Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценовая система. Виды цен, их классификация






Ценовая система — это единая, упорядоченная совокупность раз­личных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономичес­кие отношения между различными участниками национального и мирового рынков (рис. 21.3).

Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания эконо­мики строится на основе учета особенностей отдельных отраслей национального хозяйства и включает следующие виды цен:

оптовые цены на продукцию промышленности — цены, по кото­рым промышленная продукция реализуется всем категориям по­требителей, кроме населения, независимо от форм собственности;

закупочные цены на продукцию сельского хозяйства — это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхоза­ми, совхозами, фермами и населением (продукция личных хозяйств);

цены на строительную продукцию представляют собой либо смет­ную стоимость объекта (предельный размер затрат на строитель­ство каждого объекта), либо усредненную сметную стоимость еди­ницы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м2 жилой площади,. 1 м2 малярных работ и т.д.);

 
 

тарифы грузового и пассажирского транспорта — плата за пере­мещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения;

цены на потребительские товары используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям;

тарифы на услуги — система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям;

внешнеторговые цены — это цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг. Фор­мирование цен этой группы принципиально отличается от опреде­ления национальных цен, которые подразделяются на экспортные и импортные;

экспортные цены — это цены, по которым российские произво­дители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке;

импортные цены — это цены, по которым российские фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости им­портного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валют­ного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. При этом в структуре импортных цен значительное место занима­ют косвенные налоги — акциз и налог на добавленную стоимость.

При дифференциации цен по степени участия государства в про­цессе ценообразования цены подразделяются на рыночные и регу­лируемые.

Рыночная цена товара, работ, услуг — цена, складывающаяся в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования на рынке под влиянием конъюнктуры. Рыночные цены по условиям их фон­дирования подразделяются на свободные, монопольные и демпин­говые.

Регулируемая цена — цена, складывающаяся на рынке в процес­се прямого государственного воздействия. Регулируемые цены по условиям их формирования подразделяются на фиксированные и предельные.

Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает ко­личественную взаимосвязь цен, складывающихся по мере движе­ния товара (услуги) от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является со­ставным элементом цены последующей стадии. Они подразделяют­ся на оптовые цены изготовителя, отпускные оптовые цены, опто­вые цены закупки и розничные цены.

Дифференциация цен по транспортной составляющей осуществ­ляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. «Фран­ко» означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от

изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены (табл. 21.3).

 

Таблица 21.3 – Виды транспортных расходов, включаемых в цену продукции

 


Дифференциация цен по характеру ценовой информации строится на учете специфики этой информации и включает аукционные цены, биржевые цены, цены фактических сделок, справочные цены и ценовые индексы.

Ценовые индексы — это информационные показатели динамики цен за определенный период, которые, в Свою очередь, подразделя­ются на ценовые индивидуальные индексы и ценовые сводные индексы.

 

21.4. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ. МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ

 

Методы ценообразования могут быть представлены в виде систе­мы, показанной на рис. 21.4.

Затратные методы ценообразования основаны преимуществен­но на учете издержек производства и реализации продукции, пара­метрические методы ценообразования — на учете технико-эконо­мических параметров товаров. Обоснование цен в условиях рынка опирается на использование Всей совокупности ценовых методов.

 
 

Рис. 21.4. Методы ценообразования

 

К затратным методам ценообразования относятся метод полных издержек, метод стандартных издержек, метод прямых издержек.

Метод полных издержек — это способ формирования цен на ос­нове всех затрат, которые вне зависимости от своего происхожде­ния списываются на единицу того или иного изделия. Основой оп­ределения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, к которым добавляется необходимая фирме прибыль. Метод применяется предприятиями, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции практически гарантиро­ван.

Метод стандартных издержек позволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактичес­ких затрат от нормативных. Этот метод в отличие от простого отра­жения затрат дает возможность проведения пофакторного анализа. Его преимущество состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми ре­зультатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат. Наиболее сложным элементом системы стандартных издержек яв­ляется определение стандартов затрат. Для формирования эконо­мически обоснованных стандартов необходимо детальное изучение методов производства, технических характеристик и цен аналогич­ной продукции конкурентов, требований к данным изделиям, предъявляемых на мировом рынке, и т.п.

