Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Замещающая искупление другого






Вина и ее искупление нередко передаются от одного члена семьи к другому. В таких случаях ребенок или партнер поступает по принципу «Лучше я, чем ты». Они принимают на себя вину и ее последствия, если другие члены семьи не решаются на это.

Участница одной из наших групп рассказала нам о том, что вместо того, чтобы заботиться о своей старой матери, она отправила ее в дом престарелых. Через несколько дней после этого одна из ее дочерей заболела анорексией, начала носить только темную одежду и ходить в дом престарелых, чтобы заботиться о старых людях. Но никто в семье, включая саму девушку, не понял, что между этими двумя событиями существует какая-то связь.

Болезнь из-за отказа принять собственных родителей

Еще одной причиной, ведущей к тяжелым заболеваниям, является отказ ребенка принимать собственных родителей такими, какие они есть, и уважать их как родителей. В подобных случаях дети поднимаются над земными принципами, считая себя лучше остальных, избранными Небом или чем-то Высшим. Например, больные раком иногда предпочитают умереть, чем поклониться матери или отцу.

Уважение родителей соответствует уважению Земли

Когда мы верим в Небо, мы иногда считаем, что с его помощью нам удастся подняться над Землей и родителями.

Следует знать, что уважение родителей равноценно уважению Земли. Уважать родителей — значит принимать и любить их такими, какие они есть, а уважать Землю — значит принимать и любить ее такой, какая она есть, вместе с жизнью и смертью, здоровьем и болезнями, началом и концом. Признание этого принципа является истинной религией, то есть тем, что когда-то называлось самоотречением и набожностью. Мы ощущаем это как состояние крайнего освобождения от собственного «Я», благодаря которому мы становимся способными брать и отдавать все с любовью.

Приведу пример. Эту историю можно было бы назвать «Два рода счастья», но я назову ее «Неосуществленное».

Неосуществленное

Монах, искавший истину,

о милостыни попросил

на рынке у торговца.

Торговец же, монаха смерив взглядом

и подаяние протянув, спросил:

«Почему ты просишь у меня чего-то,

в чем у тебя нужда, меня считая

и образ жизни, что я веду, столь низким?»

Ответ монаха был:

«То Абсолютное, на что направлен поиск мой,

имеет ценность гораздо большую,

чем остальные вещи все под солнцем».

Торговец все же продолжал:

«Но если это Абсолютное и вправду существует,

то разве может быть оно чем-то,

что человек искать способен или найти,

словно лежит оно в конце какой-нибудь дороги?

И разве можно было бы пойти к нему,

найти и захватить,

как будто есть оно одно

средь множества других вещей

...и даже больше их?

И разве можно, наоборот, прочь от него уйти,

и меньше, чем другие, быть им несомым

или же менее служить ему?

Ответ монаха был:

«Абсолютное найдет лишь тот,

кто отречется от того близкого,

что окружает нас, и настоящего».

Торговец продолжал:

«Но если Абсолютное и вправду существует,

то это значит, что оно всем близко,

хотя и скрыто так,

как в каждом Осуществленном

Неосуществленное сокрыто,

а в Настоящем каждом - и Предыдущее и Будущее,

В сравнении с Осуществленным то,

что познаем мы, временно и ограниченно,

нет, как нам кажется, у Неосуществленного границ

подобно Настоящему, в сравненьи с тем,

откуда мы берем свое начало, и с тем, к чему стремимся.

Но все же открывается Неосуществленное для нас

в Осуществленном так,

как Прошлое и Будущее нашев Настоящем».

Но торговец, подумавши, сказал:

«Если действительно существует Абсолютное,

тогда оно, по-моему, скрыто в проявляющихся феноменах,

подобно каждому Осуществленному,

в котором скрывается еще не осуществленное,

или каждому Настоящему,

в котором скрыты предыдущее и последующее мгновения.

В сравнении с Осуществленным,

переживаемым в отмеренные сроки

и ограниченным воспринятой реальностью,

Неосуществленное нам мнится безграничным...

сродни всему, что породило нас,

сродни тому, к чему мы все стремимся,

что кажется нам беспредельным

в сравненьи с нашим нынешним существованьем.

Но Неосуществленное мы зрим в Осуществленном,

подобно Прошлому и Будущему, раскрытыми

для нас в мгновенье настоящем.

Неосуществленное подобно ночи

и подобно смерти,

подобно бессознательному началу,

и открывает нам глаза

в Осуществленном на короткий миг,

подобно молнии.

Поэтому Абсолютное приближается к нам

лишь в близком и сияет только...

сейчас!»

Тогда спросил монах:

„Коль твои слова правдивы,

что делать нам

тебе и мне?»

Торговец произнес:

„Нам остается,

на некоторый срок... Земля».

Расстановка:

«Я последую за тобой»

Б.Х.: По-моему, теме данной конференции не будет противоречить, если мы сосредоточимся прежде всего на работе с участниками, страдающими смертельными болезнями или склонными к самоубийству.

(Обращаясь к Астрид, сидящей в инвалидном кресле): От какой болезни

ты страдаешь?

Астрид: У меня диабет, поэтому мне регулярно проводят диализ, кроме того, мне уже сделали пересадку одной почки.

Б.Х.: Я постараюсь применить все свои знания в работе с тобой, и если ты поможешь мне лучшей половиной своей души и лучшей половиной души своих матери и отца, мы, возможно, найдем то, что поможет тебе. Ты согласна? Хорошо. Начнем с того, что ты расскажешь мне кое-что о ситуации в своей семье. Происходили ли в ней какие-то особенно важные события? Например, ранняя смерть или самоубийство кого-то

из ее членов.

Астрид: После меня у моей матери родился еще один, третий ребенок, который умер через три дня после рождения.

Б.Х.: Это важно, так как на подобное событие другие дети в семье очень сильно реагируют. Произошло ли еще что-то, кроме этой смерти?

Астрид: Я заболела диабетом, когда умер от рака мой дедушка. Он жил вместе с нами.

Б.Х.: Он был отцом твоей матери или отца?

Астрид: Моей матери.

Б.Х.: Случилось ли еще что-то особенное в родительской семье твоей матери? Например, чья-то ранняя смерть?

Лстрид: Брат моей матери умер во время войны от дифтерии, когда ему было четырнадцать.

Б.Х.: Был ли кто-то из твоих родителей или их родителей замужем или женат, или же имел серьезные отношения с кем-либо до брака?

Астрид: Нет.

Б.Х.: Сейчас мы расставим эту семейную систему с помощью участников нашей группы. Нам нужны исполнители ролей отца и матери. Их первый ребенок был мальчиком или девочкой?

Лстрид: Мальчиком.

Б.Х.: А второй ребенок?

Астрид: Это я.

Б.Х.: Твою роль тоже будет играть участница группы. А умерший ребенок?

Астрид: Это была девочка.

Б.Х.: И для нее выберем исполнительницу. Отчего умер этот ребенок?

Астрид: Это осталось невыясненным.

Б.Х.: Что ты имеешь в виду?

Астрид: Мать мне рассказала, что ребенок ничего не ел. Больше я ничего не знаю.

Б.Х.: Значит, она умерла от голода?

Астрид: Это все, что они мне сообщили. А вообще об этом ребенке в нашей семье всегда умалчивали.

Б.Х.: Твои родители упрекали друг друга в ее смерти?

Астрид: Они никогда не упоминали этого ребенка.

Рис. 24.1:

О - отец; М - мать; 1 — первый ребёнок, сын; 2второй ребенок, дочь (Астрид); +3 — третий ребенок, дочь, умершая через три дня после рождения.

Б.Х.: Хорошо. Расставь исполняющих роли членов своей семьи. Ты в состоянии встать и сделать это сама?

