Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-правовые основы миротворческих операций






 

Основная роль в регулировании взаимоотношений между государствами отводится Организации Объединенных Наций (ООН). Организация Объединенных Наций начала существовать с 24 октября 1945 года, после того как ее устав был подписан на конференции в Сан-Франциско представителями пятидесяти государств и ратифицирован Советским Союзом, США, Великобританией, Францией и Китаем. Уставом ООН устанавливаются права и обязанности государств-членов этой организации. В соответствии с уставом, ООН в своей деятельности преследует следующие цели: поддерживать международный мир и безопасность; развивать дружественные отношения между нациями на основе увеличения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам; быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Структурно ООН включает в себя следующие органы: Генеральную Ассамблею; Совет безопасности; Экономический и Социальный совет; Совет по Опеке; Международный суд; Секретариат. Главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности возлагается на Совет Безопасности. Совет состоит из 15 членов: пяти постоянных членов - России, США, Великобритании, Франции и Китая и 10 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок. Для принятия решений требуется девять голосов (2/3) при единогласии постоянных членов. В соответствии с Уставом все члены ООН подчиняются решениям Совета Безопасности и должны их выполнять. В то время как другие органы ООН имеют регламентированный статус.

Главной задачей ООН является поддержание международного мира и безопасности на основе политико-дипломатических средств мирного разрешения споров. К государству, нарушившему международное право, могут применяться принудительные меры военного или невоенного характера. Невоенные принудительные меры предусмотрены ст.41 Устава ООН и могут включить «полный или частичный разрыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений». В ответ на угрозу мира, нарушение мира или акт агрессии, в соответствии с главой 7 Устава ООН Совету Безопасности разрешается применять военные действия, если не удается поддержать или восстановить международный мир и безопасность иными средствами.

Применение военных действий в рамках ООН предусмотрено ст.42 Устава. Эта статья гласит: «Если Совет Безопасности сочтет, что меры, предусмотренные в ст.41 могут оказаться недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, которые окажутся необходимыми для поддержания или восстановлению мира и безопасности. Такие действия могут включить демонстрации, блокады и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов организаций». Применение Вооруженных сил допустимо и правомерно лишь в тех случаях, когда это делается по решению Совета Безопасности на основе выданного мандата. Их цель – заставить государство прекратить агрессию, привлечь его к ответственности.

Несмотря на отсутствие в Уставе ООН положений, определяющих сущность миротворческих операций, имеющийся практический опыт позволил выработать основные задачи при их проведении: наблюдение за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращении огня; содействие созданию безопасной обстановки в зоне ответственности путем обеспечения их видимого присутствия или обозначения зон ответственности; разъединение противоборствующих сторон; создание демилитаризованных зон враждующих сторон, предотвращение их перемещений и столкновений; создание условий для переговоров и других мероприятий по мирному урегулированию конфликтов, восстановлению законности и правопорядка, нормального функционирования государственных и общественных учреждений и организаций; установление фактов нарушений соглашений о прекращении огня, перемирия и проведения по ним расследования; контроль местности и действий населения в зоне ответственности, противодействие массовым беспорядкам, содействие обеспечению прав человека; контроль за ликвидацией фортификационных сооружений, заграждений и минных полей, установленных в зоне ответственности конфликтующими сторонами; охрана жизненно-важных объектов; принятие мер по обеспечению связи между конфликтующими сторонами и безопасности официальных встреч между ними на всех уровнях; контроль перевозок, пресечение противоправного ввоза и вывоза боевой техники, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; обеспечение безопасности транзита всех видов транспорта и функционирования коммуникаций; содействие налаживанию нормальных контактов между населением конфликтующих сторон и возвращение беженцев; содействие в оказании гуманитарной помощи гражданскому населению; участие в выполнении решений и рекомендаций Совета Безопасности ООН, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и иных международных организаций по мирному урегулированию конфликта.

Задачи миротворческих сил формулируются в мандате Совета безопасности ООН и в Соглашении о прекращении огня, достигнутом воюющими сторонами, и рассчитанном на снижение напряженности и вероятности новых столкновений. Стратегическое руководство Вооруженными силами, представленными в распоряжение Совета Безопасности, осуществляется Военно-штабным комитетом под руководством Совета Безопасности. Основные положения деятельности Военно-штабного комитета (ВШК), определяются Уставом ООН и включают: вопросы: командования Вооруженными силами, использования Миротворческих сил, обеспечения, связи и размещения. Все вопросы, относящиеся к руководству и командованию объединенными Вооруженными силами, должны решаться в Совете Безопасности при условии единогласия всех его постоянных членов. Государства, предоставившие воинские контингенты в распоряжение Совета Безопасности, имеют право участвовать в принятии решений об их использовании. Правовой основой участия Российской Федерации, как постоянного члена Совета Безопасности ООН, в миротворческих операциях являются нормы международного права: Устав ООН, решения Совета Безопасности и его Военно-штабного комитета, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а так же Устав содружества независимых государств и Соглашение глав государств СНГ о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира.

В основных положениях военной доктрины РФ указано, что наше государство считает возможным применять Вооруженные силы для проведения операций по поддержанию или восстановлению мира в соответствии с решением Совета Безопасности ООН или международными обязательствами. 23 июня 1995 года Президентом РФ был подписан закон «О порядке представления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности». Решение о направлении Вооруженных Сил России за пределы РФ для участия в любых операциях по поддержанию мира принимается Президентом России, на основании постановления Совета Федераций. Президент России информирует Совет Федерации и Государственную Думу о принимаемых им решениях по использованию воинских формирований, их задачах, общей численности, о типе и составе вооружений, подчиненности, сроке пребывания или порядке его продления, порядке замены и об условиях вывода, а также об устанавливаемых дополнительных гарантиях и компенсации военнослужащим и членам их семей. Совет Федерации принимает постановление об использовании ВС России в миротворческих операциях. Военнослужащие, направляемые для участия в миротворческой деятельности, комплектуются на добровольной основе, и только теми, кто проходит военную службу по контракту. Перед отправкой они должны пройти предварительную специальную подготовку. В целях специальной подготовки и участия военного персонала в миротворческой деятельности формируется специальный воинский контингент в составе ВС РФ. Порядок его формирования, состав и численность определяется Президентом РФ.

Миротворческие силы России могут быть задействованы в разрешении вооруженного конфликта на основе межгосударственных соглашений в следующих случаях: как третья нейтральная сторона – посредник (Приднестровский регион республики Молдова, Южная Осетия, Грузия); в составе коллективных миротворческих сил СНГ (республика Таджикистан); в составе Коллективных сил по поддержанию мира (Абхазия); под эгидой ООН, ОБСЕ, других региональных организаций (бывшая Югославия). Общее руководство миротворческими операциями, проводимыми на территории СНГ с участием ВС РФ, осуществляется Советом глав государств – участников СНГ в сочетании с контролем со стороны ООН или ОБСЕ.

Подготовка и оснащение воинских формирований, направляемых для участия в миротворческой деятельности, производится за счет средств федерального бюджета, выделяемого на оборону. Расходы на содержание военного персонала миротворческих сил предусматривается в федеральном бюджете отдельной статьей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.