Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






России в Югославии






На успешное выполнение задач тылового обеспечения при проведении миротворческих операций влияют следующие факторы: условия проведения миротворческих операций; масштабы конфликта противоборствующих сторон; задачи Совета Безопасности ООН, объединенного командования, Генерального Штаба ВС; построение линии разграничения противоборствующих сторон; глубина района зоны ответственности; военно-политическая обстановка в районе зоны ответственности; физико-географические особенности района; установленный миссией ООН, ГШ ВС, штабом тыла ВС порядок тылового обеспечения миротворческих сил.

Наиболее масштабно Вооружённые силы России при проведении миротворческих операций применялись во время Югославского конфликта. Вооружённые силы РФ участвовали в миротворческой операции в Югославии с апреля 1992 года по февраль 1994 года на основании Резолюции Совета Безопасности ООН № 743 от 26.02.1992 года и Постановления Верховного Совета РФ от 06.03.1992 года № 2462 первоначально в составе 554 отдельного пехотного батальона («Русбат-1») в количестве 420 человек.

Задачами 554 отдельного пехотного батальона, предписанными мандатом ООН являлись: разграничение воюющих сторон; наблюдение за соблюдением условий перемирия; наблюдение за соблюдением условий отвода тяжёлого вооружения за 30-ти километровую зону от линии соприкосновения сторон; сопровождение колонн с гуманитарными грузами; патрулирование зон ответственности; помощь мирному населению (защита, медицинская помощь, эвакуация) в случае начала боевых действий. Основная задача заключалась в предотвращении возобновления боевых действий и разъединении войск сербской Югославской Народной Армии и хорватско-мусульманской конфедерации в районе населенных пунктов Осиек, Вуковар, Винковчи, Клиса, Тенья, Оролик, где из-за территориальных споров велись вооружённые столкновения сторон. Командный пункт батальона размещался на территории аэродрома хорватского города Осиек, остальные боевые подразделения дислоцировались в 20-25 км от командного пункта вдоль линии зоны ответственности батальона.

Батальон подчинялся командованию штаба сектора ООН и взаимодействовал с французским, норвежским, датским, английским и украинским батальонами.

554 отдельный пехотный батальон состоял из двух пехотных рот (в каждой роте три пехотных взвода и хозяйственное отделение) и штабной роты, в которую входили разведвзвод, зенитно-ракетный взвод, отделение связи, ремонтный взвод и хозяйственный взвод (рис. 30.1).

 

 

 


Рис.30.1 Организационно-штатная структура 554 опб

 

Хозяйственное отделение пехотной роты имело в своём составе две единицы автотопливозаправщиков (АЦ-5, 5-4320 – 1 ед.; АТМЗ-5-4320 – 1 ед.) и санитарный автомобиль УАЗ-452А. Руководил работой тыла пехотной роты - заместитель командира роты по материально-техническому обеспечению. Такой состав тыла повышал автономность пехотной роты в тыловом отношении при выполнении миротворческих задач в зонах ответственности.

В состав тыла отдельного пехотного батальона входили следующие должностные лица: заместитель командира батальона по тылу (офицер); начальник службы горючего и смазочных материалов (офицер), начальник склада горючего (прапорщик); начальник вещевой службы (офицер), начальник вещевого склада (прапорщик); начальник продовольственной службы (офицер), начальник продовольственного склада (прапорщик) и начальник столовой (прапорщик). Хозяйственный взвод штабной роты имел функции аналогичные взводу материального обеспечения мотострелкового батальона.

В начале 1994 года обострилась обстановка в районе города Сараево, и в феврале туда был отправлен дополнительно 629 отдельный пехотный батальон («Русбат-2») с задачей стабилизировать обстановку в этом секторе, оказать гуманитарную помощь беженцам и обеспечить их безопасность. Для выполнения этой задачи батальону назначалась зона ответственности площадью 40 км2 (расстояние между 554 опб и 629 опб составляло около 200 км).

Обеспечение горючим, маслами и смазками производилось через склад горючего, развёрнутый французским батальоном в районе аэропорта Сараево. В штате службы горючего 629 опб помимо 8 единиц топливозаправщиков (по 2 единицы в каждой пехотной роте и 2 единицы в штабной роте), имелись: мотонасосная установка МНУГ-20, резервуары Р-4 и Р-8 отечественного производства, а также резервуары Р-5 французского производства, которыми был оборудован склад горючего батальона, ёмкостью 65 м3. Всего на складе батальона содержалось 2, 0 заправки автомобильного бензина и 1, 8 заправки дизельного топлива. Был оборудован батальонный заправочный пункт, где производилась заправка техники горючим и организовано хранение и выдача масел и смазок. В целях организации защиты склада, резервуары были выставлены на грунт и обложены мешками с песком. По периметру склада был насыпан земляной бруствер.

