Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы государственного регулирования рыночной экономики






Проблема государственного регулирования рыночной экономики состоит в том, чтобы разработать такие приемы регулирования рынка, которые, сохраняя его достоинства, позволили бы свести к минимуму присущие ему недостатки.

Какие именно недостатки рынка могут быть устранены и с помощью каких именно мер регулирования? Собственно говоря, вся макроэкономика есть попытка найти ответ на этот вопрос. Остановимся на некоторых из них.

1. Создание общественных благ (public goods). Рынок в состоянии выявить и удовлетворить спрос лишь на частные блага. Создание и реализация общественных благ является задачей государства. Общественные блага не являются однородными: они выступают как чисто – и частично – общественные блага. Производство чисто общественных благ (национальная оборона, охрана общественного порядка и др.) полностью возлагается на государство. В то же время создание частично общественных благ (образование, здравоохранение, социальное страхование) может осуществляться как государством, так и частным сектором экономики. При этом государство берет на себя и гарантирует лишь такой уровень потребления частично общественных благ, который в данный момент может быть обеспечен ресурсами государственного бюджета.

Регулирование внешних (побочных) эффектов. Рыночный механизм не может справиться с этой проблемой. Внешний эффект – это эффект, влияющий на фирмы при производстве товаров. Он может быть как положительным, так и отрицательным. Пример положительного внешнего эффекта: строительство оросительной системы одним фермером улучшает качество земель других фермеров без дополнительных инвестиций со стороны последних. Пример отрицательного внешнего эффекта: загрязнение окружающей среды в связи со строительством железных дорог. Существуют различные точки зрения на решение проблемы внешних эффектов и участие в этом вопросе государства. Приведем две из них, противоположные. А. Пигу (английский экономист, автор теории государства всеобщего благоденствия) предлагает налоговый путь разрешения этого вопроса, что предполагает активную роль государства. Р. Коуз (американский экономист, теоретик неоклассической школы) считает, что регулирование внешних эффектов наиболее выгодно на основе частных соглашений собственников. Для большинства ситуаций с возникновением внешних эффектов трудно установить «виновного» (например, озоновые дыры), поэтому проблема источника компенсаций внешних эффектов остается одной из самых сложных в экономической теории.

Перераспределение доходов. Рынок не обеспечивает социальной справедливости. Рыночное регулирование сопряжено с большой дифференциацией доходов. Опыт показывает, что эффективными инструментами минимизации этих издержек являются оптимальное налогообложение и выплаты по системе социального страхования (пенсии, пособия по безработице и т. д.). При такой перераспределительной системе распределение располагаемых доходов оказывается более равномерным, чем распределение первичных доходов. Все три рассмотренные направления государственного регулирования: эффективное производство коллективных благ, оправданное регулирование внешних эффектов и справедливое распределение доходов признают теперь все западные экономисты, даже те, которые придерживаются философии «laisser faire».

Проведение антимонопольной политики. Еще один важный фактор, заставляющий государство прибегать к корректировке рыночных механизмов, – несовершенство реального рынка в сравнении с его идеальной теоретической моделью, несовершенство, порождаемое крупными корпорациями, монополизирующими рынки товаров и труда и делающими цены жесткими, негибкими, малоподвижными в сторону понижения. Борьба с монополизмом, защита принципов свободной конкуренции могут быть выполнены только государством. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство.

Поддержка малого бизнеса. В смешанной экономике малый бизнес играет весьма заметную роль: он способствует поддержанию конкуренции и созданию рабочих мест. Он представляет собой совокупность мелких и средних частных предприятий, прямо не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике. Государство оказывает поддержку малому бизнесу посредством налоговой, кредитной политики, оказания образовательных, консалтинговых и иных услуг.

Макроэкономическая стабилизация – одна из главных регулирующих функций государства. Она направлена на предотвращение экономического спада, поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Макроэкономическая стабилизация достигается посредством фискальной и денежной политики. В период экономических кризисов применяются чрезвычайные меры, предусмотренные программой стабилизации экономики.

Регулирование внешнеэкономической деятельности. Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальных интересов государство проводит либо политику либерализации, либо протекционизма. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности проводится с помощью таможенных штрафов и нетарифных мер регулирования. Однако не следует забывать, что вмешательство государства в экономику имеет пределы. Границей государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного механизма.

17.3. Занятость и безработица: причины, основные черты, виды и последствия

Дисбаланс рынка труда, как правило, имеет хронический характер. Поэтому проблемы занятости рассматриваются всеми экономическими школами.

