Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образ ученика и учителя инновационной школы






 

Многие образовательные учреждения в той или иной степени работают в инновационном режиме. Однако имеющиеся данные свидетельствуют о том, что педагоги недостаточно готовы к при­нятию и реализации нововведений — это значительно снижает результативность вводимых в образовательный процесс новшеств.

Проведенные исследования (Н. Ю. Посталюк) показали, что феномен готовности к нововведениям представляет такое лично­стное проявление творческого стиля деятельности педагога, в ко­тором своеобразно сочетаются антиконформизм интеллекта, лич­ностная направленность (стремление, потребность реализовать новые педагогические идеи), практические умения осуществлять новые способы и формы профессиональной деятельности. Этот аспект творческой педагогической деятельности можно условно назвать «вторичным творчеством», без которого, конечно, не может быть в полной мере реализовано творчество «первичное» (идея, проект, теоретическое решение проблемы).

Обобщенные планируемые образовательные результаты обуче­ния обозначим в виде образа ученика школы личностной ориен­тации — инновационной по отношению к массовой школе. Такой ученик характеризуется следующими параметрами:

- знает свои индивидуальные особенности, черты характера, наиболее оптимальные темпы и формы занятий каждым из учеб­ных предметов;

- имеет опыт реализации своих наиболее творческих способно­стей в форме выполнения и защиты творческих работ, проведе­ния конкурсов, праздников, олимпиад и т.д.;

- осознает и умеет пояснить свои цели занятий тем или иным предметом, отчетливо понимая, зачем он ходит в школу и в чем себя реализует;

- умеет поставить учебную цель в заданной области знаний или деятельности; составить план ее достижения; выполнить план, ис­ходя из своих индивидуальных особенностей; получить и осознать свой результат; сравнить его с аналогичными результатами одно­классников; произвести рефлексию и самооценку своей деятель­ности;

- имеет личностное понимание смысла каждого из изучаемых предметов; владеет базовыми знаниями, умениями и навыками; ориентируется в основных учебных предметах, проблемах соот­ветствующих наук и искусств;

- имеет личностные результаты образования, отличающиеся от федеральных и региональных образовательных стандартов глуби­ной, тематикой, наличием мнения, отличного от общепринятого;

- способен обозначить свое понимание (или непонимание) по любым возникающим вопросам; умеет понять и оценить иную точку зрения, вести диалог или спор;

- является носителем культурных норм и традиций, прожитых и усвоенных им; умеет аргументировать свои знания и получен­ные результаты;

- умеет определять свои действия в ситуациях выбора; обладает раскованностью мыслей, чувств и движений, одновременно уме­ет выдерживать нормы поведения, которые задаются в школе и (или) семье;

- имеет достойную цель в жизни, умеет выстроить свои даль­нейшие планы обучения на перспективу.

Из приведенного выше образа ученика следуют требования к профессиональным качествам учителя-инноватора личностно ориентированной школы, который:

1)диагностирует индивидуальный личностный потенциал уче­ников;

2)выявляет личностные особенности учеников в каждой кон­кретной образовательной области;

3)уточняет фундаментальные образовательные объекты, свя­занные с ними проблемы и другие элементы образовательной программы личностно ориентированного типа;

4)отбирает культурные аналоги предполагаемым и уже проде­монстрированным продуктам ученической образовательной дея­тельности;

5)обеспечивает реализацию индивидуального набора личност­ных качеств и ролей каждого ученика в обучении;

6) организует и отслеживает технологию движения учеников по их индивидуальным образовательным траекториям;

7) фиксирует изменения в личностных качествах учеников и степень реализации их внутреннего потенциала, а также внешнюю образовательную продукцию учащихся (портфолио).

Чтобы обладать необходимыми личностно-профессиональными качествами, требуется специальная подготовка. По мнению В.А.Сластёнина[88], формирование готовности учителя к иннова­ционной деятельности предусматривает:

- сознательный анализ на основе мотивов и диспозиций педа­гогической деятельности;

- критическое отношение к педагогическим нормативам;

- рефлексию и построение системы смыслов (смыслотворчество);

- открытость среде и профессиональным новшествам;

- творчески преобразующее отношение к миру, выход за пре­делы нормативной заданное™;

- стремление к самореализации, воплощению в профессио­нальной деятельности своих намерений и образа жизни;

- субъективирование элементов содержания в личностно-смысловое содержание, т. е. наделение личностным смыслом.

Как видим, для участия в педагогических нововведениях учи­тель должен приобрести опыт выявления и формирования субъект­ного опыта организации инновационной педагогической деятель­ности. По мнению И. И. Цыркуна, максимальную креативность пе­дагог приобретает в позиции инноватора при реализации иннова­ционной модели предписания, предполагающей следующие пра­вила: самодиагностику; изучение реального процесса обучения; описание и объяснение явлений; выявление инновационной про­блемы; проектирование нового курса обучения; конструирование нового курса обучения; составление программы и сценария по его осуществлению; экспериментирование и оценку эффективно­сти нововведения; защиту и распространение нововведения[89].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.