Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и основные характеристики понятий «профессиональная культура», «профессионализм».






Существует широкий диапазон определений профессиональной культуры, но и сегодня ещё нет однозначной её дефиниции. В узком понимании – это установки и репрезентации в отношении профессиональных качеств, например, у медиков и фармацевтов, они могут представлять собой призвание, любовь к работе, милосердие, гуманизм, недопустимость равнодушия, проявлений усталости, тревоги. В широком смысле, по мнению В.Я. Кочергина, – это область, детерминирующая правила отношений между людьми одной и той же профессии, задающая отношения превосходства и практику реализации профессии.

Основу субкультуры той или иной профессиональной группы (в отличие, скажем, от молодёжной или гендерной субкультуры) составляет культура труда, профессиональная культура и профессионализм. Не случайно именно этим сторонам профессиональной субкультуры посвящено большинство исследований.

Белорусский социолог Г.Н. Соколова профессиональную культуру понимает как личностные характеристики субъекта труда, его социально-профессиональное качество, отражающее степень овладения им достижениями научно-технического и социального прогресса, и регулируется присущими ей механизмами. Необходимыми элементами профессиональной культуры она считает – образование, квалификацию, профессиональный опыт.

Н.Б. Крылова рассматривает профессиональную культуру как аспект профессиональной социализации, как эталонно-нормативные характеристики личности специалиста.

Ряд исследователей (В.Г. Пищулин, Г.В. Суходольский, Ю.В. Мицкевич и др.) считают, что именно на системе предъявляемых специалисту требований: знаний, умений, навыков, способностей, комплекса качеств, которыми должен обладать представитель определённой профессии, основывается выбор компонентов профессиональной модели. В своё время социолог М. Вебер на основе анализа социально-исторических аспектов развития профессии, экономических функций и типов разделения труда создал «идеальный тип личности» профессионала. Сегодня большинство авторов выделяет в модели специалиста две необходимые составляющие: профессиональные знания и личностные качества. Причём личностные качества специалиста определяются, в основном, спецификой профессии и мировоззренческими установками, ориентирующими на выполнение определённой социальной функции. Так, в зависимости от профессионально важных компонентов в структуре ключевых квалификаций, Э.Ф. Зеер выделяет четыре подструктуры личности специалиста: профессиональную направленность; профессиональную компетентность; профессионально важные качества; профессионально значимые психофизиологические свойства. В своей совокупности они определяют принадлежность индивида к той или иной профессиональной субкультуре.

Фундаментом, основой профессиональной субкультуры, по нашему мнению, является система ценностей (моральных, эстетических, экономических, идеологических, психологических, организационных, информационных и др.), выработанных профессиональным сообществом на протяжении своей культурной эволюции.Они тесно связаны с определённой сферой деятельности и детерминируют состояние конкретной профессиональной субкультуры на основе детальной модели тех профессиональных качеств и норм, которыми должен владеть специалист. Необходимо отметить, что сегодня в сфере профессиональной субкультуры возрастает роль гуманистических – нравственных, эстетических, психологических и других ценностных регуляторов деятельности. Так, культура врача, фармацевта, педагога, учёного предполагает не только усвоение специальных знаний, приобретение определенных умений и навыков, но и соблюдение особых ценностных норм. В наш век глобальных проблем остро дискутируются вопросы этики врача, фармацевта, учёного, политика.

Необходимо отметить, что в полной своей «завершённости» профессиональная субкультура проявляется только при соединении с морально-психологическими чертами и качествами личности. Моральные отношения создают тот эмоционально-рациональный фон, на котором базируется и общая, и профессиональная культура, опирающаяся на этические нормы и принципы.

Своеобразным ориентиром поведения индивида в профессиональной деятельности является профессиональный моральный кодекс, закрепляющий как общечеловеческие нормы и обязательства, так и систематизированный свод моральных требований к личности в сфере выполнения ею своих обязанностей и участия в жизни трудового коллектива (например, этический кодекс врача, фармацевта).

Деятельность в профессиональном пространстве определяется постоянно меняющимися программами, отвечающими изменяющимся условиям и возможностям деятельности. Эти программы передаются посредством культурных кодов – совокупностью символов, их значений, смыслов и ценностей, существующих в профессиональной деятельности.

В профессиональной культуре «действуют два начала – консервативное, обращённое к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращенное к будущему и созидающее новые ценности. Причём консервативные элементы (нормы, традиции) выступают интегрирующим механизмом культуры, позволяя сохранять специфику профессии и организации. Через традиции происходит трансляция ценностей, осуществляется коммуникация работников. Так, в медицинской и фармацевтической деятельности необычайно сильны традиции и консервативные элементы, отражающие корпоративные интересы медицины и фармации. Творческое же начало является сутью культуры, в том числе и профессиональной. Постоянный поиск нового, иногда связанный с рисками, отличает, например, профессиональную культуру врача, фармацевта. Суть профессиональной субкультуры состоит, следовательно, в раскодировании культурных ценностей конкретной профессиональной деятельности, превращении богатства общечеловеческой истории и культуры во внутреннее богатство специалистов.

Несмотря на относительную замкнутость, профессиональная субкультура может и должна быть открыта внешним идеям, тем более что каждая профессиональная субкультура постоянно взаимодействует с другими профессиональными субкультурами. Благодаря этим многочисленным связям профессиональная субкультура становится динамически подверженной разного рода перекрёстным влияниям (субкультура фармацевта может пересекаться с субкультурой врача, учёного-исследователя или педагога).

Профессиональная субкультура обнаруживается, прежде всего, в ответственном отношении к делу.Она может проявляться в высокоэффективном участии в производстве, в культуре трудовых взаимоотношений, и как уважение к коллегам по работе. В субъектной, личностной форме ответственное отношение работника к своему делу, сотрудникам проявляется в культуре общения. Как средство обеспечения эффективности трудовой деятельности, теплоты человеческих связей на работе и вне её, взаимопонимания, соблюдения общего и служебного этикета, культура общения, опирающаясяна определенные этические нормы и принципы, является одним из главных показателей профессиональной субкультуры.

Профессиональная культура личности тесно связана с профессионализмом, отражающим уровень совершенства профессиональной деятельности человека, её качественную характеристику. При всей их близости между понятиями «профессионализм» и «профессиональная культура» существует и различие. С одной стороны, профессионализм – неотъемлемая черта субъекта профессиональной субкультуры, условие его вхождения в субкультуру. С другой стороны, каждая профессиональная субкультура «озабочена» уровнем профессионализма в своей структуре.