Астрид: Да.

Б.Х.: Тебе известно, как это делается?

Астрид: Нет.

Б.Х.: Ты должна взять за плечи каждого и попытаться расставить их по отношению друг к другу таким образом и на те места, которые им сейчас, на твой взгляд, соответствуют — до тех пор, пока у тебя не появится впечатление, что констелляция отражает реальное положение. Все это ты должна делать спонтанно, в соответствии со своими чувствами. В конце ты должна еще раз все проконтролировать, и тогда можешь снова сесть.

Б.Х.: Как чувствует себя отец?

Отец: Я словно защемлен между этими двумя и чувствую за спиной какую-то угрозу; это действительно что-то ужасное. Мне очень хочется повернуться и посмотреть туда.

Б.Х.: Как чувствует себя мать?

Мать: Очень многое из того, что находится у меня за спиной, остается для меня непонятным. Это что-то очень массивное.

Б.Х.: Как чувствует себя сын?

Первый ребенок: Я чувствую очень тесную связь с моей сестрой, но родители слишком далеко от меня.

Б.Х. (участнице, играющей роль Астрид): Как чувствует себя старшая дочь?

Второй ребенок: У меня такое впечатление, что мои родители усиленно рассматривают меня. Хорошо, что они так далеко от меня.

Б.Х.: Как чувствует себя умерший ребенок?

Третий ребенок: Я никого не узнаю, и у меня такое впечатление, будто я не принадлежу к этой группе.

Б.Х.: Сейчас я переставлю умершего ребенка так, что все смогут его видеть.

Рис. 24.2

Б.Х: Что изменилось у родителей?

Отец: Я чувствую себя гораздо свободнее, несмотря на то, что нахожусь еще слишком близко к жене. Но мне сейчас легче дышать.

Б.Х.: Как чувствует себя мать?

Мать: Я чувствую облегчение.

Второй ребенок: Мне тоже лучше.

(Обе сестры улыбаются друг другу.)

Б.Х.: Что это было?

Второй ребенок: Мне приятно, что и она здесь.

Б.Х. (группе): Сейчас у меня возникают разные впечатления. Первое: мать хотела бы покинуть семью и последовать за своим умершим ребенком. Вторая картина: старшая дочь пытается это предотвратить собственным уходом. И третья картина: старшая дочь тоже хочет последовать за своей умершей сестрой. Вы, конечно, заметили, как они понимают и любят друг друга?

(Сестры снова улыбаются друг другу.)

Б.Х.: Видите? Они не могут этого скрыть!

(Смех в группе.)

Б.Х.: Я вижу, что вы это тоже заметили. Сейчас я поставлю мать рядом с отцом.

Рис. 24.3

Б.Х.: Как вы себя сейчас чувствуете?

Отец: Меня тянет вправо.

Б.Х.: Возможно, что отец хочет уйти. То, что находится вне системы, тянет его из нее. Встань рядом с умершей дочерью и скажи мне, как ты себя там чувствуешь.

Отец: Мне здесь хорошо.

Б.Х. (Астрид): Что особенного случилось в родительской семье твоего отца?

Астрид: Его младший брат умер во время войны от воспаления легких.

Б.Х. (отцу): Встань обратно рядом с женой. А я сейчас добавлю в расстановку твоего умершего младшего брата.

Рис. 24.4:

+БО — брат отца, умерший в возрасте четырнадцати лет.

Б.Х. (отцу): Что для тебя изменилось?

Отец: Сейчас мне хорошо, так как меня больше не тянет вправо. (Остальные члены семьи не почувствовали никакого изменения.) Б.Х. (группе): По-моему, отец внутренне говорит этому умершему брату: «Я последую за тобой!»

А как чувствует себя сейчас мать?

Мать: Мне все же кажется, что что-то изменилось, когда сюда пришел его брат. Прежде, когда я стояла рядом с мужем, у меня было впечатление, что чего-то не хватает. Сейчас эта ситуация изменилась. Но его брат не должен стоять слишком близко.

Б.Х.: Конечно. Ведь иначе жена потеряет мужа. (К Астрид): Тебе хочется сейчас встать на свое место в расстановке? Как назвали твою умершую сестру? Астрид: Мария.

Б.Х.: Посмотри на нее и скажи: «Дорогая Мария!» Астрид: Дорогая Мария! Б.Х.: Повтори еще раз. Астрид: Дорогая Мария! (Длинная пауза.)

Б.Х.: Скажи ей: «Я последую за тобой!» Астрид: Я последую за тобой! Б.Х.: «С любовью!» Астрид: С любовью! Б.Х.: Повтори еще раз! Астрид: Я последую за тобой с любовью! Б.Х.: Это правда? Астрид: Да. Б.Х.: Как чувствует себя при этом умершая сестра?

Третий ребенок: Не совсем хорошо. Б.Х.: Я так и думал. Третий ребенок: Она мне не нужна.

Б.Х. (группе): Здесь приходит конец иллюзиям пациентки. (КАстрид): Сейчас я отниму у тебя сестру и поведу ее туда, где ее настоящее место.

(Участнице, играющей роль умершей сестры): Сядь на пол перед обоими родителями и прислонись к ним спиной.

Рис. 24.5

Б.Х. (участникам, играющим роли родителей): Положите нежно одну руку ей на голову. Одновременно!

Как чувствует себя сейчас ребенок?

Третий ребенок: Мне лучше.

Б.Х: Как чувствуют себя родители?

(Оба улыбаются друг другу и кивают, показывая, что у них сейчас все хорошо.)

Б.Х. (Астрид): Скажи своей сестре: «Дорогая Мария!»

Астрид: Дорогая Мария!

Б.Х.: «Вот твое место».

Астрид: Вот твое место.

Б.Х.: «А я останусь здесь». Открой глаза.

Астрид: А я останусь здесь.

(Длинная пауза.)

Б.Х.: Дыши глубоко! Посмотри на мать и скажи ей... Как ты ее называла в детстве? Астрид: Мама.

Б.Х.: Скажи ей: «Дорогая мама!» Астрид: Дорогая мама! Б.Х.: «Я остаюсь здесь».

Астрид: Я остаюсь здесь. (Она взволнована и начинает плакать.)

Б.Х.. Это хорошо. Посмотри на нее и скажи с любовью: «Дорогая мама!»

(Астрид медлит.)

Астрид: Дорогая мама! (Всхлипывает.)

Б.Х.: «Я остаюсь здесь».

Астрид: Я... Я... Я...

Б.Х.: «Я остаюсь здесь».

Астрид: Я остаюсь здесь.

Б.Х: Повтори эту фразу ровным голосом: «Дорогая мама!»

Астрид: Дорогая мама, я остаюсь здесь.

Б.Х.: Посмотри сейчас на отца! Как ты его называла?

Астрид: Папа.

Б.Х.: Скажи: «Дорогой папа!»

Астрид: Дорогой папа!

Б.Х: «Я остаюсь здесь».

Астрид: Я остаюсь здесь.

Б.Х.: Тебе легче сказать эту фразу отцу. Посмотри еще раз на мать. Сейчас мы вместе подойдем к матери. Встань рядом с ней.

Рис. 24.6

Б.Х.: Посмотри на мать и скажи ей: «Дорогая мама!» Астрид: Дорогая мама! Б.Х.: «Я остаюсь здесь».

Астрид: Я остаюсь здесь. (Сейчас ее голос звучит решительно.) Б.Х.: Да, точно так и нужно произносить эту фразу. Повтори ее еще раз!

Астрид: Дорогая мама, я остаюсь здесь.

Б.Х. (матери): Обними ее. Обеими руками!

