Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С западными странами






/ДО ЧАЛДЫРАНСКОЙ БИТВЫ 1514 года./

Поражение государства Аккоюнлу в войне с Турцией /1472— 1473/ ясно показало дальновидным представителям правящего феодального класса, что без создания сильного централизованного государства невозможно вести успешную борьбу против Османской империи, имеющей мощную армию, оснащенную огнестрельным оружием, в том числе тяжелой артиллерией. Однако попытки как Узун Гасана, так и его преемников, направленные на усиление центральной власти, успеха не имели. После временного затишья, установившегося во время правления Султана Ягуба /1478—1490/, в стране начался период глубокого упадка. В условиях захватнических войн Узун Гасана и начавшихся вслед за ними феодальных распрей производительные силы приходили в упадок, все более усиливалась феодальная эксплуатация, крайне обострялись классовые противоречия. Правящий класс нуждался в сильном государстве, способном противостоять растущему недовольству народных масс. В создании такого государства было заинтересавано и городское население, особенно ремесленники и торговцы. Создание сильной центральной власти отвечало бы интересам и трудящихся масс, в первую очередь крестьян, особенно страдающих от превращения страны в арену непрекращающихся столкновений между отдельными принцами Аккоюнлу, от произвола феодалов и непосильных налогов. Растущая внешняя опасность—захватнические планы Османской империи относительно Закавказья и Ирана—требовала скорейшего создания такого государства. Важный шаг в осуществлении этой исторической миссии был сделан в начале XVI века, в годы правления шаха Исмаила /1501—1524/, основателя династии Сефевидов /1501—1736/. Опираясь на принявшие шиизм азербайджанские — тюркские племена /кызылбашей/ и воспользовавшись всенародным недовольством внутренней и внешней политикой правящей в Аккоюнлу династии Баяндуров, шах Исмаил положил конец существованию этого государства, и в течение 1499—1508 гг. создал могучее государство, включающее, Азербайджан, почти весь Иран, Армению, арабский Ирак /364, с. 201—210; 365, с. 225—235; 439; 440, с. 39—59/. Для осуществления своих военно-политических намерений и привлечения на свою сторону широких народных масс он прибегнул к шиизму, сразу после прихода к власти /1501/, объявив его господствующим вероисповеданием на территории всей страны*. Вскоре Сефевиды стали использовать шиизм и для осуществления своих захватнических внешнеполитических планов относительно соседних стран.

Возникновение на территории Аккоюнлу более обширного территориально и более сильного в военно-политическом отношении государства Сефевидов означало создание более серьезного препятствия на пути расширения Османской империи на восток. Таким образом, борьба за преобладание на традиционных караванных путях, связывающих различные восточные страны со знаменитыми торговыми центрами на черноморском побережье, а также через Бурсу, Стамбул и Черное море с Европой, существовавшая со времени правления Узун Гасана /1453—1478/ и султана Мехмеда II /1451—1481/, еще более обострилась с приходом к власти Сефевидов. Распространение шиизма и постоянный рост числа сторонников Сефевидов на территории Турции — на востоке Анатолии, в Карамане и Сирии; ширящееся с начала XVI века движение джелалиев,

проходящее под знаменем шиизма; поддержка этих восстаний Сефевидами превратили Сефевидское государство в более существенную угрозу для Османской империи по сравнению с Аккоюнлу. Усиление государства Сефевидов противоречило захватнической политике Османской империи. Поэтому уже с самого начала XVI века наблюдается обострение отношений между Сефевидами и Турцией. Сознавая неизбежность столкновения с Османской империей, шах Исмаил стал готовиться к войне против Турции. Идя по стопам своего деда — правителя Аккоюнлу Узун Гасана — шах Исмаил принял решение нанести поражение Османской империи, разбив ее военные силы на два фронта. Для этого он стал оживлять дипломатические отношения с западными державами, существовавшие еще с времен правления династии Аккоюнлу.

Надо отметить, что западные государства внимательно сделили за событиями, происходящими на Востоке, за спиной Османской империи. Это объяснялось тем, что борьба за трон между сыновьями султана Мехмеда II Баязидом II и Джемом после его смерти, скитания Джема по европейским дворцам в поисках военной поддержки против брата /вернее, его переход из рук в руки в качестве «ценного» военнопленного/, антитурецкое восстание в Карамане /1500/, а также некоторые успехи в борьбе с «неверными» /возврат в 1481 г. захваченного Турцией Отранто, окончательное изгнание арабов с испанской территории — из Гренады в 1492 г. и т. д./ усилили на Западе надежду на победу над Османской империей. В этих условиях рост движения кызылбашей на территории развивающегося государства Аккоюнлу и первые военные успехи шаха Исмаила послужили причиной некоторого оживления в Западной Европе. Римские папы вновь расширили пропаганду «крестовых походов» против Турции. Для организации такого крестового похода папа Александр VI Борджиа /1492—1503/ издал в 1500 г. специальную буллу о сборе новой десятины, которая распространялась и на высшее духовенство, даже на кардиналов и представителей папской канцелярии. Согласно этой булле, все, кто отказывался от уплаты этого налога независимо от их духовного сана и служебного положения, отлучались от церкви и лишались всех доходов. Была выведена таблица доходов всех представителей высшего духовенства, включая кардиналов, с которых в соответствии с буллой папы должна была взиматься новая десятина /49, с. 206—209/.

Радостно встретила создание на территории государства Аккоюнлу — своего традиционного союзника по борьбе с Османской империей— новой, более сильной Сефевидской монархии и Венецианская республика, находящаяся в это время в состоянии войны с Турцией /1499—1502/. Главная причина этого заключалась в том, что в это время Франция и Испания вели на ее территории длительные войны /1494—1559/ за захват Италии. Не имея поддержки со стороны Папства и других итальянских государств, Венеция была вынуждена вести войну против Турции самостоятельно. Поэтому венецианское правительство приняло решение, с одной стороны, использовать существующее в Карамане недовольство Турцией, а с другой— изучить возможность вовлечения в войну против османов Сефевидов.

Следует отметить, что многие тюркские племена Малой Азии, включенные султаном Мехмедом II в состав Турции еще во второй половине XV века, все еще вели борьбу против османов. В ходе этой борьбы многие из племен приняли шиизм — вероисповедание Сефевидов, воюющих с суннизмом и исповедующими его османами. Принадлежащее одному из таких племен Карам анское бекство, как указывалось выше, некогда оказывало упорное сопротивление захватнической политике Мехмеда II, караманские принцы Исак-бек, Пир Ахмед, Гасым-бек и другие примкнули к Узун Гасану. Рустам-бек, Байрам-бек и Гылыдж-бек Караманлы, а также Юсиф-бек Варсаг сыграли важную роль в воцарении на престол шаха Исмаила и укреплении власти Сефевидов /440, с. 43, 48, 53, 54, 60 и др./. Теперь караманские Полководцы пытались восстановить независимость Караманского бекства при помощи сефевидских правителей. Именно поэтому венецианское правительство отправил о своего поел а Константине Ласкари в

Карам ан и, для установления связей с Сефевидами, в Азербайджан /100, с. 22/. Таким образом, первые дипломатические отношения государства Сефевидов с Западной Европой были установлены еще до захвата Сефевидами трона Аккоюнлу, т. е. в период венециано-турецкой войны 1499—1502 гг. Точнее, накануне этой войны для установления связей с Сефевидами на Восток был отправлен первый западный дипломат— венецианец Константине Ласкари.