В батальоны поставлялись горючее, масла и смазки словенского производства высокого качества, бензин поставлялся марки А-95, дизельное топливо высокой степени очистки от парафинов, трансмиссионные масла семи сортов, ружейное масло - трёх сортов. Особенностью ведения учёта и отчётности по службе горючего было то, что специалисты ООН из штаба сектора требовали подавать ежесуточно факсом данные о расходе и наличии горючего в батальоне по состоянию на 15.00. На основании этих донесений-факсов они списывали горючее с батальона. Получение горючего производилось после того, как в отчёте начальник службы горючего батальона показывал наличие свободных ёмкостей. По факсу в батальон приходила накладная на получение ГСМ со склада сектора, по этому документу получалось горючее, масла и смазки.

К особенностям тылового обеспечения 554 и 629 опб можно отнести следующее: снабжение личного состава батальона производилось по нормам ООН, одинаковым для всех батальонов; личному составу, как инвентарь, выдавались телевизоры, холодильники, видеотехника, аудиотехника, СВЧ-печи, вентиляторы, обогреватели, стиральные машины; выдавались знаки принадлежности к войскам ООН: береты голубого цвета, шарфы парадные голубого цвета, нарукавные знаки ООН, флаги ООН; форма одежды (обмундирование) у личного состава батальонов была своя – отечественная; помывка личного состава производилась в душевых модулях батальонов (французского производства); стирка нательного белья производилась в подразделениях (в каждом взводе имелась стиральная машина), стирка постельного белья производилась в прачечных города; продовольствие получалось со склада развёрнутого французами в районе аэропорта Сараево, ассортимент продуктов очень широкий (фрукты, соки, минеральная вода, сыры, приправы и т. д.); питание личного состава производилось в офицерской и солдатской столовых (в офицерской столовой работал персонал из местного населения); сухим пайком батальон обеспечивался французского производства; хранение скоропортящихся продуктов производилось в холодильных камерах контейнерного типа; для улучшения питания на территории батальонов своими силами и средствами были построены коптильни, для копчения кур и свежей рыбы; питание на блок-постах было организовано с использованием малогабаритных кухонь, что вызвало необходимость подготовки дополнительно нештатных поваров.

Отношение местного населения (боснийцев и мусульман) к присутствию российских батальонов в Боснии и Герцеговине было крайне негативным, что значительно усложняло работу тыла.

В 1995 году руководство России приняло решение о выводе батальонов из Сараево, так как участились провокации и дальнейшее присутствие российских войск в этом регионе становилось опасным. В регионе возобновились боевые действия с применением тяжёлой техники, в августе-сентябре 1995 года коалиционными силами ООН были предприняты попытки стабилизации обстановки, проведены бомбардировки авиацией НАТО позиций Югославской Народной Армии, однако значительных успехов этим достигнуто не было. Возникла проблема беженцев, сербы бежали из Боснии и Герцеговины оседали вдоль границы с Сербией, провозгласив образование не признанного в мире государства - Республика Серпска.

В связи со сложившейся ситуацией Правительство РФ, на основании Резолюции Совета Безопасности ООН № 1031 от 15.12.1995 г. и Постановления Совета Федерации № 772 от 05.01.1996 г. приняло решение о наращивании своего присутствия в зоне конфликта. В соответствии с директивой министра обороны РФ, на базе двух воздушно-десантных дивизий была сформирована для участия в миротворческой операции и в последующем введена в зону конфликта отдельная воздушно-десантная бригада (рис. 30.2).

Задача бригады заключалась в предотвращении возобновления враждебных действий и обеспечение безопасности обстановки. На формирование и непосредственную подготовку бригады было отведено 20 суток. Особенностью подготовки стало правильное определение и создание оптимальной организационно-штатной структуры подразделений тыла с соответствующей технической оснащенностью, позволяющей повысить автономность, адаптивность и гибкость тактических действий бригады.