Метод прямых издержек — это способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные зат­раты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматривают­ся как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые результаты. Поэтому, данный метод называют также методом фор­мирования цен по сокращенным затратам.

Основное преимущество метода заключается в возможности выявления наиболее выгодных видов продукции. Предполагается, что косвенные затраты практически не изменяются ни при замене одного изделия другим, ни при изменении в определенных преде­лах масштабов производства. Поэтому чем выше разница между ценой изделия и сокращенными затратами, тем больше валовая прибыль (покрытие), а соответственно и рентабельность. Таким образом, косвенные затраты не распределяются на конкретные из­делия, в целом по предприятию они должны быть покрыты за счет валовой прибыли.

Разновидностью ценового метода прямых издержек является метод стандартных прямых издержек, совмещающий преимуще­ства методов стандартных и прямых затрат. Этот метод позволяет управлять сокращенными затратами по отклонениям и требует про­ведения анализа сокращенной номенклатуры затрат, на основе ко­торого можно определить «узкие места» производства и принять необходимые меры по повышению их рентабельности.

К параметрическим методам ценообразования относятся метод удельной цены, метод баллов и метод регрессии.

Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена рассчитыва­ется как частное от деления цены на основной параметр качества товара. Этот метод используется лишь для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок.

Метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. Практическое использование бал­льного метода при определении конкретных цен осуществляется по следующему алгоритму:

 

Отбор основных параметров

Начисление баллов по каждому параметру

Суммирование баллов по базовому и искомому товарам

Расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов

 

Цена на искомый (новый) товар (Цн) балльным методом рас­считывается по формуле

ЦН=

где Цб — цена базисного товара;.

Бнi— балльная оценка i-го параметра нового товара;

Б6i — балльная оценка i-го параметра базисного товара (эталона).

Метод баллов целесообразно применять при формировании цен на те товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство, ди­зайн, мощность, цвет, запах, вкус и т.д.).

Метод регрессии состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины несколь­ких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров:

 

Ц = f(X1, Х2, Х3,..., Хп),

 

где X1, Х2, Х3..., Хп — основные параметры качества товара.

Этот, метод позволяет моделировать изменение цен в зависи­мости от совокупности их параметров, строго определять анали­тическую форму связи, а также использовать уравнения регрес­сии для определения цен товаров, входящих в данный параметри­ческий ряд. В результате формируется взаимосвязанная система цен на товары.

 

21.5. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УЧЕТА ЗАТРАТ ПО СИСТЕМЕ «ДИРЕКТ-КОСТИНГ» И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА [2]

 

В рыночной экономике при ценообразовании в большей степени учитываются факторы спроса, а не предложения. При таком подхо­де фактическая калькуляция себестоимости продукции служит лишь ориентиром для определения снижения цен в зависимости от вли­яния различных рыночных факторов.

В зарубежном управленческом учете существуют понятия долго­срочного и краткосрочного нижнего предела цены.

Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену мож­но установить, чтобы минимально покрыть полные затраты на про­изводство и сбыт товара (равен полной себестоимости изделия).

Краткосрочный нижний предел цены сориентирован на цену, по­крывающую лишь переменные затраты (равен себестоимости в ча­сти переменных затрат).

Расчет долгосрочного нижнего предела цены связан с калькули­рованием полной себестоимости изделия; расчет краткосрочного

нижнего предела цены — с учетом и калькулированием по системе «директ-костинг».

Система «директ-костинг» основана на делении расходов на постоянные и переменные и позволяет на этой основе оперативно производить расчет различных вариантов снижения цен.

При данной системе анализируется влияние снижения цены:

• на выручку от продажи товара;

• на себестоимость продукции;

• на массу прибыли от реализации продукции.