Константине Ласкари, долгие годы живший в Стамбуле и на Кипре и хорошо знакомый с восточным миром, один из наиболее просвещенных людей своего времени, вернувшись из путеществия в Караман и в военный лагерь Сефевидов, выступил перед венецианским правительством с подробным докладом /100.19; 124, с. 32—37, док. 42/.

Отчет Константине Ласкари венецианскому правительству от 14 октября 1502 г. свидетельствует о том, что он, прежде чем отправиться в Азербайджан, послал в Тебриз «господину Караману» письмо венецианского правительства, в котором выразил желание встретиться с ним, а уже после этого пустился в путь∗ ∗ . Согласно сообщению венецианского дипломата, он встретился с «господином Караманом» в городе, находящемся на расстоянии 15 дней пути на коне от Тебриза, и уведомил его во время переговоров, что Венецианская республика намерена оказывать ему всевозможную помощь в борьбе с турками за возвращение на свою землю, т. е. В Караман, и за захват власти в свои руки /100.19 с. 153/. После этого венецианский дипломат отправился вместе с «господином Караманом»—Мустафа-беком в Алеппо, провел там пять дней, после чего вернулся в Караман, где стал свидетелем борьбы против османов. По сообщению Константине Ласкари, караманский принц в срочном порядке отправил посла на Кипр /100.19, с. 153—154/, желая, видимо, через Кипр получить из западных стран огнестрельное оружие. Как пишет венецианский дипломат, после этого он вместе с «господином Караманом» отправился в Азербайджан, чтобы просить шаха Исмаила о помощи. Последующий ход событий свидетельствует о том, что он встретился с шахом Исмаилом и провел с ним переговоры. Шах Исмаил с большим воодушевлением встретил обещание венецианского правительства помочь ему артиллерией и кораблями. По свидетельству Константине Ласкари, во время переговоров «господин Суфи признал, что он должен напасть на Караман и попытаться вернуть эту страну ее хозяевам» /100.19, с. 154/. Он пишет, что после этого «господин Караман вместе со всеми своими людьми пустился в путь и вместе с господином Суфи три дня скакал в сторону Турции» /100.19, с. 154/. Затем путещественник повествует о военных действиях на востоке Анатолии, в частности, об «освобождении Амасии», указывает, что путь в Караман уже открыт, и «до этой страны осталось всего три-четыре шага» /100.19, с. 154/.

Однако шах Исмаил Сефеви не смог в это время продолжить свой поход в сторону Карамана и установить прямую связь с западными державами, поскольку это непременно привело бы к столкновению с Турцией. А это было крайне опасно для Сефевидов, так как шах Исмаил еще не заверш-ил борьбу против Ширваншахов и государства Аккоюнлу. Не захватив Азербайджана, он не смог бы выступить с немногочисленными кызылбашскими

«Господином Караманом» Константине Ласкари называет караманского принца Мустафа-бека. Внук бывшего правителя Карамана Ибрагимбека, т. е. сын Нури Софи, он после присоединения Караманского бекства к Турции нашел пристанище во дворце Аккоюнлу. Воспользовавшись венециано-турецкой войной 1499—1502 гг., Мустафа-бек вернулся в Караман и возглавил освободительную борьбу народа против османского владычества. Ему удалось временно захватить власть в Карамане в свои руки, одержать ряд побед над турецкими войсками, но, не получив поддержки со стороны Венеции и Сефевидов, он потерпел поражение от регулярной турецкой армии и бежал в Египет. Здесь он был убит по приказу мамлюкского султана, недовольного усилением кызылбашского влияния на территории Египетского султаната, особенно в Сирии, и не желающего портить отношения с Турцией /473, с. 408; 580, с. 109; 529, с. 164/.

∗ ∗ Венецианский дипломат не указывает, в каком году он отправился на Восток. Он просто пишет, что пустился в путь 16 марта. Однако описанные им военно-политические события свидетельствуют о том, что его поездка в Азербайджан совпала с Эрзинджанским походом шаха Исмаила, что соответствует 1499—1500 гг. О походе шаха Исмаила в Эрзинджан см.: 440, с. 46—47.

отрядами против Османской империи. Поэтому из Эрзинджана шах Исмаил двинулся не на Караман, а на Ширван.

Отчет Константине Ласкари представляет собой очень ценный источник не только для изучения сефевидо-европейских связей, но и для исследования исторических событий накануне прихода к власти Сефевидов в целом. Этот документ еще раз доказывает, что перед тем, как захватить в свои руки власть в Азербайджане, Сефевидыс целью увеличения числа своих сторонников и ослабления своего будущего противника — Османской империи, принимали активное участие в событиях, происходящих на территории Турции, в том числе Карамане, а также в Сирии. Например, повествуя о личности шаха Исмаила Сефеви, Константине Ласкари отмечает: «Говоря о других достоинствах Софи, я должен добавить, что даже в турецких землях многие люди благосклонно относятся к нему и согласны жить под его властью» /100.19, с. 155/. Это сообщение путешественника находит подтверждение и в других источниках. Это объясняется тем, что в конце XV—начале XVI вв. шиизм получил широкое распространение в Малой Азии, особенно в восточной Анатолии. Подтверждая этот факт, турецкий историк Салахаддин Тансель указывает, что в это время под влиянием кызылбашей находился сам вали Амасии принц Ахмед, а его сын Мурад принял шиизм /570, с. 192—206/. По свидетельству источников, в 1502 г. даже в самом Стамбуле насчитывалось до 5000 кызылбашей /486, с. 91/.

Во время эрзинджанского похода шаха Исмаила Константине Ласкари стал свидетелем военных действий первых сефевидских отрядов в Восточной Анатолии, а также вспыхнувшего в 1500 г. восстания против османов в Карамане /570, с. 192/ и борьбы за престолонаследие между сыновьями турецкого султана Баязида II. Как утверждает венецианский дипломат, Сефевиды не преминули использовать эти события в своих интересах. Доказательством этого является отправка в Караман, а также в Сирию /Алеппо/ во время караманского восстания караманского принца Мустафа-бека, установившего связи с Сефевидами и называемого путещественником «господином Караманом»; установление им отношений с Кипром; руководство Караманским восстанием; налаживание связей со старшим сыном османского султана Коркудом; защита Сефевидами другого сына султана Баязида II —вали Амасии принца Ахмеда от его отца и брата—вали Трапезунда Селима /будущего султана Селима Явуза/; захват принцем Ахмедом столицы Карамана Коньи и т. д. /100.19/. Интересно, что старший сын султана Баязида II Коркуд, пользующийся поддержкой Сефевидов, установил связи, направленные против своего отца и братьев — Ахмеда и Селима, и с Венецией. Константине Ласкари писал в своем отчете венецианскому дожу: «У меня очень хорошие отношения со старшим сыном турецкого, государя. Еще до войны, когда я бывал в этих краях как купец, я много беседовал с ним о Вашей светлости. Тогда он сказал мне: «Если венецианское правительство захочет, чтобы я присоединился к нему, я пойду на это, потому что я знаю о намерении моего отца и братьев захватить меня и убить, с тем чтобы лишить меня права старшего сына на престолонаследие» /100, 19, с. 155—156/.