Однозначного определения понятия «профессионализм» сегодня не существует. Различные авторы выделяют следующие основные значения этого феномена: высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности; профессиональное мастерство; не только мастерское владение профессией, но и высокая гражданская зрелость, ответственность и осознание своего гражданского долга; приобретённая в ходе учебной и практической деятельности способность к компетентному выполнению оплачиваемых функциональных обязанностей; уровень мастерства и искусности в определённом занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач.

Профессионализм предполагает высокий уровень и качество выполняемых специалистом действий в сочетании с его психофизическим состоянием и индивидуально-личностными качествами, имеющими принципиально важное значение для выполнения данной деятельности. Когда профессия поглощает все силы человека, его способности и таланты, тогда появляется профессионализм.

По мнению В.И. Ноздрина-Плотницкого, профессионализм – комплексное понятие, которое включает в себя совокупность взаимосвязанных аспектов, отражающих личностные, функциональные, предметные, технологические и социальные особенности специалиста. В личностном аспекте профессионализм представляет собой качества личности, необходимые для профессии, в деятельностном – это сложность профессиональных функций, их общественная значимость, в предметном – степень освоения работы, в технологическом – владение определёнными технологиями (мастерство).

Существует несколько подходов, позволяющих выделить этапы профессионального развития личности – степень овладения человеком своей профессией, хотя общепринятой периодизации жизненного пути профессионала нет.

Э.Н. Головачвыделяет следующие этапы профессионального разития личности: формирование профессиональных намерений; профессиональная подготовка; профессионализация: вхождение в профессию (адаптация), её освоение и профессиональное самоопределение; полная или частичная самореализация личности в профессиональном труде.

Российский психолог Е.А. Климов жизненный путь профессионала подразделяет на следующие периоды профессионального становления: оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, авторитет, наставник.

Оптант (от лат. орtatio – желание, избрание) – человек, который стоит перед необходимостью выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор: школьники, подростки, выбирающие профессиональный путь, иногда люди зрелого возраста, утратившие прежнюю работу, или же безработные, вынужденные приобретать новую специальность, профессию.

Адепт – человек, избравший профессию и осваивающий её. Это учащиеся профтехучилищ, студенты техникумов, колледжей, вузов и др.

Адаптанты – выпускники учебных заведений, находящиеся в фазе адаптации, «привыкания» к работе. Несмотря на то, что это осведомлённые в своей профессии люди (в основном, с теоретической стороны), они не знают всех тонкостей дела, психологически ещё не вписались в трудовые коллективы, не в полной мере освоили «секреты» мастерства. Фаза «привыкания», как правило, – необходимое звено становления профессионала, поскольку цели, нормы и задачи учебного заведения и производственного коллектива различны.

Интернал (интерн) – уже опытный в своём деле работник; он любит своё дело, может самостоятельно и всё более надёжно и успешно справляться с основными профессиональными функциями. Это человек, которого уже можно назвать профессионалом, ибо на данной фазе профессия освоена им, стала его делом, правда, ещё не в совершенстве.

Мастер – профессионал, способный решать сложные задачи. Он выделяется или какими-то специальными качествами, или универсализмом, или тем и другим. Он обрёл свой индивидуальный стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым работником.

Две последующие фазы: авторитет (фаза авторитета) и наставник (фаза наставничества) – являются, по Е.А. Климову, лишь качественными характеристиками мастера; и авторитет, и наставник – это профессионалы высшей степени мастерства в его зрелой, развитой форме. На данных этапах индивид уже овладел как теоретической, так и практической стороной своей профессии, его социально-профессиональное становление уже произошло.

Таким образом, профессионализм не есть нечто готовое и данное изначально, во временном аспекте он представляет собой длительный и непрестанный процесс самосовершенствования индивида в избранном виде деятельности, а также его социализацию и инкультурацию: ведь получение профессии придаёт человеку социальную значимость и вводит его в мир профессиональной субкультуры.

Вместе с тем профессионализм – не законченный этап человеческой жизни, не некий результат, в котором собран «абсолютный» опыт субъекта. Профессионализм и профессиональная культура есть одновременно процесс и результат, сплав глубокого теоретического знания, непосредственного опыта его практического применения и внутреннего стремления посвятить себя своей специальности. Этим профессионализм связан с субъективной стороной человеческой деятельности, с потребностью индивида реализовывать свои потенции. Одновременно профессионализм – объективная сторона деятельности человека, вызванная необходимостью совершенствовать само общество, способствовать улучшению организации труда, повышению его культуры. Профессионализм работников способствует общественному прогрессу, обеспечивая более высокую производительность труда, улучшая его условия и рационализируя сам процесс труда.

В то же время, выполняя свой профессиональный долг, индивид воплощает в своей деятельности и общечеловеческие требования нравственной культуры, занимает определённую позицию по отношению к высшим моральным ценностям, таким как смысл и ценность жизни, добро и зло, справедливость и ответственность.

Типологический подход позволяет представить общую характеристику профессионализма, создать «идеальный образ» профессионала. Первый и важнейший признак профессионализма и профессионала – высокая подготовленность, наличие необходимых знаний, способность овладевать ими, постоянно пополнять и углублять их. При этом прослеживается прямая связь уровня профессионализма с уровнем и качеством знаний профессионала.

Второе свойство профессионализма рациональность, разумность профессионала; он ищет эффективные средства разрешения противоречий, способен реалистично оценить настоящее положение дел и прошлый опыт, умеет анализировать свою профессиональную деятельность, не допускает чрезмерного всплеска эмоций, проявляет расчётливый подход.

Третий типологический признак – гибкость в умении применять отвечающие ситуации методы, средства, приёмы, т.е. способность соединять знание с практикой. Профессионал предлагает новые оригинальные идеи, ставит нестандартные цели. Знание принципов и методов, средств и приемов даёт ему свободу действий, служит показателем того, что он уже достиг высокого уровня мастерства, готов к творчеству. С этого момента начинается понимание им сущности деятельности, завоевание авторитета, известности и признания.

Четвёртый признак профессионализма проявляется в том, что профессия становится образом жизни человека. Его работа – это и главное содержание жизни, и высочайшая ценность, придающая профессионалу чувство собственного достоинства, уважение других людей и самоуважение.

Пятый признак – способность передать свои знания, опыт и навыки (у определённой группы лиц он может отсутствовать). Умение быть учителем – верный показатель высокого профессионализма, признак овладения сущностью своей профессии.

