Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические занятия. 1. Тема: Задачи взаимодействия клиента и консультанта в психологической консультации






1. Тема: Задачи взаимодействия клиента и консультанта в психологической консультации

Цель: Определить содержание деятельности социономических профессий. Профессиональные позиции психолога консультанта.

Профессия Содержание деятельности Предмет интервью Цели интервью Мера проф. воздействия
Психолог Все модальности внутреннего мира человека Переживание динамичности свойств психической реальности Изменение отношения к себе или другому Возможность открытости для самого человека, этические и правовые нормы
Педагог        
Врач        
Юрист        
Журналист        
Социальный работник        
Социолог        

2. Тема: интервью – основном метод психологического консультирования

Цель: Определение модальностей внутреннего мира человека в психологическом консультировании. Работа в парах по выбранной проблеме «клиента».

Содержание модальности хочу могу думаю чувствую я примечание
Знак модальности + - не + - не + - не + - не + - не  
Хочу                      
Могу                      
Думаю                      
Чувствую                      
Я                      
                         

3. Тема: Методы воздействия в психологическом консультировании

Цель: Содержательно описать методы взаимодействия и функции во время интервью. Работа в парах.

Метод Описание Функции во время интервью
Интерпретация Новое видение ситуации Альтернативное видение реальности, изменение настроения клиента
Директива Указание на действие, хитроумная техника Показывает желаемое для психолога действие
Информация    
Самораскрытие    
Обратная связь    
Логическая последовательность    
Резюме    
Открытые вопросы    
Закрытые слова    
Поощрение    
Пересказ    
Отражение чувств    
Обобщающее резюме    

4. Тема: Профессиональные действия психолога по созданию ситуации взаимодействия с клиентом

Цель: Контент – анализ высказываний людей, обратившихся за помощью. Работа с контекстами в парах, групповое обсуждение.

Тексты для выполнения задания читаются индивидуально, про себя, смысловые единицы разных тем выписываются, анализируются, а затем обсуждаются в группе.


5. Тема: Профессиональные и личностные качества психолога

Цель: Определить качества человека по описанию и заполните таблицу и объясните своё решение.

Содержание качества Возможное его название
1. Исполнительный, соблюдающий во всем порядок, точность -педантичность - аккуратность - организованный
   

6. Тема: Методы воздействия в психологическом консультировании

Цель: 1.Освоение методики детско – родительских отношений PARI.

2. Освоение метода интерпретации. Работа с кейсами в парах.

7. Тема: Методы воздействия в психологическом консультировании

Цель: Установление невербального контакта.

Работа в подгруппах по три человека.

8. Тема: Техники сообщения психологической информации

Цель: Определите какой из вариантов сообщения психологической информации является неквалифицированным, а какой квалифицированным, отражающие позиции психолога.

Данное задание направленно на освоение техники сообщения психологической информации.

Содержание психологической информации Варианты сообщения
Акцентуации характера 1) Ваш ребенок всегда будет таким, вряд ли вы можете что-то изменить. 2) Как говорят, у каждого свой гроб
Аутичность  
Агрессивность  
Тревожность  
Конформность  
Идентификация  
Функциональное недоразвитие  

9. Тема: Методы воздействия в процессе интервью

Цель: Проанализировать высказывания психологов, найти логические ошибки в объяснении поведения.

Проанализировать, почему эти ошибки возникли, как их можно предотвратить?

Задание направлено на восстановление логической последовательности событий как метода воздействия в процессе интервью.

Факты поведения Логическая последовательность, восстановленная психологом
Плохая успеваемость, дурная привычка грызть ногти «Ваш ребенок очень тревожный, это мешает ему хорошо учиться. Вы его наказываете, вот он и грызет ногти, чтобы пережить свое напряжение»
Плохая успеваемость, рассеянное внимание «если ваш ребенок мог лучше сосредотачиваться, он бы учился в соответствии со своими возможностями»

10. Тема: Методы воздействия в процессе интервью

Цель: Развитие эмпатии рефлексии. Использовать «Я –высказывание» для обозначения чувств психолога, клиента, родителей.

Упражнение на идентификацию чувству и их потенциальных возможностей.

Использование дифференциального опросника чувств (ДОЧ). Это краткий каталог чувств, отражающий актуальные и потенциальные состояния человека.

Заполнение ДОЧ возможно с ориентацией на актуальное состояние и на потенциальное состояние.

Выраженность чувств может быть оценена по 10 балльной системе: 10 максимально выражение, 0 минимальное.

Это упражнение позволит составить карту эмоционального окружения для данного человека.

 

 

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекции, семинары, практические занятия, разбор ситуаций-кейсов, компьютерная диагностика, ролевые игры.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Темы Рефератов

1. Трудности и проблемы детей в работах Франсуазы Дальто.

2. Методологические подходы в психологическом консультировании.

