Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие сведения о базе прохождения производственной практики






Оглавление

Введение. 3

1.Общие сведения о базе прохождения производственной практики. 4

1.1. Историческая справка связь банка. 4

1.2.Организационная структура банка, структура управления банком. 7

1.5.Перспективы развития банка в условиях рынка. 29

2.Содержание экономической деятельности банка. 33

2.1.Инвестиционная деятельность банка. 33

2.3 Место банка в системе региональных банков по результатам последней рейтинговой оценки. 51

Заключение. 59

Список использованной литературы.. 62

Приложение 1. 63


Введение

Я, Болгова Виктория Павловна, была направлена на производственную практику в филиал ОАО АКБ «Связь-банк»

В ходе практики я была допущена к изучению внутренних документов, в том числе составляющих коммерческую тайну.

Также я ознакомилась с клиентской базой и порядком ее формирования.

В процессе практики мне удалось сопоставить полученные мной в ходе учебного процесса теоретические знания с практической деятельностью.

Целью практики являлось - изучение организационной структуры управления финансами Связь-банка

Предметом практики является экономическая, финансовая, юридическая информация, представленная в нормативных документах.

Задачами учебной практики являлось:

- Установить нормальные деловые отношения с руководителями, специалистами Связь-банка

- Изучить организационную структуру управления, действующее законодательство, нормативные документы банка, рекомендуемую специальную литературу;

- Собрать общие сведения о Связь-банке, формы бухгалтерской, статистической отчетности;

- Получить практические навыки работы по избранной специальности;

- Оформить отчет о прохождении практики.

В процессе прохождения практики был изучены актуальные финансово-экономические проблемы, задачи, организационно-правовые основы, роль, место банка на соответствующих рынках продукции, товаров, работ, услуг. Также были изучены учредительные документы, документы, раскрывающие историю становления, развития Связь-банка.

Общие сведения о базе прохождения производственной практики

1.1. Историческая справка связь банка

Банк создан в 1991 году в форме ООО Госбанком СССР с целью «эффективного использования финансовых ресурсов для ускоренного, пропорционального развития связи и информационных систем». Учредителями-пайщиками выступили предприятия связи Москвы и некоторых областей России, а также Украины, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Армении, акционерные общества и др. В сентябре 2008 года* некогда опорный банк телекоммуникационной отрасли пал жертвой кризиса после обвала фондового рынка, заигравшись на рынке операций РЕПО с ценными бумагами, а также выдав большое количество кредитов сомнительного качества. Кроме того, по мнению некоторых участников рынка, мог иметь место и банальный вывод активов в интересах структур датчанина Джеффри Гальмонда и нескольких стоявших за ним лиц. Общий объем проблемных активов кредитной организации оценивался на уровне 60 млрд рублей.

Учитывая высокую социальную значимость Связь-Банка (развитую сеть продаж, 400 тыс. пластиковых карт, 150 тыс. вкладчиков, выплаты пенсий), правительство поручило Внешэкономбанку заняться его спасением. За символическую сумму ВЭБ стал владельцем 90% акций банка, а на оставшиеся 10% выставил обязательную оферту миноритариям. С сентябре 2008 года на должность председателя правления санируемого банка был назначен директор департамента промышленности ВЭБа Александр Житник. А менее чем через год, в августе 2009-го, его сменил другой ставленник ВЭБа — Денис Ноздрачев. В феврале 2011 года было объявлено об окончании санации Связь-Банка (ВЭБу это обошлось в 125 млрд рублей).

На текущий момент главным акционером кредитной организации является государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» — 99, 47% акций. В конце 2009 года возглавлявшийся Владимиром Путиным, на тот момент премьер-министром РФ, наблюдательный совет ВЭБа одобрил концепцию создания на базе Связь-Банка и Почты России федерального почтового банка. В случае если хотя бы в 25 тыс. из 40 тыс. отделений почты откроются офисы банка, Связь-Банк станет крупнейшим розничным банком по размеру сети продаж.

Связь-Банк демонстрирует активное развитие по всем основным показателям (активам, кредитному портфелю, капиталу, срочным пассивам). Кредитная организация своевременно получает необходимую поддержку от материнской структуры (как вливания в капитал, так и фондирование в других формах). Банк является универсальным, имеет несколько хорошо развитых направлений: это кредитование корпоративных заемщиков, розничные кредиты, операции с ценными бумагами, конверсионные операции, РКО, ипотека и др., — а также представительную клиентскую базу.