Венецианский дипломат приводит чрезвычайно интересные данные также о кызылбашских отрядах и о существующей в них строгой военной дисциплине. И хотя сообщения путешественника о том, что в 1499—1500 гг. в состав кызылбашских отрядов на востоке Анатолии входило 80 тысяч бойцов /конницы и пехоты/, явно завышены, его утверждения о том, что кызылбашские— тюркские племена «имеют большой опыт ведения боя и владения оружием», и что для кызылбашского воина «оружие и конь превыше всего» /100. 19, с. 154/, соответствуют истине. По сообщению путещественника, дух нетерпимости к суннизму в кызылбашских отрядах был настолько силен, что они «сражались против турок /т. е. турок-османов.—Я. М./ так, будто сражаются против

О А. Эфендиев отмечает, что численность кызылбашей, предпринявших в 1499—1500 гг. поход в направлении Анатолии, составляла всего 1500 человек, здесь она увеличилась до «нескольких тысяч человек», а уже в Эрзинджа не достигла 7000 человек /440, с, 47/.

врагов веры Мухаммеда», поэтому «их победа не вызывает сомнения» /100.19, с. 153—154/. Исследования подтверждают роль религиозного фанатизма в военных успехах первых кызылбашских отрядов /125, с. 13/.

В отчете Константине Ласкари содержатся также чрезвычайно интересные данные о шиизме, в частности, о личности шаха Исмаила. Однако, поскольку они не имеют непосредственного отношения к рассматриваемой нами научной проблеме, останавливаться на них здесь не представляется необходимым.

После подробного отчета венецианскому правительству Константине Ласкари 16 октября 1502 г. представил дожу Венеции еще один документ — официальное свидетельство /100.20; 124. с. 37—39; док. 43/. Представляя большую ценность для изучения истории Сефевидов, этот документ свидетельствует также о том глубоком интересе, который проявляла Внецианская республика к Сефевидам. В нем Константине Ласкари еще раз подтверждает, что лично видел сефевидского правителя, и уверяет свое правительство в том, что «Софи —главный противник османского дома», что одной из причин этой вражды является «распространение религии Софи /т. е. шиизма.— Я. М./ в Иране, Карамане, Турции и Сирии, что является причиной извечной глубокой ненависти османского дома. Турецкие правители любыми путями стараются доказать, что эта религия является отступлением от истинной веры» /100.20, с. 156/. Как указывает итальянский дипломат, «эта религия Софи» постоянно приводила к войнам против османов в окрестностях Трапезунда, в результате которых страдало население, «не имеющее никакого отношения к религиозной и кровной вражде между господами» /100.20, с. 157/. Это свидетельство путешественника также соответствует истине. В конце XV—начале XVI вв. действительно имели место сражения между кызылбашами и военными отрядами вали Трапезунда принца Селима /505, с.132—133, 139; 580, с.233-234/.

Излагая в своем официальном свидетельстве причины прихода к власти шаха Исмаила Сефеви, Константине Ласкари указывает, что «господин Софи принадлежит к роду Узун Гасана и по причине этого родства стал правителем Ирана и императором» /100.20, с. 157/. И в этом сообщении итальянского дипломата есть определенная доля истины. Принадлежавшего по отцовской линии к династии Сефевидов, шаха Исмаила связывали с Аккоюнлу родственные узы по материнской линии: его дедом был Узун Гасан, а прадедом—Тур Алы-бек /270, с. 25—26, 47/. Это и сыграло немаловажную роль в признании шаха Исмаила законным наследником престола Азербайджана рядом влиятельных феодальных групп, связанных как с Сефевидами, так и с Аккоюнлу, а в конечном результате — в приходе к власти новой азербайджанской династии — Сефевидов.

Известно, что представители династии Сефевидов являлись одновременно и феодальными, и религиозными главами государства. Впоследствии, с распространением шиизма, как господствующего вероисповедания по всей территории Сефевидского государства, для укрепления своей власти они стали уделять особое внимание освящению своей личности среди широких народных масс. Константине Ласкари разъяснил своему правительству и это явление. Он указывает: «Я принял решение написать это /т. е. официальное свидетельство.— Я. М./ потому, что очень многие люди спрашивают, действительно ли Софи пророк и человек, способный творить чудеса? На самом ли деле он обладает сверхестественным умом? Мой ответ этим людям таков: этот господин обычный человек, и благодаря своим родственным связам он стал правителем Персидской империи. Совершенно верно также и то, что он уверен в своем величии и святости» /100.20, с. 157/. Таким образом, уже в конце XV—начале XVI вв., т. е. в самый период захвата Сефевидами в свои руки власти на территории бывшего государства Аккоюнлу, между ними и Западной Европой были установлены первые дипломатические контакты. Первым западным государством, установившим дипломатические связи с Сефевидами, так же, как в свое время с Аккоюнлу, была Венецианская республика. Правительство

Венеции держало в центре внимания военно-политические изменения на Востоке, связанные с появлением Сефевидов.

Однако эти первые дипломатические связи Сефевидов с Венецианской республикой не привели к одновременному началу совместных военных действий против Османской империи. Это объясняется тем, что в этот период Сефевиды еще не ликвидировали государства Ширваншахов и Аккоюнлу и не укрепились в Азербайджане и в целом на территории Аккоюнлу. Поэтому они не обладали большими материальными ресурсами и сильной армией, необходимыми для выступления против Османской империи. В это время шах Исмаил для достижения своей главной цели—создания благоприятной международной обстановки для захвата в свои руки власти в Азербайджане, с одной стороны, стремился отвлечь внимание Османского государства на европейский фронт, а с другой, воспользовавшись создавшимися общественно-политическими противоречиями, особое внимание сосредоточил на распространении шиизма на территории Турции, в частности, в Анатолии.

Что касается западных врагов Османской империи, они также не смогли в это время выступить единым фронтом и начать военные действия против Турции. И хотя Венецианской республике, находящейся в состоянии войны против Османской империи /1499—1502/, после длительных переговоров удалось заключить антитурецкий союз с Венгрией /1500 г./ и с Папством /1501 г./ /486, с. 73—76; 570, с. 190—191; 473, с. 409; 580, с. 215/, никаких практических результатов это не дало. А Франция и Португалия отказались оказывать Венеции военную помощь /100, с. 22/. После нанесения османским флотом тяжелого поражения венецианским военно-морским силам в битвах при Наварине и Лепанто 12 и 28 августа 1499 г. и захвата им Лспанто, турецкие отряды под предводительством вали Боснии Искендер-паши вторглись в североитальянские земли Венеции /486, с. 70—71; 570, с. 203; 512, с. 911/. Тем самым была создана реальная возможность объединения Турции и Милана против Венеции. Таким образом, Венеция проигрывала и эту войну против Османской империи /473, с. 404—411; 580, с. 207—219/. С другой стороны, с началом длительных /1494—1559/ войн между Испанией и Францией за захват Италии была надолго утрачена возможность объединения западноевропейских государств в единый фронт борьбы против Османской империи. Что касается итальянских государств, то они не только не думали об объединении против Турции, но, напротив, пытались получить от Османской империи военную помощь для борьбы с Францией и друг с другом. Определенную роль в спаде временного оживления антитурецких настроений в Западной Европе после смерти султана Мехмеда II /1481/ сыграло убийство в 1495 г. султана Джема, отравленного папой Александром Борджиа. Таким образом, Венецианская республика была вынуждена начать мирные переговоры с Османской империей. Надо отметить, что Турция, опасавшаяся усиливающегося в это время на Востоке кызылбашского движения, была готова принять мир, предложенный Венецией. С этой точки зрения утверждение турецких историков И. X. Узунчаршылы, С. Танселя, И. Т. Озтуны и других о том, что Турция поспешила завершить войну 1499—1502 гг. против Венеции именно из-за «сефевидской угрозы», является небезосновательным /580, с. 217— 18; 570, с. 204; 529, с. 167/. И. Т. Озтуна, преувеличивая военную мощь Сефевидов, указывает даже, что «Османскую мировую державу могло победить только другое тюркское государство» //529, с. 167/.