 

 

Рис. 30.2. Организационно-штатная структура отдельной

воздушно-десантной бригады

 

Особенностями штатно-должностной структуры тыла бригады стали: в штат продовольственной службы помимо начальника службы были введены офицер-ревизор, офицер по организации питания, ветеринарный врач, техник продовольственной службы (прапорщик), начальник офицерской столовой, начальник солдатской столовой, повар-инструктор, подвижный механизированный хлебозавод (начальник хлебозавода – офицер, техник хлебозавода – прапорщик); в штат службы горючего кроме начальника службы был введён офицер-ревизор, начальник склада, кладовщик-моторист; в штате вещевой службы состояли начальник службы, начальник склада, начальник вещевой ремонтной мастерской, начальник полевой бани, начальник полевой прачечной; квартирно-эксплуатационную службу возглавлял начальник службы, штат службы был частично укомплектован военнослужащими рмо (электрик, сантехник, водитель автомобиля по вывозу мусора, водитель уборочно-поливального автомобиля), частично штат набирался по сезону из местных жителей (сербов-беженцев) на должности кочегаров в котельную бригады.

За 20 дней до вылета бригады, в первых числах 1996 года, в район проведения миротворческой операции была выслана рекогносцировочная группа во главе с командиром бригады. В работе рекогносцировочной группы принял участие заместитель командира бригады по тылу. Задачами группы были: выбор и подготовка площадок выгрузки; выбор базовых районов размещения штаба бригады, батальонов, спецподразделений и подразделений обеспечения; определение местонахождения блок-постов; изучение обстановки на месте и принятие решения на дальнейшие действия в зоне конфликта. Одновременно с прибытием рекогносцировочной группы на аэродром Тузла из городов Иваново, где формировался штаб и большинство подразделений боевого, тылового и технического обеспечения бригады (рота связи, рмо, ремрота, медрота, иср, врхр), Костромы, где формировались 1 пдб, комендантская рота, взвод военной полиции, сабатр; проходила подготовку разведывательная группа специального назначения 45 орп ВДВ, и из Пскова, где формировались 2 пдб и сабатр, отправились железнодорожные эшелоны в сторону Югославии. В конце января 1996 года эшелоны, совершив 3200-километровое передвижение через Украину, Венгрию, Сербию прибыли на железнодорожную станцию Биелина.

По прибытию эшелонов в пункт назначения, практика подтвердила сложности организации выгрузки материальных средств, техники тыла, их доставку в базовые районы и размещение. Сказывалась нехватка средств механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Кроме миротворческих задач по разоружению конфликтующих сторон, и разминированию, бригада осуществляла контроль за состоянием боевой и передвижением боевой техники, а также жителей и наблюдение за обстановкой. Бригада решала задачи по обеспечению доставки продовольствия и других гуманитарных грузов, по оказанию содействия в организации и проведении выборов, осуществляла контроль за соблюдением прав человека, оказывала помощь в восстановлении административных систем и инфраструктуры, решала задачи собственного тылового обеспечения, осуществляя взаимодействие с командованием 1МД армии США, с местными поставщиками и обслуживающими организациями. Российский военный контингент находился в готовности к оказанию помощи Верховному комиссару ООН по делам беженцев и другим международным организациям в выполнении ими гуманитарной помощи.

Наиболее сложными задачами для тыла явились: налаживание связей и заключение договоров на замену и стирку белья, поставку продовольствия, горючего, топлива от местных поставщиков; организация выпечки хлеба; организация снабжения электроэнергией и водой; эвакуация раненых и больных.

В Югославии принципиально была изменена схема обеспечения материальными средствами. Использовался смешанный способ, при котором обеспечение осуществлялось, как силами и средствами объединённого командования миротворческих сил, так и силами и средствами Центра (МВО, тыла ВДВ). Подвоза железнодорожным, речным (морским) транспортом не было. Часть грузов (палатки унифицированные и лагерные, обмундирование и обувь, инженерное имущество, масла и специальные жидкости, технические средства тыла, ремонтные комплекты к техсредствам по службам тыла) переправлялись воздушным транспортом, самолетами военно-транспортной авиации (Ил-76) с подмосковного военного аэродрома «Чкаловский» и Ивановского военного аэродрома «Северный» на аэродром боснийского города Тузла.