Шестой признак профессионализма – умение заранее предвидеть итог трудового процесса. С помощью правильного прогноза профессионал может спланировать свою деятельность, определить направление своего развития, предположить этапы и фазы будущего, пути и перспективы преобразования настоящего, выработать тактику движения к цели. Предвидение позволяет избежать ненужного расхода энергии, уйти от дилетантских представлений и суждений, взять на себя ответственность за то, что будет.

Формирование профессиональной культуры работника или профессионализма, по нашему мнению, происходит целенаправленно: сначала на теоретическом уровне, а затем становится предметом специального «внедрения».

Традиционно формирование профессионализма и профессиональной культуры работника осуществляется путём обучения в специальных учебных заведениях и за счёт социально-практического научения.

Актуальную методику формирования профессионализма будущих специалистов предлагает В.Я. Кочергин. Методика включает: интеграцию учебной, научно-исследовательской и практической деятельности в рамках складывающихся отношений между вузами и предприятиями; изучение не только истории научной дисциплины, но и истории профессии, биографий ее выдающихся представителей; изучение, а при необходимости, разработку кодексов профессиональной этики; создание профессиональных клубов и обществ, единых для студентов и профессионалов; усиление обратной связи вузов со своими выпускниками; изучение и проектирование с последующим использованием в учебно-воспитательной работе образцов и схем социально-профессиональной мобильности; поддержку образцов высокого профессионализма.

Факторы, влияющие на становление современной профессиональной культуры фармацевта. Содержание «профессиональной культуры фармацевтического работника».

На рубеже ХХ–ХХІ ст. произошли значительные изменения в научно-технической и общественной областях знаний. Последствиями активного развития фармацевтического рынка, биотехнологий, медицины и смежных с ней отраслей знаний стали значительное увеличение существующего ассортимента и возникновение принципиально новых лекарственных препаратов.

В практической деятельности фармацевта возникли новые направления — ответственное самолечение, фармацевтическая опека и её со­ставляющие — фармацевтическая диагностика и фармацевтическая профилактика. Существенно изменились содержание фармацевтической помощи и параметры оценки качества её оказания. Так, в соответствии с требованиями «Надлежащей аптечной (фармацевтической) практики», утвержденной на ассамблее ВОЗ в 1996 г., эффективность, доступность и рациональность использования лекарств при оценке качества оказанной фармацевтической помощи стали рассматриваться комплексно как взаимосвязанные показатели.

На организацию фармацевтической помощи стали оказывать все большее влияние рыночные, социально-общественные факторы. Всё чаще в литературе авторы обращают внимание на проблему «асимметрии интересов», возникающую при общении между провизором и посетителями аптеки. Она связана, в первую очередь, с экономической заинтересованностью фармацевтических работников в увеличении объёмов продаж товаров аптечного ассортимента и препаратов отдельных фармакотерапевтических групп, которые активно позиционируются на фармацевтическом рынке (фармацевт, с одной стороны, работник торговли). Однако, в данных новых условиях необходимо помнить, что о сновной задачей аптек является обеспечение общедоступной, квалифицированной, доброкачественной лекарственной помощью населения и лечебно-профилактических заведений.

 

На протяжении нескольких десятилетий в обществе произошли качественные изменения в формировании потребности населения в лекарственной помощи. Научно-технические достижения в медицине конца XX — начала XXІ века, а также возрастающие социальные требования людей относительно качества медицинской и фармацевтической помощи, которая оказывается населению, привели к существенному расширению спектра задач функционирования аптечных заведений и формирования их функций. Аптека уже не может рассматриваться как заведение, которое осуществляет лишь лекарственное обеспечение населения и лечебно-профилактических заведений. Всё более важное значение стали приобретать информационная и профилактическая деятельность аптечных учреждений. Среди медицинских специалистов существенно изменилось мнение по вопросам самолечения и применения безрецептурных лекарств. Расширение ассортимента товаров, в том числе лекарств, которые реализуются как больным, так и здоровым посетителям аптеки, существенно изменило требования к квалификационному уровню фармацевтических работников.

Лекарственные средства, которые можно купить без рецепта врача, называют безрецептурными. Если считать по количеству потребителей, то сегодня это самый обширный сектор применяемых лекарственных средств. В прошлом перевод препарата в класс безрецептурных требовал веских причин; сегодня ситуация изменилась с точностью до наоборот: нужны веские причины, чтобы препарат не перевели в разряд безрецептурных. Например, необходимость медицинского наблюдения из-за возможной прямой или косвенной угрозы здоровью, опасность неправильного применения, недостаточная изученность препарата или необходимость парентерального введения. Причина перевода лекарственных средств в безрецептурные состоит в том, чтобы облегчить больному доступ к ним; переложить часть затрат по распределению препаратов с государства на конечного потребителя; повысить ответственность населения за самолечение. Как правило, больные одобряют перевод препарата в разряд безрецептурных даже при том, что одна из целей этого — утяжелить их финансовое бремя.

В странах СНГ отмечается ситуация, когда препараты, которые в Европе продаются только по рецепту, можно купить и без него. В большинстве стран СНГ этот сектор рынка увеличивается быстрее других. Даже при наличии требования отпускать лекарственные средства лишь по рецепту врача, оно может не соблюдаться строго. Пациенты зачастую идут прямо в аптеку, чтобы не платить врачу за консультацию. При этом аптеку все чаще воспринимают как торговое заведение, а фармацевта — как торгового работника. Но для всех очевидно, что назвать себя продавцом не согласится ни один фармацевт. Не секрет, что к участковому врачу обращаются десятки больных, но не обращаются — сотни. Они идут в аптеки, рассчитывая на помощь фармацевта, а также надеясь, что он порекомендует нужное лекарственное средство.

Сегодня фармацевтические работники играют важную роль не только в процессе продажи лекарственных средств, но и в их закупке, а также выборе одного из нескольких аналогичных препаратов. И хотя в прошлом фармацевты лишь отпускали препараты по рецептам и продавали безрецептурные лекарственные средства, теперь значимость профессии во всей Европе увеличивается, поскольку лучше осознаются всесторонние познания таких специалистов о должном применении лекарственных средств. Кроме того, представители этой профессии могут быть и независимыми поставщиками медицинских услуг.

В последние годы одним из факторов, оказывающим влияние на профессиональную культуру фармацевта, является всё возрастающая, активная роль пациента (тенденция защиты прав человека). Современные реалии демонстрируют, что пациенты становятся более осведомленными в вопросах, которые касаются здоровья, и в некоторых случаях материально заинтересованы в том, чтобы знать, какие и сколько лекарственных средств они потребляют.

