Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая природа прибыли






Проблема прибыли является одной из наиболее сложных и спорных в экономической теории. Дискутируются вопросы и об источниках прибыли, и о ее роли в экономике.

Русское слово «прибыль» в толковом словаре В. Даля трактуется как «рост», «увеличение», «приращение», т. е. «прибавка» к первоначально затраченной сумме капитала. Обнаруживается эта прибавка тогда, когда товары не только произведены, но и проданы. Поэтому прибыль напрямую связывают с успехом в коммерческой деятельности.

В связи с этим появляются закономерные вопросы: в какой сфере она создается, кем производится, за счет чего возникает?

Разные школы на эти вопросы отвечают по-разному.

Меркантилисты считали, что прибыль создается в обращении и ее источником выступает внешняя торговля.

А. Смит и Д. Рикардо оценивали прибыль как вычет из продукта труда рабочего.

К. Маркс рассматривал прибыль как вторичную, производную и трансформированную форму прибавочной стоимости, порожденной только наемным трудом.

Определение этой категории современными западными экономистами представляет собой компромиссное соединение различных вариантов, главными из которых являются следующие:

• прибыль – это доход от всех факторов производства, т. е. рента, процент и заработная плата;

• прибыль – это вознаграждение за предпринимательскую деятельность и введение технических усовершенствований;

• прибыль – это плата за риск и неопределенность.

Современные представления о прибыли разрабатываются в русле трех основных направлений: кейнсианского, институционально-социологического и неоклассического.

Кейнсианцы исследуют совокупную прибыль на уровне макроэкономики как часть национального дохода.

В институциально-социологических теориях прибыль изучается с позиций социальных, внешнеэкономических факторов: забота о благе всех членов общества и т. п.

В неоклассических теориях, наиболее полных, исследование прибыли ведется на уровне отдельной фирмы, действующей в условиях совершенной и несовершенной конкуренции и выдвигающей в качестве основной цели максимизацию прибыли.

Фирма подсчитывает валовой, средний и предельный доходы.

Валовой доход равен выручке от реализации всей продукции.

Средний доход рассчитывается на единицу проданной продукции.

Предельный доход есть приращение валового дохода от продажи дополнительной единицы продукции.

С количественной точки зрения прибыль рассматривается как разница между валовыми доходами от продажи товаров и издержками производства.

В зависимости от того, что включается в состав издержек, экономисты различают бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Бухгалтерская прибыль – это разница между валовыми доходами и внешними издержками производства.

Экономическая прибыль – это разница между валовыми доходами и всеми издержками. Именно она и является предметом исследования экономической теории.

Если валовые доходы фирмы равны ее издержкам, то экономическая прибыль оказывается «нулевой», или «нормальной». (Напомним, что в издержки неоклассики включают прибыль.)

«Нормальная» прибыль – это основное понятие прибыли в неоклассической модели «совершенной конкуренции».

Считается, что «нормальная» (у Маркса – «средняя») прибыль – это доход фирмы настолько высокий, чтобы удержать ее «в деле».

В условиях несовершенной конкуренции, если фирма обладает монопольным положением на рынке, она получает монопольную прибыль, которая может возникать также при естественной монополии.

Важным для фирмы источником дохода является учредительская прибыль, которая образуется как разница между суммой, полученной от продажи акций по открытой подписке, и реальным капиталом, помещенным в предприятие. Она присваивается учредителями данного акционерного общества.

Относительная величина доходов фирмы характеризуется нормой прибыли.

Норма прибыли – это отношение прибыли к издержкам производства.

Рациональным поведением для коммерческой фирмы считается такое, которое обеспечивает максимально возможную прибыль.

Выбор модели поведения фирмы, желающей максимизировать прибыль, определяется двумя главными обстоятельствами:

• временным фактором (короткий или длительный период);

• видом конкуренции (совершенная или несовершенная).

В коротком периоде, если требуется увеличить объем производства, фирма может достичь этого, увеличивая лишь переменные факторы (труд, материалы, сырье и т. п.). Постоянные факторы (размеры сооружений, количество машин) изменить фирма не успевает.

В длительном периоде поведение фирмы иное: в ответ на постоянно изменяющийся уровень производства она имеет возможность изменить все факторы производства. Поэтому все они становятся переменными. В этот период фирма стремится минимизировать затраты, комбинируя факторы, замещая труд капиталом, и наоборот.

Влияние типа конкуренции на поведение фирмы более сложно.

Рассмотрим рациональное поведение фирмы в короткий период в условиях совершенной конкуренции. Будем помнить, что цель фирмы – максимизировать разрыв между ценами и издержками.

На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции. Что же может сделать предприниматель, чтобы получить максимальную прибыль? Он может только изменить объемы производства. Тогда встает следующий вопрос: какое количество продукции фирма должна производить и продавать, чтобы получить максимальную прибыль? Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо сравнить рыночную цену на продукт и предельные издержки фирмы.

Если фирма будет увеличивать на одну, две, три и т. д. единиц свою продукцию, то каждая следующая единица (скажем, каждый новый телевизор) будет что-то добавлять как к общему доходу, так и к общим издержкам. Это «что-то» – предельный доход и предельные издержки.

Если предельный доход больше предельных издержек, то каждый произведенный новый телевизор добавляет к общему доходу величину больше той, что он прибавляет к общим издержкам. Значит, разность между предельным доходом (MR – marginal revenue) и предельными издержками (МС – marginal cost), т. е. прибыль (Р – profit), увеличивается:

P = MR – MC.

Обратное происходит, когда предельные издержки выше предельного дохода.

Вывод: максимум общей прибыли достигается тогда, когда наступает равенство между ценой и предельными издержками Р = МС.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.