Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Резервный фонд Российской Федерации и Фонд национального благосостояния.






 

Резервные фонды, формируемые за счет части нефтегазовых доходов, в федеральном бюджете, в той или иной форме, создаются в федеральном бюджете с 2004 года с перерывом на кризис 2008—2009 годов и последующие три года восстановления экономики. Так называемая цена отсечения для направления нефтяных доходов сбережения в Стабилизационный фонд, впоследствии разделенный на Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния, сначала составляла 20 долларов за баррель, с 2006 года - 27 долларов.

Подобные ограничения — стандартная практика для стран, которые боятся подсесть на нефтяную иглу.

За счет этого они решают сразу три проблемы:

- не позволяют расти курсу национальной валюты («голландская болезнь»);

- защищают бюджет от чрезмерных конъюнктурных колебаний, таких как снижение мировых цен на сырье после ценовых шоков на рынке нефти 1970—1980 годов;

- формируют так называемые фонды будущих поколений, которые, по идее, будут тратиться, когда нефть и газ в стране закончатся.

Фонды невозобновляемых ресурсов стали создаваться в мире начиная с 1970-х годов. Они есть, в частности, в Чили, Омане, Кувейте, Норвегии. Причем в последней сберегаются все доходы от экспорта нефти, там профицит бюджета в некоторые годы превышал 10% ВВП. А вот в другой богатой нефтью стране — Венесуэле бюджетного правила нет, и в своем регионе она лидер по показателю внешней задолженности на душу населения, бюджетный дефицит в прошлом году там составлял 13%.

В 2007 году в России было принято новое правило «нефтегазового трансферта». Нефтегазовые доходы могли направляться на финансирование дефицита бюджета в определенном соотношении к ВВП. Например, в 2008 году предполагалось разрешить правительству потратить нефтедоллары на величину, равную 6, 1% ВВП, в последующие годы эта величина должна была снижаться - до 5, 5% в 2009 году, 4, 5% - в 2010-м и 3, 7% - с 2011 года и далее. Но грянул кризис, и о правиле забыли.

Современная версия бюджетного правила, которое заработало в 2013 году, - уже третье после кампании накопления фонда будущих поколений 2004 - 2008 годов и несостоявшегося бюджетного трансферта 2008 года.

Резервный фонд РФ представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.

Нормативная величина Резервного фонда устанавливается исходя из 7 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП.

Доходы федерального бюджета условно разделены на нефтегазовые (вывозная таможенная пошлина на нефть сырую, газ природный, на товары, выработанные из нефти, налог на добычу полезных ископаемых (нефть) и ненефтегазовые (все остальные).

До достижения нормативной величины Резервного фонда РФ, при разработке проекта федерального бюджета учитываются не фактические нефтегазовые доходы, а только рассчитанные исходя из базовой цены на нефть, то есть средней цены на нефть, а его дефицит не должен превышать 1% ВВП.

С 2013 года средняя цена на нефть высчитывалась за пять лет, включая текущий. С каждым годом период увеличивается на год. То есть в 2014 году средняя цена на нефть высчитывается за шесть лет. И так до достижения десятилетнего периода

Разница, между фактическими нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из прогнозируемой на соответствующий финансовый год среднегодовой цены на нефть сырую марки " Юралс" и нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из базовой цены на нефть, называются дополнительными нефтегазовыми доходами и зачисляются в Резервный фонд РФ.

Кроме того, в Резервный фонд зачисляются доходы от управления средствами Резервного фонда.

Объем использования средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета устанавливается законом о федеральном бюджететолько в случае падения базовой цены на нефть ниже фактической.

Однако назначение фонда не исчерпывается только покрытием дефицита бюджета. Средства Резервного фонда могут использоваться:

- на досрочное погашение государственного долга Российской Федерации;

- с 2013 г. на замещение не поступающих в ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году ненефтегазовых доходов и поступлений, учтенных в источниках финансирования дефицита федерального бюджета. Это важное изменение означает, что бюджетное правило стало возможным нарушать каждый раз, когда правительство ошибается в своих расчетах ожидаемых ненефтегазовых доходов.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения:

- софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации

- сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

- до 7 процентов средств Фонда национального благосостояния могут размещаться на депозитах государственной корпорации " Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".