(К Астрид): Скажи: «Дорогая мама, я остаюсь здесь».

Астрид (громко): Дорогая мама, я остаюсь здесь.

20 — 1463

Б.Х.: Да, точно так! «Дорогая мама, я остаюсь здесь».

Астрид: Дорогая мама, я остаюсь здесь. (Всхлипывает.)

Б.Х.: Дыши глубоко и выдыхай воздух с силой! Вдох и выдох должны быть глубокими!.. Да, точно так. А сейчас повтори снова, спокойным голосом: «Дорогая мама!»

Астрид: Дорогая мама!

Б.Х.: «Я остаюсь здесь».

Астрид: Я остаюсь здесь.

Б.Х. (группе): Она произносит эту фразу спокойно. Только сейчас она сделала это правильно и достигла полной силы высказывания.

(К Астрид): «Дорогая мама, я остаюсь».

Астрид: Дорогая мама, я остаюсь.

Б.Х.: Да, сейчас ты правильно произнесла эту фразу. Но будешь ли ты теперь и жить в соответствии с ней? Посмотри на мать! Посмотри ей в глаза и скажи: «Я сделаю то, что сказала».

Астрид: Я сделаю то, что сказала.

Б.Х.: Хорошо. Это все.

(Б.Х. помогает Астрид вернуться на свое место. Участница, сидящая рядом с Астрид, обнимает ее одной рукой. Тогда Б.Х. говорит участнице: «Нет, нет. Это может нарушить процессы, протекающие сейчас в ее душе. Она может защитить сама себя лучше, чем кто-либо другой. Твое утешение только отвлечет ее внимание».)

Б.Х. (группе): После такой работы мне надо отдышаться...

Я думаю, мы все видели, какие здесь действуют энергии, ведущие к болезни, а также какая сила необходима для того, чтобы найти переход от болезни к лечению. Та же любовь, что привела к болезни, и избавляет пациентку от нее. Только сейчас цель этой любви другая, хотя любовь остается прежней. Если кому-то из вас хочется что-то добавить или задать какие-то вопросы для уточнения, можете сделать это сейчас.

Один из участников: Не осталось ли чего-то невыясненного в отношении отца? Он ведь тоже хотел последовать за кем-то?

Б.Х.: Важный принцип нашей работы состоит в том, что терапевт не делает больше, чем необходимо пациенту. Астрид не нужно больше того, что мы сделали. В процессе расстановки это стало ясным. Когда я вижу это, я прекращаю сеанс терапии, иначе происходит потеря энергии. При достижении высшей точки работы необходимо остановиться — никакой проработки или дополнительных вопросов, вроде: «Как ты себя сейчас чувствуешь?». Это только лишило бы пациента сил. Ты это понимаешь?

Участник: Да.

Четыре месяца спустя я получил от Астрид следующее письмо:

«... Уже много дней и даже недель я очень хочу сообщить Вам об изменениях в моей жизни, происшедших со дня расстановки моей

семьи. Но все еще остается внутренний страх и внутренний барьер, мешающий мне осуществить эти изменения. Самый очевидный успех моей работы с Вами отразился в непосредственном прерывании целой цепи инфекционных заболеваний почек и мочевыводящих путей, продолжавшихся у меня годами. Для меня это значит гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Эти инфекционные заболевания не только чуть не стоили мне потери пересаженной почки, но и могли бы послужить причиной моего согласия на еще одну сложную и опасную операцию, исход которой был очень сомнительным.

Фраза «Я остаюсь», которую я вначале произносила по отошению к матери с определенным упрямством, принесла мне сейчас освобождающую уверенность в том, что мне все же позволено продолжать жить. '

Системно-семейные переплетения, отражающиеся во фразах «Я последую за тобой» и «Лучше я, чем ты» и неоднократно переплетающиеся в моей семье и создавшие в ней сложную сеть связей, растворились в моем сознании и лишились своей силы в отношениях между мной и моей умершей младшей сестрой. Сейчас я обладаю свободой, позволяющей положить конец цепи болезней с их усиливающимися симптомами. Постоянное скрытое желание покончить жизнь самоубийством потеряло свое «заводное устройство» и оправдание в моих глазах...»

Расстановка:

Мать следует за своим

умершим ребенком-инвалидом

Б.Х.: Какой проблемой ты хочешь заняться?

Бруно: Я чувствую себя несвободным и не знаю, в каком направлении должен идти.

Моя мать умерла четыре года назад во время похода в горы с моим отцом.

Б.Х.: Это был несчастный случай?

Бруно: Она сорвалась вниз. Этот несчастный случай, по-моему, связан с тем, что у моего отца тогда уже в течение долгого времени была связь с другой женщиной, которая работала в той местности. Отец рассказал мне об этой женщине некоторое время спустя после несчастного случая, хотя я должен был сам это заметить.

Б.Х.: Твоему отцу не следовало рассказывать тебе о ней. Это совсем не касается детей. Подобное событие с системно-семейной точки зрения принадлежит к высшему уровню — уровню родителей. Дети находятся на более низком уровне и не должны знать интимных тайн родителей. Поэтому, если терапевту известны какие-то интимные тайны родителей

пациента, он не должен ему об этом сообщать. В общем, такая информация для тебя, Бруно, не важна. Скажи мне просто, умер ли кто-нибудь еще в твоей семье?

Бруно: Моя сестра умерла прежде матери.

Б.Х.: Сколько лет ей было?

Бруно: Восемнадцать. Я старше ее на два года. Она страдала болезнью Дауна.

Б.Х.: Синдромом Дауна? Это важная информация. Когда один из детей в семье является инвалидом, здоровые ее члены считают, что имеют незаслуженное преимущество перед ним, хотя им не пришлось прилагать никаких усилий, чтобы достичь этого преимущества. Здоровые члены семьи в подобном случае нередко ограничивают себя, как будто не смеют полностью принять собственную жизнь.

(К Бруно): Следовательно, сейчас нам придется искать действующую в твоем случае системную динамику.

(Группе): Видите, если рассмотреть поближе, то выяснится, что ни у кого нет плохих намерений. Это просто судьба. Здесь действуют силы, принадлежащие области, которая выше вины и невиновности. Поэтому мы не ищем виновных, но рассматриваем эту динамику и стараемся в соответствии с ней найти решение проблемы.

(К Бруно): Произошло ли еще что-то важное в твоей семье? Сколько в ней было детей?

Бруно: Только мы двое.

Б.Х.: Только вы двое? Тогда действующая динамика связей, конечно, еще сильнее. Состоял ли один из твоих родителей в браке или имел серьезные отношения с кем-либо до брака друг с другом?

Бруно: Нет.

Б.Х.: Твои родители упрекали друг друга в инвалидности твоей сестры?

Бруно: Моя мать была относительно стара для рождения ребенка.

Б.Х.: И сколько лет ей было?

Бруно: Сорок.

Б.Х.: Сорок? Я еще раз спрошу, не упрекали ли родители друг друга в том, что ребенок родился инвалидом? Было у тебя такое впечатление?

Бруно: Отец мать ни в чем не упрекал, но я думаю, что мать чувствовала себя виноватой и старалась найти причину этой инвалидности.

Б.Х.: Хорошо, этого достаточно для расстановки твоей родительской семьи. Мы расставим тебя, отца, мать и сестру.

Б.Х.: Как чувствует себя отец?

Отец: Я чувтвую какое-то давление.

Б.Х.: Какое-то давление? Объясни подробнее.

Отец: Я стою спиной к семье, и это довольно неприятно.

Б.Х.: Как чувствует себя мать?

Рис. 25.1:

О - отец; +М - мать; 1первый ребенок, сын (Бруно); +2 — второй ребенок, дочь, страдала синдромом Дауна и умерла в возрасте восемнадцати лет.