3. Позиции психолога и клиента.

4. Профессиональные и личностные качества психолога консультанта.

5. Я концепция человека в психологии.

6. Разработка кейсов (ситуаций) проблемных ситуаций в психологическом консультировании.

7. Типичные проблемы личности в психологическом консультировании.

8. Законодательные акты в деятельности психолога, детского психолога.

9. Профессиональная идентичность психологов.

10. Современные психологические проблемы семьи и семейного консультирования.

11. Типы семей, семейного воспитания, дисфункциональные семьи.

12. Особенности детско-родительских отношений в сектансткой семье.

13. Психологические проблемы материнства и отцовства в современном мире.

14. Организация работы психологической консультации.

15. Особенности управленческого консультирования.

 

Вопросы к экзамену:

1. Цели и задачи психологического консультирования

2. Основные принципы психологического консультирования.

3. Этика и ответственность психолога консультанта.

4. Требования к личности консультанта. Модель эффективного консультанта.

5. Система ценностей консультанта

6. Понятие позиции консультанта. Виды позиций.

7. Способы подстройки к клиенту.

8. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта.

9. Профессиональная подготовка консультанта.

10. Пяти шаговая модель интервью.

11. Методологические основы психологического консультирования.

12. Интервью как основной метод психологического консультирования. Стадии и задачи каждой стадии.

13. Требования к построению беседы, особенности открытых и закрытых вопросов.

14. Позиции клиента и психолога в процессе интервью.

15. Метод активного и пассивного слушания, особенности открытых и закрытых вопросов

16. Методы воздействия в психологическом консультировании.

17. Профессиональные качества психолога консультанта.

18. Особенности индивидуального консультирования детей, подростков и взрослых.

19. Особенности группового консультирования.

20. Особенности семейного консультирования и требования к семейному консультанту.

21. Принципы и правила семейного консультирования.

22. Профилактика синдрома выгорания.

23. Особенности управленческого консультирования.

24. Типичные ошибки психолога в консультировании.

25. Групповая динамика в консультировании

26. Анализ семьи как системы.

27. Этические принципы в деятельности психолога консультанта.

28. Типы семей, дисфункциональные семьи.

29. Психологическое сопровождение семей.

30. Диагностический инструментарий используемый в психологическом консультировании.

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

Сапогова Е.Е. Консультативная психология: Учебное пособие. Рекомендовано УМО. М.: ИЦ «Академия», 2012, 352 с.

 

Горфинкель В.А. Психологическое консультирование [Текст]: учебное пособие / В. А. Горфинкель; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВПО " Российский гос. проф.-пед. ун-т". - Екатеринбург: РГППУ, 2013. - 175 с.

Дополнительная литература

Васильев Г.А., Деева Е.М. Управленческое консультирование. – М.: Юнити, 2004.

Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб.: Речь, 2001.

Колесникова Г., Стародубцев Р. Основы психологического консультирования, Ростов на Дону, 2006.

Мастерство психологического консультирования / ред. Бадхен А.А., Родина А.М. – СПб.: Речь, 2006

Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование.- М.: Смысл, 2004.

Сытник С.А. «Основы психологического консультирования», учебное пособие для ВУЗов, из-во Дашков и Ко, 2009.

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1993.

Александров А.А. Современная психотерапия. – СПб, 1997.

Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Брест, 1993.

Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. - М., 1996.

Вебер В. Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренин-га. - СПб., 1998.

Гальперин Я.Г., Жданов О.И. Технология психологической самозащиты. Стресс-дистресс - проблема ХХ века. - М., 1997.

Гордон Д. Терапевтические метафоры. – СПб.: «Белый кролик», - 1995. – 195 с.

Кочунас Р. Основы психологического консультирования. - М.. 1999. - 240с.

Лоуэн А. Терапия, которая использует язык тела. – СПб.: Речь. – 2000.

Люшер М. Цвет вашего характера. – М: Вече. 1997.

Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М., 1993.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб. – 2000.

Олдер Г., Хэзер Б. НЛП. Вводный курс. Полное практическое руководство. / пер. с англ. – Киев.: «София», 2000. – 224 с.

Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. 1997.

Практикум по арт-терапии. / Под ред. А.И.Копытина. – СПб, 2000.

Реньш М.А. Психологическое консультирование Учебное пособие. РГППУ Уральское отделение РАО, Екатеринбург 2004

Ричардсон Р. Силы семейных уз. - СПб., 1994.

Роджерс К. О становлении личности. - М., 1995.

Сатир В. Воспитывающая семья. - СПб., 1986.

Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. - М., 1991.

Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс – 1990. – 398 с.

Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. – М.: АСТ. – 1998.

Харрис Т.А. Я хороший, ты хороший. -М., 1992.

Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. - СПб,. 1997.

Журнал практического психолога №8-9 2000г.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.