Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы участия гос-ва и его субъектов в предпринимательской деят-ти.

Гос политика и деятельность гос-ва. РФ в сфере экон и фин-сов.Государственная политика – целенаправленная деятельность органов гос власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества и его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим гос-ву достичь определенных целей в конкретной области, использую правовые, экон, админ. методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Основные виды гос политики: налоговая-налоговое регулирование, с целью установления оптимального уровня налогов в зависимости от поставлнных на данный момент макроэкон задач. экономическая-совокупность мер воздействия на экон процессы для реализации общественно важных целей. Соц-поддержание отношений между соц группами и внутри них. Экологич-ая, военная, культурная, информационная.

12.Экономическая основа местного самоуправления в Российской Федерации. Согласно Федеральному закону 2003 г., экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Состав муниципального имущества определяется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Согласно Федеральному закону 2003 г. № 131–ФЗ, в состав муниципального имущества входит: – имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, включая муниципальные земли и некоторые природные ресурсы; – имущество, предназначенное для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; – имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. Муниципальное имущество, в зависимости от его назначения, может быть разделено на две основные группы: имущество, позволяющее вести хозяйственную деятельность, производить товары и оказывать услуги, и имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных функций местного самоуправления.Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются и управляют муниципальным имуществом. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с государственной, частной и иными формами собственности.

формы участия гос-ва и его субъектов в предпринимательской деят-ти.

14. Единое экономическое пространство Российской Федерации. Под единым экономическим пространством страны (ЕЭП) понимается определенный территориальный континуум в границах национального хозяйства, характеризуемый общностью условий осуществления (протекания) в нем экономических процессов и явлений. В рамках ЕЭП осуществляются единые по форме и содержанию экономические отношения, то есть существуют: общая для всего пространства валюта, система экономических отношений, общие правовые нормы, регулирующие экономическую деятельность; единые на всем пространстве органы власти и фискальные органы; имеется общий внутренний рынок со свободным не ограниченным ничем движением товаров и услуг, перетоком капитала и свободным переливом рабочей силы по территории.Согласно конституции РФ ст.8ч 1: В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Экономическое пространство России представляет собой многорегиональный организм, что обусловливает направленность экономической политики на сочетание регионального многообразия с единством экономического пространства.Сохранение и укрепление России как федеративного государства с единым экономическим пространством неразрывно связано с преодолением сложившихся негативных тенденций территориального развития, системным использованием свойств и характеристик экономического пространства, их региональных особенностей для достижения общих стратегических целей социально-экономического развития страны и ее регионов.Основным свойством экономического пространства является свойство неоднородности, вытекающее, с одной стороны, из нелинейности процессов, происходящих в экономическом пространстве, с другой - из отношения процессов между собой. Различный уровень синхронизации экономического времени в основных, вспомогательных и обслуживающих процессах, различный уровень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, задействованных в этих процессах, а также их индивидуальное восприятие институциональной среды обусловливают неоднородность экономического пространства, выражающуюся в различной степени его концентрации.Существование единого экономического пространства оказывает решающее влияние на общий уровень хозяйственного развития государства, способствует динамичному экономическому росту, увеличению ВВП, что ведет к усилению экономической мощи и повышению промышленных возможностей страны.Необходимыми признаками (и условиями) единого экономического пространства являются общее экономическое (федеральное) законодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструктурных систем (энергетики, транспорта, связи). Все это невозможно без соответствующей роли государственных институтов, поддерживающих указанное единство.

15.формы собственности в РФ. Собственность - исторически обусловленная форма присвоения людьми материальных благ. Мировая практика показывает, что определяющим видом собственности в условиях рыночной системы является частная, которая выступает в трех основных формах: единичной; партнерской; корпоративной.Единичная собственность характеризуется тем, что физическое или юридическое лицо реализует все отношения собственности (распоряжение, владение, пользование). Партнерская собственность предполагает объединение в той или иной форме имущества, капитала нескольких юридических или физических лиц в целях осуществления общей предпринимательской деятельности. Корпоративная собственность базируется на функционировании капитала, который формируется путем свободной продажи акций.В рамках общественной собственности следует выделить коллективную, государственную и так называемую общенародную собственность. Коллективная собственность формируется путем ее распределения среди работников коллектива, занятых на определенном предприятии (закрытое АО). Государственная собственность выступает в качестве собственности всех членов общества. Однако реализация отношений присвоения через отношения владения осуществляется государственным аппаратом, который призван олицетворять социально-экономические интересы всех слоев населения, профессиональных и социальных групп общества. Общенародная собственность предполагает принадлежность всего общественного достояния и одновременно всем и каждому в отдельности.К иным формам собственности в нашей стране относятся следующие. Индивидуальная собственность. Эта форма концентрирует в одном субъекте все перечисленные признаки: труд, управление, распоряжение доходом и имуществом. (крестьяне, ведущие собственное хозяйство; отдельные торговцы, частнопрактикующие врачи; адвокаты) Кооперативная собственность. В основе этой формы — объединение индивидуальных собственников. В кооперативе каждый участвует своим трудом и имуществом, имеет равные права в управлении и распределении дохода. Акционерная собственность. Это групповая частная собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг — акций и облигаций. Смешанные формы собственности. данном случае происходит диффузия разных форм и отношений собственности, в результате чего усложняется внутреннее содержание отдельных форм

16. Бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство Российской Федерации: понятие и принципы построения Бюдже́ т — схема доходов и расходов определённого объекта (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджетная система России — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная система Российской Федерации закрепляет в России трехуровневую бюджетную систему: ♦ первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; ♦ второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; ♦ третий уровень - местные бюджеты.Каждый из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов. Систематизация принципов построения бюджетной системы РФ: А) принципы, обусловленные государственным устройством РФ - единство бюджетной системы РФ - разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами и бюджетной системой РФ - самостоятельность бюджетов - равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований Б) принципы, характеризующие процесс формирования бюджетов различных уровней бюджетных систем - полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов - сбалансированности бюджета - прозрачность(открытость) - достоверности бюджета В) принципы, отражающие особенности распределения и использования бюджетных средств - общего совокупного покрытия расходов бюджетов - подведомственность расходов бюджета - адресности и целевого характера бюджетных средств - результативности и эффективности использования бюджетных средств Бюджетное устройство — это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджетное устройство — это построение и организация бюджетов и межбюджетных отношений. Бюджетное устройство состоит из следующих элементов: • принципы построения бюджетной системы, • принципы и методы разграничения бюджетных полномочий, • правила формирования и исполнения бюджетов, • принципы организации межбюджетных отношений, • система ответственности за нарушение бюджетного и налогового законодательства. Организация взаимосвязей между звеньями бюджетной системы осуществляется с помощью следующих механизмов: • бюджетное законодательство (Бюджетный кодекс Российской Федерации); • налоговое законодательство (Налоговый кодекс Российской Федерации); • бюджетное регулирование; • государственный финансовый контроль; • муниципальный финансовый контроль.

17.понятие, сущность, признаки налогов и субъектов налообложения.Налоги - одно из древнейших изобретений человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения последними своих функций. С тех пор в мире многое изменилось, новые черты приобрели задачи и функции государства. Согласно ст. 8 НК под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.Из данного определения выводятся следующие основные признаки налога: Обязательность. Бесспорным отличительным признаком налогов выступает их обязательный характер, означающий юридическую обязанность перед государством. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком, и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке.. Безвозвратность и индивидуальная безвозмездность. Законно уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм.Согласно действующему законодательству налоги передаются государству в собственность и юридически государство ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматривает никаких личных компенсаций налогоплательщику за перечисленные обязательные платежи.. Денежный характер. В современных условиях все налоговые платежи уплачиваются только в денежной форме. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме в валюте РФ. В исключительных случаях иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, а также в иных случаях, предусмотренных НК, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте. Публичное предназначение. С древнейших времен налоги взимаются для финансового обеспечения деятельности государства и его органов. Взимание налогов - один из важнейших признаков государства и одновременно необходимое условие его существования.