В последнее время отношения врач–больной изменились: пациенты стали принимать более активное участие в выборе лечения и могут легко получить из книг, СМИ и интернета обширную подробную медицинскую информацию. Многие из них, судя по всему, стали меньше доверять врачам. Кроме того, в условиях ограничения расходов на здравоохранение больные в большей степени оплачивают свое лечение; легкие заболевания они могут лечить безрецептурными препаратами, которые покупают сами.

Фармацевту следует знать, принять и учитывать тот факт, что поведение сегодняшнего и завтрашнего потребителя ЛС коренным образом отличается, и будет отличаться от его вчерашнего поведения. Сегодня потребитель становится критичнее, чем прежде; чаще спрашивает о предназначении и недостатках предлагаемых ЛС; проявляет большую недоверчивость, сравнивая несколько предлагаемых вариантов; задает больше вопросов; изучает достоверные критерии; больше учитывает факторы, влияющие на здоровье, меньше доверяет заверениям рекламы. Многие из потребителей стали более чувствительными, чем прежде, к преувеличениям, взаимозаменяемости ЛС, к ценам.

В разных культурах и у разных народов услуги здравоохранения потребляются по-разному. Жители разных стран и регионов по-разному переносят заболевания, что влияет на их лечение. Соответственно, по-разному применяются и препараты. Влияние культуры на назначение и прием лекарственных средств должно рассматриваться с учетом особенностей конкретной экономики и системы здравоохранения.

Профессиональная субкультура фармацевтического работника выступает конкретным проявлением профессиональной субкультуры в целом. Это своеобразное мировоззрение, система ценностей, идеалов, норм и образцов поведения фармацевтов, а также символы, традиции, обычаи, составляющие в совокупности своеобразный, отличный образ жизни, детерминированный спецификой профессиональной фармацевтической деятельности.

Необходимыми составляющими компонентами профессиональной культуры фармацевта являются:

- профессиональные знания;

- наличие этической и биоэтической культуры;

- психологическая культура;

-коммуникативная компетентность;

- организационная культура;

- система специфических ценностей (витально-биологических (Жизнь, здоровье), высших моральных ценностей, таких как Добро и Благо, Страдание и Сострадание, Долг и Совесть, Честь и Достоинство, Свобода и Ответственность; эстетических, социальных), которые являются не просто компонентом, а ядром профессиональной фармацевтической культуры, её аксиологической характеристикой;

- наличие определённых профессионально необходимых качеств фармацевта, среди которых наиболее важными являются следующие:

· способность уважать пациента и сострадать ему: фармацевт немыслим без внимания и участия к людям, побуждающих помочь больному, разделить с ним его боль, понять его душевные и физические недуги;

· увлечённость своей профессией, самоотверженность, готовность к самопожертвованию: в любое время поступиться своими интересами, делами, здоровьем радипрофессиональных обязанностей;

· высокое чувство ответственности за результаты своей деятельности перед больным, его родственниками, обществом, поскольку фармацевту вверяется самое драгоценное – жизнь, здоровье и благополучие людей;

· исполнительность, обязательность во всём, что касается информационно-консультативной, научно-исследовательской помощи пациенту; эти качества не только делают работу фармацевта более плодотворной и эффективной, но и формируют авторитет фармацевта среди больных и коллег;

· знание соответствующих законов, понимание и исполнение которых помогает фармацевту уверенно действовать в любых ситуациях;

· независимость, принципиальность, верность фармацевта деонтологическим принципам, способность не поступаться ими ни под каким давлением, ни при каких обстоятельствах;

· высокая толерантность, терпимость к культуре, религии, характеру, привычкам, мнению, капризам и даже враждебности пациента;

· чувство собственного достоинства, выражающееся в компетентности, тактичности, доброжелательности, отсутствии высокомерия;

· коллегиальность, способность к взаимопониманию, товариществу, доброжелательность, участие к коллегам, отсутствие эгоизма;

· нетерпимость к халатности и недобросовестности коллег;

· высокий уровень коммуникативной компетентности: от того, насколько психологически грамотно фармацевт умеет устанавливать контакт с пациентами, распрашивать, выслушивать, внушать веру и надежду, – во многом зависит эмоциональный психологический контакт, искусство воздействия на пациента и успешность фармацевтической деятельности;

Содержание профессиональной субкультуры фармацевта неотделимо от её структуры. По нашему мнению, в структуре профессиональной субкультуры как системе следует выделять следующие блоки:

– гносеологический (когнитивный), базирующийся на системе общих и профессиональных знаний, культуре профессионального мышления; в соответствии со структурой познавательной деятельности он включает в себя два уровня: эмоционально-психологический и рационально-логический. Эмоционально-психологический содержит профессионально-психологические рекомендации и требования, практические психологические знания, чувства, отношение к труду и его позитивную мотивацию, а также волевую готовность к выполнению профессиональной фармацевтической деятельности. Рационально-логический состоит из необходимых профессиональных знаний и специфического профессионального мышления;

организационно - праксеологический, включающий практические профессиональные умения и навыки;

коммуникативный, требующий высокой коммуникативной культуры фармацевта – наличия навыков и умений, необходимых для профессионального общения;

информационный, предполагающий взаимодействие всех субъектов профессиональной системы на основе обмена информацией;

институциональный, включающий систему профессиональных институтов, создаваемых для организации, координирования, контроля профессиональной фармацевтической деятельности;

– нормативно-регулирующий, в который входят нормы, образцы, программы поведения, направляющие и упорядочивающие деятельность, поведение и отношения субъектов профессиональной фармацевтической субкультуры;

аксиологический – общечеловеческие и профессиональные ценности, идеалы, традиции, обычаи, профессиональные качества, символы фармации.

В тесной корреляции с основными структурными блоками находятся функции профессиональной фармацевтической субкультуры, основными из которых выступают следующие: идентификационная, адаптационная, интегрирующая, функция социализации и инкультурации, смыслополагающая, ориентационная, информационно-коммуникативная, трансляционная, институциональная, идеологическая, компенсаторная, регулятивная, аксиологическая. Содержание этих функций определяется, прежде всего, спецификой конкретной профессиональной деятельности, поэтому мы считаем целесообразным более детально рассмотреть их при анализе субкультуры врача.

Структурировать профессиональную фармацевтическую субкультуру можно также и по способу существования: она может существует как на групповом уровне самосознания (специфическая культура профессионального сообщества фармацевтов), так и на индивидуальном, проявляясь в сознании её представителей.

