Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 4. Диагностика трудовой воспитанности детей дошкольного возраста






 

Проблема выявления трудовой воспитанности детей-дошкольников в настоящее время является одной из важнейших проблем дошкольной педагогики. Выявление реального уровня трудовой воспитанности дает воспитателю возможность верно определить содержание, найти оптимальные средства и методы воспитательной работы, сделать труд действенным средством развития личности в педагогическом процессе детского сада.

В многочисленных исследованиях по дошкольной педагогике разработаны разнообразные методики выявления знаний детей о труде взрослых В. И.Логинова, Л А. Мишарина, С.Ф.Сударчикова КМ.Крылова, и др.), выявления уровня сформированности трудовой деятельности (ЕН.Герасимова, М.В.Крулехт, ЛХМусатова и др.), самостоятельности и самооценки Н.С.Кривова М.В.Крулехт, Л.А. Порембская и др.), умений коллективного труда (Р. С. Буре, Я.З. Неверович и др.), выявления роли мотивации в результативности труда и характере детских взаимоотношений (Я.З.Неверович, В.В.Холмовская и др).

Единой, общепринятой методики определения трудовой воспитанности в дошкольной педагогике пока не существует. Вместе с тем, исходя из того, что трудовая воспитанность - это определенный уровень освоения социального опыта трудовой деятельности, который осваивается в дошкольном детстве при благоприятных условиях жизни и воспитания, можно полагать, что показателями трудовой воспитанности выступают основные компоненты социального трудового опыта: наличие знаний о труде, трудовых умений для осуществления посильной детям трудовой деятельности, разных видов труда и само отношение к труду.

Поэтому при диагностике трудовой воспитанности ребенка следует выяснить:
- содержание знаний о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий); умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда;

- уровень сформированности трудовой деятельности у детей: самостоятельность целеполагания, мотивации труда, владение общетрудовыми и специальными умениями, результативность трудовой деятельности, сформированность самоконтроля, отношение детей к результатам человеческого труда, интерес к труду взрослых, отношение к разным видам трудовой деятельности в повседневной жизни детского сада.

1этап: Выявление уровня знаний детей о труду взрослых.
В младшей группе при выявлении знаний о труде требуется определить, различают ли дети трудовые и нетрудовые процессы, видят ли направленность конкретных трудовых процессов на результат, могут ли с помощью вопросов взрослого выделить компоненты (цель, мотив труда, предмет труда, инструменты, трудовые действия, результат труда) в простейших трудовых процессах, которые дети неоднократно наблюдали.

Для выявления знаний проводится индивидуальная беседа с ребенком с использованием картинок: “Расскажи, что мама (папа) делает дома? Отберите картинки, где человек работает, трудится. Расскажи, как НА. (воспитатель) шила шапочку для куклы (лепила мисочку для мишки, делала лодочку и пр.)? Дополнительные вопросы: “Что НА. задумала сделать? ” Зачем? Из чего шила (лепила, делала лодочку)? Какие инструменты были нужны для работ ы? Что сначала сделала, что потом? Что получилось? Дня чего сшили шапочку (слепили мисочку, сделали лодочку)?
В средней группе важно выяснить, понимают ли дети значимость труда сотрудников детского сада (няня, повар, дворник), знают ли названия данных профессий, трудовые процессы, выполняемые этими людьми (направленность, содержание, структура).
В индивидуальной беседе с ребенком целесообразно показать картинки с изображением няни, повара. дворника, врача, продавца, задать следующие вопросы: “Кем работают эти люди, как ты догадался? Кем работает (имя, отчество няни, повара)? Что делает няня (повар) в детском саду? Зачем нужна няня (повар, дворник) в детском саду? ” Предложить рассказать о любом трудовом процессе няни или дворника: “Расскажи, как няня моет посуду (как повар жарит блины)? ”

В старших группах необходимо выяснить, осознают ли дети значимость труда людей разных профессий (строители, работники почты, ателье, транспорта, сельского хозяйства и т.д.)
и взаимосвязи различных видов труда; сформировано ли обобщенное представление о
роли машин в труде (ускорение процесса получения результата труда, улучшение егокачества, облегчение труда человека), обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязей между его компонентами. Используя наборы картинок о труде взрослых, воспитатель проводит индивидуальную беседу с ребенком по следующим вопросам: «Люди каких профессий работают на стройке (в ателье)? Расскажи, что делает каменщик (плотник маляр)? Почему на стройке много строителей? Какие машины нужны на стройке? 3ачем они нужны? Откуда хлеб в городе? Расскажи, как его выращивают? Какие машины нужны, чтобы вырастить хлеб? Откуда хлеборобы и фермеры получают машины? Зачем люди работают в городе и в деревне? Для чего все люди работают? Что будет, если люди перестанут работать? ”






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.