Заместитель командира бригады по тылу отправлял в штаб тыла ВДВ заявку на необходимые материальные средства. В течение месяца имущество, указанное в заявке получалось на базах центра и округа, подготавливалось к отправке (силами отдельного полка связи ВДВ) и самолетом переправлялось в Югославию. Решение на доставку грузов принимал Командующий ВДВ по согласованию с командованием ВТА. Грузы доставлялись посадочным способом самолетами типа Ил-76 в контейнерах ВАК-5. Организация приема материальных средств заключалась в следующем: в бригаде приказом командира был назначен офицер, отвечающий за прием грузов на аэродроме города Тузла; заранее выделялась команда для работ по выгрузке материальных средств, выделялась техника и боевое охранение автомобильных колонн; с вылетом самолета из Москвы автомобильная колонна, назначенная для приема грузов, отправлялась на аэродром города Тузла, расположенного на удалении 80 км от базового района бригады; с прилетом самолета происходил прием доставленных материальных средств по акту ф.4 и доставка их в бригаду; после приема материальных средств, в штаб тыла ВДВ отправлялось донесение ф.200 о полученных грузах. В дальнейшем, первый экземпляр акта приема ф.4 отправлялся в штаб тыла ВДВ.

Экономические расчеты показали, что доставка одного 5 тонного контейнера на территорию Югославии обходится в 50 тысяч долларов США, поэтому было принято решение часть материальных средств заготавливать на месте. Практически, по всем службам тыла были заключены договоры на закупку материальных средств и выполнение определённых видов услуг. Особенностью финансового обеспечения миротворческой операции явилось то, что за все материальные средства и все виды услуг, получаемые на месте по договорам необходимо было расплачиваться валютой не через банк, а наличными средствами сразу по мере оказания услуге. Начальник службы тыла, в составе комиссии, принимал материальные средства от местных поставщиков (горючее, продовольствие, белье из стирки), по заявлению на выдачу аванса получал деньги в кассе бригады (от 2 до 5 тысяч долларов США) и оформив счет-накладные, расплачивался с поставщиками. Затем оформлял авансовый отчет с приложением документов на получение материальных средств и сумма, полученная ранее в кассе бригады после утверждения отчета командиром бригады, списывалась с подотчёта.

Подвоз материальных средств включал ряд последовательно проводимых мероприятий: получение материальных средств от местных поставщиков; получение грузов доставляемых самолетами военно-транспортной авиации; подготовка материальных средств к передаче в батальоны; погрузка и доставка материальных средств в базовые районы батальонов, передача их получателям в базовых районах батальонов или напрямую на заставы и блок-посты (Милиджас, Спасоевичи, Челич, Баре, Вукасавцы) с последующим оформлением передачи через батальон. Очередность подвоза планировалась заместителем командира бригады по тылу при согласовании с начальником штаба бригады и зависела от важности выполняемой задачи или от направления сосредоточения основных усилий, местонахождения базового района батальона.

Так, КП 1 пдб находился в 30 км от КП бригады, а КП 2 пдб в 70 км, кроме того, базовый район 2 батальона, заставы, блок-посты полностью находились на территории агрессивно настроенного населения (боснийцев), поэтому в первую очередь подвоз осуществлялся 2 пдб. Для этой цели, как правило, использовался транспорт рмо бригады, в исключительных случаях порожний транспорт вмо батальонов. Периодичность подвоза, номенклатура материальных средств зависела от интенсивности их расхода в различной обстановке. Подвоз горючего и продовольствия осуществлялся раз в неделю, хлеба – один раз в два дня, замена белья –2 раза в неделю.

Основными транспортными средствами подвоза в бригаде являлись автомобили повышенной проходимости типа Урал-4320, которые использовались в горно-лесистой местности зоны конфликта. На равнинной части использовались автомобили типа КАМАЗ-5310. В зимний период для прохождения горных перевалов в состав колонн тыла включали колесные тягачи типа ТК-6М. Особенно напряженной работа транспорта подвоза становилась при осложнении обстановки. Возрастал расход материальных средств, а выезд колонн тыла в районы ответственности сокращался до минимума в целях предотвращения возникновения провокаций и нападения на наших военнослужащих. В таких случаях, создавалось надежное боевое охранение, в состав автомобильных колонн включались 2-3 единицы БТР-80, Р-142 Н, а также, в самых сложных ситуациях, привлекались вертолеты «Блэк Хок» из эскадрильи 1 МД армии США, которые сопровождали наши колонны в районы передачи материальных средств.

Особенностью организации управления тылом при проведении миротворческой операции в Югославии, явилось то, что в частях и подразделениях, командные пункты и пункты управления тылом размещались, как правило, совместно. Это позволило использовать средства управления КП в интересах тыла, и повысить надёжность системы управления тылом, поскольку штатные средства связи тыла обеспечивали лишь минимальный требуемый уровень управления.

Особенностями в организации работы служб тыла бригады при выполнении задач миротворческой операций стали следующие.

