, как в классическом танце, в художественной гимнастике не требуется. Однако изучение позиций и указанных выше упражнений способствует овладению более совершенной формой движений. Реже всего в художественной гимнастике используется четвертая позиция.

1. Приседы и полуприседы в различных и. п. в различном темпе (носки вместе или развернуты под углом 45, 90, 180°); то же с отягощениями; приседы на одной ноге; пружинящие приседы.
2. Выпады вперед, назад, в сторону, вперед-наружу, вперед-внутрь, назад-наружу, назад-внутрь.
3. Вставание на гимнастическую скамейку, рейку гимнастической стенки, на плинт без отягощения и с отягощениями и возвращение в и. п.
4. Полуприсед с последующим прыжком выпрямившись и приземлением в полуприсед.
5. Прыжки на обеих ногах (на одной) на месте и с продвижением вперед, в сторону; то же с различными предметами или отягощениями; прыжки из приседа; прыжки через скамейку (сериями слитно, толчком двумя ногами или одной); прыжки толчком одной (нога на скамейке) без отягощений и с отягощениями; прыжки из глубокого приседа.
6. Из стоек носки вместе или развернуты под углом 45, 90, 180° выставление ноги на носок в трех или пяти направлениях в различном темпе; то же, полуприседая на опорной ноге и вставая на носок опорной ноги; то же, поочередно касаясь пола носком и пяткой, полуприседая на опорной ноге или вставая на носок.
7. Из полуприседа на носках, опускаясь на левую стопу (не разгибая ее), резко разогнуть правую вперед-книзу и приставить в и. п.
8. Из основной стойки, скользя левой назад и сгибая правую, выпад вперед; то же в стойке на носках в различном темпе.
9. Стоя в выпаде вперед, встать на носок опорной ноги, другую назад, прогнуться; то же в быстром темпе и прыжком.

