Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ. УЧАСТНИКИ РЫНКА




Рынок ценных бумаг — это система, состоящая из различных организационных структур, эмитентов и инвесторов, которые тес­нейшим образом переплетены между собой информационными и функциональными связями. При этом одна и та же структура может выступать как в роли эмитента, так и в роли инвестора.

Рынок ценных бумаг может быть разделен на первичный рынок, который охватывает продажи ценных бумаг их первым владельцам, и вторичный рынок, на котором обращаются ценные бумаги, про­шедшие первичный рынок.

Брокер — это финансовый посредник. Он совершает сделки с ценными бумагами на основании договора с клиентами или по его поручению. Брокером может быть хозяйствующий субъект или граж­данин.

Дилер совершает куплю-продажу ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен сделки. Дилером может быть только хозяйствующий субъект, являющийся коммер­ческой организацией.

Участниками рынка ценных бумаг являются эмитенты ценных бумаг, покупатели-инвесторы и инвестиционные институты.

Эмитент — это юридическое лицо, в том числе государствен­ный орган, выпускающее (эмитирующее) ценные бумаги и несу­щее обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг.

Инвестор — юридическое лицо или гражданин, приобретающий ценные бумаги от своего имени и за свой счет в целях вложения денег в предпринимательскую или иную деятельность эмитента.

В качестве эмитентов ценных бумаг на российском рынке следу­ет выделить:

1) Министерство финансов — крупнейший эмитент ценных бу­маг в России;

2) местные органы власти;

3) бывшие государственные предприятия, преобразованные в акционерные общества;

4) банки — эмитенты акций, векселей, депозитных и сберега­тельных сертификатов;

5) другие эмитенты.

К инвестиционным институтам относятся:

1. Финансовые брокеры — юридические лица, выполняющие операции по купле-продаже ценных бумаг от имени, по поруче­нию и за счет клиента.

2. Инвестиционные консультанты — юридические лица, осуще­ствляющие консультации по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.

3. Инвестиционные компании — юридические лица, осуществ­ляющие операции на рынке ценных бумаг за свой счет, в том числе

путем их котировки, организующие выпуски ценных бумаг и выс­тупающие гарантом по ним.

4. Инвестиционные фонды — юридические лица, мобилизую­щие денежные средства инвесторов путем выпуска собственных акций и вкладывающие их от своего имени на банковские счета и вклады, в покупку ценных бумаг других компаний. Сфера деятельности инвестиционных компаний на рынке ценных бумаг весьма обширна. Это и инвестиции (в том числе вложения в ценные бума­ги, создание дочерних предприятий, финансирование инвестици­онных проектов), и помощь в организации размещения ценных бумаг другим юридическим лицам вплоть до выдачи гарантий по разме­щению, и дилерская деятельность, и др.



Цель эмитента на рынке ценных бумаг — мобилизация свобод­ных денежных средств для финансирования своих программ. Инвестор преследует следующие цели:

· безопасность инвестиций;

· доходность инвестиций;

· ликвидность инвестиций.

Смена владельца ценных бумаг происходит, как правило, через посредников на фондовых рынках. Особое место в структуре рынка ценных бумаг занимают фондовые биржи, которые сами не являются ни эмитентами, (за исключением собственных акций), ни ин­весторами.

Фондовая биржа — организация, в задачи которой входит кон­центрация спроса и предложения на ценные бумаги и установление их рыночной стоимости. На фондовые биржи допускаются цен­ные бумаги крупных и надежных эмитентов. Для этого на фондовых биржах существуют процедуры листинга и делистинга. Они заключается в том, что фондовая биржа устанавливает свои требования для допуска ценных бумаг компании к котировке. Понятие котировки включает:

· цену, курс;

· установление биржевой цены, курса («прокотировать цену»);

· обращение ценных бумаг на бирже;

· официальную публикацию о биржевых курсах ценных бу­маг, валюты, товаров.

Например, требования листинга фондовой биржи могут быть следующими:

· количество держателей акций не менее 250;

· выпуск ценных бумаг на сумму не менее 50 млн. руб.;

· отношение прибыли после уплаты налогов к оплаченному уставному капиталу не менее 10%.



Деятельность посреднических организаций, предоставляющих брокерские и дилерские услуги, играет важную роль в функциони­ровании рынка ценных бумаг. Брокеры осуществляют операции по поручению и за счет клиента, а дилеры действуют от своего имени и за свой счет.

Регистратор, или держатель реестра, — организация, осуще­ствляющая ведение реестров владельцев именных ценных бумаг. По российскому законодательству акционерные общества численнос­тью более 500 акционеров обязаны передать полномочия на веде­ние своего реестра независимому регистратору.

