Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XV века.






История взаимоотношений Азербайджана со странами Европы до настоящего времени не являлась объектом специального научного исследования. В связи с этим естественно, что как и многие другие вопросы этой проблемы, причины возникновения этих отношений до сих пор недостаточно хорошо изучены. Несомненно, что в расширении взаимоотношений Азербайджана с каждой отдельно взятой европейской страной были свои конкретные причины. Вместе с тем развитие взаимоотношений Азербайджана со странами Европы проходило на фоне всеобщего сближения Запада и Востока. Поэтому, говоря о причинах установления взаимоотношений Азербайджана с западными странами, надо прежде всего выяснить исторические предпосылки этих отношений. А эти предпосылки накапливались в течение длительного исторического периода. С середины XV века дальнейшее расширение взаимоотношений Азербайджана с европейскими государствами становится объективной исторической необходимостью.

Взаимосвязи Азербайджана с европейскими странами имели глубокие экономические корни. Вернее, отношения между Азербайджаном и странами Запада складывались на основе взаимовыгодных торговых связей. Как и многие другие восточные страны, Азербайджан играл важную роль в обеспечении Западной Европы различными восточными товарами, в особенности готовыми изделиями. С завершением процесса феодализации в европейских странах, отделением ремесла от сельского хозяйства, с возникновением городов и развитием товарно-денежных отношений эти связи расширились, стали приобретать еще боле взаимный характер. Увеличивался поток европейских купцов на Восток, в том числе в Азербайджан. В XIII—XIV вв. продолжалось расширение связей Азербайджана с западными странами. Азербайджанские купцы вели оживленную торговлю в торговых центрах на Черном и Средиземном морях — основных районах осуществления экономических связей между Европой и Азией. Здесь европейцы покупали у купцов, прибывших из различных стран Востока, в частности, из Азербайджана, изысканные шелковые ткани, шелк-сырец, различные пряности, редкие драгоценные камни и другие восточные товары, которые потом продавали в странах Запада в несколько раз дороже. Еще в XII—XIII вв. восточные товары играли важную роль в оживлении знаменитых Шампанских ярмарок во Франции. Сюда и в другие торговые центры Запада их доставляли итальянские купцы, осуществлявшие посредничество в торговле между Европой и Азией. Европейские, в особенности итальянские, купцы, привыкшие извлекать большие прибыли из посредничества в торговле традиционными восточными товарами, проникали от берегов Черного и Средиземного морей в центральные районы Азии, старались укрепиться в различных странах Востока, в том числе в Азербайджане. Например, сообщения знаменитого итальянского путешественника Марко Поло, относящиеся ко II половине XIII века, свидетельствуют о широкой торговой деятельности в городах Азербайджана не только купцов из восточных стран, но и европейцев. Марко Поло, дважды — в 70-х годах и в конце XIII века—побывавший в Азербайджане, отмечает даже, что в Каспийском море курсировали генуэзские–торговые корабли /77, с.20; 79, с.ЗЗ/, В сообщениях Марко

Поло указывается, что одним из важнейших международных центров торговли, осуществляющих экономические связи между Европой и Востоком в этот период, был Тебриз. Говоря о внешнеторговых связях Тебриза, итальянский путешественник отмечает,

что для покупки восточных товаров сюда приезжают европейские купцы, в частности, генуэзцы /77, с.23; 79, с. 34/. Венеция и Генуя, постоянно соперничающие между собой, иногда даже вступающие в войну друг с другом за преобладание в важнейших торговых центрах Ближнего и Среднего Востока, вели борьбу и за укрепление в Тебризе. Исследовавший историю Тебриза в XIII—XVII вв. С. М. Онуллахи, ссылаясь на тегеранское издание книги путешествий Марко Поло и факты, приведенные в трудах иранских историков, указывает, что Венецианская республика добилась торговых привилегий в Каспийском море а также, заключив договор с правителем государства Хулагуидов Абу Саидом /1316—1335/, и на всей территории государства Хулагуидов; в Тебризе открылись венецианские торговые конторы, начал свою деятельность консул Венеции /351, с. 60/. Роль Тебриза в торговле между Азией и Европой все возрастала и потому, что он являлся столицей такого большого государства, как империя Хулагуидов. Побывавший в Тебризе в 1321 году итальянский путешественник Одорик де Порденон писал, что доход правителя Хулагуидов от этого города превышает доход французского короля от всей Франции /351, с. 60/. Этот факт подтверждают и другие источники.