1. Английский священник Мальтус сформулировал закон народонаселения, согласно которому производство продуктов питания увеличивается в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, 5…), а прирост населения – в геометрической (2, 4, 8, 16, 32…). В наличии этой зависимости мальтузианство видело основную причину безработицы и оправдывало «естественные» методы регулирования численности населения: войны, эпидемии, стихийные бедствия и т. д.

2. Классическая политическая экономия считала рынок саморегулирующейся системой, где нет места вынужденной безработице, а добровольная означает, что работник не хочет работать за низкую заработную плату и, пока ищет работу с высокой оплатой, добровольно не работает.

3. В марксистской теории безработица рассматривается как внутреннее присущее капитализму явление, вызванное ростом органического строения капитала[3] и вытеснением из производства личного фактора, который образует резервную армию труда, или безработицу. Согласно этой концепции, безработица существует в форме текущей, застойной и скрытой (аграрной). Вывод из марксистской экономической теории состоит в необходимости замены капитализма новым общественным строем.

4. Родоначальником современной теории занятости принято считать Кейнса. Он утверждает, что:

рынок свободной конкуренции не является саморегулирующимся;

равновесие рынка не гарантирует полную занятость.

5. В настоящее время растет число сторонников классических идей (неоклассическое направление), которые считают, что должен существовать «естественный уровень безработицы», а избавиться от нее вообще – невозможно.

Занятость населения – важнейшая характеристика макроэкономики.

Под занятостью понимается численность взрослого трудоспособного населения, обеспеченного работой.

Та часть взрослого трудоспособного населения, которая не имеет или ищет работу, образует безработицу.

Суммарная численность занятых и безработных составляет общие ресурсы труда в экономике, или рабочую силу.

Нереальной является ситуация, при которой в каждый данный момент все трудоспособное население было бы занято. Тому есть объективные причины.

Во-первых, люди всегда будут переезжать из одной местности в другую, переходить с одного места службы на другое, искать и ожидать работу.

Люди, не имеющие работы по этим причинам, образуют фрикционную безработицу.

Фрикционная безработица – это безработица, связанная с объективно необходимым движением рабочей силы.

Во-вторых, технологические изменения в производстве вызывают структурные изменения в спросе на рабочую силу. Новой структуре рабочих мест не соответствует сложившаяся структура рабочей силы, что вызывает вытеснение из производства части работников, которые формируют структурную безработицу.

Структурная безработица – это безработица, вызванная несоответствием структуры рабочей силы структуре рабочих мест.

Фрикционный и структурный виды безработицы неизбежны, поэтому занятость населения при наличии в стране такой безработицы считается полной.

Полная занятость населения – это занятость при наличии в экономике фрикционной и структурной безработицы.

Значит, «полная занятость» не означает абсолютного отсутствия безработицы.

Существует вид безработицы, связанный с циклическим характером рыночного хозяйства, – циклическая безработица.

Циклическая безработица – это безработица, вызываемая экономическим спадом.

Занятость считается полной при отсутствии циклической безработицы.

Уровень безработицы при полной занятости называется «естественным уровнем безработицы».

В мировой практике для подсчета экономических потерь от безработицы используется закон Оукена, согласно которому превышение текущего уровня безработицы на 1 % над уровнем естественной безработицы вызывает падение валового национального продукта на 2, 5 % в сравнении с потенциальным валовым национальным продуктом. 2, 5 % – коэффициент Оукена.

Уровень безработицы характеризуется нормой, которая рассчитывается как отношение общего числа безработных к численности рабочей силы в процентах:

Безработица имеет экономические и социальные последствия.

Происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, который общество могло бы иметь при своих потенциальных возможностях.

Происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения.

Теряется квалификация работников.

Государственное регулирование рынка труда осуществляется по трем направлениям.

Трудоустройство незанятого населения и оказание помощи в профподготовке и переподготовке через биржи труда.

Стимулирование образования гибкого рынка труда, суть которого – в более полном учете особенностей разных социальных групп (женщины, пенсионеры, молодежь). Правовое обеспечение трудовых отношений.

Социальная защита пострадавших от безработицы людей.

Таким образом, рыночной системе в равной мере противопоказаны и «полная занятость», и слишком высокий уровень безработицы.

При «естественном уровне безработицы» говорят об эффективной полной занятости, означающей определенное соотношение между

18.1. Денежная масса и ее измерение: общее и различия в монетаристском и кейнсианском подходах

Денежная масса – это совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, выполняющих функции средства обращения, платежа и накопления.

На денежном рынке, как на всяком другом, существует спрос на деньги и их предложение.

Под предложением понимается денежная масса в обращении, т. е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.

Для характеристики денежного предложения применяются денежные агрегаты, которые представляют собой различные группы ликвидных активов: М1, М2, М3, L и др.

Агрегат М1 (деньги для сделок) включает в себя: монеты, бумажные деньги, деньги на текущих счетах.