Роль ценностных ориентаций и смыслов в профессиональной культуре фармацевта (Категории жизнь, смерть, здоровье человека как основные смыслообразующие ориентиры в деятельности фармацевтического работника. Общечеловеческие ценности в биофармацевтической этике: специфика и особенности. Свобода и ответственность в профессиональной деятельности фармацевта. Моральный выбор: проблема цели и средства в фармацевтической практике. Профессиональный долг фармацевта. Понятие профессиональной чести. Доверие и откровенность пациента, тактичность фармацевта, отношение к врачебной тайне).

Аксиологический характер фармацевтической деятельности подтверждается всем ходом развития медицины, изменяясь в зависимости от требований времени и конкретной медицинской области. Особенно возросла актуальность ценностной составляющей в медицине и фармации в условиях бурного развития науки и техники, делающего объектами научного исследования современные биотехнологии, медико-биологические объекты, человеко-машинные и социальные системы медицины.

В субкультуре фармацевта ценности – это осознанные социокультурные образцы, общепринятые представления данной общности людей относительно должного/желаемого идеала и целей их профессиональной жизнедеятельности, определяющие еёнаправление. Пути достижения этих ценностей (нормы, средства, качества), которые предписывают представителям данной субкультуры определённые социально-принятые способы поведения выступают в качестве ценностных ориентаций.

Система ценностей, входящая в субкультуру фармацевта, формирует его сознание, особое мировоззрение, придаёт направленность его деятельности, определяет потребности, интересы и развитие личности фармацевта, выступая одним из важнейших мотиваторов его деятельности. Ценностислужат руководством при выборе профессиональных решений, поступков, выступают высшей целью деятельности и регулятором поведения врача.

Опираясь на концепцию Р. Инглхарта, в субкультуре врача можно выделить терминальные, инструментальные, традиционные и современные ценности.

К терминальным относятся ценности, выражающие важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы профессиональной и повседневной жизни. Это, прежде всего, ценность человеческой жизни, свободы выбора, труда, семьи, межличностных отношений.

Инструментальные ценности субкультуры фармацевта отражают нормы, качества врачей, выступающие средством достижения успеха в профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным идеалом.

Традиционные ценности ориентированы на сохранение и воспроизводство давно сложившихся и оправдавших себя целей, норм, качеств в профессиональной фармацевтической деятельности.

Современные ценности направлены на поддержание позитивных инноваций и прогресса в достижении рациональных целей фармацевтической деятельности.

В то же время, специфика фармацевтической деятельности, определяющая систему и иерархию ценностей, входящих в субкультуру фармацевтов, ставит на первое место ценности общечеловеческие, предполагающие наличие чётко выраженной духовно-ценностной составляющей, которая, в свою очередь, включает ряд аспектов. Закономерно и естественно первое место в этом ряду занимают ценности Жизни и Здоровья.

Жизнь и здоровье человека являются исходными приоритетными ценностями профессиональной субкультуры фармацевта. Здоровье – это важнейшая жизнеобеспечивающая ценность, именно оно выступает необходимой предпосылкой его полноценной, гармоничной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Сама цель фармации – охрана жизни и здоровья людей, их сохранение, укрепление, восстановление и поддержание, предупреждение и лечение заболеваний при помощи лекарственных средств – делает их высшей ценностью фармацевтической деятельности.

Вторым по значению блоком духовных ценностей в фармации, равно как и в медицине, является свод высших моральных ценностей, таких как Добро и Благо, Страдание и Сострадание, Долг и Совесть, Честь и Достоинство, Свобода и Ответственность, которые сегодня всё более востребованы фармацевтической практикой в качестве руководства к действию.

Вместе с тем отечественный философ М.А. Можейко выделяет в современной культуре тенденцию, которая может быть обозначена как потребность в ценностях, т.е. потребность в таких аксиологических системах, которые могли бы быть восприняты носителем культуры как безусловные. В силу этого они приобретают реальный потенциал практических регулятивов поведения, становятся реальным критерием личностного выбора. Таким образом, пост-постмодернизм конца XX–начала XXI вв. приходит к осознанию того обстоятельства, что в современной ситуации насущным является возврат к истокам традиционных ценностей классической культуры как в плане национальной традиции, так и в плане общечеловеческих ценностей гуманизма. Этот возврат является актуальным и для ценностной ориентации субкультуры фармацевта, где в последние годы акцент часто делается на материальном аспекте в ущерб духовному.

Фармацевтическая субкультура, личностные и профессиональные компетенции фармацевта формируются ещё в студенческом возрасте, во время учёбы, практических занятий в аптеках, научно-исследовательских лабораториях, в профессиональном кругу коллег, во время досуга.

Особое противоречивое значение приобретают в фармации категории Добра и Зла. С истема морально-этических ценностных ориентаций фармацевтов должна быть изначально альтруистична. В основе этого альтруизма лежит любовь к человеку, уважительное отношение к нему, забота, помощь, поддержка и искреннее ему сострадание. Человеколюбие не только является основополагающим критерием выбора профессии, но и непосредственно влияет на успех фармацевтической деятельности. Поэтому во всех профессиональных кодексах и клятвах сформулированы основные нравственные принципы, определяющие идеалы, мотивы и действия врача: «Святость жизни», «Не навреди», «Не убий» и др. Эти нормы сами по себе есть добро и нацелены на добро. Именно ими должен, прежде всего, руководствоваться фармацевт при изобретении, изготовлении лекарственных средств и их распространении.

Однако их соблюдение не решает автоматически проблему Добра и Зла. Нравственные коллизии фармации и медицины здесь только начинаются. «Не навредить» значит не сотворить зла, которое проявляет себя в каждом конкретном случае по-разному. Например, применение определённого лекарственного препарата может спасти жизнь больному, но может и «навредить» (вызвать аллергию, побочные тяжёлые симптомы, тем самым усугубить страдания), т.е. может стать как добром, так и злом.

Важнейшими ценностными ориентирами профессиональной культуры фармацевта являются страдание и сострадание. Основное предназначение фармацевта – при помощи лекарственных средств освобождать пациента от страдания, поэтому фармацевт должен знать, в чём заключается сущность страдания, каковы его причины, как оно проявляется и как помочь пациенту преодолеть его. Сострадание должно быть неотъемлемым качеством фармацевта, элементом его профессионализма, поскольку фармацевтические работники часто имеют дело с инвалидами, тяжелобольными, которые нуждаются в доброте со стороны фармацевтов и в их сопереживании – эмпатии, которая проявляется в сочувствии и соучастии.

Особое место в субкультуре врача занимает проблема свободы и ответственности в его профессиональной деятельности.