Таким образом, в декабре 1502 г. война между Турцией и Венецией закончилась. Договор, заключенный между двумя странами, был подписан 14 декабря 1502 г.

Западные державы возлагали большие надежды на Джема, бежавшего в Европу для получения военной помощи против своего брата Баязида II. Они даже дрались между собой за обладание этим ценным «военнопленным». В ходе итальянских войн /1494—1559/, захватив в 1495 г. Рим, французский король Карл VIII 27 января того же года силой отобрал его у папы. Папа Александр Борджиа отдал Джема французскому королю только после его отравления, за которое получил с Баязида II 300000 дукатов золотом /99, с. 396—400; 49, с. 130—131, 138, 173—175, 177, 179; 48. с. 95—96; 580, с. 155—172; 505, с. 130—132 и др./.

османским султаном, а 20 мая 1503 г.—венецианским дожем /100, с. 22; 473, с. 411/. 20 августа 1503 г. был заключен мирный договор также между Турцией и Венгрией /473, с. 411/.

Османское государство нанесло за годы войны 1499—1502 гг. тяжелый удар по превосходству Венеции на Средиземном море. Османская империя становилась уже могучей морской державой.

Итак, после поражения Венецианской республики и убийства своего соперника в борьбе за престол — султана Джема — не беспокоясь уже о европейском фронте, османский султан Баязид II направил основное внимание на Восток — против Сефевидов. Однако к этому времени шах Исмаил уже уничтожил государство Аккоюнлу и, нанеся сокрушительный удар по государству Ширваншахов, сумел создать обширное государство. В результате Османская империя оказалась перед таким серьезным военно-политическим фактом, как создание к востоку от себя еще более могущественного государства, чем Аккоюнлу, — Сефевидской монархии. Шах Исмаил, объявивший себя еще и религиозным главой общества, а также последующие сефевидские правители превратились для османских султанов в гораздо более серьезных противников. Иными словами, Сефевиды создали на пути расширения Османской империи на восток не только военно-политическую, но и религиозную преграду. Кроме того, движение кызылбашей представляло для Османской империи и серьезную внутреннюю опасность. В широком же смысле, с созданием Сефевидской монархии не только в военно-политической, но и в религиозной истории Ближнего и Среднего Востока началась «новая эра» /573, с. 33; /. Главной особенностью этой «новой эры» являлось дальнейшее углубление и без того глубоких политико-экономических противоречий между мусульманскими странами, носивших теперь еще и религиозный характер. Это совпало с началом колониальных завоеваний западноевропейских государств на Востоке—великих географических открытий. Западные державы воспользовались этими разногласиями, сталкивая между собой Сефевидскую и Османскую монархии — два могучих государства, препятствовавших их усилению на Востоке, тем самым, ослабляя их обоих, усиленно проводили в жизнь свою политику. «Экстремизм кызылбашей вверг мусульманский Восток в кровавый водоворот религиозных войн и восстаний» /209, с. 9/, что создавало самые благоприятные условия для политики укрепления на Востоке зарождающегося европейского капитализма.

После завоевания шахом Исмаилом Тебриза и захвата власти в Азербайджане и в целом на всей территории Аккоюнлу в свои руки возросла антитурецкая активность Сефевидов. Вообще в сефевидо-турецких отношениях периода правления шаха Исмаила отчетливо прослеживается два этапа. Первый этап продолжался до победы шаха Исмаила над узбекским правителем Мухаммед-ханом Шейбани /1451—1510/ в Мервском сражении /1510/. В это время основное внимание шаха Исмаила было направлено на победу над северо-восточным соседом Сефевидов — государством Шейбанидов /439, с. 108—111/. В этот период шах Исмаил, не склонный к открытому военному столкновению с Османской

империей, внешне поддерживал мирные отношения с Баязидом II, на самом же деле уделял особое внимание распространению на востоке Анатолии шиизма с целью ослабления Турции. В то же время он воспользовался разногласиями, возникшими между османскими принцами Коркудом, Ахмедом и Селимом за захват центральной власти. Все более обостряющиеся социально-политические противоречия внутри Турецкого государства создавали условия для усиления влияния кызылбашей на востоке Анатолии, ширящиеся народные восстания против центральной власти стали принимать религиозный характер, т. е. Проходить под знаменем шиизма. По заданию сефевидского правителя шиитские дервиши, группами стекавшиеся в восточную Анатолию, завоевали

Во время мирных переговоров с венецианским правительством в декабре 1502 г. главный визирь Османской империи Али-паша заявил дипломатам Венеции: «До сих пор море было вашей невестой, но теперь это право принадлежит больше нам, чем вам» /512, с. 911/.

большой авторитет среди народа. Об усилении кызылбашского влияния в Анатолии свидетельствует приводимый ниже бейт, переходивший в то время из уст в уста.

Каждый, кто приезжает из Аджама в Рум,

Претендует либо на пост визиря, либо на санджаг∗ ∗

/505, с. 135/.

Переход шаха Исмаила через территорию Турции во время его военного похода против правителя Мараша и Альбистана Алауд-даулы Зулькадар-оглы в 1507 г. /439, с. 107; 473, с. 412—414; 505, с. 132/ еще более усилил симпатии к Сефевидам в Восточной Анатолии. Несмотря на то, что шах Исмаил оповестил османского султана о нарушении турецких границ /439, с. 107/ и получил разрешение на это из (Стамбула /505, с. 132/ по приказу Баязида II в Анатолии была объявлена мобилизация против сефевидского правителя; кроме того в Анатолию была переброшена из Румели 70-тысячная турецкая армия во главе с Яхья-пашой /570, с. 207/. Однако, поскольку шах Исмаил вскоре покинул земли Зулькадарогуллары и вернулся в Азербайджан, в 1507—1508 гг. столкновения между двумя странами не произошло. Тем не менее Баязид II, стремясь предотвратить возможное оживление антитурецких настроений среди западных держав, поддерживающих отношения с Сефевидами, написал венецианскому дожу, что шах Исмаил потерпел поражение от османской армии и бежал /486, с. 96/. Но Турция, переживающая в это время период политических неурядиц, опасаясь растущих на востоке Анатолии кызылбашских мятежей, не могла начать войну против Сефевидского государства. Султан Баязид II, с целью нанести удар по растущему в Восточной Анатолии влиянию Сефевидов, ограничился переселением части принявшего шиизм здешнего населения на турецкие земли в Европе, в том числе на территорию Морей, захваченной у Венеции в годы войны 1499—1502 гг. /473, с. 414; 570, с. 207/. Однако это не устранило влияния кызылбашей в Восточной Анатолии, где продолжали обостряться классовые противоречия. В 1508 г. в Токкате началось мощное народное восстание под предводительством Нур Али Халифы /Кызылбаш-Нуреддина/, поддерживавшего тесные связи с Сефевидами /345, с. 32; 353, с. 61; 580, с. 225/. Но шах Исмаил, готовящийся к решающей битве с Мухаммед-ханом Шейбани, не смог оказать Нур Али Халифе вооруженную поддержку.

Другая важная особенность, прослеживающаяся в сефевидо-османских отношениях в период борьбы против Шейбанидов — до Мервской битвы 1510 г., заключается в том, что в это время шах Исмаил стремился установить тесные дипломатические контакты с европейскими противниками Османской империи. Основной целью, которую преследовал сефевидский правитель,.налаживая эти связи, было, с одной стороны, желание постоянно держать внимание Турции прикованным к Европе, а с другой— стремление создать военный союз государств Европы и Азии против Османской империи, с которой он неизбежно должен был столкнуться в будущем. Для этого сефевидский правитель направил в 1501 г. посла в Египет, намереваясь заключить антиосманский союз с мамлюкским султаном /486, с. 93; 570, с. 193, 206/. Однако египетский султан, недовольный распространением шиизма и усилением кызылбашского влияния на территории Сирии, отклонил его предложение. В это время по приказу мамлюкского султана, сблизившегося с Турцией против кызылбашей, был убит союзник шаха Исмаила — караманский принц Мустафа-бек, поднявший восстание против османов и бежавший в Египет /529, с. 164/.

Как уже отмечалось, первые дипломатические контакты между Сефевидами и- западными государствами, в частности с Венецией, были установлены еще до прихода

Р у м — территория Турции.

∗ ∗ Санджаг — административная единица.

шаха Исмаила к власти, накануне венециано-турецкой.войны 1499—1502 гг. В то время шах Исмаил, еще не ликвидировавший государство Аккоюнлу и не укрепившийся в Азербайджане, не смог оказать Венецианской республике военную помощь против Турции. Но после ликвидации государства Аккоюнлу заметно активизировалась как антитурецкая политика Сефевидов, так и установление отношений между ними и европейскими странами. С этого времени интерес к Сефевидскому государству, превратившемуся в могучую военно-политическую силу за спиной Османской империи, возрос и в Европе. Таким образом, широкие дипломатические отношения со странами Запада, установившиеся в годы правления Узун Гасана, вновь стали оживать.

Образование Сефевидского государства раньше других европейских государств привлекло внимание Папства и Венеции. В 1503 г. только что пришедший к власти римский папа Юлий II /1503—1513/ обратился с письмами к главам Германии, Франции, Испании, Португалии, а также феодальных государств Скандинавии, призывая их к объединению против Османской империи, расценивая образование Сефевидского государства и военные успехи шаха Исмаила как благоприятный момент, созданный богом для христианского мира /570, с. 192—193; 529, с. 164/, и призывая западных правителей незамедлительно воспользоваться этим благоприятным условием. Что касается Венецианской республики, то это государство, раньше других установившее отношения с Сефевидами, внимательно следило за военными успехами шаха Исмаила. Например, когда Константине Ласкари, отправленный на Восток для налаживания связей с Сефевидами в начале войны между Венецией и Турцией 1499—1502 гг., находился еще в пути — в декабре 1501 г.— правительство Венеции заслушало сообщение вернувшегося с Востока папского посла» Дель Аста «о новом религиозном деятеле Исмаиле» /100, с. 23/. Марин Санудо включил в свои дневники интересное письмо некоего де Ларты, побывавшего в Сефевидском государстве посланца папы, отправленное в Венецию в декабре 1501 г. В этом письме подробно рассказывается о «появлении в Иране нового пророка— 14—15-летнего Софи», о его военных успехах, о создании им на территории государства Узун Гасана, т. е. Аккоюнлу, нового обширного государства /124, с. 3—4; док. I/. 7 сентября 1502 г. в сенате Венеции был заслушан доклад кипрского офицера Николо Приули /124. с. 20—24; док. 27/ о «достижениях секты суфиев» /100, с. 23/. В октябре того же года упомянутый Константине Ласкари, вернувшись с востока, выступил перед членами венецианского сената с подробным отчетом о Сефевидах. В 1503 г. из Тебриза в Венецию вернулся еще один посол. В октябре 1503 г. этот венецианский дипломат по имени Мориати ди Эрзерум //сделал в сенате сообщение об успехах Сефевидов /100 с 23 124, с. 61; док. 84/.

Надо отметить, что уже в этих первых дипломатических контактах Сефевидского государства с западными странами со всей отчетливостью проявляются две главные задачи, которые преследовал шах Исмаил, так же как раньше Узун Гасан: расширить торговые связи со странами Европы и получить с Запада огнестрельное оружие для сефевидской армии.С этой точки зрения представляют большую ценность два документа из дневников Марина Санудо. В письме своему правительству от 7 октября 1502 г. один из консулов Венеции на Востоке Зуан ди Табиа отмечает, что «Софи намеревается получить у христиан артиллерию» /124. с. 31; док. 38/. 15 марта 1504 г. другой венецианец—Андреа да Чивидал отправляет из Дамаска письмо на родину, в котором

У Марина Санудо имя этого венецианского дипломата записано как /124, с. 61; док. 84/.

Для получения посланного с Запада огнестрельного оружия и артиллеристов нужно было иметь выход на побережье Средиземного моря. А для этого надо было либо объявить войну Турции и выйти на побережье Карамана, либо нанести поражение египетскому султану и захватить Сирию. Надо отметить, что Аккоюнлу во времена Узун Гасана больше склонялось ко второму пути. Однако западная дипломатия смогла направить его против Турции. Некоторые данные свидетельствуют о том, что и шах Исмаил сначала намеревался захватить Сирию, для чего вел переговоры с западными странами больше против Египта, чем против Турции. Он хотел поднять европейские государства со Средиземного моря на Египет, а сам стянуть войска в Сирию /580, с. 247/.

сообщает: «Отсюда нашим людям в Алеппо отправляется много красной материи. Потому что у купцов, приезжающих сюда с большими караванами торговать, большой спрос на такие ткани. У них много денег для покупки красной материи для Суфи /124. с. 69—70; док. 70/. Ссылаясь на сообщения сефевидских купцов, Андреа да Чивидал писал своему правительству: «Суфи» завоевал много важных мест; все уверены, что «этот суфи» с легкостью и быстро захватит все граничащие с Индией страны и станет великим государем» /124, с. 70; док. 95/.

Надо отметить, что шах Исмаил, как и его дед—правитель Аккоюнлу Узун Гасан, поддерживал связи с западными странами посредством Карамана, Сирии, Родоса и Кипра.

И хотя в рассматриваемый период Карам ан находился в составе Османского государства, здешнее население—караманцы, а также варсаги продолжали борьбу против османского владычества. Караманские принцы, нашедшие прибежище сначала во дворце Аккоюнлу, а затем у Сефевидского правителя шаха Исмаила, пользовались в этой стране большим авторитетом. Влияние Сефевидов было сильным как на территории Карамана, где распространился шиизм, так и в Сирии. Пользуясь этим, шах Исмаил посылал своих людей в западные страны через Караман и Сирию. Венецианский консул в Сирии осуществлял посредничество в регулировании отношений между Сефевидами и Европой. Консул Венеции в Дамаске Бартоло Контарини сообщал своему правительству в августе 1505 г., что туда прибыл посол Карамана, т. е. караманского принца, «он привез письмо господина Суфи на имя синьории /правительства Венеции—Я. М/» /124, с. 84; док. 117/. По поручению венецианского консула в Дамаске письмо шаха было переведено на итальянский язык и отправлено б Венецию. Вместе с ним венецианский консул отправил своему правительству 24 августа 1505 г. сообщение, в котором писал: «Посылаю перевод письма Суфи на имя синьории. Его имя султан Исмаил. Письмо написано хорошо. Там говорится, что Суфи хочет выступить против турок и желает стать другом синьории...» /124, с. 84; док. 118/. По сообщению Г. Верше, указанное письмо шаха Исмаила было представлено в 1505 г. вместе с несколькими золотыми и серебряными монетами его чеканки венецианскому дожу /100, с. 24/. Итальянский перевод письма шаха Исмаила включен как в дневники Марина Санудо, так и в сборник Берше /124. с. 91—92; док. 132, 100.21/. «Султан Исмаил Суфи, которому Аллах даровал вечное царство», писал в этом письме своему «большому другу, султану венецианцев» Леонардо Лоредано: «Невозможно выразить словами, описать пером и схватить умом ту любовь, которую мы испытываем к Вам. Мы страстно желаем увидеть Ваше Величество. Я уповаю на всемогущество Аллаха, начинающего и завершающего все, что мы вскоре встретимся и станем добрыми друзьями. Сообщаю Вам, что я завоевал всю страну Аджам. Теперь эта страна процветает. Мы полагаемся на всемогущего Аллаха и надеемся, что и после этого одержим много больших побед. Ибо Аллах всемогущ и милостив. Надеемся, что с его помощью одержим победу над нашими Врагами» /100.21, с. 157; 124. с. 91—92; док. 132/.

Надо отметить, что ни один правитель Аккоюнлу и Сефевидов, начиная с Узун Гасана и кончая шахом Аббасом, в своих письмах в Европу, за исключением некоторых случаев, не раскрывали своих военных планов. Это объяснялось опасностью перехватывания этих писем османской разведкой на долгом и трудном пути их следования. Поэтому в письмах содержались только общие намеки, а главный план передавался послом устно. Естественно, что упомянутое письмо шаха Исмаила не является исключением. Несомненно, содержащаяся в нем фраза «мы вскоре встретимся» была указанием на план Сефевидского государства предпринять одновременную с Венецией атаку на Османскую империю и встретиться на побережье Средиземного моря.

Ясно, что в это время правительство Венеции не могло предпринять в ответ на призыв сефевидского государя ни одного реального шага. К этому времени прошло уже примерно 3 года со дня окончания войны 1499—1502 гг. между Венецией и Турцией и заключения между ними мирного договора. С другой стороны, на территории Италии шла война между Испанией и Францией. Венеция остерегалась и этого. Однако большой

. Зиан Морезини пишет: «Есть люди, мечтающие поехать по торговым делам в Персию /государство Сефевидов—Я. М./... Меня удивляет, почему из нашей страны (туда не отправляют ни одного посла. Я думая, что Суфи хорошо принял бы его, и этот посол мог бы склонить Суфи действовать в наших интересах /124, с. 143; док. 218/. Далее в письме указывается, что настал очень удобный момент для правительства Венеции для заключения союза между христианскими правителями Г. и Персией /Сефевидским государством — Я. М./, «во имя достижения святой цели — изгнания Турка /османского султана —Я. М./ из Европы» /100, с. 23/. интерес к продолжению торговых и дипломатических связей с Сефевидским государством в Венеции не ослабевал. С этой точки зрения очень характерным является письмо некоего венецианца по имени Зиан Морезинисвоему отцу, написанное 5 марта 1507 г. из Дамаска /124, с. 135—146; док. 218/. В этом большом письме подробно описывается поход шаха Исмаила на правителя Мараша и Альбистана Алауддаулу, сефевидо-турецкие и сефевидо-египетские отношения в этот период∗ ∗

Надо отметить, что шах Исмаил, проходя через турецкие земли во время похода против Алауддаулы Зулькадар-оглу в 1507—1508 гг., заранее предвидел, что этот его шаг может послужить причиной столкновения с Османской империей. Поэтому он еще до того, как пойти на это, отправил в Италию послов, чтобы поднять Венецию против Турции. Об этом свидетельствует целый ряд документов. Так, еще до того, как сефевидские послы пустились в путь в Венецию, правительство республики получило секретное сообщение от своего консула в Дамаске Тома Контарини, написанное 4 марта 1508 г. Он писал: «Суфи намеревается послать в синьорию своего посла. Вероятно, с этим послом он отправит и письмо» /124, с. 134—135; док. 217/. Стремление Сефевидского государства в исследуемый период любой ценой наладить связи с западными государствами подтверждает и другой факт: 27 сентября 1508 г. посол Неаполя в Румынии Дамиан ди Тарсиа отправил правительству Венеции интересное сообщение: «Ночью, тайно, ко мне обратился человек, перешедший через: территорию Турции; он сказал, что был в Персии и был принят Софи. Он подтвердил, что Софи — друг христиан и хочет крепить дружбу с ними. Он просил меня сообщить правительству Венеции о том, что он намерен сравнять Турцию с землей, питает уважение к Сан-Марко и правительству Венеции, дал указание своей армии о наступлении на Анатолию» /124. с. 155; док. 240/. Это письмо свидетельствует и о планах шаха Исмаила установить связи, кроме Венеции, также с Родосом и Неаполитанским королевством /124, с. 155; док. 240/.

Наконец, в 1508 г. на корабле венецианца Франческо Малипиеро в Венецию прибыло два посла — один от шаха Исмаила, а второй— от караманского принца. Послы привезли в Венецию письмо шаха Исмаила, еще в Дамаске переведенное на итальянский язык консулом Венеции Пьетро Дзено. В своем уведомлении об этом письме Дзено писал в Венецию: «Это хорошее письмо. Он /шах Исмаил — Я. М./ называет себя в этом письме нашим хорошим другом» /124, с. 162—163; док. 251/.

Послы Сефевидов были встречены в Венеции самым лучшим образом. Они были размещены за государственный счет во дворце Барбаров Сан-Стсфано. Через несколько дней посол шаха Исмаила выступил перед правительством Венеции. Ссылаясь на «Историю Венеции» Паоло Джовио, Г. Берше указывает, что сефевидский посол заявил во время переговоров с венецианским правительством, что приехал за огнестрельным оружием и артиллеристами, которых намеревается везти из Италии через Сирию; Венеции надлежало вступить у берегов Греции в морскую войну против Турции с тем, чтобы отвлечь Баязида; в ответ на это Сефевидское государство могло начать войну в Малой Азии. Одним словом, его государь намеревался осуществить военный план, некогда не удавшийся Узун Гасану /100, с. 25—26; 570, с. 193; 529, с. 167/. Однако, несмотря на гостеприимство, с которым правительство Венеции встретило сефевидских послов,

В сборнике Г. Берше это имя передано как Джованни Морозини да Дамаске см.: 100, с. 23/.

∗ ∗ В этом документе содержатся также подробные и интересные сведения о личности шаха Исмаила.

переговоры никаких реальных результатов не имели. Венецианское правительство было вынуждено ограничиться лишь «вежливым» ответом на письмо шаха Исмаила и его послу. В ответе сефевидскому послу правительство Венеции подчеркнуло, что оно «очень хорошо помнит ту добрую дружбу, которая связывала венецианцев с правителем Персии /Узун Гасаном — Я. М./, сейчас же они «очень рады, что Софи — враг турок» и готов начать войну с Османской империей. Но в настоящее время республика оказалась в «чрезвычайно трудных условиях»; «самые могущественные правители Европы начали против нее войну» /100, с. 26/. Надо отметить, что между римским папой Юлием II, германским императором Максимилианом I, французским королем Людовиком XII, испанским королем Фердинандом I,, а также Флоренцией, Мантуа, Феррарой, Савойей и другими итальянскими государствами 10 декабря 1508 г. был заключен союз, так называемая «Лига Камбрэ», поставивший себе целью раздел северо-итальянских владений Венецианской республики, и против нее начались военные действия. Тем не менее правительство Венеции не преминуло воспользоваться возможностью побудить Сефевидское государство вступить в войну с Турцией. В ответном письме шаху Исмаилу правительство республики указывало: для Венеции нет ничего более важного и дорогого, чем дружба с Сефевидами; не существует мечты большей, чем объединение своего оружия с их оружием, чтобы противостоять Османской империи и разбить ее. Республика желала бы, чтобы у нее была возможность сделать все, что в ее силах, чтобы доказать это Софи /100, с. 26/.

По окончании переговоров сефевидские послы отбыли из Венеции и в сентябре 1509 г. приехали на Кипр, откуда отправились в Сирию. Здесь они известили консула Венеции в Дамаске Пьетро Дзено о ходе переговоров. Но сразу после этого по настоянию турецкой разведки египетский султан, недовольный усилением кызылбашского влияния в Сирии и поддерживающий близкие отношения с Османской империей, дал приказ бросить в темницу консулов Венеции в Дамаске и Каире Пьетро Дзено и Тома Контарини за посредничество между Сефевидским государством и западными странами. И только после

того, как венецианское правительство представило официальное объяснение о том, что переговоры между Пьетро Дзено и сефевидскими послами носили частный характер, консулы Венеции были освобождены /100, с. 27/. Однако египетский султан еще более усилил контроль с трм, чтобы помешать связям Сефевидов с западными государствами посредством Сирии.

В 1510 г. в военно-политической истории Сефевидского государства произошло важное событие. В битве при Мерве /I декабря 1510 г./ шах Исмаил нанес сокрушительный удар одному из самых сильных противников Сефевидов — государству Шейбанидов /439, с. 109—111/. С этого времени борьба против Османской империи стала главным направлением внешней политики Сефевидского государства. В связи с этим мы совершенно согласны с мнением О. А. Эфендиева о том, что «ослабив своего опасного соседа в лице государства Шейбанидов, шах Исмаил круто изменил политику по отношению к Турции и предпринял ряд враждебных актов в отношении Баязида II /439, с. 111/. Прежде всего, он взял курс на то, чтобы, воспользовавшись нарушением политической стабильности в Османском государстве, ослабить его изнутри. Сефевидский правитель, отправивший Баязиду II в Стамбул голову Мухаммед-хана Шейбани, стал активно защищать распространяющееся в Восточной Анатолии под знаменем шиизма народное движение /движение кызылбашей/. В это время в Токкате и его окрестностях еще продолжалось начавшееся в 1508 г. Народное движение под предводительством Нур Али Халифы /Кызылбаш-Нуреддина/. А в 1511 г. в Анталии и ее окрестностях началось новое, еще более мощное народное восстание. Во главе этого восстания встал Карабыйыкоглу из кызылбашского племени текели, который считал себя рабом шаха Исмаила. Это восстание источники называют восстанием Шахгулу Баба Текели.

Отец Шахгулу Баба Текели Гасан Халифа был мюридом шейха Гейдара и некогда играл активную роль в распространении шиизма в Анатолии, в частности, в Анталии /365, с. 237; 580, с. 226/.

Руководители обоих восстаний поддерживали тесные связи с Сефевидами /353, с. 61—62; 345, с. 32; 529, с. 174; 570, с. 193 и др./.

В то время как в Анатолии ширилось кызылбашское движение, во дворце в Стамбуле также было нарушено политическое равновесие. Начавшаяся еще в самом начале века борьба за власть между тремя братьями — Коркудом, Ахмедом и Селимом вступила в свой решающий этап. По настоянию дворцовых кругов Баязид II принял решение отказаться от власти и назначил своим наследником принца Ахмеда, что послужило причиной недовольства воинственно настроенных феодальных кругов, особенно янычаров. Воспользовавшись этим, Селим, опираясь на эти силы, начал вооруженную борьбу за власть. В этой борьбе за турецкий престол шах Исмаил поддержал принца Ахмеда и постарался воспрепятствовать восхождению на трон Селима. Но Селим при активной поддержке янычаров, одержав победу над сторонниками своего брата Ахмеда, 24 апреля 1512 г. захватил власть в свои руки. Шах Исмаил попытался помочь принцу Ахмеду сбросить султана Селима с престола. Однако и это ни к чему не привело. Новый султан разбил военные отряды обоих своих братьев и приказал казнить их вместе с их сыновьями. Из сыновей принца Ахмеда только один—Мурад—бежал за помощью во дворец Сефевидов. Прибывшие сюда с требованием выдачи Мурада османские послы были убиты. В то же время вооруженные силы Сефевидов начали военные действия на востоке Малой Азии. Сефевидо-османские отношения еще более обострились.

Готовясь к войне с Османской империей, шах Исмаил не только стремился ослабить ее изнутри, но и предпринял попытку расширить дипломатические переговоры со странами Европы. В 1508 г. после возвращения из Венеции сефевидских послов шах Исмаил принял решение вновь обратиться к правительству республики, чтобы поднять европейские государства на борьбу против Османской империи с запада во время приближающихся сефевидо-турецких войн. В 1510 г. он отправил в Венецию посла, киприота по происхождению, Николо Сорора, присоединив его к группе возвращающихся из Тебриза в Алеппо итальянских купцов. Однако как только этот посол оказался на территории Сирии, он был схвачен вместе с письмом шаха Исмаила и передан в распоряжение алеппского судьи /124. с. 170—172; док. 268/. По приказу египетского султана сефевидский посол был брошен в темницу. Последующий ход событий свидетельствует о том, что в связи с этим происшествием консул Венеции в Дамаске Пьетро Дзено трижды побывал на приеме египетского султана, но ему не удалось добиться освобождения посла шаха Исмаила. Из писем консула Венецианской республики в Александрии Тома Контарини от 3 апреля 1510 г. /124, с. 180—182; док. 279/ и ее консула в Дамаске Пьетро Дзено от 4 апреля 1510 г. /124, с. 182—183; док. 280/ явствует, что египетский султан был очень недоволен тем, что Венеция, «вместо того, чтобы отвергнуть Софи, готова встретить его с распростертыми объятиями.»По сообщению Марина Санудо, шах Исмаил отправил в 1510 г. в Венецию еще одного посла, «знаменитого врача», 35-летнего Али-бека /124., с. 173, док. 270/. Однако, как и ранее, накануне Чалдыранской битвы шаху Исмаилу также не удалось поднята Венецианскую республику против Османской империи. Все внимание правительства республики в это время было сосредоточено на итальянских войнах /1494—1559/. Что касается восточной политики, то здесь Венецианская республика стремилась ослабить Турцию руками Сефевидского государства, поддерживая при этом хорошие отношения как с Турцией, так и с Египтом. К примеру, в то время как отношения между Сефевидами и Египтом все более обострялись, правительство Венеции поручало своему послу Доменико Тревизану, отправлявшемуся 22 декабря 1511 г. в Каир, «использовать все имеющиеся средства и способы для успокоения» египетского султана /100, с. 27/. Он должен был заверить его, что переговоры, которые вели в Венеции послы Сефевидов, не преследовали цели

Письма обоих консулов были доставлены в Венецию в один день— 14 июня 1510 г.

«организации заговора против кого бы то ни было»: это было необходимо лишь для получения сведений о потребностях и успехах одного государя, питающего добрые чувства к правительству Венеции, т. е. шаха Исмаила; что через этих послов шаху Исмаилу был передан ответ, да и то лишь «в устной форме, в общих словах»: таково правило правительства республики в отношении всех государств /100, с. 27/.

Накануне Чалдыранской битвы шах Исмаил предпринял попытку заключить антитурецкий военный союз и с Португалией, рассчитывая получить из этой страны через Персидский залив огнестрельное оружие и артиллеристов.