Агрегат М2 включает в себя: монеты, бумажные деньги, текущие счета, т. е. агрегат М1 плюс деньги на сберегательных и срочных вкладах.

Агрегат М3 включает в себя агрегат М2 плюс вклады в специализированных учреждениях и особые виды накоплений.

Существуют еще агрегаты L – группа ценных бумаг, Х – иностранная валюта и др.

Предложение денег исчисляется с помощью денежного мультипликатора.

Денежный мультипликатор (monetary multiplier) – это часть избыточного резерва, которую система коммерческих банков может использовать для увеличения массы денег в обращении и суммы бессрочных вкладов путем предоставления новых займов (или скупки ценных бумаг). Он равен единице, деленной на обязательную норму резерва. Денежный мультипликатор показывает, во сколько раз изменится объем денежной массы в случае изменения денежной базы (денег Центрального банка).

Таким образом, денежная масса – это взаимодействие денежной базы и мультипликатора.

Денежный мультипликатор используется для прогнозирования предложения денег и регулирования денежной массы. Главную роль в этом процессе играет Центральный банк.

Соотношение денежной массы и массы товаров и услуг на рынке определяет покупательную способность денег.

Покупательная способность денег – это количество товаров и услуг, которые можно купить на денежную единицу. При повышении уровня цен покупательная способность денег снижается, и наоборот.

Вторым компонентом денежного рынка является спрос. Существуют различные теоретические подходы при анализе спроса на деньги.

Рассмотрим сначала монетаристский подход.

Монетаризм (англ. money – деньги) – экономическая концепция, рассматривающая деньги, находящиеся в обращении, в качестве главного инструмента макроэкономического анализа.

Монетаризм возник в середине 50-х гг. ХХ в., а сам термин впервые появился в работе К. Бруннера «Роль денег в монетарной политике».

Родоначальником этого направления является Ирвинг Фишер. Широкое распространение монетаризм получил с начала 70-х гг. На Западе лидером современного монетаризма является М. Фридман (США – чикагская школа), в России – Егор Гайдар и др.

Упрощенно говоря, суть монетаризма сводится к двум тезисам:

Деньги играют основную роль в экономике.

Центральный банк может воздействовать на денежное предложение, т. е. на количество обращающихся денег.

Монетаризм основывается на количественной теории денег, корни которой уходят в XVII в. Затем эта теория развивалась в работах Ри-кардо, Кантильона, Маршалла и др.

В рамках количественной теории денег спрос на деньги определяли в соответствии с уравнением (моделью) И. Фишера:

M х V = P х Q,

где M – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег; Q – количество проданных товаров; P – средняя цена товаров и услуг. Преобразуя уравнение, получали:

где MD – величина спроса на деньги.

Если предположить, что все сделки учитываются в ВНП, то P х Q равно номинальному ВНП.

ВНП

Отсюда: MV = ВНП и далее:

Современное толкование количественной теории денег М. Фридманом учитывает спрос на деньги не только общества в целом, но и отдельного лица, который ограничен суммой имеющегося у этого лица «портфеля ресурсов», т. е. денег и других активов:

MD = Pf (Rb, Re, p, h, y, u),

где MD – величина спроса на деньги; P – абсолютный уровень цен; Rb – номинальная норма процента по облигациям; Re – рыночная стоимость дохода по акциям; p – темп изменения уровня в процентах; h – отношение между человеческим богатством (труд) и всеми другими формами богатства; y – общий объем богатства; u – величина, отражающая возможное изменение вкусов и предпочтений.

У современного монетаризма есть соперничающая теория денег в лице кейнсианства и неокейнсианства.

Кейнсианская теория пытается определить спрос на деньги исходя из мотивов экономического субъекта, побуждающих его хранить часть своего богатства в форме ликвидных денежных активов. Д. Кейнс выделяет такие мотивы: трансакционный, спекулятивный, мотив предосторожности.

Важно отметить, что субъект не всегда может определить, какими именно мотивами он руководствуется в своем спросе на деньги.

Трансакционный – это мотив хранения денег, основанный на удобстве их использования в качестве средства платежа.

Предосторожность – это мотив хранения денег с целью иметь в будущем возможность осуществлять незапланированные расходы.

Спекулятивный – это мотив хранения денег, который возникает из неизвестности будущей рыночной стоимости финансовых активов и желания избежать потерь.

Кейнс считал, что спрос на деньги зависит от номинального дохода и нормы ссудного процента: номинальный доход прямо пропорционально влияет на денежный спрос, а норма ссудного процента – обратно пропорционально.

Основные различия между монетаризмом и кейнсианством сводятся к следующему.