Депозитарий — организация, оказывающая услуги по хранению ценных бумаг и/или учету и переходу прав на них.

Клиринговая организация — организация, осуществляющая кли­ринг, т.е. деятельность по определению взаимных обязательств участ­ников операций с ценными бумагами как по деньгам, так и по ценным бумагам, взаимозачет этих обязательств и расчеты по нетто-обязательствам.

Консультационная деятельность на рынке ценных бумаг вклю­чает оказание услуг по анализу рынка ценных бумаг, прогнозиро­ванию конъюнктуры рынка, разработке стратегий проведения ин­вестиций, экспертизе инвестиционных проектов, подготовке раз­личных документов для регистрации в госорганах и т.д.

Деятельность по управлению ценными бумагами — это проведе­ние в течение некоторого определенного срока за вознаграждение операций по доверительному управлению ценными бумагами или денежными средствами, предназначенными для инвестиций в цен­ные бумаги. Управляемые активы передаются лицу, отдавшему их в управление.

Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг — это добровольные объединения участников рынка, устанавливающие для своих членов правила поведения на рынке.

В задачи саморегулируемых организаций входят: создание более благоприятного климата для ведения бизнеса внутри организации; защита интересов своих членов в их взаимоотношениях с государ­ственными органами и другими участниками рынка — не членами организации; консультационная помощь в подготовке норматив­ных документов регулирующим органам с целью распространения опыта, накопленного внутри организации, на весь рынок.

Предприятие в условиях рыночной экономики должно играть активную роль на фондовом рынке, выступая, с одной стороны, эмитентом ценных бумаг, с другой — инвестором. Это позволит иметь средства для обновления продукции, расширения производ­ства, выживания в конкурентной борьбе.


Тема 7

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА НА ПРЕДПРИЯТИИ

7.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ

 

Организация производства — система мер, направленных на рацио­нализацию сочетания в пространстве и времени вещественных эле­ментов и людей, занятых в процессе производства.

Под организацией производственного процесса понимают методы подбора и сочетания его элементов в пространстве и времени с целью достижения эффективного конечного результата.

В основе организации производственного процесса (изготовления продукта) лежат следующие основные принципы:

· специализация, характеризующаяся ограничением номен­клатуры и ростом массовости изготовления одноименной продукции (работ);

· непрерывность, предполагающая увеличение времени на хождения предмета труда в обработке, уменьшение времени нахождения его без движения в ожидании возобновления процесса изготовления, сокращение перерывов в использовании живого труда и средств труда;

· пропорциональность, требующая относительно равного выпуска продукции или объема выполняемых работ за определенный период времени всеми взаимосвязанными подразделениями предприятия, группами оборудования, рабочими местами, а также соответствия фонда времени ра­боты оборудования и рабочих трудоемкости производственной программы;

· параллельность, включающая одновременное выполнение отдельных частей производственного процесса, концентрацию технологических операций на рабочем месте и совмещение во времени выполнения основных и вспомогательных операций;

· прямоточность, обеспечивающая кратчайшее расстояние, движения предметов труда в процессе производства;

· ритмичность, предполагающая регулярное повторение про­цесса производства через равные промежутки времени;

· гибкость в организации производственного процесса — воз­можность быстрой перестройки на выпуск новой продукции.

К формам организации производства в целом относятся кон­центрация, специализация, кооперирование и комбинирование.

Концентрация представляет собой процесс сосредоточения из­готовления продукции на ограниченном числе предприятий и в их производственных подразделениях.

Уровень концентрации зависит, в первую очередь, от объема выпуска продукции, величины единичной мощности машин, агре­гатов, аппаратов, технологических установок, количества однотип­ного оборудования, размеров и числа технологически однородных производств. Для измерения уровня концентрации используются показатели объема продукции, численности работников, а в от­дельных отраслях — стоимости основных фондов.

Под специализацией понимается сосредоточение на предприя­тии и в его производственных подразделениях выпуска однород­ной, однотипной продукции или выполнения отдельных стадий технологического процесса.

Различают технологическую, предметную и подетальную спе­циализацию.

Технологическая специализация — обособление предприятий, це­хов и участков в целях выполнения определенных операций или стадий производственного процесса, например, прядильные, ткац­кие и отделочные фабрики в текстильной промышленности.

Предметная специализация предполагает сосредоточение производ­ства на предприятии (в цехе) полностью готовых видов продукции, например, мотоциклов, велосипедов, посуды, хлебопродуктов и др.