Среди клиентов Связь-Банка присутствует большое количество крупных и средних компаний различных отраслей: ОАО «Акрон», ОАО «Сахатранснефтегаз», ОАО «Омскгоргаз», «Омскэнергосбыт», ФГУ «Росвоенипотека», Почта России, «Агрисовгаз», ОАО «Ростелеком», Прионежская сетевая компания, НПК «Сервис», МУП «Владимирводоканал», международный аэропорт Сочи, ОАО «Сибавиастрой», ГК «Сервико», ОАО «Карат», МРСК Центра и Приволжья, «Сибирьэнерго», Юргинский машиностроительный завод, ТЗК «Шереметьево», Томская энергосбытовая компания, ОАО «Мордовцемент», «ВЭБ-лизинг», «КуйбышевАзот», ЗАО «ВСП-Процессинг», Калининградский тарный комбинат, Уральский завод РТИ, ООО «Вест-Алко», «Петрозаводские коммунальные системы», ГНЦ «Южморгеология», ТГК-14, СУ-155, Челябинский трубопрокатный завод, «Иркутскэнерго», ОАО «Дальмостострой», «Камский кабель», шахта «Заречная», «Курскрегионэнергосбыт», ООО «Волма», «Евросибэнерго», Томская судоходная компания, ДРСК, Ковровский электромеханический завод, НПО «Элсиб», «КДВ Групп», ОАО «ТРК», компания «Транстелеком». Согласно данным МСФО на первое полугодие 2012 года, на 11 крупнейших клиентов приходится около 61% всех клиентских средств банка, что позволяет сделать вывод о высокой концентрации по крупнейшим клиентам.

Связь-Банк имеет хорошую диверсификацию пассивов по источникам привлечения: на остатки на счетах клиентов приходится 20% пассивов, по 10—15% — на капитал, депозиты предприятий, финансовых организаций, 24% — привлеченные межбанковские кредиты, также имеются значительные по объему депозиты бюджета и внебюджетных фондов. Банк имеет давнюю историю публичных заимствований. Предположительно ВЭБ фондирует банк как путем покупки его ценных бумаг (векселей, облигаций), так и через межбанковские и субординированные кредиты.

Активы банка на 27% представлены портфелем ценных бумаг (с преобладанием корпоративных облигаций) и на 61% — кредитным портфелем. Кредитный портфель преимущественно состоит из корпоративных кредитов (83%), однако банк также имеет сильные позиции в рознице, особенно по ипотеке (по различным источникам, 12-14-е место в РФ). Просрочка портфеля по РСБУ показана на уровне 3, 9%, банк имеет возможность периодически продавать ВЭБу некачественные кредиты и тем самым «чистить» баланс. Согласно отчетности по МСФО за шесть месяцев 2012 года, на 13 крупнейших заемщиков приходится порядка 46% кредитного портфеля, что является достаточно высоким показателем.

По итогам 2010 года банк получил чистую прибыль в размере 6, 03 млрд рублей, за 2011-й — 3, 7 млрд, за десять месяцев 2012-го — 834 млн рублей.

Особенностью банка также является обслуживание клиентских счетов Почты России (обороты на уровне 170—220 млрд рублей в месяц).

На рынке МБК банк в основном привлекает средства, преимущественно от российских банков, а также от Банка России под залог ценных бумаг (РЕПО). Предположительно Связь-Банк может получить неограниченный объем краткосрочной ликвидности от акционера. Уровень мгновенной ликвидности у банка оценивается как нормальный. Зависимость от средств физлиц невысокая (7% пассивов).

Сильными сторонами банка являются поддержка акционера по капиталу и фондированию, хорошая диверсификация клиентской базы, новые первоклассные клиенты, обслуживание и кредитование которых стало доступно при смене акционеров в 2008 году.

 

1.2.Организационная структура банка, структура управления банком

Банк имеет определенный аппарат управления. На его структуру оказывает влияние, прежде всего, характер банковской деятельности. Поскольку банк является предприятием, то построение аппарата его управления, с одной стороны, содержит некоторые черты, характерные для всех предприятий, занятых производством определенного продукта. У банка как у любого другого предприятия есть своя дирекция, свои руководящие и исполнительские подразделения, своя бухгалтерия, своя кадровая служба и пр.

Главное назначение органов управления - обеспечить бесперебойное эффективное руководство коммерческой деятельностью банка с целью реализации его основных функций. Учредители банка непосредственно участвуют в управлении.

