Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Малого предпринимательства






Малые предприятия являются неотъемлемой частью социально-эко­номической системы страны. Во-первых, они способствуют под­держанию стабильности рыночных отношений, поскольку значи­тельная часть населения втягивается в эту систему отношений (по мнению зарубежных ученых, стабильность системы обеспечивает­ся при условии, что 20—30% граждан страны имеют собственное дело). Во-вторых, они обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвлен­ную кооперацию производства, без которых немыслима его высо­кая эффективность. В конечном итоге это ведет к динамичности

хозяйственного развития и экономическому росту национальной экономики. В-третьих, роль малых предприятий в деятельности круп­ных и средних предприятий постоянно возрастает.

Большое значение имеет способность малых предприятий рас­ширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринима­тельской деятельности населения и использования свободных про­изводственных мощностей.

Единого международного стандарта классификации предприя­тий как малых, средних и крупных не существует. Это зависит от специфики отраслей, уровня развития и структуры экономики каж­дой страны.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г. под субъектами малого предпринимательства по­нимаются коммерческие организации, в уставном капитале кото­рых доля участия государства, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благо­творительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадле­жащая одному или нескольким юридическим лицам, не являю­щимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые пред­приятия):

· в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек;

· в научно-технической сфере — 60 человек;

· в оптовой торговле — 50 человек;

· в розничной торговле и бытовом обслуживании населе­ния — 30 человек;

· в других отраслях и при осуществлении других видов дея­тельности — 50 человек.

При этом к среднегодовой численности работников основного персонала добавляется среднесписочная численность работников, не состоящих в штате предприятия, т.е. работающих по совмести­тельству, трудовым соглашениям, договорам подряда.

Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к малым на основании критерия того вида деятельности, который приносит наибольшую долю сум­марной выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Под субъектами малого предпринимательства понимаются так­же физические лица, занимающиеся предпринимательской деятель­ностью без образования юридического лица.

Малые предприятия обладают самостоятельностью в осуществ­лении своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, а также в остальных сферах дея­тельности предприятия.

Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать условия для повышения заинтересованности каждого работника в конеч­ных результатах труда.

Основой системы государственной поддержки и развития мало­го предпринимательства является Закон «О государственной под­держке малого предпринимательства в Российской Федерации». Им определены главные направления государственной поддержки и развития малых предприятий, установлены основные формы и ме­тоды государственного управления и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Ответственность за реали­зацию этих мероприятий возлагается на вновь созданный Государ­ственный комитет по поддержке и развитию малого предпринима­тельства.

Закон определяет, что не менее 15% государственных заказов должно в обязательном порядке размещаться на малых предприя­тиях. Согласно новому закону правительство обязано ежегодно раз­рабатывать федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства и представлять ее (до утверждения государственного бюджета) на рассмотрение в Государственную Думу. То же самое должно делаться на региональном, отраслевом и муниципальном уровнях. Также создан фонд поддержки малого предпринимательства, средства которого пойдут на выдачу льгот­ных кредитов малым предприятиям.

По налоговому законодательству Российской Федерации малые предприятия могут применять упрощенную систему налогообложе­ния в соответствии с Законом «Об упрощенной системе налогооб­ложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринима­тельства», который вступил в силу 29 декабря 1995 г. Упрощенная система налогообложения вводится параллельно с действующими условиями налогообложения и регулирования деятельности субъек­тов малого бизнеса, не заменяя их. Эта система предусматривает один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных. При этом сохраняется действующий порядок уплаты та­моженных платежей, госпошлины, налога на приобретение авто­транспорта, лицензионных сборов и отчислений в государствен­ные социальные внебюджетные фонды.

Особенностью налогообложения малых предприятий является и то, что они имеют дополнительные льготы по налогообложению по сравнению с другими коммерческими организациями.

Для всех малых предприятий установлены следующие дополни­тельные льготы:

· в первый год эксплуатации они могут списать дополнительно амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости оборудования со сроком службы более трех лет. Кроме того, все малые предприятия имеют право осуществлять ускоренную амортизацию. Все это позволяет им при необ­ходимости обновлять активную часть основных фондов и сократить сумму налога на прибыль;

· налог на добавленную стоимость уплачивают один раз в квартал не позднее 20 числа месяца, следующего за отчет­ным;

· освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение квар­тала;

· в течение четырех лет с момента создания малого предпри­ятия его налогообложение не может ухудшаться.

Малые предприятия, производящие и перерабатывающие сель­скохозяйственную продукцию, товары народного потребления, медицинские препараты и лекарства, занимающиеся строительством и ремонтом объектов жилищного, производственного, социально­го и природоохранного назначения, в первые два года освобожда­ются от налога на прибыль при условии, что доля этой продукции составляет не менее 70% общего объема реализации. В третий и чет­вертый годы работы они платят налог на прибыль по пониженным ставкам: в третий год — по ставке 25%, в четвертый - 50% ставки налога на прибыль при условии, что доля льготируемой продукции составляет не менее 90% в общем объеме реализации.

Среди мер, косвенно стимулирующих развитие малого предпри­нимательства, следует отметить пониженную ставку зачисляемого в федеральный бюджет налога на прибыль (8%) для банков, предо­ставляющих не менее 50% общей суммы кредитов малым предпри­ятиям, и для страховых организаций, которыми не менее 50% стра­ховых взносов за отчетный период получено от страхования иму­щественных рисков малых предприятий.

