Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Консультативная психология






1. Консультативная деятельность психолога как прикладная отрасль психологии и форма психологической помощи. Общая стратегия, цели и задачи процесса консультирования. Участники процесса консультирования: консультант, заказчик, клиент, пользователь. Интервьюирование, консультирование и психотерапия как основные формы психопрофилактической, консультационной, коррекционной и развивающей работы.

2. Основные направления психологического консультирования. Проблемно-ориентированное консультирование; личностно-ориентированное консультирование; решение-ориентированное консультирование. Психотерапия как особая форма (более глубокий и долгосрочный процесс) оказания психологической помощи психически здоровым людям. Основные подходы к личностному консультированию и психотерапии в рамках различных психологических школ и направлений. Проблема выбора метода и формы консультирования: приверженность одной теории, эклектизм, обобщенная теория.

3. Условия и принципы эффективной консультативной работы. Этические принципы личностного консультирования. Взаимоотношения клиента и консультанта. Общее понятие об эмпатии. Условия эмпатии в процессе консультирования. Понятие о культурной эмпатии. Психологические и культурологические особенности отдельных групп населения. Особенности работы с меньшинствами. Требования, предъявляемые к консультанту. Модель эффективной деятельности консультанта. Профессионально значимые качества: социальный интеллект; эмпатия; интенциональность; наблюдательность; аутентичность. Базовые установки консультирования и психотерапии: первичная и продвинутая эмпатия, позитивное отношение, теплота, конкретность, конфронтация, аутентичность.

4. Психологическая проблема как предмет консультативной работы психолога. Общее понятие психологической проблемы. Формулируемая и действительная проблема. Основные проблемы, лежащие в основе обращения за психологической помощью. Основные теоретические подходы к пониманию психологической проблемы в рамках различных школ и направлений. Понятие об инициаторе проблемы. Поляризованная оценочная позиция как универсальная причина обращения за психологической помощью. Понятие сопротивления: механизмы психологических защит. Копинг-стратегии как механизмы совладания в ситуации психологической проблемы.

5. Этапы, методы, приемы и техники консультативной работы. Общая модель консультирования: достижение взаимопонимания, сбор информации, желаемый результат, выработка альтернативных решений, обобщение.

Установление первоначального контакта с клиентом и структурирование взаимоотношений: понятие о раппорте, подстройка и зеркализация. Обоюдная идентификация проблемы: субъективное видение проблемной ситуации и объективные показатели проблемы; поиск позитивных личностных качеств клиента. Выделение целей консультирования: определение и согласование желаемого направления действий. Поиск альтернативных решений: проработка различных вариантов решения проблемы; исследование личностной динамики клиента. Обобщение: анализ процесса консультирования; интернализация ответственности за результаты консультирования и психотерапии.

6. Базовые приемы и техники консультирования. Техники фокусировки внимания: клиент, другие люди, топик, консультант, отношения (перенос и контрперенос), культурный контекст. Приемы внимающего консультирования (выслушивание): открытые и закрытые вопросы, поощрение, парафраз, концентрация на чувствах, обобщение и др. Приемы влияющего консультирования (воздействие): указание, пауза, информативное сообщение, выражение собственных чувств, влиятельное обобщение, интерпретация и др.

7. Диагностика в процессе консультирования. Методы сбора информации о клиенте: метод анамнеза, тестирование, стандартизованное интервью. Примерная схема оценки личности клиента: психологическая проблема, клиент, среда. Взаимоотношения клиента с ближайшим окружением. Языковые конструкции клиента.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.