В отличие от кейнсианцев, которые ориентируются на регулирующую роль государства, монетаристы стоят ближе к старой классической школе и часто отвергают вмешательство государства в регулирование денежной массы.

Кейнсианцы отводят деньгам второстепенную роль, монетаристы считают, что именно денежное обращение определяет уровень производства, занятости и цен.

Различны их позиции и в толковании обращения денежной массы. Монетаристы полагают, что скорость (V) стабильна. Но если скорость обращения денег (V) стабильна, то из уравнения обмена (M х V = = P х Q и далее M х V = ВНП) действительно следует, что между денежным предложением М и ВНП существует непосредственная и предсказуемая зависимость.

Кейнсианцы же считают, что изменение предложения денег изменяет сначала уровень процентной ставки, затем – инвестиционный спрос и только через мультипликатор вызывает изменение номинального ВНП.

Монетаристы считают, что в долгосрочной политике государство должно обеспечивать обоснованный постоянный прирост денежной массы (Δ М).

В отличие от монетаристов кейнсианцы полагают, что наращивание денежного предложения чревато многими негативными последствиями. Если предложение денег растет, спрос на них падает, сокращается и цена кредита, т. е. процентная ставка, она перестает реагировать на рост предложения денег. В результате экономика попадает в «ликвидную ловушку» и рвется цепь причинно-следственных связей между количеством денег и номинальным ВНП.

Разобраться в «ликвидной ловушке» помогает равновесная модель IS-LM английского ученого Дж. Хикса, разработанная на базе кейн-сианской теории (рис. 18.1).

Кривая IS (Investment-Saving) соединяет множество точек, представляющих собой комбинации ставки процента r и уровня реального дохода y, при которых рынок товаров находится в равновесии.

Кривая LM (Liguidity-Money) характеризует равновесие в денежном секторе экономики и проходит через точки, представляющие такие комбинации ставки процента и уровня реального дохода, при которых денежный рынок находится в равновесии, т. е. существует равенство спроса на деньги и их предложения. Общее равновесие рынка устанавливается в точке пересечения кривых IS и LM. Кривая IS может пересечь кривую LM в любой ее части, поэтому возникают различные варианты равновесия. Существует особый случай, когда увеличение предложения денег не вызывает изменения национального дохода. Это происходит тогда, когда IS пересекает LM на ее горизонтальном участке (отрезок аЬ). Этот случай называется ликвидной ловушкой. При такой ситуации большинство хозяйственных субъектов, предполагая в будущем рост ставки процента, будет предъявлять спекулятивный спрос на деньги. В результате денежный рынок будет находиться в состоянии равновесия при любом уровне дохода, а норма процента не будет изменяться. Это делает неэффективной монетарную политику правительства.

Поэтому в отличие от монетаристов кейнсианцы основным средством стабилизации экономики считают фискальную политику, а не денежную. Следует отметить, что постепенно и те и другие отказываются от своих крайних позиций, поэтому противоречия между ними сглаживаются и в области теории денег возникает кейнсианско-нео-классический синтез, который в настоящее время в среде экономистов становится доминирующим.

18.2. Кредит: сущность, функции, формы

Логика производства такова, что деньги постоянно должны находиться в обороте. При этом у одних фирм в какой-то момент денежные средства временно высвобождаются, а в это же время другие фирмы испытывают потребность в деньгах, которых не имеют.

Это противоречие разрешается с помощью кредита. Основу кредита составляет особый тип сделки, называемый ссудой.

В широком смысле кредит (лат. creditum – ссуда, долг) – это сделка между экономическими партнерами, принимающая форму ссуды, т. е. предоставления имущества или денег другому лицу (физическому или юридическому) на условиях отсрочки возврата и с уплатой процента.

Следует обратить внимание на то, что широкое понимание кредита предполагает не только денежную, но и имущественную ссуду.

Кредит возник в период упадка первобытной общины. Первоначально он предоставлялся в натуральной форме (зерно, скот и т. д.), а по мере развития обмена – в денежной. Долгое время кредит выступал в форме ростовщического, процент которого был очень велик. Нарождавшаяся торгово-промышленная буржуазия вела борьбу против ростовщичества и высокого процента, который поглощал значительную часть ее прибылей. Капитализм победил ростовщичество, когда создал свою систему кредита.

Кредит в узком смысле слова – это движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности.

Узкое понимание кредита предполагает только денежную ссуду. Плата за ссуду является ценой ссуды и имеет форму процента.

Источниками кредита являются внутренние средства фирмы, высвобождаемые в процессе кругооборота.

Рассмотрим их.

В процессе кругооборота основного капитала происходит постепенное накопление его стоимости в амортизационный фонд. До приобретения новых средств производства он может быть предоставлен в кредит.