Мать: У меня неприятные, удручающие чувства. У меня нет никакого шанса установить отношения ни с мужем, ни с сыном. Мне кажется, что в этой семье у меня нет никаких возможностей.

Б.Х.: Да. Это правильное впечатление.

(Участнику, играющему роль Бруно): Как чувствует себя сын?

Первый ребенок: У меня неопределенные чувства. Моя сестра отнимает у меня мать.

Б.Х. (группе): Мне хочется обратить ваше внимание на очень важный вопрос. Иногда некоторые участники расстановки, играющие роли членов семьи, просто «считывают» то, что им надо чувствовать. Сказанное участником, играющим роль Бруно, о сестре и было таким «считыванием».

(Участнику, играющему роль Бруно): Было бы хорошо, если бы ты сосредоточился и просто постарался сказать то, что ты действительно сейчас чувствуешь, не обращая внимание на внешнюю картину.

Первый ребенок: У меня неопределенные чувства.

Б.Х.: Как чувствует себя сестра?

Второй ребенок: Я чувствую себя очень неприятно, мне очень тесно здесь, а кроме того, я чувствую большую зависимость от других.

Б.Х.: Выйди сейчас за дверь и закрой ее за собой.

Рис. 25.2

(Группе): Это символизирует смерть или самоубийство. В данном случае это смерть.

Б.Х.: Что изменилось у матери? Лучше тебе сейчас или хуже?

Мать: Скорее хуже. Я чувствую себя очень одинокой.

Б.Х.: А что чувствует отец? Ему лучше или хуже?

Отец: Хуже.

Б.Х.: А как брат? Лучше или хуже?

Первый ребенок: С одной стороны, я чувствую себя лучше, но с другой — хуже, то есть, с одной стороны, я могу лучше видеть мать, и это для меня облегчение...

Б.Х. (группе): Это пример того, как трудно высказать правду, в данном случае сказать, каким облегчением является для нас чья-то смерть. Такое бывает довольно часто. Когда один из членов семьи говорит мне: «С одной стороны... и с другой стороны...», это значит, что он чувствует такое облегчение.

Первый ребенок: Да.

Б.Х.: Наконец он сказал правду. И в этом нет ничего ужасного. Это не значит, что человек, испытывающий подобные чувства, — зол.

(Матери): Выйди тоже за дверь. Ведь ты умерла после своей дочери. Выйди за дверь и закрой ее за собой.

Рис. 25.3

Б.Х: Как чувствует себя сейчас отец?

Отец: Ужасно.

Б.Х. (группе): А какое у вас впечатление? Он сказал правду?

(Участник, играющий роль отца, смеется.)

Б.Х.: Ага! Видите? Нет?.. Вот у него и проявилось запретное чувство. На самом деле он чувствует себя лучше! Вот так! Ведь у него не было никаких шансов в этой семье. Ему ничего другого не оставалось, как найти себе любовницу. Разве можно упрекать человека, стоящего там в таком одиночестве? Это невозможно!

(Сыну): А как ты чувствуешь себя сейчас?

Первый ребенок: Плохо. Мне одиноко.

Б.Х: Сейчас ты чувствуешь себя одиноким.

(Группе): Картина, которую вы сейчас видите, не является хорошим решением проблемы, но это решение было найдено самой системой. Сейчас же мы постараемся найти более подходящее решение.

(Дочери и матери, находящимися за дверью): Вы можете войти и встать на свое место в расстановке.

Рис. 25.4

Б.Х. (дочери): Как ты себя чувствовала там, за дверью. Лучше или хуже?

Второй ребенок: Сначало мне пришлось глубоко дышать, после этого стало лучше.

Б.Х. (матери): А как ты чувствовала себя за дверью? Лучше или хуже?

Мать: Лучше. Я была рада встретиться с дочерью.

(Мать и дочь смеются.)

Б.Х. (Бруно): Она была рада встретиться с дочерью! Тебе понятна сейчас динамика, приведшая к смерти матери? Она последовала за своей дочерью. Это достойная динамика, но в то же время она вредна.

Рис. 25.5

Б.Х. (отцу): Как ты себя сейчас чувствуешь?

Отец: Лучше.

Б.Х. (Бруно): После рождения сестры твои родители прекратили сексуальные отношения друг с другом. Кто был инициатором этого?

Бруно: Моя мать.

Б.Х.: Значит, это была мать, и от нее и зависело бы решение что-то сделать для изменения ситуации. Посмотрим, что изменится, если мы поставим ее рядом с отцом, то есть рядом с ее мужем.

Рис. 25.6

Б.Х. (отцу): А сейчас как ты себя чувствуешь?

Отец: Собственно говоря, довольно хорошо.

Б.Х. (дочери): А тебе как? Лучше или хуже?

Второй ребенок: Лучше. Я радуюсь жизни и чувствую себя свободной.

Б.Х. (группе): Странно. Именно тогда, когда родители снова стали парой и не заботятся о детях так сильно, дети чувствуют себя лучше, даже будучи инвалидами.

Б.Х. (сыну): А как ты чувствуешь себя?

Первый ребенок: Мне хорошо.

Б.Х.: А как дочь?

Второй ребенок: Тоже хорошо.

Мать: Как будто с меня сняли какой-то груз.

Б.Х.: Конечно. Такая констелляция и явилась бы решением^ Но ни мать, ни отец не осознавали в момент зачатия ребенка, что это содержит в себе риск, и не признали глубокого достоинства этого акта. Если бы они это сделали, то смогли бы принять и то, что у них родился ребенок-инвалид. И если бы они поддержали друг друга в это тяжелое время, вместо того чтобы прекратить отношения, то дочь, возможно, все еще была бы жива. Во всяком случае, ей было бы лучше.

(К Бруно): Видя своих родителей, стоящих рядом друг с другом, ты. можешь принять свою жизнь от них. Встань на свое место в расстановке,

чтобы это ощутить.

(Бруно, стоящему на своем месте в расстановке): Посмотри на свою; сестру и скажи ей: «Дорогая сестра, я твой старший брат». Скажи ей это! Как ее звали? Бруно: Мария. Б.Х.: Скажи ей: «Дорогая Мария, я твой старший брат». Скажи же ей

это!

Бруно: Дорогая Мария, я твой старший брат. Второй ребенок: Я тебя люблю. Б.Х. (Бруно): Скажи ей: «Я уважаю твою судьбу». Бруно: Я уважаю твою судьбу.

Б.Х.: «Я всегда приму тебя, какой бы ни была твоя судьба!» Бруно: Я всегда приму тебя, какой бы ни была твоя судьба! Б.Х.: «Я принимаю также и мою судьбу!» Бруно: Я принимаю также и мою судьбу!

Б.Х.: Мы проделаем сейчас с тобой еще одно упражнение... Оно труд-I ное, но помогает. Подойдите оба, ты и твоя сестра, немного ближе к ро-[ дителям и поклонитесь перед ними. Поклонитесь настолько низко, на-[ сколько это соответствует вашим чувством. С любовью! Поклонитесь I перед родителям и тем, что они приняли на себя ради вас. Поклонитесь! (Оба поклонились. Бруно начинает плакать.)

Б.Х. (Бруно): Вот к тебе и пришло исцеляющее чувство. Скажи те-Цперь: «Дорогой папа, дорогая мама» или как ты их называл в детстве. I Дыши глубоко! Как ты называл твоего отца, когда был ребенком? Бруно: Папочка. Б.Х.: «Дорогой папочка». Бруно: Дорогой папочка. Б.Х.: «Я тебя уважаю!» Скажи ему это! Бруно: Я тебя уважаю! Б.Х.: И скажи еще: «Дорогая мама» или как ты называл ее, когда был

ребенком?