Дневник кастильского посланника Рюи Гонзалеса де Клавихо, побывавшего в Азербайджане примерно через сто лет после Марко Поло, указывает на дальнейшее расширение торговых связей Азербайджана с европейскими государствами в конце XIV— начале XV вв. Из сообщений Клавихо явствует, что купцы, приезжающие из «христианских стран» за пряностями, драгоценными камнями, шелком и другими товарами, доезжали до самого города Султанийе, где вели оживленную торговлю /56, с. 179; 79, с. 58/. Клавихо пишет, что особенно много шелка производилось в Шемахе. За ним приезжали сюда и венецианские, и генуэзские купцы /56, с. 177; 79, с. 57/. По свидетельству кастильского посланника, генуэзцы пытались даже создать в Тебризе постоянную торговую факторию в правление Джелаирида Султана Увейса /1360—1372/ /56, с. 177; 79, с. 53/. Сообщения Марко Поло, Клавихо и других европейских путешественников, побывавших в Азербайджане, свидетельствуют о высоком уровне развития в XIII—XIV вв. различных отраслей ремесленного производства, в первую очередь шелководства. Торговые центры Азербайджана играли большую роль в осуществлении торговых связей между Европой и Азией. Важнейшими товарами, придающими особый блеск торговым связям азербайджанских городов со странами Европы, являлись высококачественные шелковые ткани, шелк-сырец, различные драгоценные камни и пряности.

В XV веке торговые связи Азербайджана с западными государствами еще более расширились. Еще более возросла роль азербайджанских. городов в осуществлении торговых связей между Европой и Азией. Это объяснялось прежде всего значительным изменением торговых путей, долгое время соединявших Европу с Азией. Как известно, торговля между Востоком и Западом осуществлялась ранее не только при посредничестве

переднеазиатских городов на Средиземном море: многие восточные товары из Индии, Китая и Средней Азии через Астрахань доставлялись также на побережье Черного моря, в особенности в Тану, откуда на 6—7 венецианских кораблях переправлялись в Италию и распространялись по всей Европе /37, с. 56/. Итальянские купцы, в том числе генуэзцы и венецианцы, играли активную роль в осуществлении торговых связей между Европой и'Востоком по Черному морю. Однако завоевания Тимура, в частности, захват и разрушение Астрахани /1395/, враждебные отношения между Золотой Ордой и государством тимуридов затрудняли торговые связи черноморских торговых центров со

О сообщениях Марко Поло и Клавихо об Азербайджане см.: 271, 277.

Средней Азией, Индией и Китаем через этот город. Это привело к дальнейшему рацвету торговых путей, ведущих из Средней Азии, а также Индии и Китая в Азербайджан.

Как и Хулагуиды, Тимур в своей политике добивался создать прямые торговые связи с европейскими странами, стремился увеличить роль Самарканда в торговле Запада с Востоком. В письме королю Франции Карлу VI /1368-1422/ он писал «Нам хотелось бы, чтобы вы оказывали такой же почет ншим куцам, приезжающим в ваши края, какой мы оказываем вашим купцам, приезжающим в наши края, чтобы вы не допускали их незаконного притеснения и нападения на них кого бы тоня было. Ибо мир процветает и благоденствует благодаря усилиям купцов» /443, с.. 464/. Эта политика Тимура способствовала также возрастанию роли Азербайджана во взаимоотношениях Запада и Востока. Внешнеторговые связи Азербайджана в особенности Тебриза, еще более расширились в 1400г после захвата Тимуром Багдада. Завоевание в 1453 г. Османским султаном Мехмедом II /1451-1481/Константинополя, переход в руки Турции проливов между Черным и Средиземным морями, а в дальнейшем подчинение Крыма Османской империи нанесли, тяжелый удар по торговле между Азией и Европой по Черному морю. Торговые пути, соединяющие Черноморское побережье со Средней Азией, а оттуда с другими странами Востока, потеряли свое былое значение. А это, естественно способствовало дальнейшему развитию караванных дорог идущих в Среднюю Азию из переднеазиатских торговых центров на Средиземном море. Эти караванные пути проходили, в основаном либо по территории Азербайджана, либо по территории феодальных государств, в состав которых входили азербайджанские земли.