Часть оборотного капитала высвобождается в денежной форме в связи с несовпадением времени продажи изготовленной продукции и покупки нового сырья. Она тоже может быть использована в качестве ссуды.

Временно свободным денежным капиталом могут стать деньги, предназначенные для выплаты заработной платы, пока срок выплаты не наступил.

Для расширения производства, т. е. капитализации прибыли, нужно накопить ее в достаточном количестве, а до этого она может быть отдана в ссуду.

Кредит выполняет две важные функции.

При помощи кредита происходит перераспределение денежных средств между фирмами, районами и отраслями. Реализация этой функции позволяет продуктивно использовать временно свободные денежные средства.

Кредит дает возможность заменить в обращении действительные деньги кредитными деньгами (банкнотами) и кредитными операциями (безналичными расчетами) и этим сократить издержки обращения.

В зависимости от способа кредитования, а также пространственно-временных характеристик процесса кредитования кредит классифицируют по разнообразным формам.

По способу кредитования различают натуральный и денежный кредиты.

При натуральном кредите объектами кредита могут быть инвестиционные товары, потребительские товары, сырье, ресурсы, предметы производственного потребления.

Объектами денежного кредита выступают денежные покупательные средства, денежный капитал, акции, векселя, облигации и другие долговые обязательства.

По сроку кредитования различают:

краткосрочный кредит, при котором ссуда выдается на срок до 1 года;

среднесрочный со сроком от 2 до 5 лет;

долгосрочный – от 6 до 10 лет;

долгосрочный специальный – от 20 до 40 лет.

По характеру кредитного пространства кредит может быть межгосударственным, государственным, банковским, коммерческим, потребительским, ипотечным.

Межгосударственный (международный) кредит – это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Он имеет либо товарную, либо денежную (валютную) форму. Кредиторами и заемщиками могут быть правительства, банки, частные фирмы.

Государственный кредит предполагает ссуду, которую предоставляет государство населению и частному бизнесу. Источником средств государственного кредита являются облигации госзаймов.

Банковский кредит предоставляют кредитно-финансовые учреждения (банки, фонды и т. д.) любым хозяйствующим субъектам (фирмам, частным предпринимателям и т. д.) в виде денежных ссуд. Это кредит судного капитала, его объект – деньги.

Коммерческий кредит – это кредит, предоставляемый одними хозяйствующими субъектами (фирмами, организациями и т. д.) другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Это кредит товарами. Его объект – товарный капитал. Он ускоряет процесс товарного обращения, сокращает денежную массу, необходимую для обращения.

Потребительский кредит – это кредит, который предоставляется частным лицам на определенный срок (от 1 года до 3 лет) под определенный, чаще всего высокий, процент (до 30 %). Этот кредит выступает или в форме продажи товаров с отсрочкой платежа через розничные магазины, или в форме предоставления банковской ссуды.

Ипотечный кредит предоставляется в форме ипотеки, т. е. денежной ссуды, выдаваемой банками частным лицам под залог недвижимости. Источником для этого кредита служат ипотечные облигации, выпускаемые банками и предприятиями.

Субъектами кредитных отношений выступают и государства, и предприятия, и домашние хозяйства, и банки, и страховые компании, и различные фонды, и церковь, и т. д. Между ними складываются кредитные отношения. Они могут быть эффективными лишь на основе материальной заинтересованности всех участников кредита, которая предполагает высокие проценты и по ссуде и по депозитам.

18.3. Денежно-кредитная система: структура и функции

Кредитная система – это комплекс валютно-финансовыхучреждений, призванных регулировать экономику посредством изменения количества находящихся в обращении денег.

Современная денежно-кредитная система состоит из трех звеньев: Центральный банк, коммерческие банки, специализированные кредитно-финансовые институты.

На каждом из трех уровней выполняются соответствующие функции.

Денежно-хозяйственные функции (работа с деньгами вкладчиков, сделки по хранению, предоставление кредита, предоставление информации, консультирование и др.) осуществляются кредитными институтами (банками).

Регулирующие функции (установление учетной ставки, установление резервов и т. п.) осуществляются Центральным банком и ведомствами по надзору.

Регламентирующие функции (контроль над частными банками и т. п.) осуществляются Центральным банком и Министерством финансов.

Первый уровень кредитной системы представлен Центральным банком (ЦБ).

В его функции входят: эмиссия (выпуск) банкнот; хранение государственных золотовалютных резервов; хранение резервного фонда других кредитных учреждений, главным образом коммерческих банков; денежно-кредитное регулирование экономики, кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживания государственных учреждений; проведение расчетов и переводных операций; контроль над деятельностью кредитных учреждений.

Конечной целью всех этих функций является проведение денежной политики.