10. В стойке ноги широко врозь согнуть правую (выпад в сторону); то же на носках в различном темпе; то же в стойке одна впереди на носке (выпад назад); то же в стойке на носках.
11. Из стоек носки вместе или развернуты под углом 45, 90, 180° поднимать прямую ногу в основных и промежуточных направлениях в различном темпе; то же с полуприседом и приседом на опорной, вставая на носок опорной, пружиня на опорной.
12. Из стоек с носками, развернутыми под углом 90, 180°, круг, скользя носком по полу; то же с полуприседом на опорной ноге, вставая на носок опорной, сгибая и разгибая опорную ногу в различном темпе; то же не касаясь пола.
13. Сгибать и разгибать ногу в различных направлениях; то же с полуприседом на опорной ноге, вставая на носок опорной, сгибая и разгибая опорную ногу.
14. Из стойки на одной, другая в сторону или вперед, круговые движения голенью; повороты и круговые движения в тазобедренном суставе.
15.Из круглого полуприседа на левом носке, правая согнута вперед, разгибание правой с наклоном туловища назад (опорная нога сгибается); то же, но правая согнута назад с наклоном вперед.
16 Махи прямой ногой в различных направлениях, останавливаясь в конечных положениях; то же с прыжками на опорной ноге.
17. Поднимание ног в различных и. п.: стоя, сидя, лежа, в висах упорах; то же с отягощениями (туфли со свинцовой подошвой), преодолевая сопротивление амортизатора или партнера.
18. Статические упражнения: удерживать ногу в различных положениях (поднять вперед, в сторону, назад).
Для развития силы мышц и подвижности суставов ног в художественной гимнастике применяются также некоторые упражнения классического тренажа (экзерсиза). Они выполняются из пяти основных позиций — и. п. (стоек). В каждой позиции тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги, опора на всю стопу (преимущественно на ее наружный свод).
В первой позиции стопы, максимально повернутые наружу (выворотно), прикасаются друг к другу только пятками и образуют прямую линию.
Во второй позиции стопы также расположены на одной прямой, но расставлены на расстояние, равное длине стопы.
В третьей позиции стопы стоят одна перед другой (сомкнуты) и сведены внутрь до половины длины стопы.
В пятой позиции стопы сомкнуты так, что носок одной плотно прижат к пятке другой ноги.
В четвертой позиции стопы расположены так же, как и в пятой позиции, но одна нога выдвинута вперед или назад на расстояние маленького шага.
Из этих и. п. (позиций) выполняют полуприседы и приседы, повороты, поднимание на носки, выставление и поднимание ног во всех направлениях, круги и дуги ногой, касаясь и не касаясь пола, маховые движения ногами и прыжки.
Приведем примерные упражнения, выполняемые из первой позиции в стойке лицом или боком к стенке с опорой о нее.
1. Полуприседы и приседы в медленном и быстром темпе.
2.1—2. Полуприсед. 3—4. Встать. 5—6. Подняться в стойку на
носках. 7—8. Опуститься в первую позицию.
3. Подняться на носки и опуститься в первую позицию.
4. Выставление ноги на носок в трек основных направлениях (вперед, в сторону, назад).
5. Поднимание ноги до горизонтального положения в трех основных направлениях.
6. Медленно, на четыре счета, свободную руку в сторону, ногу назад на носок. 5. Приседая на опорной ноге, другую через первую позицию вперед. 6. Ногу в сторону. 7. Ногу назад. 8. Опустить ногу на носок.
7. Махи ногой во всех направлениях.
8. 1. Ногу вперед на носок.
2—3. Поднять ногу до горизонтального положения.
4. Ногу в сторону (не опуская).
5—6. Держать.
7. Опустить ногу на носок. 8. Приставить ногу в первую позицию; то же, начиная движение ногой назад.
Все пять позиций характеризуются выворотным (максимальным поворотом наружу) положением ног. Выворотность такая, как в классическом танце, в художественной гимнастике не требуется. Однако изучение позиций и указанных выше упражнений способствует овладению более совершенной формой движений. Реже всего в художественной гимнастике используется четвертая позиция. Чередование напряжения и расслабления мышц всего тела и отдельных его частей
1. Лежа на спине, руки вдоль тела, чередовать напряжение мышц всего тела (кисти сжать в кулаки, носки вытянуть, держать 4 счета) с расслаблением; то же, поднимая руки вверх и поворачиваясь налево или направо.
2. Из седа на бедре, руки на голени, расслабляя мышцы туловища, упасть на бок (медленно и быстро).
3. Из упора сидя, ноги согнуты, голова между коленей, расслабляя мышцы туловища, лечь на спину.
4. Приставной шаг вперед в стойку на носках, сильно прогнуться, пальцы сжать в кулаки, затем одновременно расслабляя мышцы всего тела, сесть на пятки или присесть.
5. Поочередно поднимать и опускать напряженные или расслабленные руки в различных направлениях.
6- В положении руки вперед (в стороны, вверх, вниз) резко сжать пальцы в кулаки, а затем расслабить кисти.
7. Руки в стороны, ладони вверх. Повернуть ладони назад и расслабить плечи, предплечья и кисти.
8. Руки вверх, ладони внутрь. Последовательно расслабить кисти, предплечья, плечи.
9. Потряхивание расслабленными кистями; то же в сочетании с быстрыми поворотами в плечевых суставах; то же в сочетании с движениями руками в различных направлениях.
10. Расслабляя мышцы шеи, уронить голову вперед, назад, вправо или влево; круговые движения головой (медленно и быстро).
11. Расслабляя мышцы шеи, плечевого пояса и рук, наклон вперед в грудной части; то же назад и в стороны.
12. Расслабив мышцы шеи, кружением туловища круговые движения головой.
13. В стойке ноги врозь наклонить голову и туловище вперед (руки свободно опущены), медленно выпрямить туловище до горизонтального положения (последовательным движением, начиная с поясничного отдела), руки в стороны, прогнуться и, одновременно расслабляя мышцы шеи, туловища и рук, опустить туловище и руки вниз, делая свободные пружинящие движения.
Пассивное падение отдельной части тела или всего тела вслед за активным движением
1. Выпад в сторону, энергичный взмах рукой в сторону-кверху (динамично); расслабляя мышцы, уронить руку вниз.
2. Стремительный бег вперед, постепенно поднимая руки вперед-кверху (ладонями вверх), остановиться в стойке на носках, расслабляя предплечья и кисти, согнуть руки в локтевых суставах, уронить кисти на плечи, голову откинуть назад.
3. Одноименный поворот на носке на 360°, другую ногу согнуть назад, руки в стороны и расслабленное падение на бедро-
4. Открытый прыжок с последующим расслабленным падением в положение лежа на спине.
5. Целостный взмах в сторону и, медленно опуская тело, наклоняясь в сторону противоположную взмаху, расслабленно упасть на бедро.
6. Прыжок прогнувшись с последующим расслаблением в стойку на колено или в круглый присед.
7. Наклонить туловище вперед, отвести руку назад и, спружинив ногами, выполнить мах расслабленной рукой (руками) вперед с последующим покачиванием по инерции; раскачивание расслабленными руками вправо и влево в сочетании с многократными пружинными движениями ногами.
8.Наклон вперед (мышцы шеи, туловища и рук расслаблены), руки свободно опущены. Многократными пружинящими движениями ног и туловища раскачивание расслабленных рук вперед и назад; то же, но одну руку вперед, другую назад.
9. Круглый полуприсед на одной ноге, другая впереди на носке, руки назад. Слегка выпрямляясь и передавая тяжесть тела на впереди стоящую ногу, пружинящий наклон туловища вперед с махом руками в том же направлении и в темпе возвращение в и. п.
10- В стойке ноги врозь, руки свободно опущены, раскачивание расслабленных рук быстрыми поворотами туловища; то же с пружинящими полуприседами. Акробатические упражнения не только составная часть технической подготовки гимнасток (до I разряда включительно), но и ценное средство для развития координации движений, органов равновесия, быстроты и силы мышц туловища и ног.
К основным упражнениям, используемым в художественной гимнастике, относятся: кувырки назад и вперед, перевороты в сторону, медленные перевороты назад, назад на одну ногу и со сменой ног, темповые перевороты вперед на одну ногу и со сменой ног с опорой одной и двумя руками и другие упражнения той же трудности. Изучать более трудные упражнения нет необходимости, так как в программах соревнований кандидатов в мастера и мастеров спорта акробатических упражнений нет.
Большинство прикладных упражнений гимнастки выполняют лишь на первых ступенях начального обучения, чтобы овладеть жизненно необходимыми навыками и подготовиться к сдаче норм ГТО. К таким упражнениям относятся: лазание по канату, лестницам и стенке, метание малого мяча на дальность и в цель, переползания, поднимание и переноска тяжестей, преодоление препятствий, простые прыжки, прыжки шагом, наступая и со смешанной опорой.
Такие же упражнения, как ходьба, бег, прыжки, играют, кроме того, большую роль в специальной физической и технической подготовке гимнасток и используются в занятиях со всеми контингентами занимающихся. К ним относятся:
ходьба походным и строевым шагом, различные способы гимнастической ходьбы, ходьба по скамейке и бревну, спортивная ходьба; бег по пересеченной местности, различные формы гимнастического бега, бег с прыжками через предметы, бег с внезапными остановками и переменой направления, а также бег на короткие, средние и длинные дистанции;
прыжки на одной и обеих ногах на месте и с продвижением, чередование прыжков на одной с прыжками на обеих ногах, прыжки с переменой положения ног (ноги вместе, врозь, скрестно и др.), прыжки в полуприседе и приседе, прыжки с доставанием рукой или головой " подвешенного предмета, прыжки в высоту и длину с разбега, прыжки в глубину с различной высоты из различных и. п. (стоя, из упора присев, седа, виса и др.).