Подетальная специализация, являясь разновидностью предмет­ной, основана на производстве отдельных деталей и частей готовой продукции — моторов, подшипников и т.п.

В практике деятельности предприятий зачастую имеет место со­четание всех форм специализации: заготовительные цехи и участки построены по технологическому признаку, обрабатывающие — по детальному, сборочные — по предметному.

Для измерения уровня специализации предприятий и его под­разделений используются следующие показатели: удельный вес основной (профильной) продукции в общем объеме производства; количество групп, видов, типов изделий, выпускаемых предприя­тием; доля специализированного оборудования в общем его парке; число наименований деталей, обрабатываемых на единице обору­дования; количество операций, выполняемых в расчете на единицу оборудования, и др.

Предпосылками повышения уровня специализации являются стандартизация, унификация и типизация процессов.

Стандартизация устанавливает строго определенные нормы ка­чества, формы и размеры деталей, узлов, готовой продукции. Она создает предпосылки для ограничения номенклатуры выпускаемой продукции и увеличения масштабов ее производства.

Унификация предполагает сокращение существующего многооб­разия в типах конструкций, формах, размерах деталей, заготовок, узлов, применяемых материалов и выбор из них наиболее техноло­гически и экономически целесообразных.

Типизация процессов состоит в ограничении разнообразия при­меняемых производственных операций, разработке типовых про­цессов для групп технологически однородных деталей. Однако сле­дует иметь в виду, что реализация рассмотренных предпосылок специализации не должна ухудшать потребительские свойства го­товой продукции, уменьшать спрос на нее.

В условиях конкуренции в ряде случаев более предпочтительной для предприятия является диверсификация производства, предпо­лагающая разнообразие сфер деятельности за счет расширения но­менклатуры выпускаемой продукции. Специализация на выпуске ограниченного ассортимента продукции, ориентированного на удов­летворение четко определенных потребностей рынка, свойственна относительно небольшим по размерам предприятиям.

Кооперирование предполагает производственные связи предпри­ятий, цехов, участков, совместно участвующих в производстве про­дукции. В его основе лежат подетальная и технологическая формы специализации.

Внутризаводское кооперированиепроявляется в передаче полуфаб­риката одними цехами другим, в обслуживании основных подразде­лений' вспомогательными. Оно содействует более полной загрузке производственных мощностей и ликвидации «узких мест», обеспе­чивает улучшение результатов деятельности предприятий в целом.

К основным показателям, характеризующим уровень коопери­рования, относятся: удельный вес деталей и полуфабрикатов, по-, лученных по кооперированным поставкам, в общем объеме выпус­каемой продукции; количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием; удельный вес деталей и полуфабрикатов, поставляемых на сторону, и др.

Комбинирование представляет собой соединение в одном пред­приятии производств, иногда разноотраслевых, но тесно связан­ных между собой. Комбинирование может иметь место:

· на базе сочетания последовательных стадий изготовления продукции (текстильные, металлургические и другие ком­бинаты);

· на основе комплексного использования сырья (предприя­тия нефтеперерабатывающей, химической промышленно­сти);

· при выделении на предприятии подразделений по перера­ботке отходов (предприятия лесной, кожевенной и других отраслей промышленности).

Показателями, характеризующими уровень комбинирования, являются: количество и стоимость продуктов, получаемых из перерабатываемого на комбинате исходного сырья; удельный вес сырья и полуфабрикатов, перерабатываемых в последующий продукт на месте их получения (например, чугуна в сталь, стали в прокат); удельный вес побочной продукции в общем объеме продукции ком­бината и др.

 

7.2. ОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС: ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Производственный процесс — совокупность взаимосвязанных основ­ных, вспомогательных, обслуживающих и естественных процессов, направленных на изготовление определенной продукции.

Операция — часть процесса производства, выполняемая на од­ном рабочем месте одним или несколькими рабочими и состоящая из ряда действий над одним объектом производства (деталью, уз­лом, изделием).

Производственные процессы различаются в зависимости от ряда признаков.

 

Признаки классификации Виды производственного процесса
1. Значение и роль в изготовлении продукции Основные Вспомогательные Обслуживающие
2 Характер протекания   Простые Синтетические Аналитические
3 Стадии изготовления Заготовительные Обрабатывающие Выпускающие (сборочные)
4 Степень непрерывности   Прерывные Непрерывные
5 Степень технической оснащенности   Ручные Частично механизированные Комплексно механизированные Автоматизированные
6 Особенности используемого оборудования Аппаратурные (агрегативные) Дискретные

 

Основные процессы— это такие производственные процессы, в ходе которых сырье и материалы превращаются в готовую про­дукцию.