Денежная политика – это политика управления уровнем процента, величиной денежной массы и кредитов.

Управление уровнем процента осуществляется определением уровня учетной ставки процента.

Учетная ставка процента – это норма процента, по которой ЦБ предоставляет краткосрочные кредиты коммерческим банкам.

Коммерческие банки для осуществления своей деятельности берут кредит у ЦБ под определенный процент, т. е. учетную ставку (скажем, 80 %). Банки предоставляют полученные средства своим клиентам под процент, который выше учетного (скажем, 100 %). Если ЦБ повысит учетную ставку процента, то коммерческие банки поднимут ставку процента своим клиентам. Если ЦБ снизит учетную ставку, то же самое сделают коммерческие банки. Таким образом, ЦБ воздействует на экономику, проводя политику «дешевых» или «дорогих» денег, чтобы стимулировать или охладить деловую активность.

Управление величиной денежной массы осуществляется посредством определения нормы обязательных резервов. В соответствии с законом коммерческие банки часть своих средств обязаны хранить в виде резерва в ЦБ. Размер этого резерва устанавливает ЦБ. При уменьшении его величины у коммерческих банков возрастает возможность размещать деньги среди своих клиентов и денежная масса в стране растет. С увеличением резерва предложение денег уменьшается, цена на них, т. е. уровень процента, растет, деньги становятся «дорогими». Политика резервов, проводимая ЦБ, является наиболее жестким инструментом денежно-кредитного регулирования. Она применяется как средство для быстрого сжатия или расширения кредитной массы в стране.

Управление кредитами осуществляется методом «операции на открытом рынке», когда ЦБ проводит куплю-продажу ценных бумаг. Если ЦБ продает ценные бумаги, то он получает взамен денежные средства, количество денег в обращении падает, процент растет и деньги опять становятся «дорогими». Если же ЦБ покупает ценные бумаги, то это приводит к падению нормы процента и «удешевлению» денег. Этот метод применяется для проведения либо экспансивной (покупка), либо рестрикционной (продажа) политики ЦБ в отношении денежной массы.

Второй уровень кредитной системы представлен коммерческими банками, которые непосредственно работают с клиентами: физическими или юридическими лицами.

Благодаря развитой системе кредита банки обладают способностью порождать новые деньги.

Рассмотрим пример:

Таблица 18.1

Схема создания банковских депозитов

Допустим, что население хранит все свои деньги в банках, а банки не держат излишних резервов, а норма банковского резерва равна 1 /10.

Если доходы населения увеличатся на 100 единиц, то на столько же вырастут вклады населения в банки. Тогда прирост банковских вкладов составит 10 (1/10 от 100). Значит, 90 единиц банк выделит в качестве кредита населению. Получив эти деньги, население опять вложит их в банк. Дополнительный прирост банковских вкладов населению составит 90 единиц, из которых 9 останутся в форме банковских резервов, а 81 будет предоставлена населению в виде кредита, и т. д. В результате общий прирост кредитов населению составит 900 единиц, а прирост вкладов – 1000.

Чтобы подсчитать, во сколько раз банки увеличивают размер денежной массы в обращении, используется депозитный мультипликатор (т): т = 1/г, где г – обязательные банковские резервы, здесь они равны 10 (табл. 18.1).

Связь предложения денег (Ms) с денежной базой (В) выражается равенством:

Δ Ms = mΔ B,

где Δ Ms – прирост предложения денег; Δ В – прирост денежной базы.

Среди услуг коммерческих банков, важных для макроанализа, выделяют следующие виды:

Прямое кредитование, т. е. выдача ссуды на условиях возвратности, платности, срочности.

Банковские инвестиции, т. е. приобретение банком акций и облигаций.

Лизинг, т. е. опосредованная банком аренда различных видов имущества и оборудования.

Факторинг, т. е. инкассирование дебиторской задолженности клиента с выплатой суммы счетов немедленно или по мере погашения задолженности.

Трастовые операции, т. е. операции по управлению капиталом клиентов.

Третий уровень кредитной системы представлен специализированными кредитно-финансовыми институтами: пенсионными фондами, страховыми компаниями, инвестиционными и ипотечными банками, ссудно-сберегательными ассоциациями и т. д. Они сосредоточивают у себя громадные денежные ресурсы и поэтому оказывают большое воздействие на денежную политику.

Для нормального функционирования экономики важно, чтобы банковская система была стабильна.

К причинам, вызывающим нарушения в функционировании банковской системы, относятся:

• нестабильность курса национальной валюты;

• неудачная денежно-кредитная политика ЦБ;

• неразумная фискальная (налоговая) политика;

• отсутствие системы страхования депозитов.