Бруно: Мамочка.

Б.Х.: «Дорогая мамочка».

Бруно: Дорогая мамочка.

Б.Х.: «Я тебя уважаю».

Бруно: Я тебя уважаю.

Б.Х.: Выпрямись и посмотри своим родителям в глаза.

(Родителям): Как вы себя при этом чувствуете? Вы согласны с этим?

(Оба родителя кивают.)

Б.Х.: Да, вы можете согласиться, так как это соответствует исцеляющему решению и возвращает ваше родительское достоинство.

(Бруно): Ты тоже можешь принять свое достоинство. Кроме того, ты можешь обрести свое отцовское достоинство в отношениях с собственными детьми. Так могут решиться все твои системные проблемы.

(Группе): Вы видите, что мы проводим работу с очень глубоким уважением ко всем участвующим, не копаясь в прошлом пациента, всегда концентрируясь только на решении проблемы, которое даст ему силы для жизни и окажет позитивное воздействие на его нынешнюю семью.

Участник: Я думаю, почему ты не позволил Бруно более подробно рассказать о себе и провел расстановку согласно только своему собственному образцу. Тебе сразу же стало ясно, что надо начинать именно с родительской семьи пациента?

Б.Х.: Нет. Вначале я только спросил себя, существует ли какое-то переплетение, в котором находится пациент. Как только он сказал, что у него была сестра с синдромом Дауна, мне сразу же стало понятно, что именно в этом и состоит его проблема.

Когда в семье есть ребенок-инвалид, это всегда важная деталь. Когда же пациент добавил, что эта сестра рано умерла, а после этого его мать стала жертвой несчастного случая, то факт важности смерти сестры стал еще значительнее. Это было для меня самой важной информацией, с которой я и работал. Если бы я ошибся, мы бы увидели это в процессе самой расстановки. Я начинаю работу с пациентом, учитывая только основное, а это всегда какие-то события, произошедшие в семье: смерть матери — это событие; смерть сестры - это тоже событие; сестра была инвалидом с синдромом Дауна — и это событие. Другой информации терапевту не нужно.

Если же терапевт, вместо того чтобы искать решение, позволяет пациенту сообщить целый ряд подробностей, то это введет его в заблуждение. Но когда мы позволяем событиям воздействовать на нас, то сразу же ощущаем действующую в них энергию. Значит, надо найти ответ только на один вопрос: содержится ли здесь эта энергия... или нет. Когда Бруно расказал нам о событиях в своей семье, мы все почувствовали, что в них действуют сила и энергия. С этой энергией я и работаю.

Участница, игравшая роль сестры: Интенсивность проводимой здесь терапевтической работы произвела на меня огромное впечатление.

Б.Х.: Ты непосредственно испытала воздействие этих энергий, так как сама участвовала в расстановке, и теперь знаешь, как меняются чувства в зависимости от позиции в расстановке. Я не знаю, почему это так. Те, кто играет роли членов семьи, участвуют в судьбе не знакомых им лиц и чувствуют так, как они, но никому не известно, почему это происходит. Подумайте, если даже мы можем ощутить все эти энергии, то насколько же больше должен быть переплетен ребенок с чувствами и судьбами в своей семье!

Другой участник: Я поражаюсь той уверенности, с которой ты устанавливаешь важность одного события и незначительность другого, и тому, как ты работаешь на основе этого, не позволяя неважным деталям ввести себя в заблуждение.

Б.Х.: Если хочешь, я объясню, как этому можно научиться. Участник: Да, пожалуйста.

Б.Х.: Надо забыть обо всем, что мы знали раньше. Это самое важное. Кроме того, ты должен смотреть на всех участвующих в расстановке лиц с любовью и уважением. В данном случае - на Бруно, его мать и сестру. Они были самыми важными лицами здесь. А затем нужно просто ждать, не покажется ли решение. Если терапевт внутренне занимает эту основную позицию, то решение часто приходит довольно быстро. Конечно, неплохо выучиться той или иной терапевтической технике. Например, в ситуации вроде той, в которой находится Бруно, важно, чтобы терапевт попробовал, как будет реагировать система в случае смерти одного из ее членов. Для этого нужно попросить умершего выйти за дверь. В данном случае выяснилось, что семья пыталась найти равновесие с помощью смерти. Такое решение, конечно, плохое, и нужно постараться найти другое, лучшее.

Путем расстановки своей семьи Бруно показал нам, в чем состояла попытка этой семьи решить свою проблему. На него воздействовала внутренняя картина связей, существующих в его семье. Но это попытка оказалась болезненной и привела к смерти и сестры, и матери. Бруно выразил эту внутреннюю картину в расстановке, вследствие чего она стала видна и мы смогли ее изменить. Для того чтобы новая картина начала оказывать свое действие в пользу Бруно, в самой семье не нужно никаких изменений. Отцу не нужно как-то меняться или знать о том, что здесь произошло. А мертвые остаются мертвыми. Бруно же может сейчас дать место в своей душе этой новой картине, и если он сделает это с любовью, то она окажет положительное воздействие на его жизнь.

(К Бруно): Когда ты вернешься домой с этой новой внутренней картиной, твои дети будут просто светиться от счастья, а это свидетельствовало бы о том, что наша работа была проведена согласно простым правилам и была постоянно связана с самым существенным.

Участник: У меня чисто практический вопрос. Положим, Бруно пришел бы к тебе в качестве частного пациента. Работал бы ты с ним таким же образом как здесь, уже при первом сеансе, но потом предложил бы ему еще дополнительные?

Б.Х.: Я сразу же начал бы работать с ним таким же образом, как и здесь, и не предлагал бы ему никаких дальнейших сеансов. Вы видели, что все необходимые для Бруно ответы мы нашли в течение сегодняшнего сеанса. Во время паузы я сказал ему, что с точки зрения системной динамики не исключена возможность идентификации его дочери с его

сестрой, то есть его дочь переплетена с судьбой его сестры, так как ту недостаточно уважали в семье. Когда он вернется домой после этого курса, то увидит, что изменилось у его дочери. Дочери лучше уже потому, что он с сегодняшнего дня начал относиться к сестре с любовью.

Семейно-системная терапия схожа с баллистической кривой тем, что, быстро достигнув своей наивысшей точки, энергия спадает. Терапевт должен прервать сеанс точно на этом пункте, так как все, что могло бы произойти после этого, требует силы, и энергия будет затрачена тогда на накопление информации вместо практической работы.

Участник: Значит, ты действительно при первом же сеансе работал бы как здесь?

Б.Х.: Да. И как я уже сказал, в случае Бруно я бы ничего дополнительного не делал. Основой такой терапии является, конечно, моя вера в силу Бруно и силу его родителей, которых он сейчас принял такими, какие они есть. Он под зашитой самых лучших людей: своего отца, матери и сестры. Лучшей охраны для него нет. Как только я понял, что мне удалось передать его им, я отступил.

В древности в Китае жил один мудрец по имени Лао-цзы. Он был автором одной небольшой книги под названием «Дао-де-цзин». В ней можно найти одну фразу, которая послужит девизом для тех, кто стремится помочь другим: «Таким же образом и мудрец: как только работа закончена, он больше не занимается ею». Я как терапевт поступаю так же. Я не провожу никаких дополнительных бесед или повторных анализов. То, что кончено, — кончено.

Участник, игравший роль отца: Для меня все было утомительным, особенно в конце расстановки.

