Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В феврале сорок третьего года






 

В феврале сорок третьего года после победы в грандиознейшей Сталинградской битве нашим дедам казалось, что они наконец-то переломили ситуацию в войне и враг будет изгнан из страны. Красная армия перешла в наступление и вступила на донецкую землю. Среди прочих частей в наступление пошел и танковый корпус генерала Павла Полубоярова, который за доблесть, проявленную в Сталинградской битве и освобождение Кантемировки, был преобразован в 4-й гвардейский танковый корпус и получил почетное наименование Кантемировский.

По замыслу командования войска Юго-Западного фронта должны были прорвать немецкие позиции, стремительным ударом пройти через Краматорск и Артемовск, освободить Сталино и выйти к Мариуполю. Одновременно войска Южного фронта должны были атаковать Новочеркасск и Ростов. Если бы это удалось, то в окружение попали бы все немецкие части, расположенные в Донбассе и Ростовском регионе.

Наступление началось 29 января 1943 года, а 4 февраля в Краматорск ворвались танки 14 гвардейской танковой бригады, шедшей в авангарде Кантемировского корпуса. Город был взят легко, с налета, но вскоре немцы перегруппировались и попытались отбить Краматорск. Начался жестокий бой, в котором гвардейцы сумели отбить несколько атак гитлеровцев, а затем к городу подошел наш третий танковый корпус, который сменил уставших кантемировцев.

Вскоре четырнадцатой бригаде, которой командовал Василий Шибанков, была дана задача прорваться к городу Красноармейску и тем самым перерезать пути отхода донбасской группировке немцев на запад. 11 февраля танкисты ворвались в Красноармейск и устроили ничего не подозревавшим немцам настоящее побоище. Враг потерял три десятка машин и много другой техники и военного имущества. Ну а самое главное - оказалась перерезанной железная дорога Днепропетровск – Мариуполь, по которой шло снабжение германской группы армий «Дон». Естественно, гитлеровцы не могли смириться с этим, и против нашей бригады были брошены все силы, которые немцы смогли стянуть в регион. Наше командование понимало важность Красноармейска и тоже послало туда все резервы, но далеко не всем соединениям удалось дойти, так как большая их часть увязла в боях еще на подходе. В итоге серьезно ослабленным в предыдущих боях нашим корпусам (4-му гвардейскому Кантемировскому корпусу и десятому танковому) в Красноармейске пришлось драться против превосходящих сил противника. Принявший на себя командование обороной города комбриг Василий Шибанков сформировал из местных жителей и освобождённых военнопленных отряд в 600 человек, который активно поддерживали в бою его танкистов. Но это не могло изменить соотношение сил.

В бой за Донбасс новый командующий германской группой армий «Юг» генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн бросил свои лучшие силы.

Помимо двух полнокровных танковых корпусов вермахта, красноармейцев атаковала пятая танковая дивизия СС «Викинг», по праву считавшаяся одной из лучших в Германии. Была у этой дивизии одна особенность, благодаря которой она вошла в историю: «Викинг» был укомплектован наемниками из стран Скандинавии, Бельгии и Нидерландов. По немецким документам они, конечно, числились добровольцами, но суть от этого не меняется - они получали жалование за то, что под командованием немецких генералов уничтожали наш народ. О моральном облике этих людей говорить не стоит, но воинами они были отменными и дрались отчаянно.

Кантемировцам пришлось туго: атаки следовали одна за другой, да еще у немцев было полное господство в воздухе, но наши держались. К 19 февраля в обоих советских корпусах в строю осталось только 9 танков T-34 и 8 легких танков Т-70. У гитлеровцев было две сотни «панцеров». Итог сражения предсказать было несложно, уже через день наши части были буквально перемолоты, а Красноармейск снова занят немцами. В этих боях мстившие за Сталинград немцы вообще не брали пленных, и массово убивали мирных жителей. Поняв, что дальше держаться невозможно, кантемировцы приняли решение отступать к Северскому Донцу. Комбриг Шибанков на своем танке остался прикрывать отход своих бойцов и погиб в бою. В это же время пал и Краматорск, а советские войска вынуждены были оставить Донбасс.

Василий Иванович Шибанков и его воины были похоронены в братской могиле в Красноармейске, а спустя полтора месяца указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм гвардии подполковнику Шибанкову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Для удержания Донбасса гитлеровское командование создало укрепленные линии по рекам Северский Донец и Миус. Особые надежды захватчики возлагали на Миусский рубеж, который, по заявлению Гитлера, должен был стать новой границей Германии, неприкосновенной и нерушимой. Как свидетельствуют воинские документы тех лет, фашисты намеревались создать здесь фронт мести за Сталинград. Его основу составляла 6-я армия, сформированная взамен разгромленной 6-й армии Паулюса. Номера ее соединений и полков были те же, что и у разбитых на Волге.