Вместе с тем именно мера свободы определяет отношение врача к добру и злу. Давая клятву нести людям добро, фармацевт сделал свободный выбор помогать всем людям в любое время и в любых условиях. Иными словами, свобода фармацевта обеспечена гуманистическими принципами, которым подчиняется его деятельность. Вместе с тем его свобода всегда ограничена – уровнем развития фармацевтической и медицинской науки, уровнем знаний фармацевта, техническим оснащением лабораторий, наличием фармацевтических ресурсов, системой стандартизации и регистрации лекарственных средств. Она регламентирована этическими регулятивами, например, Этическим кодексом фармацевта, юридическими документами (законом, административными приказами, инструкциями, методиками), а также внешними обстоятельствами: экономическими возможностями общества, уровнем культуры населения. Поэтому профессиональная культура фармацевта предполагает его умение разграничивать степень собственной свободы и «несвободы», защищающее его как от собственных безнравственных поступков, так и от произвола других, например, администрации или несправедливых обвинений со стороны больного или его родственников. Таким образом, свобода действий фармацевта в медицинской практике неразрывно связана с его правами: на что он имеет право и чем его права ограничены.

Свобода, творческие начала личности фармацевта проявляются тогда, когда он: 1) применяет (или открывает) новые научные методы, научные знания в фармации; 2) выступает субъектом морального выбора. При этом объективная логика морального выбора такова, что автономия, суверенность личности фармацевта, его нравственная свобода как бы уравновешиваются его ответственностью. Личная ответственность проявляется в стремлении фармацевта к углублению знаний и совершенствованию практических навыков, непрерывном повышении профессиональной культуры, критическом анализе своих наблюдений и ошибок, учёбе у коллег, изучении литературы, соблюдении деонтологических норм.

Особое место в профессиональной субкультуре фармацевта отводится такой высшей моральной ценности, как профессиональный долг. Его первостепенная рольв этой профессии обусловлена ценностью здоровья и жизни людей, и поэтому наиболее отчётливо он проявляется в обязанностях фармацевта по отношению к больному: быть всегда готовым оказать фармацевтическую помощь, быть внимательным и заботливым, индивидуально и вдумчиво подходить к каждому больному, проявлять максимум творческой активности, исходить при этом не только из последних достижений фармацевтической науки, но и из принципов и норм профессиональной морали.

К сожалению, всё еще часты случаи нарушения фармацевтом своего профессионального долга, проявляющиеся в чёрством, формальном отношении к больному, подрывающем его веру в успех лечения и профессионализм фармацевта. Вместе с тем доверие больного к фармацевтам играет часто не меньшую роль в выздоровлении, чем применение новейших лекарств. Поддерживать это доверие профессиональный долг фармацевта.

Важными регулятивными элементами в структуре профессиональной субкультуры фармацевта являются такиеценностные ориентации, как честь и достоинство. Они определяются, прежде всего, следованием фармацевта общечеловеческим моральным ценностям, его порядочностью, культурой и интеллигентностью, его профессионализмом, проявляются в заслуженном им почёте и уважении.

Центральное место в субкультуре фармацевта сегодня стали занимать принципы полного уважения человеческого достоинства пациента, его прав и основных свобод, независимо от его социального статуса, культурно-религиозных воззрений, национального положения, возраста.

Уважение достоинства пациента предполагает, что фармацевт должен действовать: из предпочтения интересов пациента, если это не причиняет ущерба самому пациенту или окружающим лицам; руководствоваться самостоятельностью пациента в принятии медицинских решений на основе предварительного, свободного и информированного согласия; учитывать ранимость отдельных пациентов и уважать целостность их личности; соблюдать неприкосновенность частной жизни пациентов и конфиденциальность касающейся их лично информации. В научно-исследовательской деятельности исследователь-фармацевт обязан руководствоваться приоритетом блага пациента над научными интересами и проводить испытания и эксперименты только в соответствии с установленными законом правилами и при согласии пациента.

Важным аспектом профессиональной субкультуры медицинского сообщества выступает четвёртый блок духовно-ценностных ориентиров – эстетические ценности. С одной стороны, эстетическое удовольствие, радость, наслаждение играют важную роль в укреплении физического и психического здоровья пациента, поддержании его психофизиологического тонуса. Воздействие многих лечебных факторов обусловлено не только их химическими, физическими и другими свойствами, но и чувствами и условиями, в которых они реализуются и с которыми они связываются в своём воздействии на пациента по принципу условного рефлекса. Поэтому неотъемлемой частью фармацевтической деятельности является обстановка комфорта и приятные эстетические ощущения.

Добро и красота неразделимы, а радость и эстетическое наслаждениевызывают у человека подъём душевных сил, отвлекают больного от мрачных мыслей о тяжести или неизлечимости заболевания, пробуждают интерес к жизни, мобилизуют физические и духовные силы для длительной и трудной борьбы с недугом.

Необходимым условием фармацевтической субкультуры выступает эстетика поведения фармацевта как условие его профессионального обаяния. Подтянутость, сдержанность и скромность, уверенность в своих знаниях и умениях, прекрасные манеры и культура речи, способность оказывать благоприятное влияние на пациента, желание понять его переживания и волнения, стремление облегчить их – всё это создаёт профессиональное обаяние фармацевта.

Эстетическая культура проявляется в способности врача не только заботиться о собственной внешности, но и создавать располагающую рабочую обстановку (красиво оформленный интерьер, аккуратное рабочее место).

Пятый аспект духовно-ценностной составляющей профессиональной субкультуры фармацевта – его профессиональная компетентность, поскольку без неё доброта, сострадание и другие нравственные ценности не помогут больному. Поэтому пополняющийся запас усвоенных знаний и умений основа формирования высококвалифицированного специалиста.

Сегодня уже невозможно выучить все необходимое для практической карьеры фармацевта во время его первоначального обучения в ВУЗе. Поэтому пополняющийся запас усвоенных знаний и умений основа формирования высококвалифицированного специалиста.

Фармацевтический работник должен способствовать внедрению последних достижений фармацевтической науки в практику. Фармацевтический работник должен владеть точной информацией о лекарственных средствах, их побочных эффектах и совместимости. Он должен исключить ошибки в приготовлении, контроле и отпуске лекарственных средств. Кроме того, фармацевтический работник не вправе использовать свои знания и возможности в негуманных целях.

Таким образом, профессиональное сообщество фармацевтов вырабатывает свои специфические ценности, обусловленные особенностями фармацевтической деятельности, детерминирующие и регулирующие поведение фармацевтических работников как в профессиональной сфере, так и за ее пределами.