Фонд национального благосостояния формируется за счет:

- дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, только если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины (7 процентов ВВП) (50% в ФНБ, а 50% на финансовое обеспечение инфраструктурных и других приоритетных проектов).

- доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Таким образом - при высоких ценах на нефть государство копит сверхдоходы, а при низких - тратит накопления на текущие обязательства.

Когда цены на нефть оказываются выше прогноза, часть сверхдоходов направляется в Резервный фонд, а при достижении нормативной величины фонда в 7% ВВП до 50% средств может перечисляться на инфраструктурные и другие приоритетные проекты, остальное — в Фонд национального благосостояния. То есть деньги накапливаются. Когда цены на нефть оказываются ниже плана, средства из Резервного фонда тратятся на погашение дефицита бюджета. Он не должен превышать 1% ВВП.

 

Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов.

Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации, Фонда национального благосостояния - Центральным банком Российской Федерации и специализированными финансовыми организациями.

Целями управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств указанных фондов и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе.

Средства Резервного фонда и фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов (для Резервного фонда только в номинированных в иностранной валюте):

- долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;

- долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;

- депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации.

Для Резервного фонда дополнительно:

- депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях.

Для Фонда национального благосостояния дополнительно:

- депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, а также в государственной корпорации Внешэкономбанк;

- долговые обязательства и акции юридических лиц, в том числе российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

- паи (доли участия) инвестиционных фондов.

Средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации.

Б. Резервные фонды исполнительных органов государственной власти (местных администраций). (формируются за счет общей массы доходов соответствующего бюджета)

 

Резервный фонд Президента РФ, Правительства Российской Федерации, Правительства РФ по ЧС, резервные фонды высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервные фонды местных администраций.

 

Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 процента утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.

 

- Резервный фонд Правительства Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 № 838 " Об утверждении Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации"

 

Резервный фонд Правительства Российской Федерации создается для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий федерального значения, не предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Средства резервного фонда Правительства Российской Федерации расходуются на финансирование:

- государственной поддержки общественных организаций и объединений;

- проведения юбилейных мероприятий общегосударственного значения;

- изготовления государственных наград, юбилейных медалей;

- проведения встреч, симпозиумов, выставок и семинаров на высшем уровне по проблемам общегосударственного значения;

- выплаты разовых премий и оказания разовой материальной помощи гражданам за заслуги перед государством;

- издания сборников нормативных актов и законодательства Российской Федерации;

- проведения ремонтных и восстановительных работ по заявкам органов государственной власти Российской Федерации;

- других мероприятий, проводимых по решениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

 

- Резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Постановление Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 " О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (вместе с " Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий")

Предназначен для финансирования мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Средства выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, ущерба в результате террористического акта:

- проведение аварийно-спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ;

- развертывание и содержание пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан;

- оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека;

- оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека)

- оказание юридическим лицам финансовой помощи (из расчета за частично утраченное имущество - до 200 тыс. рублей на одно юридическое лицо, за полностью утраченное имущество - до 400 тыс. рублей на одно юридическое лицо) (только в случае террористического акта);

- выплата единовременного пособия:

в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего);

в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению;

гражданам, получившим вред здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред в размере 400 тыс. рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека);

гражданам из числа заложников, не получившим вреда здоровью, - в размере 100 тыс. рублей на человека (только в случае террористического акта);

- проведение федеральными государственными учреждениями судебно-медицинской экспертизы высокотехнологичных молекулярно-генетических исследований, транспортировка биологического материала для проведения указанных исследований;

- эвакуация и оказание гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации или террористического акта, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

- погашение государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями;

- восполнение запасов материальных ценностей, выпущенных в установленном порядке из государственного материального резерва для обеспечения неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации и оказания гуманитарной помощи (включая мероприятия по доставке указанных материальных ценностей к месту их постоянного хранения);

- финансовое обеспечение мероприятий по оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам, проводимых в установленном порядке по решению Правительства Российской Федерации, в части расходов, произведенных на территории Российской Федерации.

 

- Резервный фонд Президента Российской Федерации

Положения о фонде нет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.