Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы психологии. Применяемые сегодня в психологии методы можно подразделить на три большие группы:






Применяемые сегодня в психологии методы можно подразделить на три большие группы:

1 .Методы сбора информации (наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов (контент-анализ, графология, анализ рисунков), метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).

2 .Методы обработки данных (статистический анализ, математические методы (вариационный анализ, корреляционный анализ, кластерный анализ, факторный анализ и др.))

3 .Методы психологического воздействия (дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и др.)

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Методы сбора информации условно можно разделить на: -организационные; --эмпирические.

К организационные методам относятся:

Сравнительный метод - заключается в сопоставлении различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению. Однако, когда исследователи хотят понять, как изменяются те или иные качества, свойства людей с возрастом, они изучают одних и тех же людей в течение нескольких лет. Такой метод называется лонгитюдным исследованием.

- Комплексный метод- способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода.

К эмпирическим методам относятся наблюдение и самонаблюдение.

Психологические трактаты до появления экспериментальной психологии основывались либо на описании ученым собственных переживаний, либо на изложении рассказов других людей об их мыслях и чувствах. Этот метод называется самонаблюдение (интроспекция), что в буквальном переводе означает " смотреть внутрь". ретроспекция (взгляд в прошлое)воспоминания.

Наблюдение - Трудности применения этого метода связаны с тем, что на восприятие человека влияют неосознаваемые установки, взгляды, пристрастия, действие которых он не может проконтролировать. Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Свободное наблюдение - не имеет заранее установленных программы, процедуры его проведения. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. " Эффект присутствия" - не единственный недостаток наблюдения. Наблюдатель должен фиксировать только то, что действительно происходит, а не то, что ему кажется или хочется увидеть.

Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. Естественный эксперимент, предложен русским психологом А. Ф. Лазурским в начале ХХ века, предполагает проведение исследования под контролем экспериментатора, но в естественных условиях. Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов. И лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими и формирующими. Формирующий (обучающий) эксперимент выявляет закономерности, условия, психологические механизмы развития определенных качеств, способностей, свойств путем активного их формирования.

Широко распространены в психодиагностике психологические тесты. Создание тестов предопределяют требования жизни, когда надо решить, в состоянии ли человек справиться с задачами, которые предстоит решить, подходит ли он для определенной роли.

ТЕСТЫ: Тесты умственного развития (интеллектуальные), позволяющие выявить умственный потенциал индивида. Критериально-ориентированные тесты позволяют выявить у испытуемого наличие определенных знаний и умений, необходимых для выполнения определенных заданий. Сегодня в школах широко распространены тесты проверки знаний и умений, т. е. результатов специально организованного обучения. Они называются тестами достижений. Тесты личности позволяют выявить особенности мотивации, потребностей, эмоций, интересов, отношения к себе и т. д. Задания этих тестов могут быть представлены в разных формах. Особенно интересны проективные тесты- эта категория тестов основана на представлении о том, что в объяснениях тех или иных явлений, воплощаются личностные особенности человека. Особое место среди проективных тестов занимают рисуночные тесты. Рисуночные тесты используются и при диагностике личности, и при диагностике интеллекта. Опрос (анкетирование ) предназначен, как правило, для получения общей информации, касающейся жизни человека, его интересов, мнений по тому или иному вопросу и т. п. На их основании нельзя делать выводы и формулировать психологический диагноз. Беседа или интервью. В практике беседа используется как основной и как дополнительный метод. Беседа может быть стандартизированной и свободной, управляемая психологом и слабо управляемая.

Методы психологического воздействия. Метод предъявления моделей основан на использовании механизмов психического заражения, внушения и подражания. Эмоциональное заражение – процесс, основанный на бессознательной передаче от субъекта к субъекту разного рода психических состояний – азарта, радости, тревоги, воодушевления, которые неосознанно воспроизводятся в ситуациях взаимодействия. На основе эмоционального заражения возникает, как правило, подражание – копирование поведенческих актов и поступков другого человека. Копирование также основывается на механизме идентификации, когда человек хочет быть похожим на того, кто является авторитетным для него.Внушение – воздействие на психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации. Внушение осуществляется как посредством вербальных, так и невербальных средств.

Дискуссия – обсуждение какого-либо вопроса с целью найти оптимальное решение. Основными правилами в эффективном использовании убеждения являются: искреннее желание понять собеседника, демонстрация своего понимания собеседнику, уважение его личности, логичность в построении своих доводов. Тренинг – метод воздействия, направленный на создание новых психических образований, либо на развитие уже существующих. Три вида тренинга: функциональный, аутотренинг, социально-психологический тренинг.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.