Б.Х.: Позвольте обратить ваше внимание на очень важный пункт. Во-первых, те, кто предоставляет свою помощь, играя роли членов семьи в расстановке, оказывают услугу тому, для кого производится эта расстановка. Это касается и тебя. Ты сделал это из любви к нему как своему ближнему, несмотря на то, что это было для тебя утомительным.

Во-вторых, когда участник группы играет роль члена чьей-то семьи в расстановке, он испытывает чужие чувства и не должен верить в то, что они - его собственные. Это очень важно. Значит, ты не должен внутренне задавать себе вопрос: «Если у меня такие чувства, то что это может означать для меня?» Иначе все станет очень запутанным. Поэтому все исполнители ролей должны после расстановки полностью возвратиться в свою собственную систему.

А теперь объясни подробнее, что именно было для тебя утомительным? Возможно, тот факт, что он поклонился тебе?

Участник, игравший роль отца: Мне кажется, что... да.

Б.Х.: Я попробую интерпретировать это впечатление. Человеку иногда трудно принять уважение, на которое он имеет право. Например, если

бы ты в своей роли отца в расстановке пошел навстречу своему сыну и

' поднял бы его во время поклона, тогда произошло бы «короткое замыка-

|ние» энергий. Это было бы слишком рано для него. Сначала ты должен

позволить ему начать уважать тебя, и только потом любовь сможет снова

течь между вами.

(К Бруно): Судя по чувствам участника группы, я бы сказал, что твоему отцу трудно принимать твое уважение. Правда? (Бруно кивает.)

Человек, игравший твоего отца, это почувствовал. (Участнику, игравшему роль отца): Как бы то ни было, твои усилия в стремлении все это выдержать, являются хорошим упражнением для тебя. Возможно, это звучит странно, но способность отца принять уважение, на которое он имеет право, и позволить ребенку уважать его так, как следует уважать отца, есть смирение.

Мужчина становится отцом не благодаря собственному достоинству, а благодаря определенному действию. Мужчина становится отцом не потому, что он хороший человек или плохой, но потому, что соглашается на это действие и заключенный в нем риск. Я отношусь к этому с уважением.

Одна из участниц: В начале сеанса я ожидала, что ты спросишь у Бру-[ но, в чем заключается его проблема, и была изумлена, что это оказалось совсем ненужным.

Б.Х.: Я поведаю тебе одну тайну. Интуиция срабатывает только в том случае, если мы сосредоточимся на решении проблемы. Если же мы смотрим только на проблему, взгляд наш становится узким, а мы сами уподобляемся пленникам. Такой узкий взгляд воспринимает только детали и при этом теряет из виду целое. Тот же, кто сосредоточивается на решении, всегда имеет в виду целое и при этом увидит выход, внезапно промелькнувший перед ним, как свет в темноте. И заметив его, он сразу же стремится к этому выходу. Все остальное он может забыть за ненадобностью. Другая участница: Мне было очень интересно услышать, что после рождения ребенка-ивалида сексуальные отношения между родителями прекратились, так как жена считала себя виноватой и поэтому пожертвовала своими сексуальными отношениями с мужем. Я спросила у себя, могла бы и я распознать это в картине расстановки. Или это было только твоей гипотезой? Но потом расстановка подтвердила, что это не было гипотезой!

Б.Х.: Да, мы все это видели, и в таком случае все вопросы отпадают. Ведь было совершенно ясно, что между родителями не было больше никаких сексуальных отношений именно в результате рождения ребенка-инвалида. У матери не было другого выхода. Никто не оказал ей помощи и не уважал ее за риск, который она приняла на себя, и его последствия. Участница: Как раз это и произвело на меня глубокое впечатление.

Расстановка:

Лучше умереть, чем поклониться отцу

Б.Х.: У нас мало времени, поэтому я сразу перейду к следующей рас-тановке. Для этого я выберу по-настоящему больного человека. В таком случае расстановка оказывает наибольшее воздействие, а у нас появляется наилучшая возможность чему-то научиться.

Герман: Мне бы хотелось расставить свою семью. У меня рак костного мозга.

Б.Х.: Хорошо. Тогда сейчас твоя очередь. Это и в самом деле очень тяжелая болезнь. Сядь здесь, рядом со мной. Когда ты заболел?

Герман: Год назад.

Б.Х.: И какие способы лечения были использованы?

Герман: Гемотерапия. Кроме того, я посещал группы, занимающиеся разными методами психотерапии.

Б.Х.: Ты женат?

Герман: Да.

Б.Х.: У вас есть дети?

Герман: Нет.

Б.Х.: По какой-то особенной причине?

Герман: Нам хотелось детей, но как-то не получилось.

Б.Х.: Произошло что-нибудь особенное в твоей родительской семье?

Герман: Мне известно только, что у моего отца были очень плохие отношения с братом. У них была совместная фирма, но позже они отделились и отказались от всякого контакта друг с другом.

Б.Х.: А что тебе известно об их отце?

Герман: Я его никогда не видел. Мой отец тоже ничего не рассказывал о нем. Все это, так сказать, покрыто мраком.

Б.Х: Действительно странно, что твой отец ничего не говорит о нем. Сейчас мы расставим твою систему происхождения: отца, мать, тебя самого и... Сколько у тебя братьев и сестер?

Рис. 26.1:

О - отец; М - мать; 1первый ребенок, сын (Герман); 2 — второй

ребенок, дочь.

Герман: Только одна, младшая сестра.

Б.Х.: Состоял ли кто-то из родителей в браке или имел серьезные отношения с кем-либо другим до брака друг с другом?

Герман: Я не думаю. По крайней мере, об этом мне ничего не известно.

Б.Х.: Умер ли кто-то из детей в твоей системе или родился мертвым?

Герман: Нет.

Б.Х.: Как чувствует себя отец?

Отец: Говорят, что я жив.

(Смех в группе.)

Б.Х.: Как ты себя чувствуешь?

Отец: Мягко выражаясь, очень... (Вздыхает.)

Б.Х. (группе): Он вынужден покинуть систему. Вы это видите? Спрашивается только, за кем он следует? Как чувствует себя мать?

Мать: Мне нравится, что у меня такие хорошие дети. Но, по-моему, я слишком далеко от них. Что касается мужа, мне все равно, останется он или уйдет.

Б.Х. (группе): Тут нет любви. Вы это чувствуете? Вообще никакой любви! В таком случае можно предположить, что скорее мать хочет уйти, но муж делает это вместо нее. Часто бывает, что жене хочется уйти, но вместо нее уходит муж. И мы охотно называем это любовью, не правда ли? Видите выражение ее лица? Она ужасно зла. Она была бы рада его уходу и не может скрыть этой радости... Участница, играющая роль матери, хороший человек и не имеет со всем этим ничего общего. Она только играет роль обозленного человека, но не в состоянии контролировать свои чувства, если серьезно относится к своей роли.

Отец: А почему же я ничего не чувствую?

Б.Х.: Я поверну тебя лицом к семье, а твою жену - от нее. Посмотрим, что будет.

Рис. 26.2

Отец (жене): Давай повернемся и встанем так, как стояли прежде. Б.Х.: Постарайся обойтись без шуток, иначе расстановка не принесет никаких результатов.

Как чувствуют себя дети?

Первый ребенок: Я буду против, если он опять повернется.

Б.Х.: Конечно.

Как чувствует себя дочь?

Второй ребенок: Вначале у меня было такое впечатление, словно мы с братом - муж и жена.

Б.Х.: Как сейчас чувствует себя мать? Лучше или хуже?

Мать: Мне пока еще не хочется отсюда уходить. Я хочу еще побыть со своими детьми, и поэтому мне хочется к ним повернуться.

Б.Х.: На кого ты только что посмотрела?

Мать: На своего мужа.