Правый берег Миуса, который занимали гитлеровцы, удобен для обороны: он выше левого, имеет много обрывов, холмов, оврагов. Вот что писала «Правда» об этом рубеже: «Линии обороны, связанные между собой ходами сообщения, цепи дотов и дзотов по всему фронту и во всю глубину, пулеметные гнезда и гнезда подвижной артиллерии, взаимно прикрывающие друг друга, создающие многослойный огонь... проволочные заграждения, минные поля, управляемые и мертвые, — все это дьявольское нагромождение войск и техники, ввинченной в камень, врытой в землю, называлось Миус-фронтом». А в нескольких километрах за передней линией возвышалась Саур-Могила — главный наблюдательный пункт врага. С ее вершины вся местность вокруг была видна как на ладони.

Освобождение Донбасса

Южный фронт под командованием Ф. И. Толбухина готовился к решающему сражению за Донбасс. В конце мая 1943 года из Ставки Верховного Главнокомандования прибыл А. М. Василевский. Собрав командующих армиями, он сообщил, что на Южный и Юго-Западный фронты возлагается ответственная задача: оттянуть часть войск противника от Курского выступа и сковать их на Миусе.

17 июля 1943 года в 4 часа 45 минут началась артиллерийская подготовка. Наши войска форсировали Миус в районе села Дмитровки и до 31 июля сражались с превосходящими силами противника. В этих боях враг потерял 2500 солдат и офицеров, 100 пушек разных калибров, 16 самолетов. В плен было взято 3000 солдат, захвачено 2 самолета, 60 орудий, 100 пулеметов, 600 исправных винтовок. 5-я ударная и 2-я гвардейская армии свою задачу выполнили: оттянули на Миус-фронт значительные силы гитлеровцев с Курско-Орловской дуги, где надвигалась решающая битва третьего военного лета.

Освобождение Донбасса началось после победы на Курской дуге. В это же время Воронежский и Степной фронты развивали наступление на Харьков, создавая серьезную угрозу флангу немецкой группировки, оборонявшейся в Донбассе. Командование вермахта прилагало все усилия, чтобы остановить наступление советских войск на харьковском направлении. Туда были переброшены 15 дивизий, в том числе 4 танковые из Донбасса. Ослабление действовавшей там группировки противника создало благоприятные условия для наступления Красной Армии на этом участке фронта.

Для проведения Донбасской операции были привлечены крупные силы. В составе двух фронтов насчитывалось более 1 млн. человек, около 21 тыс. орудий и минометов (без реактивной артиллерии), свыше 1, 2 тыс. танков и САУ, около 1, 4 тыс. самолетов. Наиболее мощная группировка была сосредоточена в полосе Юго-Западного фронта.

Немецкие войска, оборонявшиеся в Донбассе, имели приказ любой ценой удерживать занимаемые рубежи. Здесь оборонялись 1-я танковая (генерал-полковник Э. Макензен) и заново созданная 6-я полевая (генерал пехоты К. Холлидт) немецкие армии, входившие в состав группы армий «Юг». Они имели около 540 тыс. человек, 5, 4 тыс. орудий и минометов, до 900 танков и штурмовых орудий, около 1, 1 тыс. самолетов. На подступах к центральным районам Донбасса противник создал мощную оборону. Передний край ее главной полосы проходил по рекам Северский Донец и Миус. В глубине были возведены оборонительные рубежи по рекам Крынка, Кальмиус и Самара. Во многих городах, поселках, деревнях и на командных высотах оборудовались узлы обороны и опорные пункты. Особенно сильно был укреплен рубеж по реке Миус.

Переход советских фронтов в наступление в Донбассе проходил неодновременно. Первым вступил в действие более сильный Юго-Западный фронт, использовавший ранее захваченные плацдармы на правом берегу Северского Донца. 13 августа перешли в наступление войска его правого крыла, а через 3 дня – ударная группировка в центре фронта. То, что первыми вступили в сражение войска правого крыла, объясняется стремлением Ставки ВГК оказать содействие Степному фронту, который в это время вел тяжелую борьбу на харьковском направлении.

С первого же дня бои приняли крайне напряженный характер. Противник оказал упорное сопротивление, часто проводил контратаки крупными силами пехоты и танков, наступавшими при массированной поддержке артиллерии и авиации. Тем не менее войска правого крыла Юго-Западного фронта после ожесточенных боев 18 августа овладели городом Змиев. В результате положение гитлеровцев в районе Харькова существенно осложнилось. Однако в это время наступление центральной группировки фронта развития не получило.

18 августа в наступление перешел Южный фронт. Прорыв вражеской обороны на Миусе осуществляли на узком участке фронта 2-я гвардейская и 5-я ударная армии. После мощной артиллерийской и авиационной подготовки войска 5-й ударной армии вклинились в оборону противника и уже в первый день наступления продвинулись на глубину до 10 км. Все попытки врага ликвидировать наметившийся прорыв ни к чему не привели. Отражая контрудары врага, красноармейцы продолжали развивать наступление на Амвросиевку. Успешные действия Южного фронта создали реальную угрозу разгрома врага на южном крыле его Восточного фронта.

Тем временем события стремительно развивались. Над группировкой немецко-фашистских войск в Донбассе нависла грозная опасность с севера. 23 августа войска Степного фронта при активном содействии Воронежского и Юго-Западного фронтов освободили Харьков. Их дальнейшее продвижение в юго-западном направлении создавало предпосылки для окружения донбасской группировки врага. 24 августа Ставка поставила Степному фронту задачу развивать наступление на Красноград, предварительно разгромив группировку противника в районе Валки.

Резкое осложнение обстановки на южном крыле Восточного фронта не на шутку встревожило верховное командование вермахта. 27 августа в Винницу срочно прибыл Гитлер. На состоявшемся совещании командующий группой армий «Юг» генерал-фельдмаршал Э. Манштейн заявил, что без значительных подкреплений его группе армий наступление Красной Армии в Донбассе не остановить. Фюрер заверил фельдмаршала, что в ближайшее время в его распоряжение будут направлены 12 дивизий из состава групп армий «Центр» и «Север». Однако нарастающие удары Красной Армии на западном стратегическом направлении, а также на стыке групп армий «Центр» и «Юг» поставили крест на этих намерениях Гитлера. Командующий группой армий «Центр» генерал-фельдмаршал Г. Клюге заявил, что ни одного солдата передать в группу армий «Юг» он не может.

Тем временем войска Южного фронта продолжали успешно развивать наступление. Решительно действовала фронтовая конно-механизированная группа (4-й гвардейский механизированный и 4-й гвардейский кавалерийский корпуса). Нанеся удар из района Амвросиевки в южном направлении, она вышла на побережье Азовского моря, отрезав пути отступления на запад группировке противника, оборонявшейся в районе Таганрога. 30 августа в результате смелого и искусного маневра таганрогская группировка врага была разгромлена и город Таганрог освобожден. За массовый героизм и высокое боевое мастерство, проявленные в боях за этот город, 130-я и 416-я стрелковые дивизии получили почетное наименование Таганрогских. Активное участие в этих боях приняла Азовская военная флотилия. Ее корабли воспрепятствовали эвакуации немцев из Таганрога морем и поддержали своим огнем советские войска, наступавшие вдоль побережья.

Большую помощь наземным войскам в сокрушении обороны врага на Миусе оказала 8-я воздушная армия. Ее летчики, несмотря на высокую активность немецкой авиации, удержали господство в воздухе и надежно прикрыли свои войска. После прорыва обороны авиация перенесла основные усилия на отражение контратак врага, препятствовала подходу его резервов в район боев, нарушала железнодорожные перевозки. В конце августа-начале сентября ряд мощных ударов по железнодорожным узлам и станциям, которые обычно совершались ночью, нанесла авиация дальнего действия. В результате железнодорожные перевозки во вражеском тылу были парализованы.

С каждым днем положение немецко-фашистских войск в Донбассе все ухудшалось. Соединения Юго-Западного фронта 2 сентября освободили Лисичанск. Войска Степного фронта, сломив упорное сопротивление противника, овладели Люботином и завязали бои за Мерефу. В тяжелых боях за Люботин отличились 5-я гвардейская танковая армия генерал-лейтенанта П. А. Ротмистрова и 53-я армия генерал-лейтенанта И. М. Манагарова. Освобождение Люботина открыло советским войскам путь на Полтаву. Таким образом не прошло и 10 дней после завершения битвы под Курском, как грозный призрак нового тяжелого поражения, на этот раз в Донбассе, вновь встал перед вермахтом. Немецкие войска в Донбассе оказались перед угрозой нового Сталинграда. Бывший командующий группой армий «Юг» Манштейн писал в своих воспоминаниях: «Мы любой ценой должны были избежать опасности, выражавшейся в том, что наши части в результате глубоких вражеских прорывов могли быть отрезаны и могли разделить судьбу 6-й армии у Сталинграда». После неоднократных просьб Манштейна об отводе войск из Донбасса Гитлер вечером 31 августа разрешил командованию группы армий «Юг» начать постепенный отвод 6-й армии и правого фланга 1-й танковой армии на подготовленный тыловой рубеж, «если того настоятельно требует обстановка и нет никакой другой возможности…».

К этому времени стало уже совершенно очевидно, что войска группы армий «Юг» удержать Донбасс не смогут. Потеряв крупные узлы сопротивления, они отходили все дальше на запад. Очередная попытка задержать наступление советских войск ими была предпринята на подступах к Сталино и на рубеже реки Кальмиус (укрепленная позиция «Черепаха»). Тем самым противник стремился удержать за собой центральные и западные районы Донбасса. Но как ни упорно сопротивлялся враг, остановить наступление советских войск ему не удалось и на этот раз.

Наращивая силу ударов, Ставка еще 2 сентября усилила успешно наступавшие войска Южного фронта 11-м и 20-м танковыми корпусами. Быстро продвигаясь на запад, Красная Армия один за другим освобождала донбасские города: Горловку, Иловайск, Артемовск, Краматорск и 8 сентября советские войска овладели центром Донбасса – городом Сталино.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.