 

Фармацевтическая этика и деонтология. Исторические аспекты и этапы становления. Сущность, основные задачи, сферы действия фармацевтической деонтологии, её место в профессиональной культуре фармацевта. Современная деонтология как необходимые и общезначимые для фармацевта морально-этические, психологические и правовые нормы и принципы взаимоотношений между фармацевтом и другими участниками лечебного процесса. Основные направления фармацевтической деонтологии.

«Фармацевтическая деонтология изучает нормы поведения провизора, направленные на максимальное повышение эффективности медикаментозной терапии и создание благоприятного климата во взаимоотношениях с больными, врачом, коллегами по работе. Она рассматривает требования и правила поведения фармацевтического работника, обеспечивает выполнение им профессиональных обязательств, решает вопросы его совести, чести и достоинства, которые служат показателем высокой общественной ответственности».

Фармацевтическая этика и деонтология тесно связаны с медицинской этикой и деонтологией, которые сегодня рассматриваются как динамичное понятие, содержание которого согласуется с канонизированными морально-этическими требованиями к профессиональному уровню провизоров и фармацевтов, гуманистическими принципами, условиями рыночных отношений, социальными изменениями в обществе.

 

Фармацевтическая этика как часть общей этики является наукой о моральной ценности поступков фармацевтических работников, их поведения в сфере своей деятельности. Фармацевтическая этика призвана изучать и обосновывать социальную значимость профессиональной деятельности, требования к личности провизора (фармацевта), определять с позиции добра и зла характер поступков и отношений фармацевтических работников.

Фармацевтическая деонтология - относительно самостоятельный раздел фармацевтической этики и изучает правила поведения фармацевтического работника. Фармацевтическая деонтология рассматривается как наука о долге работников, об отношении их к своим профессиональным обязанностям и поведению в системе взаимоотношений врач - провизор (фармацевт) - посетитель аптечного объекта, имеющая два уровня - объективный и субъективный. Понятие фармацевтической этики и деонтологии неоднозначно. Этика охватывает более широкий круг вопросов, касающихся не только выполнения долга перед пациентами и обществом, но и поведения во внеслужебных условиях. Деонтология же призвана изучать нравственное содержание действий и поступков фармацевтических работников в конкретной деятельности.

Колыбелью профессиональной фармацевтической этики была медицинская этика, основы которой возникли еще в давние времена. Так, уже в VI–V в. до н.э. в древнеиндийском народном эпосе «Аюр-Веды» («Знание жизни») сформулированы этические требования, предъявляемые к врачам: врач должен обладать высокими моральными и физическими качествами, быть сострадательным, доброжелательным, никогда не терять самообладания, иметь много терпения и спокойствия. Автором одной из этих книг был крупный хирург того времени Сушрута. Сушрута указывал, что лекарство в руках знающего человека подобно напитку бессмертия и жизни, в руках невежды – огню и мечу. Известный врач древней Греции, знаменитый Гиппократ (460–377 гг. до н.э.) в своем трактате «О враче» сформулировал основные принципы взаимоотношений врача и больного и описал высокий моральный облик врача: «Ему прилично держать себя чисто,... быть благоразумным, справедливым при всех обстоятельствах». Гиппократ требовал от врача «презрения к деньгам, совестливости, скромности, простоты в одежде, решительности, опрятности,... знания всего того, что полезно для жизни, и иметь отвращение к пороку».

 

Фармацевтическая этика в виде отдельных писаных и неписаных правил, норм, принципов и ценностей, определяющих профессиональное поведение фармацевтического работника, стала формироваться с тех самых пор, как в средние века, в ходе естественного процесса развития медицинской науки и практики, было положено начало разделению профессий врача и аптекаря. Именно поэтому колыбелью нового вида профессиональной этики была этика врача и медицинская этика. Эти два " родственных" вида профессиональной этики имеют единую " корневую систему". Фармацевтическую этику можно представить в виде крепкого быстрорастущего побега, который, отпочковавшись от " древа" медицинской этики, уже сам в процессе дальнейшего развития специализации в фармации оброс множеством молодой поросли.

 

Фармацевтическая этика возникла с открытием первых аптек и с появлением первых фармацевтов. В России это произошло в конце XVI в., а спустя два столетия, в 1789 г., в целях регламентации аптечной деятельности был издан Аптекарский устав, вошедший в свод законов Российской империи, в положениях которого определялись и этические нормы поведения аптекаря, и нравственные требования к его личности. Например, постановлялось, что " аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинен быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв, прилежен, во всякое время присутствен и исполняющий звание свое всеобщему благу соответственно".

 

К XIX-XX вв. развитие фармацевтической науки и рост народонаселения привели к резкому увеличению количества аптек и номенклатуры лекарственных препаратов. Как следствие, перед обществом в целом и перед фармацевтическим сообществом в частности встала проблема более строгой регламентации фармацевтической деятельности, что и было сделано путем создания и постоянного совершенствования современной законодательной базы в области фармации. В то же время стало очевидно, что для многих профессий, в первую очередь для тех, от представителей которых зависит здоровье, благополучие, а зачастую и жизнь человека, одного законодательного регулирования недостаточно.

 

Без лекарственных средств невозможно оказание медицинской помощи. Поэтому фармацевтический сектор имеет большое влияние на здоровье населения и систему здравоохранения. Его регулирование — непростой процесс, требующий принятия многообразных сложных решений. Безусловно, должны создаваться законы, которые бы не только ограничивали возможности злоупотреблений, но и защищали права пациентов в сфере оказания фармацевтической помощи. Но законы, регламентирующие все и вся, создать невозможно. Защита прав и достоинства всех участников процесса лекарственного обеспечения, и в первую очередь пациента, должна быть дополнена средствами этического контроля.

 

Немногие рынки государство стремится регулировать так, как рынок фармацевтический. Доступность, эффективность и удовлетворение потребностей пациента — главные задачи общества. На управление фармацевтическим сектором в значительной степени влияет политика, и к нему, так или иначе, причастно множество действующих лиц, в числе которых промышленность, производящая как новые, так и непатентованные средства, компании, занимающиеся оптовой торговлей, импортом фармацевтической продукции, врачи, фармацевты и, наконец, пациенты. Интересы участников рынка часто конкурируют, и государству при управлении фармацевтической отраслью бывает трудно удовлетворить их все (Davis С. 1996, 1997).

Основы фармацевтической деонтологии заложены в конце 60-х - 70-е гг. ХХ в. На теоретическом уровне фармацевт знает профессиональные этические критерии и их применение в системе здравоохранения. Но на практике он часто находит другие приоритеты, обусловленные экономической выгодой, что заставляет его скрывать недостатки и широко рекламировать достоинства той или иной фармацевтической продукции.