18.Банки и банковская система Российской Федерации.Банк согласно российскому законодательству - это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: ■ привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; ■ размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; ■ открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Банк России занимает особое (главное) место в банковской системе, а его правовое положение отличается существенными особенностями. Это главный банк РФ, он является государственной федеральной собственностью. Банковская система с выделением особого положения Банка России в качестве государственноговедомства типична для современных экономически развитых государств .Банковская система РФ – совокупность определенных взаимосвязанных элементов, в качестве которых выступают: 1) Центральный банк РФ; 2) российские кредитные организации; 3) филиалы и представительства в РФ иностранных кредитных организаций; 4) группы кредитных организаций. В настоящее время банковская система РФ согласно закону имеет двухуровневое построение -1) верхний уровень – ЦБ РФ; 2) нижний уровень – все остальные участники банковской системы (российские банки и небанковские кредитные организации, филиалы и представительства в РФ иностранных кредитных организаций, союзы и ассоциации кредитных организаций. При этом общепризнанным является тезис о том, что дальнейшее качественное развитие российской банковской системы не должно затрагивать двухуровневый характер ее организационного построения. Отношения между участниками банковской системы развиваются по двум векторам: 1) между ЦБ РФ и иными участниками (в первую очередь кредитными организациями); 2) между кредитными организациями.Основными принципами построения и функционирования банковской системы РФ являются: единство банковской системы; двухуровневая структура; рациональное сочетание государственного регулирования банковской системой и саморегулирования; независимость ЦБ РФ от других органов власти; ответственность ЦБ РФ за развитие и эффективное функционирование банковской системы; монопольное положение ЦБ РФ в осуществлении денежной эмиссии; невмешательство государства в оперативную деятельность кредитных организаций; лицензируемый порядок осуществления банковской деятельности; сохранение банковской тайны; стабильность банковской системы и др.

19.деньги и ден система гос-ва. Деньги - это особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента, на который меняются все остальные товары. Деньги являются продуктом соглашения людей. Выделяются следующие основные функции денег: 1.мера стоимости - измеряют стоимость всех товаров и издержки на их производство; 2.средство обращения - деньги, участвуя физически в рыночном обмене в виде монет, бумажных денег и их заменителей, обеспечивают бесперебойный процесс обращения; 3.средство платежа - в этой роли деньги используются, когда товары продаются в кредит; 4.средство накопления - люди хранят свое богатство в форме различных активов, одним из которых являются деньги 5.мировые деньги - средство межнациональных расчетов и платежей. Деньги в экономике совершают непрерывный кругооборот, находятся в постоянном движении, меняя своих владельцев- денежное обращение. Оно обслуживает реализацию товаров, а также движение финансового капитала. Исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения называется денежной системой. К важнейшим компонентам денежной системы относятся:
- национальная денежная единица, в которой выражаются цены на товары и услуги;
- система кредитных и бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте; - система эмиссии денег, т.е. законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение; государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения.
В зависимости от вида обращающихся денег выделяются два основных типа систем денежного обращения: 1.системы обращения металлических денег, когда в обращении находятся полноценные золотые и(или) серебряные монеты, которые выполняют функции денег, а кредитные деньги свободно обмениваются на денежный металл (в монетах или слитках); 2.системы обращения кредитных и бумажных денег, которые не могут быть обменены на золото, а само золото вытеснено из обращения.Современное денежное обращение представляет собой совокупность денежных средств в безналичной и наличной формах. По объему наличные деньги значительно ступают денежным средствам, находящимся на банковских счетах.

20.Правовое регулирование расчетных отношений. Расчетные отношения регламентируются нормами различных отраслей права, и в первую очередь нормами гражданского и финансового права. Важнейшими нормативными актами, регулирующими данную сферу общественных отношений, являются Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ и др. В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» расчетные отношения между клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено данным Законом. Расчетные отношения регламентируются также постановлениями Правительства РФ, нормативными актами Банка России. Таким образом, вследствие сложности и разнообразия расчетные правоотношения регулируются множеством нормативных актов, что позволяет обеспечить соблюдение действующего российского законодательства и норм международного права. Ответственность за нарушение обязательств -Требование гражданского законодательства о надлежащем и своевременном исполнении обязательств подкрепляется нормами об ответственности за их нарушение. Эти нормы предупреждают, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства для должника наступят невыгодные имущественные последствия. Гражданско-правовую ответственность за нарушение обязательства можно определить как меру принудительного воздействия на виновного нарушителя обязательства, заключающегося в наступлении для него невыгодных имущественных последствий. По общему правилу ответственность наступает при наличии определенных оснований (ст. 401 ГК). При этом необходимо, чтобы имел место факт нарушения обязательства, что само по себе является противоправным; налицо были убытки; именно правонарушение повлекло за собой убытки на стороне кредитора (т.е. чтобы существовала причинная связь между нарушением обязательства и наступившим результатом); поведение должника было виновным. Надо иметь в виду, что любое правонарушение наносит определенный вред. Он может быть имущественным (денежное выражение вреда именуется убытками) и моральным (физические страдания, нравственные переживания, стрессы). Таким образом, вследствие сложности и разнообразия расчетные правоотношения регулируются множеством нормативных актов, что позволяет обеспечить соблюдение действующего российского законодательства и норм международного права.

