Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этап: Выявление уровня трудовых умений и навыков.






В младшей группе следует выявить, как дети овладели основными процессами самообслуживания (умывание, одевание). Воспитатель наблюдает за ребенком, фиксируя особенности осуществления трудовых действий, точность, быстроту, координированность движений, наличие и сформированностъ контрольно-проверочных действий, словесные высказывания, обращение за помощью к взрослому, время, затраченное на осуществление трудового процесса, удалось ли получить результат и какого качества. Для уточнения сформированности умений зашнуровывать, застегивать пуговицы можно использовать специальные дидактические пособия.

В средней группе важно выявить, насколько дети овладели простейшими процессами хозяйственно-бытового труда (все виды сервировки стола, мытье и обтирание от пыли различных предметов и игрушек, стирка вещей небольшого размера). Рекомендуется игровая мотивировка детской деятельности (научить трудовому процессу игровой персонаж). Обследование проводится с каждым ребенком индивидуально. Воспитатель показывает одновременно два предмета (например, чистую и грязную чашку) и вызывает у ребенка желание выполнить трудовой процесс, выбрать предметы труда.

Перед выполнением трудового процесса ребенку предлагают рассказать игровому персонажу, как он будет трудиться. Это позволяет выявить умение планировать трудовую деятельность.
Ребенок должен сам отобрать все необходимое ему оборудование. Готовить ребенку рабочее место не следует, важно выявить овладел ли он этим умением. В процессе наблюдения за деятельностью ребенка педагог делает фотозапись, где фиксирует все действия по организации рабочего места, особенности выполнения трудовых действий, освоенность специальных трудовых умений и действий самоконтроля, указывает качество промежуточных и итогового результатов труда (осталась ли грязь, насухо ли выжата салфетка и пр.). Важно выявить возможности самостоятельной трудовой деятельности ребенка, поэтому необходимо предоставить возможность действовать полностью самостоятельно, помощь ребенку не оказывать, советы и указания не давать. После окончания работы предложить ребенку оценить результаты своего труда.

В старших группах целесообразно выявить умение самостоятельно организовывать коллективную трудовую деятельность по типу совместного труда, а также владение навыками ручного труда или труда в природе.

Для выявления знания способов и понимания значения коллективной трудовой деятельности воспитатель индивидуально беседует с детьми. Показав ребенку, например, таз с большим количеством грязных резиновых игрушек или баночек из-под краски, воспитатель предлагает ребенку вымыть эти предметы, спрашивает: «нужны ли ему будут помощники? Почему? сколько детей он хочет позвать? как можно распределить работу?» Затем группе детей, в количестве четырех человек, предлагается выполнить трудовое задание по типу совместного труда (двое моют, один - споласкивает и один вытирает предметы). В процессе наблюдения за детской деятельностью педагог выявляет умение распределять обязанности между участниками трудового процесса, работать в общем ритме и темпе, совместно получать результат труда, отношения взаимопомощи, сотрудничества между участниками трудовой деятельности, самостоятельность детей. Отмечается, были ли конфликтные ситуации, почему они возникли.

Для определения владения навыками труда в природе или ручного труда ребенку предлагается выполнить конкретный трудовой процесс. Например, можно предложить сделать поделку из бумаги или пришить оторвавшуюся пуговицу на кукольной одежде. При этом требуется обеспечить широкий выбор материалов и инструментов для работы (бумага разного цвета, качества, нитки разных цветов, пуговицы разного размера, цвета и т.п.) В процессе наблюдения выявить: умение принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место; наличие общетрудовых и специальных умений, владение действиями самоконтроля, результативность и самостоятельность трудовой деятельности. Особо следует обратить внимание на овладение культурой труда: экономное расходование материала, умение поддерживать порядок на рабочем месте, уборка рабочего места после окончания работы и пр.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.