Высший орган акционерного коммерческого банка – Общее собрание акционеров. Собрания акционеров созываются ежегодно. Для общего руководства работой банка, а также наблюдения и контроля за работой правления и ревизионной комиссии банка собрание акционеров избирает Совет банка.

Совет банка решает стратегические задачи управления и развития деятельности банка: определяет приоритетные направления деятельности банка; рассматривает проекты кредитных и других планов банка; утверждает планы доходов и расходов и прибыли банка; рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов банка; формирует состав Правления банка.

Руководство текущей деятельностью коммерческого банка осуществляет Правление. Оно несет ответственность перед Общим собранием акционеров и Советом банка.Председатель правления банка: представляет банк; исполняет решения высшего органа управления банка; вносит предложения по совершенствованию деятельности банка.

Кредитный комитет не является самостоятельным подразделением банка, в его состав входят должностные лица других отделов банка. Функции Кредитного комитета: разработка кредитной политики банка, структуры привлекаемых средств и их размещения; подготовка заключений по предоставлению ссуд; рассмотрение вопросов, связанных с инвестированием и трастовыми операциями.

Ревизионный комитет выбирается общим собранием акционеров, а из своего состава избирает председателя и заместителя. Ревизионный комитет проверяет соблюдение банком законодательных и других актов, регулирующих их деятельность; кредитные, расчетные, валютные и другие операции, проведенные банком в течение операционного года; состояние кассы и имущества.

Коммерческая деятельность - центральное звено, зарабатывающее доходы. В рамках данного блока решаются такие вопросы как назначение и характер обеспечения выдаваемых кредитов, механизм предоставления и сроки кредитования, сфера использования и другие факторы.

Отдел автоматизации организует компьютерные системы банка; осуществляет выполнение электронных расчетов и платежей; разрабатывает программы перспективного и текущего оснащения банка электронно-вычислительной и оргтехникой.

Комплекс мероприятий по обеспечению безопасности финансово-коммерческой деятельности, надежного функционирования подразделений банка и его филиалов осуществляется управлением безопасности банка.

Административный блок - отдел кадров, охрана хозяйственный блок и др.

Юридический отдел: разрабатывает нормативные документы и изменения в уставе банка; контролирует правильность оформления банковских сделок; составляет договоры, акты залога и другие деловые бумаги; ведет все дела банка в судебных и административных учреждениях и т д.

Организационную структуру банка формируют подразделения (управления) и службы. Управления банка сформированы с учетом классификации банковских операций по их функциональному назначению. Так, операции банка по мобилизации и концентрации средств (пассивные операции банка) выполняются управлением депозитных операций, учетно-ссудные операции - кредитным управлением и т.д. Большое внимание коммерческий банк должен уделять вопросам организации хозрасчета в банке, рентабельности и ликвидности. Для этого формируются структурные подразделения, которые занимаются вопросами текущей деятельности банка, оказывают организующее воздействие на работу банка в целом.

Управление прогнозирования деятельности банка призвано реализовать управленческие функции банка с целью обеспечения основных принципов его деятельности - ликвидности, рентабельности и надежности. Это управление включает три основных подразделения (отдела), которые отражают главные направления в деятельности данного управления.

Основные функции отдела разработки основ коммерческой деятельности банка и совершенствования управления состоят в следующем:

- выработка актов деловой политики банка с определением конкретных задач для каждого управления банка;

- разработка балансов банка;

- определение кредитного потенциала банка;

- определение основных направлений по совершенствованию деятельности банка.

Отдел организации хозрасчетной деятельности банка призван:

- разрабатывать положение о доходах и расходах банка;

- прогнозировать доходы и расходы банка;

- анализировать фактические доходы и расходы банка в сравнении с планируемыми;

- намечать конкретные меры по повышению доходов банка и снижению его расходов и в этой связи ставить определенные задачи другим подразделениям банка;

- анализировать рентабельность работы банка и перспективы ее повышения.

Отдел по управлению ликвидностью банка решает комплекс вопросов по определению текущей и перспективной ликвидности банка:

- проводит расчет показателей ликвидности баланса банка;

- контролирует ежедневную ликвидность банка;

- анализирует совокупность факторов, влияющих на ликвидность банка.

Центральным звеном в осуществлении активных операций банка выступает кредитное управление.