21.обязательственные правоотношения гражданина, как участника фин-экон деят-ти. Обязательством называется гражданское правоотношение, связывающее между собой определенных лиц, которые должны совершить по отношению друг к другу предусмотренное обязательством действие: передать имущество или оплатить его стоимость, выполнить работу, возместить расходы, вызванные причинением вреда, либо воздержаться от определенного действия.Обязательства применяются в отношениях как между организациями, так и гражданами. Обязательственные правоотношения возникают из договоров купли-продажи, поставки, перевозки, капитального строительства и др. Граждане вступают в обязательственные отношения с организациями при розничной купле-продаже, бытовом обслуживании, перевозках пассажиров и багажа, пользовании жилыми помещениями и др. В условиях рыночных отношений указанные услуги могут оказываться не только организациями, но и гражданами-предпринимателями.Обязательственные отношения могут возникать между гражданами в связи с дарением, выдачей доверенностей, займами и др. Обязательства возникают не только из договоров, но и других предусмотренных законом оснований: односторонних сделок, административных актов, причинения вреда, неосновательного приобретения или сбережения имущества и других действий, порождающих права и обязанности.В обязательстве участвуют должник (обязанное лицо) и кредитор (имеющий право требования). Содержание обязательственного правоотношения составляют права и обязанности его участников. Так, по договору банковской ссуды банк (кредитор) может требовать по истечении срока возврата ссуды от ссудополучателя (должника).Если каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать. Например, арендатор (должник) обязан поддерживать арендованное имущество в надлежащем состоянии, а арендодатель (кредитор) имеет право этого требовать от арендатора. В обязательстве возможны и кредиторские обязанности, т. е. у кредитора могут быть не только права требования, но обязанности, которые вытекают из его права требования. Сторонами в обязательстве являются должник и кредитор. Ими могут выступать как граждане, так и юридические лица. В обязательстве может быть как один кредитор и один должник, так и несколько.При множественности лиц обязательства могут быть долевыми и солидарными. Долевыми называются обязательства, в которых несколько должников исполняют их в предусмотренной законом или договором доле либо каждый из нескольких кредиторов имеет право требовать причитающуюся ему долю. Солидарными называются обязательства, в силу которых кредитор может требовать от любого из солидарных должников исполнения обязательства полностью либо каждый из солидарных кредиторов может требовать от должника исполнения обязательства в полном объеме.

22.Юридические лица как субъекты финансово-экономической деятельности.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами.К субъектам экономической деятельности относятся: -юридические лица-физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Юридические лица подразделяются на: 1.Коммерческие, которые направлены на извлечение прибыли.2.Некоммерческие, не направлены на извлечение прибыли. К организационно-правовым формам коммерческих юридических лиц относятся: -хозяйственный товарищества-это корпоративная форма коммерческих организаций, в которой участники (учредители) связаны между собой как объединенными капиталами, так и непосредственным участием в совместной хозяйственной деятельности.; -хозяйственные общества- это корпоративная форма коммерческих организаций, в которой учредители связаны между собой объединенными капиталами.; -фермерские хозяйства создаваемое в качестве юридического лица – это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении имущественных вкладов; -производственные кооперативы- добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.-гос-ые и муниципальные унитарные предприятия. К организационно-правовым формам некоммерческих организаций относятся: -потребительские кооперативы(жилищные, гаражные, садоводческие)-общественные организации с политическими париями, профсоюзами, органами общественной самодеятельности, территоравльно-общественные самоуправления.-ассоциации, союзы.Например объединение работодателей, нотариальные палаты, торгово-промышленные товары.-товарищество собственников недвижимости-религиозные организации, адвокатские фирмыКорпоративная организация-юридические лица которых имеют корпоративные праваУнитарные юридически лица(муниц. И гос-ые предприятия)-их учредители не становятся участниками и не приобретают в них права членства.

