Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практика






АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 2015 г. по делу N А43-30708/2014

 

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Резолютивная часть постановления объявлена 16.11.2015.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Бердникова О.Е.,

судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.

при участии представителя

от заявителя: Соколовой Д.А. (доверенность от 26.09.2014 N 230)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения

Фонда социального страхования Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.04.2015,

принятое судьей Назаровой Е.А., и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015,

принятое судьями Белышковой М.Б., Гущиной А.М., Урлековым В.Н.,

по делу N А43-30708/2014

по заявлению государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

к обществу с ограниченной ответственностью " Компания " Автоспецкомплект"

(ИНН: 5261056215, ОГРН: 1075261008393)

о взыскании 21 184 рублей 24 копеек

установил:

государственное учреждение - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью " Компания " Автоспецкомплект" (далее - ООО " Компания " Автоспецкомплект", Общество) о взыскании 21 184 рублей 24 копеек расходов, излишне понесенных страховщиком в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений на выплату пособий по уходу за ребенком.

Решением суда от 27.04.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 решение суда оставлено без изменения.

Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам. По его мнению, работник Общества не имеет права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период нахождения в служебных командировках, поскольку в указанный период он не имел фактической возможности осуществлять уход за ребенком.

Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.

Общество в отзыве отклонило доводы Фонда; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.

Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Фонд на основании заявления ООО " Компания " Автоспецкомплект" назначил и ежемесячно перечислял на банковский счет работника Общества Юдина А.А. пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. С 10.04.2012 по 26.07.2013 Юдину А.А. всего было перечислено 14 625 рублей 32 копейки.

Фонд провел выездную проверку Общества за период с 01.07.2011 по 31.12.2013, в ходе которой установил, что Юдин А.А., находящийся на дистанционном режиме работы, в период получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком ежемесячно направлялся в командировки в город Нижний Новгород. Поскольку в период нахождения в служебных командировках Юдин А.А. получал заработную плату и фактически не осуществлял уход за ребенком, проверяющие пришли к выводу, что Фонд понес расходы в виде выплаты соответствующего пособия в сумме большей, чем предусмотрено действующим законодательством.

Фонд 23.04.2014 выставил требование N 69/ПДС о добровольном возмещении Обществом 21 184 рублей 24 копеек расходов, излишне понесенных страховщиком в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений, в течение 10 календарных дней со дня получения требования.

Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Руководствуясь статьями 8, 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ " Об основах обязательного социального страхования", статьей 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ " Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", пунктами 1, 2, 3, 9, 16 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012, 2013 и 2014 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294, Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о недоказанности Фондом факта предоставления Обществом недостоверных сведений, влияющих на размер пособия, подлежащего выплате застрахованному лицу.

Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ " Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком является страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования (подпункт 8 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ " Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.

Аналогичное положение закреплено в статье 256 Трудового кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012, 2013 и 2014 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение), согласно которому застрахованное лицо (работник) обращается к страхователю по месту своей работы (работодателю) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Страхователь (работодатель) в течение пяти календарных дней обязан представить вышеуказанные сведения в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (пункты 2 и 3 Положения).

Выплата пособия осуществляется путем перечисления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации пособия на банковский счет застрахованного лица (пункт 9 Положения).

За непредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 16 Положения).

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.

В статье 93 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя.

При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Суды установили и материалами дела подтверждается, что на основании заявления от 09.04.2012 Юдину А.А. установлен неполный рабочий день - с 08 часов до 16 часов, с оплатой пропорционально отработанному времени. Кроме того, ему установлен дистанционный режим работы и его рабочее место определено местом его жительства - город Москва.

Приказом от 10.04.2012 работнику также предоставлен отпуск по уходу за ребенком с 10.04.2012 по 26.07.2013.

В 2013 году Юдин А.А. находился в служебных командировках, в том числе в январе и мае - по 6 рабочих дней, в феврале и июле по 5 рабочих дней, в марте и апреле по 11 рабочих дней.

Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Таким образом, поездка в служебную командировку является одной из обязанностей работника. При этом трудовое законодательство не устанавливают запрета на направление в служебную командировку работника, которому установлен режим неполного рабочего времени.

В соответствии с разъяснениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.04.2000 N 26/34 к случаям отсутствия родительского ухода отнесены, в частности, служебные командировки свыше одного календарного месяца.

Следовательно, краткосрочные служебные командировки Юдина А.А., продолжительность которых не превышала 11 дней, не могут быть отнесены к случаям отсутствия родительского ухода, а сам Юдин А.А. не должен признаваться лицом, прекратившим уход за ребенком и утратившим право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком в период таких командировок; излишняя выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком в рассматриваемом случае отсутствует.

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что Фонд не представил доказательств, подтверждающих факт представления Обществом недостоверных сведений, влияющих на размер подлежащего перечислению пособия застрахованному лицу.

С учетом изложенного суды правомерно отказали Фонду в удовлетворении заявленного требования.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены принятых судебных актов.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.04.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 по делу N А43-30708/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

 


 

Заключение

 

Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, установленная Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, испытав влияние старой советской системы Конституции РФ 1993 года. Созданы новые институты, но во многом, созданная система неэффективна, должна дополняться другими средствами поощрения и стимулирования стабилизации демографической ситуации в Российской Федерации [6].

Установлены следующие виды государственных пособий:

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

- ежемесячное пособие на ребенка;

- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий установлены Правительством Российской Федерации в части, не определенной Федеральным законом.

Прямая денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей в виде государственных пособий, компенсационных выплат, пенсии на детей по случаю потери кормильца, и других видов выплат Федерального уровня устанавливаются в форме твердых денежных сумм. Размеры их не зависят от реальной потребности семьи в поддержке для конкретного случая нуждаемости, а определяются финансовыми возможностями государства или иных источников финансирования мер социальной поддержки.

Российское государство и общество должны обратить пристальное внимание на поддержку семей с детьми. В основу социальной политики должны быть положены приоритеты семейных ценностей, семейного воспитания детей, равенство мужчин и женщин во всех областях жизнедеятельности, включая семейную сферу. Решение проблем семьи - это задача всего общества, объединений граждан, каждой российской семьи. Нужна консолидация всех здоровых сил, повышение роли институтов гражданского общества, в том числе органов местного самоуправления, общественных организаций, самих семей в деле стабилизации и кардинального улучшения положения российских семей.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.