Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свободное сознание






 

Конечно, верно и обратное. Если сравнительно свободное, " чистое" сознание столкнется с личностями, учениями или переживаниями нежелательного характера, оно может " заразиться" к ущербу для владельца. Несмотря на неблагоприятную генетическую предрасположенность (например, к пессимизму, депрессии) ребенка можно сознательно перенастроить на более светлое восприятие, научить ожидать добра и внимания от других людей. Однако родители, братья и сестры, сверстники и учителя часто создают такой настрой, который только усиливает вероятность появления нежелательного жизненного паттерна. Очевидно, что благонамеренные миссионеры, не ведая того, могут вызвать болезни у примитивных племен всего лишь тем, что заставят их осознать условия, в которых они живут.

Быстрое распространение эпидемий в средние века, видимо, можно приписать и факторам, имеющим отношение к сознанию, Эти эпидемии отличались тем, что болезнь вспыхивала, как пожар, необязательно из-за заражения микробами или вирусами. Как писал " Бритиш медикал джорнэл" в феврале 1970 года, эти эпидемии представляли собой медицинский эквивалент явления, известного уже несколько веков назад и получившего название " массовое помешательство" (букв. " безумие толпы"). Мы полагаем, что такие явления могут быть объяснены с точки зрения сознания. То же самое справедливо и в отношении потока вестернов и криминальных фильмов, хлынувших на экраны кинотеатров и телевизоров, всеобщего увлечения рок-н-роллом, спортивными машинами, пикапами и прочим.

 

Дети

 

Подражательные свойства сознания особенно легко наблюдать у детей. Новорожденные дети стремятся начать ходить как можно раньше, но современная практика воспитания блокирует это стремление, как утверждает психолог Филип Р. Зеланцо из отдела социальных отношений Гарвардского университета. Он и его коллеги докладывали (5 июня 1972 года) о наличии " рефлекса хождения" у младенцев, который появляется на второй неделе жизни и сохраняется примерно до восьмой недели. Если бы этому инстинкту - передвигать ноги, давали возможность проявляться, а не глушили бы его в этот критический период, то, как полагают они, можно было бы сохранить его до того времени, когда ребенок начинает ходить самостоятельно. Более раннее хождение, могло бы способствовать и возможности более раннего обучения.

Такие же выводы можно сделать и из других исследований. Как сообщил Фрэнсис Ианни из министерства образования США, было разработано несколько экспериментальных проектов по обучению письму двух и трехлетних детей, обучению основам алгебры и экономики в первом классе и теории относительности, физике и сочинению музыки во вторых и третьих классах. В своем выступлении перед советом директоров государственных школ в Нью-Йорке 16 ноября 1964 года Ианни сожалел по поводу сопротивления перестройке образования со стороны учителей и родителей. Это сопротивление мы приписываем больше подсознательным, чем сознательным факторам. От проектов в конце концов отказались.

Мы утверждаем, что скорее психические, чем физиологические факторы объясняют следующие неопровержимые явления. Зрелость у мальчиков и девочек наступает все раньше. По данным английского детского врача (" Чикаго дейли ньюз" от 9 июля 1969 года. " Секс скоро станет занятием детей"), с каждым десятилетием она ускоряется на три десятых года. Когда-то средним был 16-летний возраст, теперь - это 13 лет. Если сохранится та же тенденция, через 50 лет средний возраст наступления зрелости приблизится к 11 годам. Сначала идет соответствующее знакомство с поведением взрослых, приобретаемое с помощью телевидения, рассказов сверстников и наблюдения. Возникающее вследствие этого желание стать " взрослым" ведет к ускорению физического развития.

Избирательное использование внушения может иметь благотворные последствия в широком масштабе. Резкая критика - проявляется ли она дома, в школе или на производстве - обязательно отразится на сознании, которое создаст еще больше условий, требующих коррекции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.