Расширение внешнеторговых связей Азербайджана в XV веке, в частности, развитие международных караванных путей, проходящих по его территории, оказывало положительное влияние на экономическую жизнь Тебриза, Шемахи и других городов Азербайджана. Важную роль в экономическом прогрессе азербайджанских городов наряду с развитим отдельных отраслей ремесленного производства играл географический фактор; они стали центрами не только местной, но и международной торговли. Тебриз превратился именно вследствие своей связующей роли в торговле между Европой и Азией в крупнейший торговый центр Ближнего и Среднего Востока. На тебризских базарах продавались сукно и изделия из стекла, доставленные из Италии через переднеазиатские торговые центры шелк-сырец и щелковые ткани из Ширвана, Шеки, Грузии, Гиляна и Йезда редкие красители, пряности и драгоценные камни из Индии с Йейлонаи Малакки, разнообразные изделия ремесленного производства из Каира, Александрии и Константинополя. Тебриз вобравший в себя торговые артерии всего Востока являлся вместе с тем, и важным экспортером восточных товаров зарубежных страны. Основное место в экспорте Тебриза занимал шелк-сырец. Возрастание торгового значения Тебриза и

других городов Азербайджана было связано, в целом с развитием караванных путей, проходящих по территории государств Каракоюнлу и Аккоюнлу. Географический фактор — расположение на пересечении важнейших международных торговых путей — оказал огромное влияние на экономическое развитие не только городов Азербайджана, но и страны в целом /152/.

В XV веке по территории Азербайджана проходили очень важные международные караванные пути.Одна из этих дорог соединяла торговые центры Ближнего и Среднего Востока через Тебриз, прикаспийкие районы Азербайджана и Астрахань с Москвой. Она имела большое значение в расширении взаимовыгодных торговых связей России не только с Азербайджаном, но и с другими странами Востока. Превосходство на этой дороге

ширванские купцы сохраняли за собой /143/. Надо отметить, что если для южных районов Азербайджана особенно важными были торговые пути, ведущие из Тебриза в Трапезун-д, Алекпо, Бейрут, Дамаск, Конью, Бурсу, Стамбул и другие торговые центры, т. е. торговля по Черному и Средиземному морю, то для северных районов Азербайджана наибольшее

Более подробно об этом, а ткже о международных торговых связях Азербайджана см.: 270, с. 13—24.

значение имел путь через Каспийское море и Волгу, т. е. Торговля с Россией, а через нее и с европейскими странами. Поэтому перекрытие выхода в Черное и Средиземное моря в результате османских завоеваний особенно тяжелый удар нанесло по экономике южных районов Азербайджана. Волжско-каспийский путь сохранял свое значение во внешней торговле Северного Азербайджана и способствовал дальнейшему укреплению экономических связей с Россией. Поэтому, в отличие от государства Аккоюнлу, у государства Ширваншахов в XV в. не было особой необходимости в установлении широких торговых, а также дипломатических отношений со странами Западной Европы.