К мерам по стабилизации кредитно-банковской системы относятся:

• совершенствование банковского законодательства;

• приведение в соответствие уровня минимальных банковских резервов и уровня учетной ставки;

• развитие новых форм кредитно-банковских услуг и регулирование емкости кредитного рынка.

18.5. Экономическая нестабильность на денежном рынке: инфляция

Ранее было показано, что инфляция предполагает обесценение бумажных денег и рост товарных цен.

Однако в современном обществе связи, которые проявляются в инфляции, усложняются: практически прервалась зависимость бумажных денег от золота, нарушились традиционные законы денежного обращения и формируются новые, инфляция приобрела интернациональный характер. Одна из причин этого состоит в том, что многие государства в увеличении выпуска денег увидели единственный способ стимулировать инвестиции и оздоровить экономику. Поэтому высокие темпы инфляции связаны прежде всего с постоянным увеличением выпуска бумажных денег государством в размерах, значительно превышающих потребности внутреннего обращения.

В результате деньги обесцениваются, цены растут и как следствие этого нарушается равновесие всех хозяйственных пропорций. С учетом вышесказанного можно заключить, что

современная инфляция – это дисбаланс спроса и предложения, а также других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен.

Различают открытую и подавленную инфляцию. Первая проявляется в росте цен, вторая – в исчезновении товаров.

В условиях подавленной инфляции, которая имела место в СССР, цены контролируются государством, поэтому при росте спроса на какой-либо товар, цена не повышается (как это бывает в условиях рынка) и оказывается ниже равновесной. Возникает дефицит. В поиске нужного товара покупатели переплачивают торговцам, в результате деньги концентрируются в торговле, обходя сферу производства. Как следствие этого у производителей не появляется стимулов для увеличения выпуска товара. В итоге усиливается дисбаланс между спросом и предложением.

Для классификации открытой инфляции применяют несколько критериев:

Темп роста цен (индекс цен).

Степень расхождения роста цен по различным товарным группам.

Ожидаемость и предсказуемость инфляции.

С позиции первого критерия различают ползучую (умеренную) инфляцию, когда цены изменяются медленно, обычно до 10 % в год; галопирующую, когда рост цен измеряется сотнями процентов в год; гиперинфляцию, когда рост цен составляет более 1000 % в год и возникает полное расстройство денежного обращения.

С позиции второго критерия выделяют 2 вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную. При сбалансированной инфляции цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной – цены различных товарных групп по отношению друг к другу постоянно меняются.

С позиции третьего критерия выделяют ожидаемую и неожидае-мую инфляцию. Фактор ожидаемости сказывается на последствиях инфляции. Если фирмы и население знают, что в следующем году цены вырастут в 5 раз, то в условиях идеального рынка они в следующем году в 5 раз повысят цены на свои товары, и никто от ожидаемой инфляции не пострадает. А в случае неожидаемой инфляции рост цен даже на 10 % сильно ухудшит экономическую ситуацию.

Различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию предложения.

При инфляции спроса равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. Такая ситуация возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыток совокупного спроса, который толкает цены вверх.

Инфляция предложения называется также инфляцией издержек, так как она означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства. Они, в свою очередь, растут вследствие роста заработной платы за счет роста цен на сырье и энергию.

Принято считать, что источниками роста издержек и дисбаланса экономики являются 3 фактора.

Государство. Оно увеличивает издержки через эмиссию ценных бумаг, путем оплаты услуг фирм по завышенным ценам и через кредитно-финансовый механизм.

Профсоюзы. Они требуют повышения заработной платы, что увеличивает издержки, за ними растут цены, затем – новое повышение окладов и т. д. В результате раскручивается «инфляционная спираль».

Крупнейшие фирмы. Они имеют возможность устанавливать монопольно высокие цены и этим способствовать инфляционным процессам. В мировой экономической литературе эти 3 фактора называют главными причинами инфляции.

Последствия инфляции неоднозначны.

Кейнс доказывал и практика подтвердила, что умеренная инфляция полезна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования.

Чрезмерный выпуск денег порождает негативные последствия, которые проявляются в следующем:

ухудшается положение людей с фиксированным заработком, у которых ограничивается потребление и сокращаются сбережения;

происходит скрытая государственная конфискация денег у населения;

падает уровень предпринимательской деятельности и капитал покидает сферу производства, устремляясь в сферу обращения или за границу.

В экономической политике, направленной против инфляции, различают 2 подхода: один предусматривает приспособление к инфляции; другой – ликвидацию ее антиинфляционными мерами.