Фармацевту следует знать, принять и учитывать тот факт, что поведение сегодняшнего и завтрашнего потребителя ЛС коренным образом отличается, и будет отличаться от его вчерашнего поведения. Сегодня потребитель становится критичнее, чем прежде; чаще спрашивает о предназначении и недостатках предлагаемых ЛС; проявляет большую недоверчивость, сравнивая несколько предлагаемых вариантов; задает больше вопросов; изучает достоверные критерии; больше учитывает факторы, влияющие на здоровье, меньше доверяет заверениям рекламы. Многие из потребителей стали более чувствительными, чем прежде, к преувеличениям, взаимозаменяемости ЛС, к ценам.

В связи с этим фармацевт должен уметь совмещать «борьбу» за свою долю рынка, которая становится все более «жесткой», с требованиями фармацевтической этики и деонтологии.

Основное различие между конкурирующими аптечными предприятиями будет заключаться в том, как они предлагают свои услуги своим посетителям и, как с ними общаются.

Конкретно это различие может выражаться в следующих характеристиках:

- дополнительные фармацевтические услуги, оказываемые пациенту;

- квалификация сотрудников (знания, опыт, мастерство, способность, компетентность и т.д.);

- поведение сотрудников при общении с пациентами, коллегами, партнерами и др. (дружелюбие, вежливость, надежность, обязательность, ответственность, пунктуальность и т.д.)

- настрой и общая атмосфера, царящая на предприятии.

В аптеку приходят люди, обеспокоенные своими проблемами, возможно, с чувством неуверенности, иногда боящиеся произвести невыгодное впечатление или оказаться непонятыми, подверженные перепадам настроения.

Фармацевт, работающий «за первым столом», должен знать, какими могут быть, с учетом психологии, посетители аптек, обладать знаниями о возможных способах передачи сообщения: вербальном, графическом, языком жестов, просто мимикой, прямым действием, а также расшифровать язык адресата, на котором посылается сообщение пациентом. Уважая и любя людей, мы должны принимать их такими, какие они есть, и стремиться к каждому найти свой подход.

Хороший «коммуникатор» - это всегда психотерапевт (не в строго медицинском смысле, а в контексте межличностного повседневного общения).

Если поведение фармацевта диаметрально противоположно поведению пациента на различных уровнях (манера держаться, голос, речь, позиции), то контакт между ними нарушается, процесс коммуникации на подсознательном уровне усложняется. Подобное поведение порождает конфликты, агрессивное настроение, неприятие и отказ пациента от дальнейшего общения.

Задача фармацевта поддерживать обратную связь, что обеспечивается, например, повторением мысли собеседника: «Если я правильно вас поняла, то…». Делать это следует, дождавшись паузы. Следует всегда помнить о том, что только при положительном внутреннем настрое к людям может быть достигнут контакт, благодаря которому обязательно найдется оптимальное решение в той или иной проблемной ситуации.

Таким образом, успешная работа специалиста и успех аптеки находятся в прямой зависимости от того, насколько:

- пациент доверяет фармацевту;

- специалисту удается устанавливать контакты и хорошие отношения с людьми;

- полно специалисту удается отвечать на вопросы пациентов и удовлетворять их потребность в информации;

- фармацевт умеет наблюдать, задавать целенаправленные вопросы, внимательно слушать и быстро записывать необходимые сведения;

- убедительна аргументация специалиста, основанная на знании продаваемых ЛС, БАД, ИМН и т.д.;

- специалисту удается совместно с пациентом находить целесообразные и приемлемые для сторон решения;

- тщательно фармацевт анализирует желания и потребности пациентов.

Фармацевт, занимающийся БРО ЛС, должен отвечать следующим обязательным условиям:

- профессиональные знания и компетентность;

- обеспечение качества товара и тщательно продуманный его ассортимент, доступные (выгодные) цены;

- доступность информации и обстоятельность консультаций;

- выявление потребностей;

- правдивые (достоверные) сведения;

- индивидуальный подход к решению проблем пациента, дружелюбное отношение; уверенное, но не высокомерное поведение;

- оперативность при оказании услуг;

- располагающий внешний вид.

 

 

В целях создания благоприятных условий для выполнения главной задачи любого фармацевта, заключающейся в том, чтобы путем предоставления высококачественной и квалифицированной лекарственной помощи максимально способствовать стремлению людей поддержать свое здоровье, фармацевтические сообщества разных стран на определенном этапе своего развития пришли к пониманию того, что необходимо свести в одном документе все выработанные многолетней практикой правила профессионального поведения и этические нормы, а также заявить о принципах и ценностях, определяющих роль и ответственность фармацевта перед обществом. Так появились первые этические кодексы фармацевта (ЭКФ), которые по сути представляли собой принятые сообществом объединившихся аптекарей декларативные заявления, состоящие из добровольно взятых на себя профессионально-нравственных обязательств и самоограничений.

Естественно, что развитие фармацевтической практики на протяжении полутора столетий, в том числе необходимость расстановки новых акцентов в системах отношений " фармацевт-пациент", " фармацевт-общество", " фармацевт-врач", " фармацевт-фармацевт" в соответствии с велениями времени, потребовало внесения изменений и дополнений в этические кодексы, придания им новой стилистической формы и современного содержания. В связи с этим ЭКФ неоднократно пересматривались и обновлялись, и процесс этот к концу XX в. стал непрерывным.

Несмотря на значительный прогресс в развитии отечественной фармацевтической этики и деонтологии, наше фармацевтическое сообщество не может похвастаться столь же длительным опытом разработки ЭКФ, как, например, американское или британское. Когда в начале 90-х годов прошлого века, в связи с переходом фармацевтической отрасли на рыночные рельсы, отсутствие подобного документа стало ощущаться острее, возникла настоятельная необходимость создания своего ЭКФ на базе накопленного российского и мирового опыта в области фармацевтической этики и с учетом специфики нашей страны. В 1995 г. Российской фармацевтической ассоциацией был принят " Этический кодекс российского фармацевта", а спустя год на кафедре организации и экономики фармации ММА им. И.М.Сеченова был разработан " Этический кодекс фармацевтического работника России (провизора и фармацевта)".

В решение такой актуальной проблемы, как регулирование этических норм и принципов профессионального поведения фармацевтических работников, внесла свой вклад и Международная фармацевтическая федерация (FIP), работающая в тесном контакте с ВОЗ. FIP, самая авторитетная международная неправительственная фармацевтическая организация, поставила перед собой задачу создания этического кодекса, который послужил бы моделью для национальных фармацевтических обществ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.