Установление отношений между Сефевидами и Португалией было связано с открытием морского пути из Европы в Индию и усилением Португалии в бассейне Индийского океана. Вскоре после открытия Васко де Гамой в тесном содействии со знаменитым арабским мореплавателем и географом Ахмедом ибн Маджидом морского пути в Индию /20 мая 1498 г./ в Индийский океан были отправлены одна за другой несколько военно-морских экспедиций Португалии /Пьедру Кабрал /1500—1501/, Васко де ' Гамо /1502—1503/, Франсишку Алмейда /1505—1509/, Алфонсу д'Албукерки /1503—1515/ и др./, которые захватили чрезвычайно важные военно-стратегические и торговые центры /в основном прибрежные районы/ в восточной Африке, Индии, на Цейлоне и в Юго-Восточной Азии /453, с. 175—271; 535, с. 36—43; 546, с. 51—77; 512, с. 914—915/. Завоевав в 1507 г. остров Сокомра у входа в Аденский залив и начав в 1513 г. войны за захват самого Адена, португальцы фактически перекрыли знаменитый торговый путь, связывающий бассейн Индийского океана через Красное море и Египет с побережьем Средиземного моря. В октябре 1507 года португальский флот во главе с Алфонсу д'Албукерки напал на Ормуз, Этот город, расположенный у входа в Персидский залив, имел большое значение для Сефевидского государства как выход в Индийский океан. Правитель Ормуза находился в зависимости от Сефевидов и выплачивал в их казну ежегодную дань. Однако в 1507 г. Шах Исмаил был в походе против Алауддаулы Зулькадароглу и не мог оказать своевременную помощь эмиру Ормуза∗ ∗ . Поэтому несмотря на упорное сопротивление ормузцев, которыми руководил гулам эмира Сейфаддина Хадже Аттар, португальская артиллерия вынудила город сдаться. Эмир Сейфаддин стал вассалом Португалии. Португалии была выплачена контрибуция в размере 5000 золотых ашрафи. Правитель Ормуза обязался выплачивать ей ежегодную дань в 15000 ашрафи /603, с. 17; 455, с. 54/. Ни одно чужеземное судно не имело права входить в Персидский залив без разрешения португальских властей. Кроме того, в Ормузе открылась португальская торговая фактория, и было начато строительство крепости для португальского гарнизона /604, с. 229/. Тем самым фактически был закрыт и второй важный караванный путь, соединяющий Индийский океан через Ормуз, Персидский залив и Багдад со Средиземноморским побережьем. Ограничение торговых связей Сефевидского государства со странами бассейна Индийского океана нанесло тяжелый удар и по экономическим связям, поддерживаемым по торговому пути, соединяющему Ормуз через Тебриз, Шемаху, Каспийское море и Волгу с Россией и странами Европы. Это еще более ослабило внешнеторговые связи Азербайджана. Азербайджанские купцы лишились больших доходов, которые они получали от посредничества в торговле пряностями по караванным путям, соединяющим Ормуз со Средиземным и Черным морями и Поволжьем. Таким образом, в начале XVI в. в результате османских и португальских завоеваний Сефевидское государство фактически оказалось в экономической блокаде.

Из-за крайней обостренности отношений Сефевидов с государством Шейбанидов и Османской империей шах Исмаил не смог вмешаться в ход происходящих на южных границах страны событий. Он предпринял попытку урегулировать Ормузский конфликт

Этот важный торговый центр более 100 лет /1515—1622/ находился под властью португальцев, которым принадлежит изречение «если бы мир был золотым перстнем, то Ормуз был бы его алмазом».

∗ ∗ В помощь защитникам Ормуза был направлен только небольшой отряд из 500 человек /401, с. 35/.

дипломатическим путем. Однако это не принесло желаемых результатов∗ ∗ ∗ . Тем не менее, упорное сопротивление местного населения помешало португальцам укрепиться в 1507—1508 гг. в Персидском заливе. Как только португальские суда покинули побережье Ирана, в Ормузе вспыхнуло восстание. Руководивший этим восстанием Хамид раис захватил власть в свои руки и принял покровительство Сефевидов /453, с. 269/. Но, в свою очередь, и адмирал Алфонсу д'Албукерки не смог в это время вмешаться в происходящие в Ормузе события. Это объяснялось тем, что мамлюкский султан Ашраф Гансу Гури, недовольный ослаблением торговых связей Египта со странами бассейна Индийского океана, в том числе с Индией, обусловленным укреплением Португалии у входа в Красное море, стал оказывать помощь индийским правителям в их борьбе против португальцев. В этом его поддержала и Османская империя. Таким образом, началось османо-португальское соперничество за закрепление в Индийском океане /512, с. 914—916; 546, с. 74/. А это послужило причиной сближения Португалии и государства Сефевидов против Османской империи. Шаха Исмаила вынудило пойти на этот шаг его стремление получить у Португалии огнестрельное оружие для борьбы с Турцией. Таким образом, Сефевидское государство пошло на временный компромисс с Португалией, чье пребывание на его южных границах наносило тяжелый урон его экономике. В обмен на невмешательство в Ормузский конфликт шах Исмаил надеялся получить из Португалии огнестрельное оружие и артиллеристов.

Однако португальский адмирал воспользовался тяжелым положением, в которое попало Сефевидское государство, для укрепления своих позиций в Персидском заливе. Он намеревался затянуть переговоры на возможно длительный срок, заключить двусторонний официальный договор в условиях неминуемого столкновения Ссфевидского государства и Османской империи и, воспользовавшись этим, осуществить захватнические планы Португалии в районе Персидского залива. Именно поэтому не имели никаких реальных результатов переговоры, которые вели с шахом Исмаилом португальские послы Руи Гомез /1509/ /401, с. 36/ и Мигуэль Феррейра /1513/ /453, с. 268—269; 554, с. 106/. Наконец в 1513 г. и шах Исмаил отправил в Гоа своего посла для переговоров с д'Албукерки, который был в это время вице-королем Португалии в Индии. Когда сефевидский посол прибыл в Гоа, португальская экспедиция, потерпевшая поражение в аденской операции против Египта, только что вернулась назад. Это оказало положительное влияние на сефевидо-португальские переговоры. Между португальским адмиралом и сефевидским дипломатом было достигнуто официальное соглашение. Однако и этот договорне имел никаких реальных результатов для Сефевидского государства, поскольку, несмотря на то, что воспользовавшись этим соглашением, военно-морские силы Португалии, возглавляемые Педру д'Албукерки, прибыли на побережье Ирана и предприняли попытку восстановить свое господство в Ормузе, правитель Ормуза Тураншах отказался покориться Португалии. Население города поднялось на его защиту. Не решившись вступить в открытый бой, Педру д'Албукерки покинул побережье Ирана. Таким образом, несмотря на невмешательство Сефевидов, Португалии и в этот раз не удалось захватить Ормуз. Тем самым сорвался также план шаха Исмаила получить из Португалии накануне Чалдыранской битвы огнестрельное оружие и артиллеристов.

Перед началом войны с Турцией шах Исмаил провел переговоры и с Египтом. Однако отправленные им в 1512 г. в Каир послы вернулись не достигнув своей цели. Это объяснялось тем, что в это время Египет пользовался поддержкой Турции в борьбе против

∗ ∗ ∗ Д'Албукерки воспринял эту инициативу шаха довольно высокомерно и, намекая на могущество Португалии и слабые стороны армии Сефевидов, послал ему несколько пушечных ядер, ружейных патронов и порох /603, с. 18/.

В научной литературе высказываются также мнения, подтверждающие направленность этого договора против мамлюкского султана Египта /573, с. 34— 35/.

португальцев, закрывших ему выход в Индийский океан. Португалия же стала сближаться с Сефевидским государством.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.