 

Слово " гимнастика" происходит от греческого слова " gymnos", что значит " обнаженный". Другое значение этого слова от " gymnazo" - упражняю, тренирую. Таким образом, гимнастику можно определить как систему специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического воспитания и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и т.д.


Гимнастика как средство физического воспитания развивалась на протяжении длительного времени.

Ее становление было связано с изменением общественного строя, развитием науки о человеке, а также с изменение способов ведения войны.

Ведь еще в Древнем Риме и в период средневековья в ряде стран Западной Европы, а также в Индии, Китае, Персии отдельные гимнастические упражнения применялись в военно-физической подготовке. К ним относятся упражнения на деревянном коне, лестницах и других сооружениях, используемых для обучения штурму неприятельских крепостей. Известно, что у некоторых племен Южной Америки применялись простейшие упражнения на перекладине.

В эпоху возрождения (XIII - XIV вв.) гуманисты стали придавать большое значение всестороннему воспитанию молодежи. В занятии гимнастикой они видели лучшее средство укрепления здоровья и развития физических сил человека. Появились первые труды по физическому воспитанию.

Наиболее известным из них был труд И. Меркуриалиса об искусстве гимнастики. Он делил гимнастику на три вида: военную, врачебную и атлетическую.

В это же время (XV -XVI вв.) начало развиваться и другое направление в гимнастике, основой которого было приобретение занимающимися ловкости. Так в известном произведении французского писателя-гуманиста Франсуа Рабле " Гаргантюа и Пантагрюэль" говорится о том, что воспитанники занимались многими видами физических упражнений, в том числе на перекладине, деревянном коне, лазали по канату, выполняли акробатические упражнения.

Таким образом, считается, что уже в XV веке в школах дворянской молодежи использовались отдельные гимнастические снаряды и упражнения, которые в дальнейшем легли в основу спортивной гимнастики.

Труды Яна Каменского и система его дидактических принципов способствовали развитию взглядов классиков педагогики XVIII в. Жан Жака Руссо (1712-1778 гг.) и особенно Иоганна Песталоцци (1746-1827 гг.). Их заслуга в физическом воспитании состоит в том, что они дали толчок к подлинному возрождению гимнастики.

Руссо считал, что физические упражнения укрепляют и закаливают тело, создают необходимые условия для развития сил и двигательных возможностей человека, готовят к жизни, содействуют умственному развитию и укреплению здоровья.

Песталоцци считал, что лучшими упражнениями для развития сил и способностей ребенка являются простейшие движения в суставах, поскольку из них складываются любые сложные движения.

10. Прикладные упражнения

Одна из групп гимнастических упражнений, направленных на овладение прикладными двигательны ми навыками, к которым относятся: ходьба, бег, лазание, равновесие, метание и ловля, поднимание и переноска, переползания, преодоление препятствий

 

11. Гимнастика в дореволюционной России


В 80-90-е годы представители русской передовой интелли­генции интенсивно разработали вопросы физического воспита­ния. Появляется ряд оригинальных работ П. Ф. Лесгафта, Е. А. Покровского, Е. А. Дементьева и других. Для развития научной отечественной системы гимнастики наибольшее значение имели труды П. Ф. Лесгафта — выдающегося русского ученого-педаго­га, анатома. Основательно изучив постановку физического вос­питания и гимнастические системы на Западе, Лесгафт изложил свою научную систему физического воспитания для школьников «Руководство по физическому образованию для детей школьно­го возраста». Его учение оказало значительное влияние на раз­витие теории и практики физической культуры в нашей стране. Целью физического воспитания Лесгафт считал всестороннее гармоническое развитие человека. К задачам гимнастики он от­носил следующее: 1) способствовать правильному развитию на­шего тела; 2) увеличение физической силы организма; 3) содей­ствовать правильному определению отдельных органов нашего тела, например, дыхательных, пищеварительных и др.; 4) содей­ствие правильному развитию формы тела.

В основу подбора систематизации физических упражнений Лесгафт положил не формальные внешние признаки самых фи­зических упражнений или условий их выполнения, а педагогичес­кие задачи. П. Ф. Лесгафт предложил ряд ценных методических указаний, вытекающих из его понимания основ физического об­разования. Выбор способов физического образования должен опреде­ляться задачами, поставленными перед ними, а упражнения дол­жны отвечать анатомическому строению организма, его физио­логическим функциям и педагогическим требованиям.

1. При подборе упражнений нужно строго учитывать индиви­дуальные особенности, пол, возраст, физическое развитие учени­ков.

2. Во всех случаях необходимо соблюдать принципы постепен­ности, последовательности, доступности.

3. Физические упражнения должны быть взяты из жизненной практики.

4. Физическая нагрузка должна равномерно распределяться на весь организм человека.

5. Все движения ученики должны осознавать. Поэтому Лесгафт показу предпочитал рассказ. Он не был против метода показа, но, прежде чем выполнять движение, требовал обязатель­ного его продумывания учениками.

Для определения достигнутых результатов в физическом раз­витии Лесгафт предложил осуществлять педагогический конт­роль в начале и в конце учебного года самим учителем, который должен был измерять у занимающихся рост, вес, силу, обхват груди, шеи, конечностей и т. д., данные произведенных наблюде­ний обязательно учитывать и использовать в дальнейшей прак­тической работе.

Вольные упражнения.

Вольные упражнения представляют собой комбинацию гимна­стических элементов, выполняемых на горизонтальной поверхно­сти — на полу, сцене, поле стадиона и т. п. Они могут предназна­чаться для того или иного контингента занимающихся (мужчин, женщин, школьников, дошкольников, спортсменов любого раз­ряда и т.д.), быть индивидуальными или групповыми, выполняться с музыкальным сопровождением или без него.

Групповые вольные упражнения составляются из хорошо разу­ченных, обычно простых элементов, выполняются с предметами и без них, как правило, под музыку. Основная сложность состоит в сохранении определенного взаимного расположения участни­ков на помосте или площадке и в согласованности их движений. Оценивается не каждый исполнитель в отдельности, а исполне­ние упражнения группой в целом, точность и ритмичность дви­жений, оригинальность перестроений.

Индивидуальные вольные упражнения подразделяются на спортив­ные упражнения и учебные комбинации (комплексы упражне­ний).

Спортивные вольные упражнения являются одним из видов как мужского, так и женского гимнастического многоборья. Выпол­няются они индивидуально на специальном гимнастическом ков­ре размером 12х 12 м. В младших разрядах разрешается выполнять упражнения вдвоем или втроем, но качество исполнения оцени­вается индивидуально. У мужчин в младших разрядах вольные уп­ражнения могут выполняться на акробатической дорожке. Для Женских вольных упражнений музыкальное сопровождение явля­ется обязательным.

Учебные комбинации составляются не более чем на 32 счета, но не менее чем на 8. В отличие от общеразвивающего упражнения конечное положение в учебной комбинации не обязательно со­впадает с исходным. Если комбинация составлена более чем на 16 счетов и выполняется на оценку, то ее можно считать спортив­ным вольным упражнением. Учебные комбинации могут состоять из элементов общеразвивающих упражнений, включать в себя движения, характерные для гигиенической и производственной гимнастики, простые акробатические элементы.

Вольные упражнения в целом содействуют развитию всех двигательных способностей: ловкости, быстроты, силы, под­вижности в суставах, выносливости, повышению функциональ­ных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и сен­сорных систем. Последнее выражается в том, что занимающие­ся усваивают такие характеристики движений, как амплитуда, темп, ритм, положение тела и его частей в пространстве, вели­чина и направление прилагаемых мышечных и волевых усилий. Вольные упражнения обычно располагают для этого более ши­рокими и разнообразными возможностями, чем упражнения на снарядах.

Развитие гимнастики в России после 1917 г.

В 1918 г. была создана Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА). Она нуждалась в здоровой, физически хорошо подготовленной мо­лодежи. Был издан специальный декрет «Об обязательном обуче­нии военному искусству», который предписывал Главному Управле­нию Всеобщего военного обучения (Всевобуч) создавать в армии спортивные клубы, восстанавливать спортивные площадки и залы.

Для того чтобы выполнить эти указания, решено было ликви­дировать буржуазные спортивно-гимнастические общества и клу­бы. За выполнение этой задачи рьяно взялся комсомол. В его поры­вах не обошлось без курьезов. Сметая с пути революции «контру», некоторые юные активисты начали ломать гимнастические сна­ряды и вывозить их на свалку. Были и теоретически ратовавшие за исключение гимнастики из системы физического воспитания. Вместо нее предлагали упражнения с серпом, молотом, пилой, шестеренкой и другими рабочими инструментами. Были и сто­ронники системы йогов, пропагандировавшие «психофизическую культуру», в которой видели средство не столько физического, сколько духовного воспитания. Воспитательное значение занятий гимнастикой игнорировалось.

В 1923 г. при опытно-показательной площадке Всевобуча созда­ется команда гимнастов.

В 1927 г. на III Спартакиаде РККА впервые проводятся соревно­вания по гимнастике. Среди 50 участников лучшими были Панкра­тов, Гаспарян, Гуляев.

В 1928 г. центром работы по гимнастике становится гимнасти­ческая секция при Центральном доме Красной Армии. Она стала играть ведущую роль в развитии гимнастики не только в армии, но и во всей стране. С тех пор армейские гимнасты являются веду­щими. Они внесли большой вклад в построение урока, в методику обучения и тренировки.

Упражнения на коне.

Упражнения на коне включают в себя перемахи и круги одной ногой и двумя ногами. Эти движения выполняются с поворотами и различными переходами с одной части коня на другую.

Упражнения на коне выполняются слитно, без остановок. Маятникообразные махи разведенными ногами делаются преимущественно в вертикальной плоскости, а круги – в плоскости близкой к горизонтальной. При этом нельзя касаться и опираться ногами о снаряд.

 

Характеристика гимнастической терминологии

Во многих областях знаний и практической деятельности пользуются специальной терминологией с целью краткого обо­значения предметов, явлений, понятий. Гимнастика охватывает безграничное множество движений, положений, упражнений, включая такие, которые совсем не характерны для повседнев­ной жизни человека, поэтому у нее своя специальная термино­логия, свой язык.

Гимнастическая терминология — это система терминов для крат­кого и точного обозначения используемых в гимнастике понятий, предметов и упражнений, а также правила образования и приме­нения терминов, установленных сокращений и формы записи уп­ражнений.

Термином в гимнастике принято называть краткое условное наименование какого-либо двигательного действия или другого понятия из этой области человеческой деятельности.

Упражнения на кольцах

Упражнения на кольцах (высота 255 см от поверхности матов) относятся к одному из наиболее сложных видов гимнастического многоборья. Основными из них являются: подъемы, выкруты, обо­роты, статические положения и силовые элементы, соскоки. Из сочетания этих упражнений состоят комбинации, выполняемые гимнастами на соревнованиях. Непременным условием современ­ных комбинаций является сочетание разнообразных силовых пе­ремещений, сложных статических поз, резких переходов маховых упражнений в статические. Диапазон их трудности очень большой. Поэтому для овладения такими упражнениями необходимо соче­тание хорошо развитой мышечной силы, гибкости, ориентиров­ки в пространстве и чувства равновесия, эмоциональной устой­чивости, решительности и смелости. Перечисленные способности развиваются в процессе овладения упражнениями на кольцах.

17. Правила гимнастической терминологии

Способы образования терминов - наиболее распространенный способ образования терминов - придание нового терминологического значения существующим, словам (переосмысливание). К таким терминам в гимнастике относятся, например, мост, вход, переход, выход.

Нередко термины образуются путем словосложения, например: разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки).

В качестве терминов используются корни отдельных слов, например: вис, упор, мах, сед.

Термины, обозначающие статические положения, образуются с учетом условий опоры, например: упор, упор на предплечьях, упор на руках; стойка на лопатках, стойка на голове, стойка на руках и положения тела (взаимное расположение его звеньев), например: вис, вис углом, вис согнувшись, вис прогнувшись.

Термины маховых упражнений образуются с учетом особенностей того или иного двигательного действия, например: подъем махом вперед из упора на предплечьях, подъем разгибом, подъем двумя или одной.

Термины прыжков и соскоков в спортивной гимнастике определяются в зависимости от положения тела в фазе полета, например: прыжок согнув ноги, ноги врозь. В художественной гимнастике - от положения тела и ног: закрытый, открытый, шагом, скачок, перекидной, выпадом, подбивной, кольцом и др.

Опорные прыжки

При выполнении опорных прыжков различают следующие фазы:

а) полет до толчка руками;

б) толчок руками, (с помощью которого осуществляется стопорящий момент в толчке руками). Толчок руками должен сочетаться с рывковым движением туловищем и с перемещением тела вверх;

в) полет после толчка руками, положение исполнителя здесь определяется характером прыжка. От качества выполнения этой фазы в значительной степени зависит качество прыжка в целом.

Прыжок ноги врозь через козла в ширину. Следует обратить внимание на то, чтобы толчок ногами выполнялся почти одновременно с толчком руками. Толчок должен быть направлен вверх.

После толчка развести ноги врозь пошире, разогнуться в тазобедренных суставах и с движением ног назад, руки вверх-наружу прогнуться. Это положение сохранить до момента приземления.

Обучение. а) прыжки на месте с разведением ног и сведением их при приземлении;

б) в упоре лежа толчком развести ноги врозь и возвратиться в и. п.;

в) из упора лежа толчком упор стоя ноги врозь (ноги прямые);

г) то же, но, отталкиваясь руками, выпрямиться в стойку ноги врозь;

д) вскок в упор на колени и взмахом рук соскок ноги врозь;

е) прыжок ноги врозь через козла в ширину.

Страховка и помощь. Поддерживать гимнаста под грудь и за руку выше локтя.

Прыжок согнув ноги через коня в ширину. После энергичного разбега напрыгнуть на мостик. Отталкиваясь ногами от мостика и руками от коня, поднять таз, сгибая ноги в тазобедренных и коленных суставах. В полете сохранить согнутое положение тела, а затем энергично разогнуться, руки поднять вверх - наружу.

Вначале этот прыжок изучается через козла в ширину и длину.

Обучение: а) прыжок на месте вверх со сгибанием ног вперед;

б) из упора лежа оттолкнуться носками и перейти в упор присев, колени вместе;

в) из упора лежа толчком упор присев и с энергичным толчком руками встать;

г) прыжок согнув ноги;

д) то же, увеличивая высоту и отодвигая мостик.

Страховка и помощь. Стоять спереди и немного сбоку места приземления. При обучении держать гимнаста двумя руками за плечо, а затем одной рукой за предплечье, другой - за плечо или под грудь (при падении вперед), или под спину (при падении назад).

Прыжок ноги врозь через коня в длину (толчком о дальнюю часть, рис 10). Выполняется с замахом, для чего требуются энергичный разбег и сильный толчок ногами и руками. Руки ставятся на коня значительно впереди туловища. Разведение ног начинается одновременно с толчком руками и сгибанием тела в тазобедренных суставах. Таз перемещается вверх. Разгибание после толчка руками выполняется главным образом за счет поднимания плечевого пояса вверх.

Обучение. а) прыжок ноги врозь (прогнувшись) с высоты 50 - 100 см;

б) прыжки на месте с опорой руками о снаряд. При выполнении следить, чтобы в момент полного разведения ног таз поднимался до уровня плеч;

в) с разбега полет на горку (стопку) матов, высота 120 см;

г) из приседа на ближней части коня прыжок ноги врозь толчком руками о дальнюю часть;

д) прыжок ноги врозь через коня в длину, мостик сбоку, постепенно отодвигая его до положения перед конем;

е) прыжок ноги врозь с положенным на коня матом;

ж) то же без мата.