Б.Х.: Нет. Кого ты видишь там, перед собой? Кто там стоит? На что ты смотришь?

Мать: На мою собственную жизнь, на картину моей жизни.

Б.Х.: Это просто разглагольствования.

(Герману): На кого смотрит твоя мать? За кем она хочет последовать?

Герман: Ее сестра умерла три года назад, но...

Б.Х.: Это еще недостаточно веская причина.

Герман: Ее мать умерла несколько лет назад.

Б.Х.: Нет. Причина должна быть еще более серьезной.

(Б.Х. переставляет мать подальше от остальных.)

Рис. 26.3

Б.Х. (матери): Как тебе здесь? Лучше или хуже? Мать: Лучше.

Б.Х.: Конечно. Вот сейчас ты сказала правду. Как чувствует себя муж?

Отец: Когда я повернулся к детям, то внезапно почувствовал внутреннюю тяжесть и боль.

Б.Х.: Встаньте друг напротив друга — ты и твои дети.

Рис. 26.4

Б.Х. (Герману): Встань на свое место в расстановке. Как ты себя там чувствуешь? Герман: Очень непривычно.

Б.Х.: Встань слева от отца и посмотри на него... с любовью. Поверни голову и посмотри на него! Как ты называл отца? Герман: Папочка.

Б.Х.: Скажи ему: «Дорогой папочка». Герман: Дорогой папочка. Б.Х.: «Пожалуйста, останься!» Герман: Пожалуйста, останься. Б.Х.: «И благослови меня, если я останусь с тобой». Герман: И благослови меня, если я останусь с тобой. (Длинная пауза.)

Б.Х.: Что, по-твоему, было бы более подходящей фразой? Герман: Что я зол на него. Б.Х.: Скажи ему: «Я делаю это ради тебя». Герман: Я делаю это ради тебя. Б.Х.: Громче!

Герман (со злостью): Я делаю это ради тебя. Б.Х.: Громче.

Герман: Я делаю это ради тебя. (Длинная пауза.)

Б.Х. (группе): Он умрет. Он не в состоянии покинуть свое переплетение. (Герману): Твоя злость для тебя важнее жизни. Какую несправедливость ты совершил по отношению к отцу? Герман (упрямо): Я не знаю. Б.Х.: Ты обидел его чем-то? Герман: Я не думаю. Б.Х.: Ты его презирал? Герман (с твердостью в голосе): Да. Б.Х.: Вот мы и нашли суть твоей проблемы!

21 — 1463

Герман: Он меня...

Б.Х.: Действия отца здесь не играют никакой роли. Решающим является только то, что ты делаешь сам.

Встань снова рядом с сестрой.

(Группе): Сейчас пришел момент, когда Герман должен бы встать на колени и поклониться отцу, но он на это не способен. Он предпочитает умереть, чем это сделать.

(Герману): Не правда ли?

Герман: Нет.

Б.Х.: Ты все-таки это сделаешь?,

Герман: Да, я попробую.

Б.Х.: Нет, ты должен это действительно сделать, а не просто попробовать! Ты согласен?

Герман (твердо): Да.

Б.Х.: Хорошо. Тогда мы сделаем это вместе. Я тебе помогу. Встань на колени, поклонись до самого пола и вытяни вперед руки с повернутыми кверху ладонями. Да, вот так! Дыши глубоко. Скажи: «Дорогой папочка!»

Герман: Дорогой папочка!

Б.Х.: «Я уважаю тебя!»

Герман: Я уважаю тебя!

Б.Х.: Повтори это спокойным голосом.

Герман: Дорогой папочка, я уважаю тебя.

Б.Х.: Правильно. Это и есть нужная фраза. Дыши глубоко. Скажи: «Дорогой папочка».

Герман: Дорогой папочка.

Б.Х.: «Я уважаю тебя!»

Герман: Я уважаю тебя!

Б.Х.: «Я уважаю тебя как моего отца»...

Герман: Я уважаю тебя как моего отца...

Б.Х.: «...и я буду твоим сыном».

Герман:...и я буду твоим сыном.

Б.Х.: «Я уважаю тебя!»

Герман: Я уважаю тебя!

Б.Х.: Побудь так еще немного. Постарайся остаться спокойным. Дыши глубоко. Расслабься! Правильно! Когда ты почувствуешь, что пришел подходящий момент, то можешь подняться и снова занять свое место в расстановке.

(Через некоторое время): Дыши глубоко, открытым ртом. Это самый лучший способ глубокого дыхания. Оно символизирует то, что, вдыхая воздух, ты принимаешь отца, а выдыхая - позволяешь своей любви течь к нему.

(Еще через некоторое время): А сейчас возвратись на свое место возле сестры и посмотри на отца. Наклони голову в знак уважения к нему.

Б.Х. (отцу): Какое у тебя сейчас впечатление?

Отец: Мне словно трудно поверить, что наконец...

Б.Х.: Что? Что он действительно уважает тебя?

Отец: Да.

Б.Х.: Да, я понимаю.

(Группе): Обман здесь невозможен. Вы это заметили? Обман был бы сразу же заметен.

Моя гипотеза состоит в том, что многие больные раком предпочитают умереть, чем действительно глубоко поклониться перед родителями. Они предпочитают смерть! Поэтому больные раком часто держатся очень гордо и прямо. Они ходят с высоко поднятой головой, не желая кланяться.

(Герману): Посмотри снова на отца и скажи: «Пожалуйста!»

Герман: «Пожалуйста!»

Б.Х.: «Дай мне еще немного времени».

Герман: Дай мне еще немного времени.

Б.Х.: «Пожалуйста...»

Герман: Пожалуйста...

Б.Х.: «...дай мне еще немного времени».

Герман:...дай мне еще немного времени.

Б.Х.. Доверься лучшей части своей души.

(Группе): Пока ему еще не позволено подойти к отцу и обнять его. Это было бы просто игрой и не помогло бы пациенту.

(Герману): Хорошо. На этом мы и остановимся. И мне бы тоже хотелось довериться лучшей части твоей души. Можно?

Герман (улыбаясь): Да.

Б.Х.: Нет, мне нельзя этого делать. Твоя улыбка свидетельствует об этом.

Герман: Почему вдруг?

Б.Х.: Послушай, я не хочу с тобой спорить, а хочу только помочь тебе. Поэтому я принимаю всерьез каждый посланный тобой сигнал. Если бы я этого не делал, значит, я просто играл бы с тобой, а это только навредило бы. При такой серьезной болезни, как у тебя, нет места никаким играм.

Хорошо, это все.

Герман: Спасибо.

Б.Х. (группе): Мне хотелось бы сказать еще несколько слов об энергии ужасного. Эта энергия поддерживает человека, и только те из нас, кто не сопротивляются ей, пребывая во внутренней гармонии с ней и принимая ее такой, какая она есть, находятся в гармонии и с Землей. Такая гармония иногда помогает нам изменить ужасное к лучшему в большей степени, чем при помощи любви. Поэтому терапевт находится в согласии с ужасным и не противится ему, чем бы оно ни было.

Я могу признать, что, если Герман останется таким, какой он сейчас, это будет причиной его смерти, потому что нахожусь в согласии не толь-

ко с хорошим, но и с энергией ужасного. И так как я занимаю такую внутреннюю позицию, не только я отношусь к нему как к человеку, которому можно доверять, но и он принимает меня как достойного доверия терапевта. Кроме того, он может понять серьезность своей болезни. И только в результате этого он будет в состоянии принять какое-либо решение, но не раньше!

Участник: И как бы ты продолжил его терапию?

Б.Х.: Никак. Вся необходимая терапевтическая работа уже сделана.. Участник: Я имею в виду, не собираешься ли ты провести еще один сеанс с ним, например, на следующей неделе или...