Однако в силу неразвитости рыночных отношений в России многие мероприятия по поддержке малого предпринимательства не реализуются. Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.

3.2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РИСК: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ

 

Предпринимательство любого вида, как правило, связано с рис­ком, который принято называть хозяйственным или предпринима­тельским. Риск — это вероятность возникновения потерь или сни­жения доходов по сравнению с допустимым вариантом.

Основной предпосылкой возникновения предпринимательско­го риска является наличие конкуренции и альтернативных вариан­тов решения тех или иных вопросов развития предприятия, его эффективного функционирования.

Различают глобальный (общегосударственный) и локальный (на уровне предприятия) риски. Они находятся в таком диалектичес­ком единстве противоречий, при котором обусловливают друг дру­га, воздействуют друг на друга и в то же время являются автоном­ными. Например, принятие решений на уровне государства в отно­шении налоговой, кредитно-финансовой политики привносит в де­ятельность предприятия элементы риска. И наоборот, отдельные решения, принятые на уровне предприятия, особенно мероприя­тия по ассортименту и объему производства, внедрению техноло­гических процессов, выполнению социальных программ и т.п., могут входить в противоречие с общегосударственными интересами и со­провождаться глобальными рисками.

Риски предприятия подразделяются на долгосрочные и крат­косрочные.

Долгосрочный локальный риск связан с перспективами развития предприятия. К нему можно отнести необоснованно малые отчисле­ния на производственное развитие, изъяны кадровой политики пред­приятия, отсутствие деятельности по созданию новой конкуренто­способной продукции и др.

Краткосрочный, или конъюнктурный, риск может иметь место при выборе нерациональных форм организации расчетов конъюн­ктуры рынков, необязательного контрагента и т.п.

В зависимости от степени влияния известны следующие виды предпринимательского риска:

· производственный;

· коммерческий;

· финансовый;

· кредитный;

· процентный.

Производственный риск связан с производством продукции, то­варов и услуг, осуществлением любых видов производственной де­ятельности. Среди причин возникновения такого риска - умень­шение размеров производства, несоответствие качества продукции спросу, рост материальных затрат, уплата повышенных процентов, отчислений, налогов и др.

Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Истоки этого риска — снижение объема реализации вследствие негативно­го изменения конъюнктуры или управленческих ошибок, повыше­ние закупочной цены товаров, непредвиденное снижение объема закупок, потери товара в процессе обращения, рост издержек об­ращения.

Финансовые риски это нередко спекулятивные риски, кото­рые возникают в сфере отношений предприятия с банками и дру­гими финансовыми институтами. Финансовые риски подразделяются на два вида:

· риски, связанные с покупательной способностью денег;

· риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).

К рискам, связанным с покупательной способностью денег, носятся инфляционные и дефляционные риски, валютные риски ликвидности.

Инфляция означает обесценение денег и соответственно цен. Дефляция — процесс, обратный инфляции, выражающийся снижении цен и увеличении покупательной способности денег.

Инфляционный риск это риск того, что при росте инфляции полyчаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут. В таких условиях предприниматель несет реальные потери.

Дефляционный риск это риск того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов.

Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой при проведении внешнеэкономических кредитных и других валютных операций.

Риски ликвидности это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительской стоимости.

Инвестиционные риски включают:

· риск упущенной выгоды;

· риск снижения доходности;

· риск прямых финансовых потерь.

Риск упущенной выгоды это риск наступления косвенного (по­бочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия (например, страхования, хеджирования, инвестирования и т.п.).

Риск снижения доходности может возникнуть в результате умень­шения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, вкладам и кредитам. Он включает процентные риски и кредитные риски.

К процентным относится риск потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами в ре­зультате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кре­дитам. К процентным рискам относятся также риски потерь, кото­рые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертифика­там и другим ценным бумагам.

Рост рыночной ставки процента ведет к понижению курсовой стоимости ценных бумаг, особенно облигаций с фиксированным процентом. При повышении процента может начаться массовым сброс ценных бумаг, эмитированных под более низкие фиксиро­ванные проценты и по условиям выпусков, досрочно принимае­мых обратно эмитентом. Процентный риск несет инвестор, вло­живший средства в среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем повышении среднеры­ночного процента в сравнении с фиксированным уровнем. Иными словами, инвестор мог бы получить прирост доходов за счет повы­шения процента, но не может высвободить свои средства, вложен­ные на указанных выше условиях.

Процентный риск несет эмитент, выпускающий в обращение среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем понижении среднерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем. Иначе говоря, эмитент мог бы привлекать средства с рынка под более низкий процент, но он уже связан выпуском ценных бумаг.

Кредитный риск опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору.

Биржевые риски представляют собой опасность потерь от бир­жевых сделок. К этим рискам относятся риск неплатежа по коммер­ческим сделкам, риск неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирме и др.

Селективные риски (от лат. selection — выбор, отбор) — это риски неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бу­маг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.

Риск банкротства представляет собой опасность полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособность его рас­считываться по взятым обязательствам. При любом инвестирова­нии капитала всегда присутствует риск.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.