Вспомогательные процессы представляют собой обособленные части производственного процесса, которые зачастую могут быть выделены в самостоятельные предприятия. Они заняты изготовле­нием продукции и оказанием услуг, необходимых основному про­изводству. К ним относятся изготовление инструментов и техноло­гической оснастки, запасных частей, ремонт оборудования и т.д.

Обслуживающие процессы неразрывно связаны с основным про­изводством, их невозможно обособить. Главная их задача — обеспе­чить бесперебойную работу всех подразделений предприятия. К ним относятся межцеховой и внутрицеховой транспорт, складирование и хранение материально-технических ресурсов и т.д.

По характеру протекания сущность простых, синтетических и аналитических процессов схематично можно представить следую­щим образом (С — сырье; М — материалы; ГП — готовая продук­ция):

Простые: С и М à ГП

Синтетические: С и М

С и М ГП

С и М

 

Аналитические: С ГП

ГП

ГП

 

Примером простых процессов может служить производство кирпича, синтетических — выплавка чугуна, аналитических — переработка нефти.

Заготовительные производственные процессы превращают сырье и материалы в необходимые заготовки, приближающиеся по форме и размерам к готовым изделиям. К ним можно отнести в машиностроении литейные и кузнечные процессы, в швейном производстве раскройный и другие процессы.

Обрабатывающими являются процессы, в ходе которых заготовки превращаются в готовые детали (механообрабатывающие, гальванические, швейные и др.).

Выпускающие (сборочные) производственные процессы служат для изготовления готовой продукции, сборки узлов, машин (сборочные, инструментальные процессы, влажно-тепловая обработка и др.).

Прерывные производственные процессы предполагают наличие перерывов в изготовлении продукции, работе оборудования без ущерба для их качества. Непрерывные производственные процессы осуществляются без перерывов. Часто перерывы невозможны или же они приводят к ухудшению качества продукции и состояния оборудования.

Ручными называются процессы, выполняемые без помощи ма­шин и механизмов. Частично механизированные процессы характе­ризуются заменой ручного труда машинами на отдельных операци­ях, главным образом основных. Комплексно-механизированные про­цессы предполагают наличие взаимоувязанной системы машин и механизмов, обеспечивающей выполнение всех производственных операций без применения ручного труда, за исключением опера­ций управления машинами и механизмами. Автоматизированные производственные процессы обеспечивают выполнение всех опе­раций, включая управление машинами и механизмами без непос­редственного участия работника.

Аппаратурные процессы протекают в специальных видах обору­дования (ваннах, сосудах и т.д.) и не требуют труда рабочих в ходе их выполнения. Дискретные процессы выполняются на отдельных станках при участии рабочих.

Приведенная классификация производственных процессов не­обходима для анализа и разработки резервов повышения эффек­тивности производства, оценки затрат, расстановки работников по рабочим местам и др.

Началом проектирования процесса производства обычно явля­ется окончание проектирования изделия или получение от заказ­чика готового (в том числе стандартного) проекта. Разработчики процесса учитывают:

· техническую характеристику изделия в целом и его частей;

· объем выпуска;

· стадийность производства (единичное, серийное, массовое);

· степень кооперации и стандартизации комплектующих эле­ментов изделия.

При разработке процесса изготовления изделия производятся:

· выбор и утверждение технологии и мощности производ­ства;

· подбор (согласно мощности и утвержденной технологии) оборудования, машин, инструментов, приборов;

· подбор производственного персонала и его расстановка по рабочим местам;

· разработка подетальной и постадийной технической доку­ментации, необходимой на рабочих местах при реализации проекта производственного процесса.

Проектирование производственного процесса происходит в два этапа. На первом этапе составляется маршрутная технология, где определяется лишь перечень основных операций, которым под­вергается изделие. При этом разработка ведется, начиная с готового изделия, и заканчивается первой производственной опера­цией.

Второй этап предусматривает развернутое подетальное и поопе­рационное проектирование в обратном направлении — с первой операции до самой последней. Это рабочая документация, на кото­рой основывается производственный процесс. В ней подробно описываются: материалы, из которых должны быть изготовлены каждый элемент и деталь изделия, их вес, размеры; вид и режим обработки при каждой производственной операции, наименова­ние, характеристика оборудования, инструмента и приборов; на­правления движения изделия и составляющих его элементов по цехам и участкам предприятия от первой технологической опера­ции до сдачи изделия на склад готовой продукции.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал