Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Министерства и государственные комитеты Республики Беларусь и их роль в осуществлении государственного управления.






На сегодняшний день структура органов государственного управ­ления сформирована в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 05, 05.2006 г. № 289 «О структуре Правительства» и вклю­чает.: - 24 министерства и 9 государственных комитетов. В систему функциональных органов управления входят: Мин экономики; Мин финансов; Мин труда и социальной защиты; Мин по налогам и сборам; Национальный статистический комитет; Государственный комитет по имуществу; Государственный комитет по стандартизации. Отраслевыми республиканскими органами управ­ления являются: Мин промышленности; Мин энергетики, Мин сельского хозяйства и продовольствия; Мин связи и информатизации; Мин природных ресурсов и охраны окружающей среды; Мин лесного хозяйства; Мин транспорта и коммуникаций; Мин архитектуры и строительства. Республиканскими исполнительными и распорядительными органами управления социальной сферой являются: Мин труда и социальной защиты населения; Мин образования; Мин здравоохранения; Мин культуры; Мин информации; Мин спорта и туризма; Мин торговли; Министерство жилищно-коммунального хозяйства; Министерство архитектуры и строительства; Государственный комитет по науке и технологиям. Административно-политическая сфера: Мин внутренних дел; Мин иностранных дел; Мин обороны; Мин юстиции; Мин по чрезвычайным ситуациям; Комитет государственной безопасности; Государственный таможенный комитет; Государственный военно-промышленный комитет; Государственный пограничный комитет; Следственный комитет. Сформированная и действующая система республи­канских исполнительно-распорядительных органов обеспечивает комп­лексное и всестороннее государственное управление жизнедеятель­ностью общества

22.22.22Общая характеристика основных отраслей права. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право.

Все отрасли права, по своему содержанию могут быть разделены на отрасли материального права и на отрасли процессуального права. Материальное право - это совокупность правовых норм, регулирующих содержательную сторону общественных отношений. К отраслям мат. права относятся конституционное, уголовное, административное, гражданское, исправительно-трудовое, финансовое, земельное, семейное, трудовое, аграрное право. Нормы указанных отраслей права непосредственно регулируют управленческие, имущественные, трудовые, семейные и т.д. отношения. Процессуальное право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления и защиты норм материального права. К отраслям проц. права относятся уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, а с некоторых позиций - и конституционно-процессуальное, и административно-процессуальное право. Частное право - совокупность отраслей права, регулирующих отношения, обеспечивающие частные интересы граждан и негосударственных объединений. Речь идет здесь прежде всего об имущественных и личных неимущественных отношениях. К частному праву относятся прежде всего гражданское, торговое), семейное право. Публичное право - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, публичный, общегосударственный интерес. К публичному праву относятся, например, конституционное, уголовное, административное право. Для публичного права характерен метод централизации (субординации, власти-подчинения), для частного права - метод децентрализации (координации, автономии, равноправия). Нормы публичного права как правило императивны, их содержание не может быть изменено по воле участников.

 

Билет 23 Лидерство как социальное явление. Политическое лидерство: концепции, типология и функции.

Лидерство - сложное, многоаспектное явление, включающее в себя механизм взаимодействия лидера и его последователей. Политический лидер - это личность, наделенная управленческим статусом и властной должностью, оказывающая постоянное влияние на группу, организацию, общество в целом. Концепции: 1) Теория черт (Ф.Гальтон) Последователи: Э.Богардус, К.Бирд. Лидерство обусловлено специфическими индивидуальными качествами человека, наличие которых и способствует выдвижению человека на лидирующие позиции.Основные черты: чувство юмора, такт, способность привлекать к себе внимание, энергию, ум и характер, инициативность, острый ум, чувство юмора, энтузиазм, компетентность и др. Близость лидера к среднему уровню интеллекта в группе.

2) Ситуационная теория лидерства. Лидер- продукт определенной ситуации. Теория недооценивает активность лидера, делает его инструментом обстоятельств, упускает из виду то, что лидер и сам может оказывать влияние на события. 3) Интегративная (синтетическая) теория лидерства. лидерство многофазное понятие: 1) характер самого лидера, его происхождение, способ выдвижения; 2) свойства окружения лидера, его последователей и оппонентов; 3) взаимосвязь между лидером и его сторонниками, противниками; 4) конкретную ситуацию, в которой лидерство осуществляется. Типы и функции лидеров. Общепризнанной и сохраняющей свою актуальность является типология лидерства, предложенная М.Вебером. Классификационным признаком в ней выступают основания легитимности власти тех или иных политических лидеров: 1)Традиционное лидерство - механизм традиций, ритуалов и т.д.. Право на господство приобретается в силу своегопроисхождения (правление вождей, старейшин, монархов). 2)Рационально-легальное- опирается на представление о разумности, законности избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основывается на правовых нормах, признанных всем обществом. Компетенция носителя власти очерчивается законами. 3) Харизматическое лидерство основано на вере в в качества отдельной личности, харизму. Функции лидерства: 1) аналитическая - изучение политической жизни, разработка программы и т.д. 2) Новаторская - разработка инновационных концепций, направленных на решение актуальных социальных проблем; 3)интегративная - согласование и объединение различных групп ин тересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов; 4)организаторская - мобилизация масс на реализацию политических программ и целей, контроль за ходом преобразований; 5)коммуникативная - обеспечение устойчивой связи между властью и различными социальными группами; 6)функция гаранта справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.

 

23.23.Органы местного управления Республики Беларусь, уровни, структура и их полномочия.

Деятельность органов местного упр. основывается на Конституции РБ и Законе РБ от 04.01.2010 г. № 108-3 «О местном упр. и самоупр. в РБ».

З-н «О местном управлении…»: местное упр. -форма организации и деятельности местных исполнительно-­распорядит. органов для решения вопросов местного значения исходя из общегос. интересов/интересов граждан. Уровни: областным - органы упр. и самоупр. областей и г. Минска; базовым - органы упр. и самоупр. городов областного подчинения, районных центров; первичным - органы упр. и самоупр. сел, поселков и городов районного подчинения. Органы местного упр. представлены исполкомами соответств. уровня и местной администрацией на терр. района в городе. Исполнительные комитеты областного уровня и Мин. гор. комитет возглавляет Председатель, назначаемый и освобождаемый Президентом и утверждаемый в должности соответству­ющим Советом. Председатели исполкомов базового уровня назнача­ются на должность и освобождаются от должности Председателем облисполкома при согласии Президента и утверждаются соответствующим Советом. На первичном уровне депутаты избирают Председателя Совета, который одновременно по должности является Председателем исполкома.Област. и Минск. гор. исполкомы подотчетны и подконтрольны Президенту и Сов. Министров по вопросам, входящим в компетенцию Правительства, исполкомы базового, первичного уровней и местные администра­ции - Президенту РБ и вышестоящим исполкомам. Исполком отчитывается о своей деятельности перед соответствующим Советом по вопросам, отнесенным к его компе­тенции, не реже одного раза в год.Исполнительно-распорядительные органы областного уровня и Мингорисполком тесно взаимодействуют с министерствами и комитетами, так как имеют в своем составе структуры двойного подчинения, функционирующие по линии министерство-облиспол­ком (например комитеты по экономике). Облисполкомы взаимодействуют с райисполкомами. Принцип такого взаимодействия: вертикальная интеграция при четком разграничении функций и полномочий. Полномочия. Исполкомы: в финансово- экономической сфере разработка схем управления местным хозяйством и комму­нальной собственностью; разработка проектов программ эконом. и социального развития и реализация мер по их осуществлению; распоряжение коммунальной собственностью и контроль за ее использованием в порядке, установленном законодат-вом; формирование местного бюджета и его исполнение; организация получения доходов местного бюджета и их исполь­зование по целевому назначению; принятие решений о выпуске местных ценных бумаг и про­ведении аукционов; решение вопросов создания, реорганизации и ликвидации пред­приятий, организаций, учреждений и объединений коммунальной собственности; заключение договоров с физ. и юр. лицами. В сфере коммунального обслуживания, благоустройства и охраны окружающей среды, развития транспорта, связи, дорожного строительства, санитарного состояния населенных пунктов, природополь­зования и др. В социальной сфере к полномочиям местных исполнительных комитетов относятся вопросы охраны здоровья, образования, соци­ального и культурного обеспечения, организации помощи неимущим, престарелым, инвалидам, торгового, бытового и иного обслуживания граждан на соответствующей территории и др.Исполкомы ответственны за обеспечение закон­ности и общественной безопасности на соответствующей территории, охраны общественного порядка и защиты прав граждан. В пределах своей компетенции они имеют право отменять реше­ния руководителей нижестоящих органов местного управления, при­нятых с нарушениями законодательства РБ или про­тиворечащих решениям Совета и исполкома.В систему органов исполнит. власти входят местные администрации с правами юр. лица, которые подчиняются горисполкому. Глава местной администрации назначается на должность и осво­бождается от должности Председателем горисполкома с согласия Президента. Структура и штатная численность местной администрации утверждается горисполкомом. Полномочия: распоряжение коммунальной собственностью города; организация получения бюджетных доходов и осуществле­ние контроля за их целевым использованием; внесение на рассмотрение Советов, городских исполнительных комитетов предложений по всем вопросам местного значения и участие в их рассмотрении; организация работы органов территориального общественного самоуправления, обеспечение выполнения решений собраний упол­номоченных представителей граждан соответствующей территории; рассмотрение обращений граждан и принятие соответству­ющих решений; организация строительства и ремонта жилищного фонда, дорог, контроль за содержанием улиц, кварталов, придомовых территорий; содействие созданию и функционированию предприятий по обслуживанию населения соответствующей территории; решение вопросов, связанных с укреплением общественного порядка; решение вопросов трудоустройства, образования, профессиональ­ной подготовки, социально-культурного, медицинского, торгового, транс­портного, бытового и иного обслуживания граждан, проживающих на соответствующей территории, в пределах и порядке, установлен­ных законодательством Республики Беларусь, и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.