 

Рис 10. Прыжок ноги врозь через коня в длину

Страховка и помощь. Стоять у места приземления, держать под грудь и за руку выше локтя.

 

Акробатические упражнения

Акробатические упражнения представляют собой главным образом движения вращательного характера вокруг различных осей (кувырки, сальто и др.). Они могут выполняться на акробатической дорожке и на снарядах специальных конструкций (трамплин, подкидные доски, батут и др.).

Значительную часть акробатических упражнений составляют упражнения в равновесии, выполняемые в необычных условиях, индивидуально или с помощью соупражняющихся (акробатические пирамиды).

Известно, что обучение акробатическим упражнениям в определенной методической последовательности дает лучший эффект. Двигательные навыки формируются быстрее и без существенных ошибок.

В современной практике физического воспитания среди общепринятых методов обучения все большее значение приобретают предписания алгоритмического типа. Этот метод является одной из составных частей программированного обучения.

Предписания алгоритмического типа предусматривают разделение учебного материала на серии учебных заданий, последовательное выполнение которых приводит к освоению изучаемых упражнений. Предписания алгоритмического типа требуют описания трех типов заданий:

1. Информационные задания-упражнения (движения), которые должен выполнить ученик;

2. Операционные задания-указания о том, как должно выполняться упражнение;

3. Контрольные задания-действия, по которым осуществляется контроль за умением выполнить изученное упражнение (действие).

Кувырок вперед. Из упора присев, разгибая ноги, переставить руки вперед, наклонить голову, переворачиваясь с касанием лопатками, сгруппироваться, перекатом вперед прийти в упор присев и встать.

Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что:

1. Переставляя руки вперед, надо полностью выпрямить ноги;

2. Подавая плечи вперед, следует наклонить голову на грудь;

3. Переворачиваясь через голову, необходимо сгруппироваться, захватывая руками середину голеней.

Стойка на лопатках(рис 11).Закончив перекат назад, опереться ладонями о спину, разгибаясь, выпрямить тело так, чтобы туловище и ноги были на одной прямой.

Рис 11. Стойка на лопатках

Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что:

1. При опоре ладонями о спину локти надо отвести назад;

2. Следует полностью разгибаться в тазобедренных суставах.

Он должен уметь выполнять перекаты назад в группировке и согнувшись.

Кувырок назад. Из упора присев ноги врозь перекатом на пятки сгруппироваться, сесть, наклонив голову вперед. Быстро перекатиться назад, при касании лопатками мата опереться руками за плечами на линии головы, выпрямить руки, переворачиваясь через голову, прийти в упор присев.

Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что:

1. Выполнять перекат назад в группировке необходимо быстро;

2. Закончив перекат, надо опереться ладонями за плечами, не касаясь предплечьями опоры;

3. При переворачивании следует быстро выпрямить руки.

Обучающийся должен уметь выполнить перекат назад в группировке.

Стойка на голове. Из упора присев, опираясь теменной частью, толчком поднять таз и ноги. Выпрямиться. Сохранить равновесие. Тяжесть тела равномерно распределить на руки и голову.

Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что:

1. Между точками опоры (руками и головой) условно обозначается равносторонний треугольник;

2. В стойке тело прямое.

Обучающийся должен уметь выполнять стойку на лопатках на полу и вис прогнувшись на гимнастической стенке.

Стойка на руках(рис 12).И. п. - руки вперед - кверху. Сделав широкий выпад, наклониться вперед, опереться руками на ширине плеч. Махом одной и толчком другой выйти в стойку на руках. Соединив ноги и сохраняя равновесие, выпрямиться.

 

Рис 12. Стойка на руках махом одной

Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что:

1. При опоре руками надо держать пальцы врозь;

2. В стойке на руках следует максимально вытягиваться, не прогибаться;

3. Присоединять толчковую ногу к маховой надо возможно позже.

Обучающийся должен уметь имитировать стойку на руках (стойка на носках руки вверх), выполнять стойку на голове и вис прогнувшись (с прямым телом).

Переворот в сторону(рис 13). Стоя лицом по направлению движения, делая взмах руками и толчковой ногой, быстро наклониться вперед, поочередно опираясь руками, выйти в стойку на руках ноги врозь, с поворотом в одноименную сторону, не задерживаясь в стойке на руках, опустить м аховую ногу в сторону, встать в стойку ноги врозь, руки в стороны.

Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что:

1. Опираться руками следует поочередно на одной линии;

2. Надо разводить ноги шире в стойке на руках и не прогибаться;

3. Поворот при выходе в стойку на руках следует начинать - маховой ногой.

Обучающийся должен уметь выполнять стойку на руках.

 

 

19. Запись общеразвивающих упражнений.