Банк может предоставлять кредиты предприятиям и организациям различных отраслей народного хозяйства и другим банкам, включая свои филиалы, финансовым компаниям и населению. Специфика источников формирования ссудного фонда, используемого для тех или иных кредитных операций, назначение и характер обеспечения выдаваемых кредитов, механизм предоставления и сроки кредитования, сфера использования и другие факторы обусловили создание в рамках кредитного управления шести отделов.

Отдел общей организации кредитных операций: определяет общую политику банка и порядок ее реализации в зависимости от конкретных экономических условий:

- разрабатывает общие методики Краткосрочного и долгосрочного кредитования и финансирования, методики определения кредитоспособности клиентов, методики организации перспективных финансовых услуг;

- изучает кредитные риски и определяет механизм страхования банковских кредитных операций.

Отдел краткосрочного кредитования:

- распределяет кредитные ресурсы по видам ссуд и заемщикам исходя из кредитного потенциала банка;

- определяет потребности в кредите;

- организует выдачу и погашение кредита, ведет кредитные дела;

- заключает кредитные договоры;

- проверяет кредитоспособность клиентов;

- ведет картотеку кредитоспособности;

- организует факторинговые операции.

Отдел долгосрочного кредитования и финансирования:

- разрабатывает основные направления кредитования и финансирования исходя из инвестиционного потенциала банка;

- организует кредитные операции и финансирование; заключает договоры по предоставлению ссуд и оказанию услуг;

- проверяет кредитоспособность клиента и ведет картотеку кредитоспособности;

- осуществляет кредитование, связанное с инновационной деятельностью клиента, инновационное финансирование разработок клиента;

- занимается организацией поручению клиента;

- занимается организацией финансирования по поручению клиента; посреднической помощью в поиске партнеров по внедрению; а также в подборе подрядчиков для реализации долгосрочных проектов.

Отдел кредитования населения организует:

- прямое и косвенное кредитование потребительских товаров и жилых строений;

- предоставление чековых кредитов и кредитных карточек;

- предоставление услуг населению.

Отдел межбанковских операций призван организовывать и вести учет и анализ всех межбанковских операций, прежде всего с Центральным банком и с другими коммерческими банками, а также с банками своей системы (филиалами и отделениями).

Отдел нетрадиционных банковских операций, связанных с кредитованием, предназначен для организации таких операций банка, как, например, лизинг.

Важным звеном в коммерческом банке является валютное управление. Его функциями являются:

- ведение валютной позиции;

- ведение валютных счетов;

- покупка и продажа валют;

- прием средств во вклады и выдача ссуд;

- страхование рисков.

Специфика данного управления обуславливает создание четырех отделов: аналитического отдела; отдела ведения валютных счетов и валютной позиции; отдела кассовых сделок; отдела срочных сделок, отдела международных расчетов, отделов счетов " ностро" и " лоро", отдела неторговых операций.

Управление депозитных операций предназначено для учета и анализа привлеченных средств и собственного капитала банка. Основные функции отдела депозитных операций:

учет депозитных средств банка по их срочности и отдельным депонентам;

заключение договоров на депонирование средств;

анализ депозитных средств, их структуры и динамики развития с целью оценки ресурсов банка и их влияния на ликвидность его баланса;

предоставление необходимой информации для планирования ресурсов банка;

Фондовый отдел предназначен для учета и анализа собственных средств банка. Он осуществляет:

- учет финансовых средств банка, их анализ и динамику развития;

- операции по покупке и продаже ценных бумаг, принадлежащих банку, и по - поручению клиентов;

- управление финансовым портфелем банка.

Особое внимание в банке уделяется расчетно-кассовому обслуживанию. Для этих целей в банке создается управление расчетно-кассового обслуживания, в функции которого входят:

- открытие и ведение счетов, осуществление расчетов;

- проведение кассовых операций.

 

1.3.Организация документооборота в Связь-Банке

Организация работы бухгалтерского аппарата строится по принципу создания одного бухгалтерского подразделения (департамента, управления), образования специализированных отделов, объединения в отделах работников в операционные бригады, предоставления работникам прав ответственных исполнителей, которым поручается единолично оформлять и подписывать документы по выполняемому кругу операций за исключением документов по операциям, подлежащим дополнительному контролю.

Конкретные обязанности бухгалтерских работников и распределение обслуживаемых ими счетов определяет главный бухгалтер кредитной организации или (по его поручению) начальники отделов. Главный бухгалтер утверждает положения об отделах.

Кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня (времени), представляющего собой часть рабочего дня (календарные дни, кроме установленных федеральными законами выходных и праздничных дней, а также выходных дней, перенесенных на рабочие дни решением Правительства Российской Федерации). В течение операционного дня производится обслуживание клиентов, прием документов для отражения в учете (кроме консультационной работы, которая может проводиться в течение всего рабочего времени). Конкретное время начала, конца операционного дня (времени) определяется кредитной организацией и доводится до сведения обслуживаемой клиентуры.

Организация рабочего дня бухгалтерских работников устанавливается с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное оформление документов и отражение их в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.

При разработке правил документооборота должно обеспечиваться следующее:

· Все документы, поступающие в операционное время в бухгалтерские службы, в том числе из филиалов, подлежат оформлению и отражению по счетам кредитной организации в этот же день. Бухгалтерскими проводками также оформляются операции по счетам аналитического учета внутри одного счета второго порядка.

· Документы, поступившие во внеоперационное время, отражаются по счетам на следующий рабочий день. Порядок приема документов после операционного времени определяется кредитной организацией и оговаривается в договорах по обслуживанию клиентов.

· Оплата расчетных и кассовых документов производится в преде­лах наличия средств на счете плательщика на начало дня и по возможно­сти с учетом поступления средств текущим днем или в пределах суммы “овердрафта”, определенной договором. Утром следующего рабочего дня документы передаются работнику, на которого возложено составление сводных платежных поручений для оплаты с корреспондентских счетов, и в этот же день эти расчетные документы с описью передаются в РКЦ Банка России или другую кредитную организацию для оплаты с коррес­пондентских счетов. Реестры помещаются в документы текущего дня.

· Выписки из корреспондентских счетов кредитные организации должны получать из РКЦ Банка России, других кредитных организаций не позднее чем на следующий день до начала рабочего дня кредитной организации. Полученные выписки разрабатываются, и операции, отраженные в них, включаются в баланс кредитной организации днем их проводки по корреспондентскому счету. Зачисление (списание) денежных средств по счетам клиентов производится на основании расчетных документов, послуживших основанием для совершения этих операций (если иное не предусмотрено в договоре с клиентом). В тех случаях, когда поступившие суммы не могут быть проведены по счетам клиентов, они отражаются на счетах по учету средств клиентов по незавершенным расчетным операциям при осуществлении расчетов через подразделения Банка России с последующим отнесением на счета клиентов либо на счета до выяснения.

· Средства, зачисленные на корреспондентские счета без оправдательных документов, кредитная организация отражает или по счету учета сумм, поступивших на корреспондентские счета до выяснения, или на счета получателей средств. Порядок использования получателями средств, зачисленных без соответствующих подтверждающих документов, определяет кредитная организация по согласованию с клиентом.

· Во взаимоотношениях с банками-нерезидентами документооборот регулируется договорами, заключаемыми с ними. Чтобы обеспечить выполнение требований, кредитная организация должна предусмотреть в договорах банковского счета об установлении корреспондентских отношений обязанности и ответственность каждой стороны.

· Прием расчетных документов на бумажных носителях, подписанных собственноручными подписями уполномоченных лиц и заверенных оттиском печати клиента, осуществляется бухгалтерским работником, которым на всех экземплярах документа проставляются подпись и штамп, содержащий текст “Принято “___” __________ _____ г.”. Последний экземпляр расчетного документа возвращается клиенту.

· При подписании документов фамилия подписавшего работника кредитной организации должна быть обозначена разборчиво с указанием фамилии и инициалов. Даты и подписи могут оформляться комбинированными штампами.

· В целях улучшения обслуживания клиентов и равномерного распределения нагрузки в кредитной организации может разрабатываться по согласованию с клиентами график их обслуживания.

Физические лица – вкладчики – обслуживаются в течение всего операционного дня, при возможности – и позже.

· Оплата документов со счетов клиентов при недостаточности средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований производится с соблюдением установленной законодательством Российской Федерации очередности.

· Поручения клиентов на перечисление средств с их счетов могут представляться в кредитные организации в виде расчетных документов на бумажных носителях, подписанных собственноручными подписями уполномоченных лиц и заверенных оттиском печати клиента, а также в виде электронных платежных документов, передаваемых по каналам связи или иным образом (на магнитных, оптических носителях). Кредитная организация в договоре банковского счета определяет порядок приема электронных документов клиентов, их защиты, оформления и подтверждения в соответствии с нормативным актом Банка России о порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями. Порядок отражения в учете и помещения подтверждающих документов в документы дня определяется в правилах документооборота кредитной организации.

· Документы по операциям, связанным с перечислением средств через учреждения Банка России, оформляются в соответствии с нормативными актами Банка России.

· Расчетные операции через другие кредитные организации (их филиалы) осуществляются на основании договора о корреспондентских отношениях.

Документы на получение (выдачу) наличных денежных средств должны быть составлены в соответствии с нормативным актом Банка России о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации.

· Клиент обязан указывать в тексте расчетных документов, а также на обороте денежных чеков назначение сумм платежа. Организации, которые в установленных случаях по условиям своей деятельности не расшифровывают свои расходы, представляют в кредитные организации платежные поручения и денежные чеки без указания назначения сумм платежа. Сведения о назначении платежа на обороте денежных чеков заверяются подписями чекодателя.

· Чеки и платежные поручения принимаются кредитной организацией в течение 10 дней со дня их выписки, не считая дня выписки. В объявлениях на взнос наличных денег должна быть указана дата фактического представления их в кредитную организацию.

· Документы должны содержать четкое изложение сущности операции.

· Каждый документ, предъявляемый в кредитную организацию на бумажном носителе, и каждый отдельный лист сводного документа, оформленного на бумажном носителе, например сводного платежного поручения, должен иметь подписи уполномоченных должностных лиц клиента и оттиск его печати и соответствовать заявленным образцам. Подписи на всех документах должны быть сделаны чернилами или пастой шариковой ручки. Объявления о взносе наличных денег подписываются вносителями. В сводном документе незаполненные части должны быть прочеркнуты.

· Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.

· При приеме распоряжений владельцев счетов в виде электронных платежных документов, а также при осуществлении межбанковских расчетов внесение каких-либо исправлений в поступившие документы не допускается.

· При приеме расчетных и кассовых документов на бумажных носителях ответственный исполнитель (бухгалтер, контролер) обязан проверить, соответствует ли документ установленной форме бланка, заполнены ли все предусмотренные бланком реквизиты, правильность указания банковских реквизитов, соответствуют ли печать и подписи распорядителя счетом заявленным кредитной организации образцам.

Расчетные документы, принятые кредитной организацией к исполнению, должны оформляться подписью бухгалтерского работника, осуществившего их прием и проверку, с указанием даты приема.

· Кассовые расходные операции, выполняемые бухгалтерскими работниками, контролируются контролером, рабочее место которого размещается в непосредственной близости от кассы. Контролер ведет кассовый журнал по расходу. Контроль расходных операций должен исключить возможность:

а) оплаты неправильно оформленных документов, оплаты чеков с подписями и оттиском печати, не соответствующими заявленным образцам, и чеков, выписанных из книжки, не принадлежащей данному клиенту;

б) поступления в кассу чеков и других кассовых расходных документов, минуя соответствующих бухгалтерских работников и контролера кредитной организации;

в) внесения необоснованных исправлений и дописок в кассовые документы и журналы.

· Документооборот по приходным кассовым операциям должен быть организован так, чтобы выдача квитанций клиентам и зачисление сумм на их счета производились только после фактического поступления денег в кассу, за исключением взносов во вклады граждан, которые могут записываться в лицевые счета вкладчиков до приема денег. При этом документы, подтверждающие внесение денежных средств во вклад, выдаются вкладчику только после фактического поступления денег в кассу. Прием денежной наличности производится по объявлению на взнос наличными, представляющему собой комплект документов, состоящий из объявления на взнос наличными, квитанции и ордера. Объявление на взнос наличными принимается бухгалтерским работником, который подписывает его, отражает в кассовом журнале сумму и необходимые реквизиты, предусмотренные кассовым журналом, и внутренним порядком передает в кассу. Объявление на взнос наличными помещается в кассовые документы дня, квитанция выдается вносителю денег после приема их в кассу. Получив обратно из кассы ордер с подписью кассира, свидетельствующей о приеме кассиром денег, бухгалтерский работник проверяет подлинность подписи кассира на ордере с образцами подписей, делает условную отметку в кассовом журнале о возврате ордера из кассы, передает кассовый журнал для отражения операций в бухгалтерском учете, после чего прилагает ордер к выписке соответствующего лицевого счета клиента.

При приеме денежной наличности от работника кредитной организации для зачисления на внутрибанковские счета выписывается приходный кассовый ордер под копирку в трех экземплярах, из которых первый помещается в кассовые документы дня, второй выдается вносителю после приема денег в кассу, а третий помещается в мемориальные документы дня после документов по дебетуемым балансовым счетам и в ленту подсчета не включается.При этом, получив обратно из кассы третий экземпляр приходного кассового ордера с подписью кассира, свидетельствующей о приеме кассиром денег, бухгалтерский работник проверяет подлинность подписи кассира на этом документе путем сверки с образцами подписей, делает условную отметку в кассовом журнале о возврате документа из кассы, после чего передает кассовый журнал для отражения операций в бухгалтерском учете.

Кассовый журнал по приходу кассы может вестись централизованно.

Суммы государственных доходов и платежей по обязательному страхованию, поступающие наличными деньгами, могут записываться в кассовый журнал на основании сводного приходного кассового ордера (ленты подсчета документов), составляемого в конце дня бухгалтерским работником (ответственным исполнителем), ведущим эти операции на основании оставленных им у себя уведомлений первичных кассовых документов.

Бланки, разные документы и ценности выдаются из кассы на основании переданных внутренним порядком в кассу мемориальных ордеров. На ордерах делается расписка получателя бланков, ценностей и документов.

Каждый из документов, на основании которых совершаются бухгалтерские записи, должен содержать следующие реквизиты:

· обозначение номеров счетов по дебету и кредиту, по которым должна быть проведена эта запись; в необходимых случаях и другие реквизиты;

· дату проводки;

· подпись бухгалтерского работника, оформившего документ, а по операциям, подлежащим дополнительному контролю, – подписи бухгалтерского и контролирующего работников, и по операциям кредитной организации, связанным с перечислением средств клиентам, другим организациям, – подписи руководителя кредитной организации и главного бухгалтера или уполномоченных ими лиц. Если основанием для совершения бухгалтерской записи послужило распоряжение, подписанное руководителем кредитной организации и главным бухгалтером, то в этом случае выписанный расчетный документ подписывается бухгалтерским и контролирующим работниками, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

 

1.5.Перспективы развития банка в условиях рынка

Банковский рынок Центральной и Восточной Европы сейчас относится к наиболее динамично развивающимся рынкам. При этом наиболее высокие темпы роста, как по прибыльности, так и по объему операций, приходятся на ритейл банкинг, который остается одним из наиболее перспективных сегментов. Привлекательность рынка сопровождается высокой конкуренцией в первую очередь со стороны крупных международных банковских групп, которые целенаправленно расширяют свое присутствие в регионе, в том числе и в России. Текущая ситуация бросает серьёзный вызов инвесторам, банковским руководителям и менеджерам. Вопросы, связанные с эффективным управлением банком и его стратегическим развитием, становятся все более актуальными. В существующих условиях, когда банкам все сложнее становится удерживать долю рынка и своих текущих клиентов, проведение маркетингового анализа деятельности банка является крайне необходимым.

Стратегическая оценка банка предполагает проведение комплексного анализа перспектив развития банка на выбранных бизнес-направлениях. Результатом проведения стратегической оценки банка должно быть ясное представление банка о том, кто мы есть сейчас и кем мы хотим стать в будущем.
Направлениями проведения стратегической оценки являются: макроэкономический анализ и анализ законодательной среды, анализ внешнего рынка и конкурентов, анализ продаж и клиентской базы, позиционирование банка на рынке и SWOT-анализ. Охарактеризуем кратко каждое из направлений.

Макроэкономический анализ и анализ законодательной среды. В данной статье мы не будем давать какие-либо рекомендации по проведению макроэкономического анализа, отметим лишь, что он учитывает такие показатели, как: прирост ВВП, состояние золотовалютных резервов, состояние платежного баланса, динамика внешнего и внутреннего долга, цены на нефть, темпы роста денежной массы, уровень инфляции, уровень доходов населения, уровень процентных ставок и т.д. Все эти факторы оказывают непосредственное влияние на перспективы развития финансовых рынков и банковской системы и в конечном счете самого банка. В зависимости от масштаба банка важно знание ситуации, складывающейся как в регионе, где функционирует банк, так и в целом по стране. При выходе банка на международные рынки соответственно требуется анализ той страны, где банк планирует разворачивать свою деятельность. Набор анализируемых факторов будет также зависеть от выбранных банком направлений деятельности. По результатам анализа необходимо определить потребности экономики в соответствующих продуктах и услугах, выявить наиболее перспективные и динамично развивающиеся сегменты, в которых функционируют наиболее интересные для банка клиенты.
Анализ законодательной среды включает законы РФ, нормативные документы ЦБ РФ, нормативные документы других регулирующих органов, касающиеся особенностей региона, а также законодательство, связанное с определенным направлением деятельности.