Другим важным караванным путем, проходившим по территории Азербайджана, был торговый путь Ормуз — Шираз — Рей — Тебриз — Трапезунд, связывавший Иран и Азербайджан с Черным морем. Восточные товары, доставлявшиеся этим путем в Трапезунд и Кафу, особенно шелк-сырец, попадали в руки венецианских и генуэзских купцов, распространяясь через Константинополь по всей Европе. В свою очередь европейские товары, доставленные через проливы в Трапезунд и Кафу, посредством Тебриза экспортировались в различные страны Востока. Этот путь играл немаловажную роль в торговых связях с Азией стран Восточной Европы, в том числе славянских государств. Таким образом, этот торговый путь имел большое значение в осуществлении торговли между Европой и Азией через Черное море, а также во внешнеэкономических связях Азербайджана.

После падения Багдада и Астрахани караванная торговля между Тебризом и Трапезундом еще более оживилась. До завоевания Турцией Константинополя в 1453 г. этот путь играл большую роль в торговле между Европой и Востоком. Тем не менее невозможно согласиться с мнением С. В. Тер Аветисяна о том, что до завоевания Константинополя турками вся торговля с Востоком велась через Константинополь, Трапезунд, Кафу и Тебриз /398, с. 19/, так как европейцы, в том числе и итальянцы, еще задолго до 1453 г. вели оживленную торговлю с купцами из восточных стран в средиземноморских торговых центрах Передней Азии—Алеппо, Дамаске, Триполи, Бейруте и других городах.

Караванные пути, ведущие из внутренних областей Азии в крупнейшие торговые центры на Средиземном море, также проходили через территорию государств Аккоюнлу и Каракоюнлу. Венецианские купцы, торгующие привезенным из Италии сукном различными изделиями из стекла и другими товарами, встречали в Алеппо, Бейруте, Шаме /Дамаск/ и других городах Передней Азии шелковые караваны, идущие из Тебриза по дороге Хой Бидлис-Мардин-Урфа. Венецианец Амброджио Контарини, сентябре 1474 г. побывавший в Тебризе, отмечает, что отсюда в Алеппо караванами отправляется большое количество шелка /80, с. 48/ю После того, как Османская Турция укрепилась в проливах Алеппо, Бейрут, Дамаск и другие переднеазиатский города стали наиболее выгодными районами, через которые азербайджанские купцы поддерживали связь с западными странами.

Еще большее значение в осуществлении торговых связей стран Востока с Европой, особенно со странами Восточной Европы, имел путь Тебриз-Бурса-Стамбул.

Правители расположенных на территории Азербайджана феодальных государств широко использовали удобное для между народной торговли географическое положение страны. Например, пошлины, взимаемые с проходящих по ее территории торговых караванов, являлись одним из основных источников доходов государств Аккоюнлу во II половине XV века. В соответствии с законами Узун Гасана для взимания пошлине шелковых караванов в крупных торговых пунктах были созданы специальные пункты—кемрюк-хана. Турецкий историк Фахри Далсар в своем исследовании истории развития шелководства в Бурсе опубликовал несколько пошлинных указов, изданных Узун Гасаном в 70-е годы XV века /471/. В соответствии с этими указами, с каждого диярбекрского батмана шелка, провозимого на запад по территории Аккоюнлу, взималась пошлина в размере 48 диярбекрских ахчей /471, с. 242/. Позднее ее размеры возросли еще на 12 ахчей

/471, с. 242/. В пошлинных указах Узун Гасана часто упоминаются названия атласов «фиренги»и кумача, что подтверждает существование широких торговых связей между государством Аккоюнлу и европейскими странами /471, с. 264—265, док. 182, 183/.

Таким образом, к середине XV века Азербайджан поддерживал широкие торговые связи со странами Западной Европы. Важную роль в этих связях играл шелк-сырец. Для Азербайджана, в течение длительного исторического периода беспрерывно являвшегося ареной крупных военно-политических столкновений, что нанесло тяжелый урон отраслям оседлого хозяйства, прибыли, получаемые от внешней торговли, имели чрезвычайно большое значение. Поэтому правители Азербайджана уделяли развитию внешнеторговых связей страны, в том числе торговле шелком со странами Европы, особое внимание. Европейские страны также преследовали глубокие экономические интересы в расширении

торговых связей с Азербайджаном.

В ряде западных стран росла потребность во внешних рынках сбыта своей готовой продукции. Европейские купцы стали поставлять больше готовых изделий на восточные рынки.

К середине XV в. роль посредников в торговле между Европой и Азией продолжали исполнять итальянцы, в первую очередь венецианцы. Естественно, что и торговые операции. Азербайджана с западными странами также осуществлялись при посредничестве венецианцев.

В середине XV в. Венецианская республика, одна из наиболее могущественных морских держав Европы, переживала период своего расцвета. Умело воспользовавшись «крестоносной глупостью» /выражение К. Маркса, см. 6, с. 194/ и овладев многочисленными торговыми пунктами на Востоке, в том числе в Эгейском бассейне и Константинополе, Венецианская республика превратилась в сильную колониальную империю в полном смысле этого слова /391/. Получая большие прибыли от посредничества в торговле между Азией и Европой, венецианцы держали в своих руках почти всю торговлю восточными товарами в Европе. В Венеции, по словам К. Маркса, «... главный барыш извлекается не из вывоза продуктов своей страны, а из посредничества при обмене продуктов таких обществ, которые еще не развивались в торговом и вообще экономическом отношении...» /5, с. 361/. Совместно с другими итальянскими, купцами венецианцы снабжали всю Европу самыми разнообразными товарами из Китая, Индии, стран Ближнего и Среднего Востока, в том числе Азербайджана, а также из Африки — шелком-сырцом и тончайшими шелковыми тканями, коврами, пряностями, шерстью и шерстяными тканями, хлопком, сахарным песком, драгоценными камнями, ювелирными изделиями, слоновой костью и т.д. Венецианский торговый флот подразделялся на отдельные эскадры, четко регулирующие торговлю между Европой и Востоком. Ежегодно из Венеции в Черное и Азовское моря, в Константинополь и города Сирии, в Африку и Испанию, Фландрию и Англию отправлялось 6 больших караванов кораблей /406, с. 20/. В начале XV в. венецианские суда совершали по 5—7 зарубежных рейсов, каждый караван состоял из 2—4 галер; в 1440—1455 гг. крупные венецианские купцы, отплывающие в зарубежные страны для торговли, арендовали на каждого в среднем по 14 кораблей общей грузоподъемностью около 3—4 тыс. тонн. По подсчетам венецианских хронистов, каждый возвращающийся из плавания корабль привозил товаров на сумму более 200 тыс. дукатов, что равнялось примерно 700 кг чистого золота /253, с. 345—346/. В целом ежегодный товарооборот Венецианской республики составлял более 10 млн. дукатов, что давало 2 млн. дукатов прибыли /373, с. 194/.

В торговых связях Венецианской республики со странами Востока важная роль принадлежала черноморским торговым центрам. Венецианские купцы, как и все европейцы в целом, приобретали здесь товары, привезенные из России, Средней Азии и Китая, вели торговлю с купцами из стран Ближнего и Среднего Востока. Кроме восточных

Т. е. франкские атласы. На Востоке очень часто всех европейцев называли «франками».

товаров, венецианские купцы закупали на черноморских рынках большое количество зерна, вина, меда, пушнины, воска, соли и т. п. Они вели здесь и широкую работорговлю. Европейские купцы, в том числе венецианцы и генуэзцы, встречались на черноморских рынках, в частности, в Трапезунде, и с азербайджанскими купцами, отправлялись либо сухим путем в Тебриз и другие города Азербайджана, либо через Азовское море — Дон — Волгу в Каспийское море∗ ∗ , закупая в прикаспийских торговых центрах наряду с другими товарами большое количество шелка-сырца. В связи с возрастанием значения Каспийского моря в вывозе в зарубежные страны шелка и роли в этом Баку, очень часто Каспийское море называли «шелковым» или «Бакинским»∗ ∗ ∗ .