Рассмотрим на условном примере применение системы «директ-костинг» для обоснования снижения цены.

Пример. Предприятие производит и реализует продукцию одного вида в количестве 1000 шт. Цена реализации изделия — 60 руб., пол­ная себестоимость — 56 руб. Маркетинговые исследования показали, что можно увеличить объем реализации на 10% — до 1100 шт. изде­лий при незначительном снижении цены. Поскольку мощности по­зволяют увеличить объем, необходимо определить, на сколько эко­номически выгодно фирме снизить цену — на 1 руб. или на 2руб.

Выручка от реализации продукции до и после уменьшения цены на 1 руб.и на 2 руб. составит:

при цене 60 руб./шт. 60 х 1000 = 60 000 руб.;

при цене 59 руб./шт. 59 х ПОО = 64 900 руб.;

при цене 58 руб./шт. 58 х ШО = 63 800 руб.

Таким образом, при снижении цены в обоих случаях выручка от реализации продукции увеличилась за счет увеличения объема про­даж. Однако показатель выручки от реализации продукции не дос­таточно точно характеризует изменение прибыли, получение кото­рой является основной целью любой фирмы. Для того чтобы оце­нить изменение прибыли, необходимо проанализировать влияние увеличения объема производства в 100 шт. изделий на соотношение между постоянными и переменными затратами,

Расчет прибыли от увеличения объема производства на 100 шт. изделий и снижения цены на 1 руб. и 2 руб. представлен в табл. 21.4, при условии, что постоянные затраты составляют — 30%, пере­менные — 70%.

Данные табл. 21.4 свидетельствуют, что при объеме продаж 1100 шт. и цене 58 руб. за 1 шт. прибыль фирмы уменьшилась на 120 руб. (3880 — 4000), а при цене 59 руб. за 1 шт. — увеличилась на 980 руб. (4980 — 4000) по сравнению с первоначальным вариантом. Таким образом, анализ вариантов по системе «директ-костинг» дает объективную и полную информацию, поскольку в расчет прини­мается себестоимость единицы изделия только в части переменных затрат, которая постоянна в расчете на единицу продукции при из­менении объема производства. Постоянные затраты учитываются общей суммой на весь объем продаж.


Таблица 21.4 – Расчет прибыли

 

Объем Показатели   1000шт.   1100шт.   1100шт.  
Продажная цена, руб. /шт.      
Переменные затраты, руб./шт. 56 х 0, 7 = 39, 2 39, 2 39, 2
Маржинальный доход, руб./шт 20, 8 18, 8 19, 8
Общий маржинальный доход, руб. 20, 8x1000 = =20800 18, 8x1100 = = 20680 19, 8x11 000 = 21 780
Общие постоянные затраты, руб. 56 х* 1000x0, 3 = = 16 800 16 800 16 800
Общая прибыль, руб.      

 

Аналогичные выводы можно сделать и на основе анализа мар­жинального дохода, что значительно упрощает расчеты:

(19, 8 х 1100) - (20, 8 х 1000) = 21 780 - 20 800 = 980 руб,

Справедливости ради необходимо отметить, что аналогичные выводы по расчету прибыли за счет снижения цен можно сделать и при использовании отечественной методики учета полной себесто­имости при условии деления затрат на постоянные и переменные.

 

Тема 22

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ)

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Финансовое планирование это планирование действий по форми­рованию и использованию финансовых ресурсов, которые обеспе­чивают взаимосвязь доходов и расходов на основании взаимоувяз­ки показателей развития предприятия с источниками финансиро­вания.

Цель финансового планирования — обеспечение воспроизводствен­ного процесса соответствующими по объему и структуре финансо­выми ресурсами. В ходе финансового планирования выполняются следующие расчеты:

• планирование прибыли (доходов) и расходов предприятия;

• расчет потребности в собственных оборотных средствах;

• анализ и планирование денежных потоков;

• расчет необходимых финансовых ресурсов, а именно, объе­мов и структуры внутреннего и внешнего финансирования, резервов и объемов дополнительного финансирования, по­требности в кредитных ресурсах;

• составление баланса доходов и расходов предприятия.

финансовое планирование является составной частью стратеги­ческого, текущего и оперативного планирования. Оперативное фи­нансовое планирование заключается в составлении платежного ка­лендаря, кассового плана и расчете потребности в краткосрочном кредите. Основой текущего финансового планирования является баланс доходов и расходов.

Примерное содержание разделов финансового плана можно пред­ставить следующими основными статьями доходов и расходов пред­приятия.

I. Доходы и поступления средств

1. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг.

2. Прибыль от прочей реализации (основных средств, других ак­тивов).

3. Планируемые внереализационные доходы, в том числе:

доходы от долевого участия в уставном капитале других пред­приятий;

доходы, полученные по ценным бумагам;

доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях;

доходы от сдачи имущества в аренду.

4. Амортизационные отчисления на полное восстановление ос­новных фондов и по нематериальным активам.

5. Поступление средств от других предприятий, в том числе: в порядке долевого участия в строительстве; по хоздоговорам на научно-исследовательские работы.

6. Поступления из внебюджетных фондов.

7. Прочие доходы.

II. Расходы и отчисления средств

1. Налоги, уплачиваемые из прибыли (по видам налогов).

2. Распределение чистой прибыли, в том числе: на накопление (по направлениям использования); на потребление (по направлениям использования).

3. Долгосрочные инвестиции (по формам инвестиций), в том числе:

за счет амортизационных отчислений;

за счет других источников финансирования (по видам источ­ников).

4. Прочие расходы.

В финансовом плане акционерного общества в доходной части необходимо выделить средства, мобилизуемые посредством выпус­ка акций.

В состав доходов включаются прежде всего суммы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств, а при необхо­димости — за счет заемных средств. К устойчивым источникам соб­ственных доходов относятся прибыль, амортизационные отчисле­ния, отчисления в ремонтный фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия. Цель состав­ления финансового плана состоит в увязке доходов с необходимы­ми расходами.

При разработке финансового плана следует иметь в виду, что НДС, спецналог и акцизы в финансовом плане не отражаются, так как они взимаются до образования прибыли. Расчеты следует на­чать с определения плановой суммы амортизационных отчислений и отчислений в ремонтный фонд, так как они являются частью себестоимости и предшествуют плановым расчетам прибыли.

Амортизационные отчисления рассчитываются исходя из норм амортизации и среднегодовой балансовой стоимости основных фон­дов (по группам основных фондов).

При составлении финансового плана важным моментом являет­ся расчет потребности в оборотных средствах.

При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых средств и источники их покрытия.

Финансовый менеджмент — это управление финансами пред­приятия, направленное на достижение стратегических и тактичес­ких целей функционирования данного предприятия на рынке.

Таким образом, если финансы — объективная экономическая категория, отражающая объективно существующие денежные отно­шения, то финансовый механизм, или финансовый менеджмент, — это система управления финансами (рис. 22.1).

Управление финансами осуществляется с помощью финансово­го механизма, т.е. совокупности форм и методов организации, пла­нирования и стимулирования процесса формирования и использо­вания финансовых ресурсов.

 
 

 

Финансовый механизм включает:

финансовые методы — планирование, прогнозирование, креди­тование, страхование, инвестирование и т.п.;

финансовые рычаги — цену, процентные ставки, формы расче­тов, виды кредитов и т.п.;

обеспечение — правовое (законы Российской Федерации, указы Президента и постановления Правительства и т.п.); нормативное (инструкции, нормативы и методические указания); информаци­онное (любая информация о предприятии, рынке, посредниках и т.п.); кадровое, техническое и программное;

финансовые инструменты — краткосрочные и долгосрочные ин­вестиционные ценности, торговля которыми осуществляется на финансовых рынках (денежные средства, ценнТые бумаги, опцио­ны, форвардные контракты, фьючерсы и т.д.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.