1. По продовольственной службе. Были заключены договоры на поставку продовольствия (хлеба, мяса, овощей, фруктов, минеральной воды, печенья, молочных продуктов и т.д) от местных поставщиков; приготовление пищи осуществлялось в базовом районе бригады на кухнях ПАК-200 и в последующем на стационарном оборудовании в помещении столовой; в базовых районах батальонов и рот пища готовилась на кухнях КП-125, КП-130, на заставах и блок-постах – на кухнях КП-20, МК-30, КО-75 в связи с чем увеличивалась потребность в запасных частях на вышеперечисленное оборудование ввиду интенсивной эксплуатации, а также возникла необходимость подготовки нештатных поваров-стрелков из расчёта 2 повара на взвод; обеспечение продовольствием осуществлялась согласно Приказа МО РФ от 1994 года № 395 по специальной норме с выдачей дополнительного питания (в сутки: минеральная вода – 1, 5 л, печенье - 50 г, молоко – 100 мл, мясо –100 г, сыр – 30 г, фрукты – 100 г). При приемке продуктов от местных поставщиков особое внимание уделялось проверке качества мяса – задача выполнялась ветеринарным врачом бригады; хранение скоропортящихся продуктов осуществлялось на бригадном продовольственном складе в прицепе-рефрижераторе «ALKA», хранение скоропортящихся продуктов на батальонных продовольственных складах было организовано в приспособленных помещениях с использованием холодильного оборудования типа ШХ-0, 5, хранение скоропортящихся продуктов на блок-постах и заставах осуществлялось в специально приспособленных помещениях и приспособлениях.

2. По вещевой службе. Стирка белья в первое время производилась в бригадном прачечном пункте, оснащённом МПП-2, 0. Однако в дальнейшем, из-за сложностей в техническом обслуживании и ремонте технических средств, а также в результате оценки экономической целесообразности выполнения задачи был заключен договор с местным прачечным предприятием пригорода Биелины. Личный состав при замене прибывал в бригаду полностью обеспеченный вещевым имуществом, в бригаде выдачи имущества по планам обеспечения не производилась, за исключением выдачи предметов которые пришли в негодность. Помывка производилась в базовом районе бригады в помещении, приспособленном для помывки личного состава, с применением дезинфекционно-душевых установок ДДА-66 и ДДП-2, по графику в течение шести дней в неделю. В базовых районах батальонов помывка осуществляется в помещениях приспособленных для проведения помывки личного состава с использованием ДДП-2 и ДДА-66. На заставах и блок-постах помывка осуществлялась с помощью простейших приспособлений, оборудованных в виде душевых кабинок. Ввиду интенсивного использования технических средств помывки (ДДП-2, ДДА-66) был значительно увеличен износ оборудования (резино-тканевые, резино-технические изделия, форсунки, инжекторы, котлы), что вызвало необходимость обеспечения запасными частями, а также повышение требований к технической подготовке обслуживающего персонала. Часть подразделений размещались в палатках унифицированных типа УСТ-56, УСБ-56, УЗ-68 (2 пдб, иср, подразделения управления 1 пдб) что повышение износа палаток и особенно такелажа.

3. По службе горючего. Получение горючего производилось от местных поставщиков на основании договора. Из Венгрии через Воеводину, Сербию транспортом поставщика в бригаду шли поставки дизельного топлива и автомобильного бензина. В базовом районе бригады, после проверки качества, из транспорта поставщика производилась перекачка горючего в транспорт бригады; резервуары на складе горючего не заглублялись, для повышения защитных свойств окапывались и обкладывались мешками с песком.

4. По медицинской службе. Медицинский пункт бригады был укомплектован по сокращенному штату отдельного медицинского батальона дивизии и имел весь комплект врачей-специалистов, способных оказывать квалифицированную врачебную помощь.

5. По квартирно-эксплуатационной службе. Мебель, инвентарь и имущество КЭС были привезены эшелонами в начале выполнения операции на весь срок операции. Заготовка дров осуществлялась из местных источников, по договорам с органами местной администрации. Оплата электроэнергии, воды и других коммунальных услуг производилась на основании договоров валютой, через бригаду, наличными средствами.

Особенностью работы тыла было и то, что должностные лица и органы управления тылом, командиры подразделений тыла должны были принимать соответствующие решения не только по вопросам тылового обеспечения, но и по организации боя, выполнения миротворческих функций, детально планируя и предусматривая мероприятия по защите, обороне, охране и маскировке объектов тыла. От офицеров тыла требовались знания возможностей штатного вооружения вверенных им подразделений, умения его применять, иметь соответствующую оперативно-тактическую и тактико-специальную подготовку.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.