Европейские купцы поддерживали широкие связи с восточными странами и через территорию Турции, в частности, через Стамбул и Бурсу. К середине XV в. Бурса занимала важное место в торговле между Европой и Азией. Венецианские, флорентийские и генуэзские купцы встречали в Бурсе идущие из Тебриза шелковые караваны. В турецких источниках содержится богатый материал о торговле шелком Азербайджана с Европой через Бурсу∗ ∗ ∗ ∗ .

К середине XV века огромная роль в осуществлении торговли между Европой и Востоком, в том числе между Азербайджаном и западными странами, принадлежала таким традиционным торговым центрам на Средиземном море, как Дамаск, Алеппо, Бейрут, Триполи. Эти древние торговые центры находились на завершении караванных путей из Индии, Средней Азии и Азербайджана. Между Тебризом и Шемахой, с одной стороны, и Алеппо, Дамаском и другими торговыми центрами — с другой, существовала непосредственная караванная торговля. После захвата Османским государством Константинополя и Трапезунда и распространения его влияния на Черное море роль средиземноморских торговых центров в осуществлении торговых связей Азербайджана со странами Европы еще более возросла. Впоследствии, когда и в Бурсе азербайджанские купцы были стеснены увеличившейся вдвое пошлиной, торговые караваны, шедшие ранее из Азербайджана в Бурсу, также направились в Алеппо, Дамаск, Бейрут и Триполи.

Венецианская республика монополизировала торговлю с восточными странами во всех торговых центрах, связывавших Азию и Европу. В XIV веке /после победы в 1380 г. Венецианского флота над генуэзским в битве при Кьодже/ Венеция оттеснила от посредничества в торговле с Востоком и своего единственного соперника — Генуэзскую республику. Среди восточных товаров, вывозимых Венецианской республикой из названных торговых центров, особое место занимал шелк-сырец, значительная ча-сть которого производилась в Азербайджане.

Большая часть шелка-сырца, вывозимого в Европу в XIV— XV вв., проходила через руки венецианских купцов. Рост потребности в шелке—сырце в Европе был связан с развитием ранне-капиталистических отношений в городах Северной Италии, в том числе в Венецианской республике. Азербайджанский шелк играл важную роль в обеспечении сырьем венецианских шелко-ткацких предприятий. Спрос капиталистических мануфактур республики на хлопок также удовлетворялся восточными странами. Ежегодно только за хлопком из Венеции в различные восточные страны отправлялись специальные караваны судов /muda di cotoni/ /253, с. 318/.

Венецианские купцы везли в Италию только незначительную часть закупленных на Востоке товаров. Продавая по всей Европе редкие восточные товары по ценам, в несколько раз превышающим первоначальные, они получали огромные прибыли. Венецианские купцы встречались повсюду, от берегов Северной Африки и Южной Европы до Англии, Северной Германии и Фландрия /402, с. 9, 373; с. 193 и др./. Почти во

Трапезунд играл важную роль в торговых и дипломатических связях государства Аккоюнлу.

∗ ∗ О переправлении генуэзских кораблей из Черного моря через Азовское море — Дон — Волгу в Каспийское морс см.: 77, с. 20.

∗ ∗ ∗ О торговых связях Баку и Каспийского моря в рассматриваемый период см.: 159.

∗ ∗ ∗ ∗ Подробное об этом 259, 270.

всех приморских городах Европы действовали венецианские торговые конторы /37, с. 110/. Примерно четверть населения.Венеции занималась торговлей. По выражению Е. В. Тарле, в то время Венеция играла такую же роль в жизни Европы, какую играл Лондон с начала и вплоть до 70-х гг. XIX в. /396, с. 9/.

Европейские государства были крайне недовольны монополией Венецианской республики на торговлю Европы с Востоком∗ ∗ . Венецианская республика посредничала и во внешней торговле итальянских городов. Именно венецианцы привозили в страну испанскую и английскую шерсть, в которой так нуждалась итальянская текстильная мануфактура, и вывозили в зарубежные страны знаменитое итальянское, в частности, кремонское сукно. Венеция обеспечивала почти всю Италию зерном и солью, сохраняя свою монополию на продажу этих товаров.

Эти остродефицитные и дорогостоящие не только в Италии, но и во всей Европе товары Венеция получала с черноморских рынков. С целью контроля за торговлей солью был создан специальный орган «Camera del sale». В середине XV в. до падения Константинополя только из торговли солью Венеция ежегодно извлекала 165 000 дукатов прибыли /253, с. 392—393/.

Восточная торговля дала толчок развитию в Венеции отдельных отраслей производства.. Здесь обрабатывались шелк и хлопок-сырец, поступающие с Востока, а также шерсть, привозимая из различных стран Азии и Европы, после чего готовая продукция продавалась по высоким ценам в других странах Европы. Благодаря сохранению монополии на торговлю этими важными товарами ткацкое производство в Венеции в XV в. продолжало развиваться, в то время как в других городах Италии оно приходило в упадок. Так, если в Александрии Новаре, Комо, Монце, Брешии, Кремоне и Парме в описываемый период производилось по 6 тыс. тюков сукна, в Милане — 4 тыс., а в Павии — 3 тыс. тюков, то в одной только Венеции производилось 90 тыс. тюков сукна /357, с. 8/. Только на шелко-ткацких предприятиях республики работало до 3000 рабочих /373, с. 193/. Всего на производстве сукна, шелковых и хлопчатобужных тканей было занято до 16 тыс. Человек /373, с. 193/. Изготовленные венецианскими мастерами дорогие

украшения из золота, серебра, слоновой кости и др. Славились во всей Европе. Производство стекла и художественных изделий из него, начавшее развиваться еще в XII веке, переживало теперь период своего расцвета. Венецианские зеркала пользовались успехом не только в Европе, но и на всем Востоке, включая Азербайджан∗ ∗ ∗ . Правительство обложило тяжелыми пошлинами иностранные товары, могущие конкурировать с венецианскими. Товары из-за рубежа могли доставляться в республику только на венецианских судах.

Успешно развивалось в Венеции производство разных видов огнестрельного оружия и кораблестроение. Военные судоверфи принадлежали государству. Всего на судоверфях Венеции работало до 16 тыс. человек /406, с. 24; 373, с. 193 и др./. Эти промышленные предприятия, развивающиеся в Венеции и основывающиеся на наемном труде, были зачатками капиталистического способа производства. Исследуя историю и закономерности развития капиталистической формации, К. Маркс, имея в виду и Венецию, указывал, что «первые зачатки капиталистического производства спорадически встречаются в отдельных городах по Средиземному морю уже в XIV и XV столетиях...» /4, с. 728/.

Обширные внешнеторговые связи Венецианской колониальной империи вызвали существенные изменения и в денежной системе республики. Уже с XII в. в Венеции была

Население Венеции в это время составляло около 200 тыс. человек. См.: 527, с. 138.

∗ ∗ Экономические противоречия между Венецией и другими странами впоследствии стали одной из основных причин того, страны не смогли объединиться в сильный антитурецкий блок.

∗ ∗ ∗ Стекольное производство было сосредоточено на острове Мурано. Технология производства стекла, а также различных украшений сохранялась в секрете как государственная тайна Венеции /см. 239/.

распространена система векселей и чеков. С 1156г, действовал государственный банк /396, с. 10/. Это был первый банк в Европе.