Анализ внешнего рынка не только сводится к выявлению и оценке воздействия внешних факторов на развитие банка, но также требует оценки перспектив развития рынка, на котором банк проводит или планирует проводить свои операции, в разрезе существующих и новых продуктов. По результатам анализа необходимо определить, какие продукты и услуги наиболее востребованы на данном сегменте, оценить объем рынка и динамику спроса, темпы роста и стабильность рынка.

Анализ конкурентов является сложной задачей, в первую очередь в связи с трудностями сбора необходимых данных. При анализе конкурентов, как правило, используется инструмент бенчмаркинга. Для определенного бизнес-направления выделяются основные конкуренты, т.е. банки, которые держат долю рынка, за которую придется с ними бороться, имеют четкую стратегию в отношении клиентов. Далее они распределяются по группам, например:
— банки, работающие с мелкими клиентами (массовые продажи);
— банки, ориентирующиеся на мелких и средних клиентов (т.е. портфель продаж таких банков довольно хорошо сбалансирован);
— банки, обслуживающие средних и крупных клиентов.

Отметим, что это деление условно и будет зависеть от бизнес-направления. Далее по выбранным конкурентам анализируется: бизнес-модель, модель распределения продукта, организация продаж, ценовая политика и в заключении проводится оценка конкурентных преимуществ. Детальный и качественный анализ конкурентов позволит более четко и грамотно определиться самому банку в отношении разрабатываемой стратегии.

Анализ продаж и клиентской базы. Данный раздел включает количественный и качественный анализ банка на рынке. Существующая клиентская база банка и динамика ее изменения, динамика числа клиентов по продуктам, количество продуктов на клиента, количество и объемы проданных продуктов, их качество. Анализ начинается с профилирования клиентов, т.е. сбора как можно более широкого набора данных о каждом клиенте. Анализ профиля клиента производится для каждой группы клиентов и структурируется вокруг персональных данных и связанных с клиентом сторон, финансовых потребностей, кредитной истории, профиля риска, поведенческой категории. Профили клиентов, информация менеджеров по контактам с клиентами должны быть интегрированы с историей операций каждого клиента.

При анализе продаж весьма важным является анализ отношений с клиентами. Только анализируя отношения с клиентами, можно понять их поведение и стимулы, с тем, чтобы более четко прогнозировать и моделировать их поведение и удовлетворить их потребности в будущем. Клиенты должны чувствовать, что предложение банка отвечает их потребностям, в противном случае взаимоотношения банка и клиентов не продлятся долго и результат таких отношений, учитывая затраты на разработку и продвижение продукта, принесет банку существенные убытки.
Частью анализа является также выявление активных клиентов и их сегментация. Анализ продаж в разрезе основных клиенских сегментов снизит риск того, что продукты/услуги будут адресованы не тем клиентским сегментам. Как минимум, необходимо отслеживать такие показатели, как:
— активность счета от момента открытия счета погодично;
— анализ активности счетов по количеству операций в месяц (5 категорий);
— анализ величины остатков (15 категорий);

— анализ активности счетов по регулярности потока (10 категорий).

Вот основные перспективы, которые ставит перед собой АКБ «Связь – Банк»:

1)Дальнейшее наращивание собственных средств;

2)Внедрение новых видов услуг;

3)Улучшение потребительских качеств уже действующих услуг.

4)Рост клиентской и ресурсной базы;

5)Совершенствование тарифной политики Банка в отношении каждой целевой группы клиентов;

6)Повышение качества обслуживания клиентов. С этой целью на постоянной основе будут проводиться мониторинг качества обслуживания клиентов, и вырабатываться предложения по улучшению качества обслуживания клиентов;

7)Открытие дополнительных офисов в регионах России и начало создания сети подразделений для реализации в дальнейшем розничного направления развития банка.

 

Содержание экономической деятельности банка

2.1.Инвестиционная деятельность банка

Связь-Банк предлагает своим Клиентам услуги по приобретению, погашению и обмену инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов под управлением ЗАО УК " Достояние".

Паевые фонды работают в России с 1996 года и зарекомендовали себя как надежный и удобный инструмент коллективного инвестирования в ценные бумаги. По данным Национальной Лиги Управляющих, на 01.08.2007 г. паевым инвестиционным фондам инвесторы доверили более 175 млрд. рублей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.