К числу адаптационных мер (приспособление) относятся: индексация доходов и контроль за уровнем цен. На частном уровне индексация доходов осуществляется через заключение коллективного договора профсоюза с предпринимателем. Политика индексации доходов в государственном секторе имеет целью не ухудшить положение государственных служащих, студентов, пенсионеров, военных в сравнении с занятыми в частном секторе.

Второй метод (ликвидационный) – это стратегия активного снижения инфляции посредством экономического спада и роста безработицы. Издержки этого пути, как экономические, так и социальные, очень велики. Но результаты более эффективны, чем в адаптационной политике.

На практике большинство стран выбирает «компромиссный» путь борьбы с инфляцией. В основе этой теории лежит идея о том, что динамика безработицы и инфляции взаимообратны. Значит, правительство должно выбрать: либо безработица, либо инфляция. Одну из первых попыток установить связь между номинальной заработной платой и безработицей сделал Филлипс (1958 г.). Он пришел к выводу, что снижение уровня безработицы сопровождается ростом цен и заработной платы (рис. 18.2), на что указывает кривая AD (кривая Филлипса).

Но практика показала, что этот вывод характерен только для короткого периода. В длительном периоде (5-10 лет) даже низкий уровень занятости не спасает от роста инфляции, которую провоцируют профсоюзы и фирмы, повышая заработную плату и цены.

Статистика свидетельствует, что для снижения инфляции на 1 % безработица в течение года должна быть на 2 % выше своего естественного уровня. С идеей платить безработицей за снижение инфляции согласны не все экономисты. Пока эта проблема не имеет единого решения.

Не подтверждает концепцию кривой Филлипса о якобы устойчивой отрицательной связи между уровнем инфляции и уровнем безработицы новое явление, возникшее в экономике в 70-х гг. истекшего столетия – стагфляция. Она свидетельствует о высокой безработице при высокой инфляции (рис. 18.3).

Инфляция, сопровождаемая стагнацией производства, высоким уровнем безработицы и одновременным повышением уровня цен, называется стагфляцией.

19.1. Финансовая система: сущность и функции

Изучение экономической структуры любого современного государства невозможно без анализа его финансовой системы. Исторически финансы возникли и развивались параллельно с развитием государства и первоначально воспринимались как государственная казна.

В современной науке выделяют три понятия: финансы, финансовая система, финансовая политика.

Финансы – это сложившаяся в обществе система экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Совокупность отношений по поводу использования фондов денежных средств через соответствующие учреждения составляет финансовую систему.

Политика, проводимая финансовой системой, называется финансовой политикой. Она может меняться. Так, в условиях кризиса финансовая политика, с одной стороны, направлена на остановку спада производства и стимулирование его развития; с другой – на сдерживание социальных программ, сокращение расходов на оборону и т. п.

При переходе экономики от кризисного состояния к устойчивому развитию финансовая политика иная. Определяющим условием становится достижение устойчивого общеэкономического равновесного развития.

Финансы выполняют ряд функций:

функция аллокации ресурсов связана с предоставлением обществу определенных благ со стороны государства, которые не может предоставить частный сектор: милиция, армия, дороги, освещение, водопровод, канализация и т. д.;

аккумулирующая состоит в концентрации средств и создании материальной базы существования государства;

регулирующая – в стимулировании деятельности хозяйственных субъектов;

распределительная – в формировании денежных средств и их использовании через бюджет, соцстрах и т. д.;

контрольная – в обеспечении правильности взимания налогов и их использования по назначению.

Субъектами (носителями) финансовых отношений являются: государство, фирмы, различные объединения, организации и отдельные граждане. Отношения, возникающие между ними по поводу использования денежных фондов, можно свести к следующим группам.

Между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджет и различные фонды государственных организаций. На их основе формируется централизованный доход государства.

Между фирмами. Они складываются на основе договоров, в которых содержатся взаимные платежные обязательства.

Между фирмами и банками по поводу получения и использования кредита.

Между фирмой в целом и ее структурными подразделениями.

Между государством и общественными организациями.

Между государством и населением по поводу получения населением различного рода трансфертных выплат: пенсий, пособий, стипендий и т. д. К ним относятся также выпуск займов, организация лотерей и т. п.

В финансах различают 3 составные части.

Финансы населения.

Финансы объединений, фирм и межотраслевых комплексов, т. е. децентрализованные финансы.

Общегосударственные, т. е. централизованные, финансы.

Финансы населения состоят из доходной части, образованной первичными доходами семей, и из расходной части, которая представлена всеми расходами и сбережениями населения.

Децентрализованные финансы (финансы хозяйственных субъектов) находятся в распоряжении фирм, объединений и организаций.

Централизованные (государственные) финансы – это главная часть всей финансовой системы. Они включают в себя государственное социальное страхование, государственное имущественное и личное страхование, государственный кредит, государственный бюджет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.