23.правовые основы инвестиционной деятельности в РФ. Характерной чертой инвестиционного законодательства в России является то, что правовое регулирование осуществляется посредством нормативных актов, имеющих разную отраслевую принадлежность. Значительный акцент в регулировании инвестиционной деятельности делается на нормативные акты, которые носят универсальный характер и устанавливают основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории РФ отечественных и зарубежных инвесторов наряду с другими субъектами хозяйственной деятельности либо комплексно регулируют правоотношения в отдельных сферах экономики. К таким актам относятся: 1.Федеральные законы " Об акционерных обществах" " Об обществах с ограниченной ответственностью»2.Федеральный закон " О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.Для признания определенной деятельности инвестиционной требуется наличие трех условий: во-первых, факта вложения инвестиций; во-вторых, осуществления практических действий для достижения желаемой цели, под которыми подразумевается активная деятельность инвестора для получения желаемого результата; в-третьих, цели — получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Главным средством повышения эффективности инвестиционного потенциала страны является государственное регулирование инвестиционной деятельности, под которым понимаются определенные законом формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и ее регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для инвестирования в различные объекты. Законом о капитальных вложениях предусматриваются следующие формы и методы государственного регулирования: 1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем: совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ; расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения; 2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем: разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых в Российской Федерации совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета; размещения средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; проведения экспертизы инвестиционных проектов; защиты российских организаций от поставок морально устаревших, материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций, материалов;

24.Понятие и виды инвестиций и инвестиционной деятельности.инвестициями признаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числеимущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта в социальной, культурной, образовательной, научно-преподавательской деятельности или иных сферах общественной жизни.Традиционно инвестиции классифицируют на портфельные и прямые. Портфельные инвестиции – это вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, доли участия в хозяйственных обществах и товариществах. Прямые инвестиции – это вложения в приобретение, создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих производств.По объекту инвестиции подразделяются на материальные и нематериальные. Материальные инвестиции предполагают создание или реконструкцию (модернизацию) конкретных имущественных объектов. Нематериальные инвестиции – это вложения в подготовку кадров, научные разработки, рекламу.По субъекту выделяют: институциональные (профессиональные) инвестиции, корпоративные и индивидуальные. Институциональные инвестиции осуществляют профессиональные участники фондового рынка, финансовые посредники, страховые компании и другие финансовые институты, имеющие своей целью привлечение средств других инвесторов. Корпоративными признаются инвестиции, осуществляемые коммерческими организациями в собственное производство. Индивидуальными называют инвестиции, осуществляемые гражданами самостоятельно. Иностранные инвестиции – вложения, осуществляемые иностранным инвестором; внутренние инвестиции – осуществляемые российскими резидентами; смешанные инвестиции – вложения средств с привлечением иностранного элемента.По форме собственности – частные инвестиции, государственные, инвестиции муниципальных образований, смешанные инвестиции. По региональному признаку следует разграничить инвестиции внутри страны и за ее пределами. По периоду инвестирования – долгосрочные (обычно свыше 5 лет), среднесрочные (от 1 до 5 лет), краткосрочные (до 1 года) инвестиции. Инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций. В завᴎ ϲ имости от определенных критериев различаются виды инвестиционной деятельности: а) по субъектам, выступающим в качестве инвесторов, выделяется инвестиционная деятельность государства, муниципальных образований, физических и юридических лиц; б) в свою очередь, в завᴎ ϲ имости от характера этой деятельности - она может осуществляться на профессиональной основе институциональными инвесторами (например, инвестиционными фондами) и может носить разовый характер (например, приобретение акций физическим лицом, не занимающимся предпринимательской деятельностью); в) в завᴎ ϲ имости от объекта инвестиционной деятельности она может быть финансовой (вложение в ценные бумаги), производственной (вложение инвестиций в основные средства), инновационной (вложения в научно-технические результаты).

25.правовое регулирование иностр инвестиций.Иностранные инвестиции — это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли. Инвестиции можно разделить на прямые и косвенные. Прямые инвестиции — это создание совместных предприятий и предприятий, на сто процентов принадлежащих иностранным инвесторам. Иностранные инвесторы прямо и непосредственно участвуют в управлении предприятием. Косвенные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении компанией, а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня: международно-правовой (заключение международных соглашений) и внутригосударственный (основа — национальное законодательство принимающего государства). Международно-правовое регулирование инвестиций осуществляется на универсальном, региональном и двустороннем уровнях.наиболее действенный способ защиты иностранных инвестиций — это страхование. В качестве примеров региональных инвестиционных соглашений можно привести договоры, заключенные в рамках СНГ. Соглашение СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. предусматривает сотрудничество сторон в сфере инвестиционной политики, пресечения недобросовестной конкуренции на международном и внутреннем рынках; предоставление иностранным инвесторам права на приобретение национальных ценных бумаг, аренду помещений, пользование землей.Наиболее гибким инструментом регулирования инвестиционных отношений являются двусторонние международные соглашения о взаимном поощрении и защите иностранных капиталовложений. Цель таких соглашений — обеспечить на территории одного договаривающегося государства максимальную защиту капиталовложений другого договаривающегося государства, предоставление гарантий беспрепятственного вывоза валютной части прибыли и гарантий от некоммерческих рисков. В России отсутствует систематизированное инвестиционное законодательство. Правовой базой выступают специальные федеральные законы «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г., «Об иностранных инвестициях» 1999 г., «Об иностранных инвестициях в форме капиталовложений» 1999 г., отдельные отраслевые законы, указы Президента и постановления Правительства; во многих субъектах Федерации принято собственное инвестиционное законодательство.