Венецианская республика была могущественнейшей морской державой Европы. Эта держава, захватив ряд важных стратегических пунктов, удобных для торговли с Востоком, значительно расширила свою территорию. Венеции принадлежали торговые пункты на Адриатическом побережье Балканского полуострова, Ионические острова, прибрежные.районы Морей и Коринфский залив, ряд стратегически важных островов в Средиземном и Эгейском морях, включая Крит и Эвбею /Негропонт/, торговые колонии на Черном и Азовском морях, торговые кварталы в Александрии и Константинополе, городах Сирии, Сербии, Австрии и др. /391; 499, с. 298, 580, с. 117—118; 492, с. 101/. В результате войн с государствами Италии, в частности с Миланом, в 1404—1454 гг. Венеция захватила Падую, Равенну, Верону, Тревизо, Виченцу, Брешию, Бергамо, Фельтре, Беллуно, Крему и Фриули и превратилась в сильное североитальянское государство /499, с. 298; 527, с. 146; 492, с. 101/. В целом площадь владений Венеции составляла около 9 млн. гектаров, а население—около 4 млн. человек /406, с. II/. В середине XV в. в самой Венеции проживало 200 тыс. человек /527, с. 138/. Одной только ренты со сданных в аренду земель республика ежегодно получала 4 млн. дукатов /492, с. 102/.

Чтобы не потерять завоеванную в борьбе со своими конкурентами торговую гегемонию, Венеция неустанно укрепляла свои вооруженные силы — военно-морской флот. Венецианский флот состоял из 350 военных кораблей разных типов и 600—700 торговых судов, на которых служило 30—40 тыс. Моряков /253, с. 346; 396, с. 9; 373, с. 193; 406, с. 20 и др./. Военно-морские силы Венеции были сильнейшими в Европе.

Своими успехами во внешней политике Венецианская республика была немало обязана относительно сильному государственному строю. Весь государственный аппарат республики управлялся узким кругом финансовой олигархии — несколькими аристократическими родами. Для управления колониями и решения вопросов внешней политики был создан специальный орган — Сенат, куда входили самые талантливые дипломаты Венеции, он четко регулировал восточную политику республики. Представители венецианской дипломатической школы — самые искусные дипломаты средневековой Европы — заранее определяли возможные изменения в международной жизни, в том числе и на Востоке, и направляли в соответствии с этим внешнюю политику

республики∗ ∗ . Исследуя политический строй Венецианской республики, К. Маркс отмечал, что «господство знати в Венеции было непоколебимо, управление сосредоточивалось в руках все меньшего количества семейств, и власть этой олигархии поддерживалась самыми жестокими средствами» /8, с. 34/.

Таким образом, в середине XV в. между Азербайджаном и странами Западной Европы существовали широкие торговые связи. Основным посредником в торговых связях Азии и Европы, в том числе в экономических отношениях Азербайджана с западными странами, была Венецианская республика. Посредничество в торговле между Востоком и Западом превратило Венецию в могущественную колониальную империю. Значительное место в экономических связях Азии и Европы занимал азербайджанский шелк, особенно шелк-сырец. Пользующийся большим спросом на европейских рынках, он играл важную роль в обеспечении сырьем развивающихся в Италии капиталистических мануфактур. Однако развивающийся в Северной Италии капитал был не промышленным капиталом, основывающимся на внутреннем рынке, а торговым, растущим под влиянием благоприятного географического фактора.

Формирующаяся в Венеции, Генуе, Флоренции, Пизе и других городах Италии буржуазия специализировалась в основном в области торговли восточными товарами.

А. В. Фрейганг считает временем открытия этого банка 1157 год /406, с. 19/.

∗ ∗ О роли венецианской дипломатической школы в истории дипломатии см.: 216.

Накопившийся в Венецианской республике и многих городах Южной Европы капитал был прежде всего богатством, награбленным во время крестовых походов; капиталом, накопленным в результате торговли с Востоком, а также рядом европейских стран. Другими словами, это был торговый капитал. Поэтому его судьба полностью зависела от восточной торговли. В этом смысле сохранение торговых связей со странами Ближнего и Среднего Востока, в том числе и Азербайджаном, было основной задачей внешней политики Венецианской республики и других заинтересованных западных стран.

Торговые связи между Азербайджаном и западноевропейскими странами с экономической точки зрения были выгодны для обеих сторон и лежали в основе их взаимоотношений.

Но начиная с середины XV в. в этих отношениях начинает возрастать и роль внешнеполитического фактора.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.