При записи общеразвивающих упражнений вначале указывается номер упражнения по порядку и исходное положение, затем последовательно, по счетам все положения и движения этого упражнения; рекомендуется составлять отдельные упражнения на количество счетов, кратное четырем, что облегчает музыкальное сопровождение.

Пример 1-й.

3-е упражнение. И. п.: стойка ноги врозь, руки к плечам.

1. Руки в стороны.

2. Наклон вперед, руки вперед (коснуться пальцами пола).

3. Выпрямиться, руки в стороны.

4. Руки к плечам, или и. п.

II. Запись вольных упражнений.

При записи вольных упражнений в заголовке указывается, для какой группы составлено упражнение (для мальчиков, женщин, для новичков, мастеров), музыкальный размер и форма музыкального произведения или его название, темп исполнения. Далее указывается исходное положение, а затем записывается содержание упражнения по тактам и счетам. Количество счетов в такте зависит от музыкального размера. При размере 2/4 оно будет равно двум, 3/4 – трем, 4/4 – четырем и т. д. Обычно при выборе для музыкального сопровождения вальса один счет упражнения соответствует одному такту вальса и упражнение записывается разделами по восемь счетов.

Пример 2-й.

Вольные упражнения для женщин-новичков.

Музыка: вальс, размер 3/4, темп средний (ММ – 60).

И. п.: основная стойка.

1. Руки в стороны.

2. Руки вверх, правую в сторону на носок.

3 – 4. Медленно наклон влево, руки за голову.

5 – 6. Медленно выпрямиться, руки вверх.

7. Приставить правую, руки в стороны.

8. Стойка на носках, руки перед грудью.

III. Запись упражнений на снарядах.

Упражнения на снарядах записываются последовательно по соединениям и элементам, которые отделяются друг от друга знаком –. В заголовке указывается, на каком снаряде упражнение исполняется и, если нужно, на гимнастов какого разряда оно рассчитано.

Пример 3-й

Упражнения па перекладине для гимнастов 2-го разряда.

Из виса махом назад подъем и оборот назад в вис – махом вперед переворот в упор – спад назад в вис согнувшись и мах дугой с поворотом налево в вис разным хватом – на крайней точке маха вперед перехват правой в хват снизу и подъем разгибом – махом назад стойка на кистях и большой оборот вперед – переворот вперед в вис и подъем махом назад – соскок дугой углом, (с предварительным перехватом в хват сверху).

При записи произвольных упражнений обычно на каждой строчке записывается только по одному элементу или соединению с тем, чтобы в специальной графе, расположенной в конце страницы справа, можно было указать стоимость элемента или принадлежность его к группе трудности. С отменой предварительной записи произвольных упражнений необходимость такой формы записи отпадает.

20.Упражнения на брусьях

Брусья являются непременным элементом площадки, на которой занимаются спортом, как и турник. Это не является случайным фактом. На брусьях можно выполнять тяговые движения. Также упражнения, которые включают элементы, развивающие выносливость человека, гибкость его тела, координацию движений.

Для турника таких упражнений меньше. Во время этих упражнений тренируется верхняя часть туловища, в том числе корпус тела.

21. Причины травматизма и способы его предупреждения

Нарушения в организации занятий. Они проявляются: в проведе­нии их с большим числом учащихся на одного преподавателя или с большим количеством групп одновременно, чем полагается; в не­соблюдении направления движения потоков занимающихся, не­правильном их размещении; в несвоевременном начале и оконча­нии занятий.

Недисциплинированность может проявляться: в виде эмоциональ­ных срывов, вызванных трудностью изучения упражнения, нару­шением методики обучения, утомлением, отсутствием индивиду­ального подхода со стороны педагога и др.; в нарушении правил поведения на занятиях и соревнованиях, недостаточной воспи­танности занимающихся.

Неудовлетворительное состояние мест занятий, инвентаря и оборудования: их несоответствие требованиям, предъявляемым к проведению занятий гимнастикой, малые размеры зала, неров­ность пола, неисправность снарядов, матов, дорожек и другого оборудования, их небрежная эксплуатация.

Несоответствие формы одежды и обуви проявляется в том, что учащиеся иногда приходят на занятия в неудобной одежде, в обу­ви не по размеру, со скользкой или толстой подошвой и жестким каблуком.

Нарушение санитарно-гигиенических условий: несоответствие тем­пературы в зале установленной норме, плохое естественное и искус­ственное освещение, недостаточная вентиляция, избыточная влаж­ность воздуха либо чрезмерная его сухость, отсутствие чистоты и порядка в зале, несоблюдение занимающимися личной гигиены

 

20.Упражнения на перекладине

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.