26. Понятие государственного регулирования экономики и государственного контроля.Государственное регулирование экономики – процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы. В ходе госрегулирования реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов).Появление государства в экономической сфере связано с тем, что рынок не способен решать ряд задач, важных для общества в целом, а не только для отдельных граждан, т.е. обнаруживаются слабости (несовершенства) рынка в ряде областей. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях. 1.. Важнейший рыночный механизм – это конкуренция, благодаря которой потребителям предлагаются товары лучшего качества по приемлемым ценам с высоким уровнем обслуживания. 2. Невозможность создания общественных благ на коммерческой основе. Общественные блага – это товары и услуги, которыми люди пользуются совместно и которые не могут быть закреплены в частной собственности*. Ассортимент общественных благ огромен: издание законов и их исполнение, армия, милиция, аварийные службы, образования, здравоохранения и др. Почему рынок не может их обеспечить? А вы представьте себе армию, которая защищает только тех, то за это заплатил. 3. Рыночное хозяйство неизбежно приводит к возникновению внешних эффектов. Под внешними эффектами понимают ущерб (или выгоду) от производства какого-либо блага, который приходится нести (или которую можно получить) людям или фирмам, непосредственно не участвующим в купле-продаже. 4. Рынок порождает неравномерное распределение доходов. Для защиты малоимущих и социально незащищенных слоев населения государство проводит социальную политику, без которой невозможна стабильность в обществе. 5. Внимания государства требуют безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющиеся в периоды кризисов и депрессий, а они неизбежны в рыночной экономике. Для этого государство проводит экономическую политику. Экономическая политика государства включает структурную, финансово-кредитную, внешнеэкономическую, научно-техническую и другие виды. Итоговая цель государственного вмешательства в экономику – рост, полная занятость, стабильность уровня цен и внешнеэкономическое равновесие. Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.Сущность государственного контроля: 1) деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц в пределах установленной компетенции; 2) наблюдение за функционированием подконтрольного объекта, находящегося в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности; 3) получение полной, достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте; 4) соотнесение деятельности подконтрольного объекта с точки зрения как законности, так и целесообразности; 5) принятие мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий; 6) выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение; 7) применение мер ответственности (дисциплинарной и материально-правовой); 8) организация наиболее рационального (эффективного) режима функционирования подконтрольного объекта.

27.гос регулирование экономики предприн деятельности как функции гос-ва.Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. По объектам воздействия государственное регулирование экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов. По уровням региональной иерархии государственное регулирование сосредоточено на двух основных направлениях: федеральном и региональном уровнях.К основным целям государственного регулирования экономики относятся: минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов; создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики; обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым. Методы достижения этих целей подразделяются: на прямые; косвенные. Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования. Косвенные регуляторы -Основная область их применения — вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности: 1.Создание условий цивилизованного функционирования рынка: определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления; создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров; защита интересов и прав потребителей; установление стандартов и мер; предупреждение споров между предпринимателями2.Стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса3.Решение макроэкономических проблем: пропорциональность развития экономики; темпы экономического роста; объем национального производства; внешнеэкономические связи страны; уровень занятости и социальная защита населенияКонтроль и последующее гос.регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный. Косвенный контроль включает в себя систему льгот и налогов, особую ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развитой инфраструктуры.К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Методы государственного регулирования подразделяются на: административные, экономические и морально-политические. К административным относятся: запрет, юридическая ответственность, принуждение, в том числе с помощью уголовной и административной ответственность. Экономические методы в отличии от прямых административных методов проявляют себя в косвенном регулировании предпринимательской сферы деятельностью с помощью: цен, тарифов, квот, налогов и лицензий. Морально-политические методы реализуются с помощью средств массвой информации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исполнительная дирекция конкурса | ВВЕДЕНИЕ. Основные подходы к выполнению




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.