Б.Х.: Нет. Моя работа действительно закончена. Что же касается Германа, то он уже понял, что должен делать дальше. Если бы терапевт продолжил исцеление, то уже проделанная им работа потеряла бы свою серьезность.

Моя работа с этим пациентом действительно закончена.

Участница: Каким образом ты узнал, что именно мать должна была покинуть систему, а не отец? Ведь сначала все было наоборот.

Б.Х.: Я понял это по его лицу, а потом просто испробовал этот вариант. Я приобрел этот опыт в других расстановках. А в данном случае такая семейная динамика была ясно видна.

Другая участница: Чем вы объясняете тот феномен, что участники, играющие роли в расстановках, испытывают чувства, не имеющие ничего общего с ними самими?

Б.Х.: Ничем. Я просто это вижу, как вижу действующую динамику и то, что ее можно подтвердить с помощью расстановки. Участники, играющие роли в расстановке, действительно ощущают то, что происходит в семье, а этого уже достаточно для проведения моей работы.

Расстановка:

Последствия детского полиомиелита,

тяжелой беременности и трудных родов

Б.Х.: Сейчас твоя очередь, Криста. Подойди ко мне, пожалуйста.

(Максу, мужу Кристы): Сядь рядом с ней. Возможно, ты тоже понадобишься нам при расстановке.

(Кристе): Чем ты больна?

Криста: Я часто внезапно теряю всю мою энергию. Я думаю, что это последствия моего детского полиомиелита. Я не могу громко говорить из-за того, что голосовые связки парализованы уже сорок лет. Это было установлено только сейчас. Признаки паралича у меня проявляются в области горла и диафрагмы. Когда я была маленькой, врачи этого не смогли установить.

Б.Х.: В каком возрасте ты заболела? Криста: Когда мне было четырнадцать.

Б.Х.: Не произошло ли что-то особенное в твоей семье в то время? Криста: Мы отпраздновали мою конфирмацию. Б.Х.: Я не думаю, что она могла послужить причиной таких тяжелых последствий. Какие еще проблемы тебя беспокоят?

Криста: Мы опраздновали конфирмацию моей дочери, и тогда у меня не осталось никакой энергии. Уже полгода до конфирмации у меня было так мало сил, что я даже не могла стоять. Во время конфирмации я потеряла оставшуюся энергию, и у меня началось воспаление почек. С тех пор я не могу окончательно оправиться от этого.

Б.Х.: Давай расставим твою нынешнюю семейную систему. Позже мы рассмотрим важных лиц и из твоей родительской семьи. Кто принадлежит к твоей теперешней семье?

Криста: Мой муж, я и наша дочь. (Криста выбирает участников на роли этих лиц.) Б.Х.: Твоя беременность протекала нормально? Криста: Нет, и беременность, и роды были очень тяжелыми. Я чуть не умерла. По мнению врачей, у меня было очень мало шансов, а у ребенка — вообще никаких. Еще я должна добавить, что моя прабабушка умерла при родах.

Б.Х.: Это важно. Недавно в моем семинаре принимала участие одна беременная женщина, страдающая психическим расстройством из-за беременности. Ее мать умерла при родах. Я посоветовал этой женщине представить себе, что она со своей дочерью стоит напротив умершей матери, и попросить ее благословить внучку. Благодаря этому внезапно установилась тесная внутренняя связь пациентки с матерью. И в данном случае я собираюсь работать по этому принципу. Расставь свою семью.

Рис. 27.1:

М - муж; Ж — жена (Криста); 1 — ребенок, дочь.

Б.Х.: Как чувствует себя муж?

Муж: Я чувствую связь с дочерью, но одновременно мне очень хочется повернуться к жене.

Б.Х.: Как чувствует себя жена?

Жена: Мне очень холодно. Как только Криста выбрала меня, меня зазнобило и ощущение не проходит. Сначала я подумала, что все улучшится, если я буду стоять возле мужа, но я ошиблась.

Б.Х. (Кристе): У тебя бывает такой озноб?

(Криста кивает.)

Б.Х. (группе): Видите, как быстро участница, играющая роль Кристы, ощутила это, хотя ей ничего не было известно о подобных симптомах?

Как чувствует себя ребенок?

Ребенок: Я чувствую себя беспомощной с этими родителями. Я даже не могу сказать, что я как-то связана с кем-то из них.

Б.Х. (Кристе): Что случилось с твоей прабабушкой?

Криста: Она была бабушкой моего отца с материнской стороны и умерла при родах своего седьмого ребенка.

Б.Х.: Мы добавим ее сейчас в расстановку. Я поставлю ее таким образом, чтобы все остальные могли ее видеть. Посмотрим, что изменится.

Рис. 27.2:

+ММО - прабабушка (мать матери отца) Кристы.

Б.Х.: Что изменилось для членов семьи?

Жена: Я чувствую поддержку. Сейчас я не одна. До этого я чувствовала себя очень одинокой.

Б.Х: Как чувствует себя дочь?

Первый ребенок: Ее присутствие и мне помогает. Я ее вижу. Родители всё смотрят в сторону...

Б.Х. (группе): Сейчас я добавлю в расстановку твоего отца и его мать.

Б.Х. (отцу жены): Как ты чувствуешь себя?

Отец жены: Я чувствую, что у меня что-то есть за спиной.

Б.Х: Это что-то приятное или неприятное?

Отец жены: Что-то неприятное.

Б.Х.: Как чувствует себя мать отца жены?

Мать отца жены: Она стоит слишком близко ко мне.

Б.Х. (группе): Умершая при родах женщина очень запугивает всех лиц, принадлежащих к системе.

Рис. 27.3:

ОЖ - отец жены; МОЖ — мать отца жены.

(Б.Х. ставит умершую прабабушку слева от матери отца.)

Рис. 27.4

Б.Х. (отцу жены): Как ты чувствуешь себя теперь, когда видишь ее?

Отец жены: Лучше.

Мать отца жены: Я тоже.

Мать матери отца жены: Мне хорошо стоять на этом месте. Уже тогда, когда я стояла позади них, я чувствовала внутреннюю теплоту.

Б.Х. (группе): Женщины, умершие при родах, доброжелательно относятся к своим детям и внукам. Они всегда расположены к своим потомкам.

(Участнице, играющей роль Кристы): Как ты сейчас чувствуешь себя?

Жена: Лучше. В левой стороне тела ощущаю теплоту; слева ко мне течет мощный поток силы и энергии.

Б.Х.: Я сейчас изменю констелляцию. Как правило, в расстановке семьи первое лицо, которому надо найти место, - это отец... Потом мать и после них — дети. Все по часовой стрелке. Но когда, как в данном случае, судьба жены особенно сложна, она занимает первое место в констелляции, а ее муж — второе.

Рис. 27.5

Б.Х: Как тебе сейчас?

Жена: Я ощущаю энергию вокруг себя.

Б.Х.: Энергию?

Жена: Да. Обе стороны вдруг словно ожили. До этого я чувствовала себя так, словно была разделена надвое. Но сейчас сначала левая сторона, а потом правая потеплели. Это место мне подходит.

Б.Х.(группе): Вы слышали? Понимаете, что она сказала?

(Кристе): Слово «энергия» — твой лозунг. Встань на свое место в расстановке!

Криста: Странно, но после рождения дочери моя левая рука была парализована.

Б.Х.: Встань в констелляцию! Найди самое подходящее для себя место! Ты можешь переставлять других членов семьи, если считаешь, что кто-то из них должен встать ближе или дальше от тебя.

(Криста находит свое место в констелляции, но становится ближе к мужу, чем участница, играющая ее роль. Жестом она дает понять отцу, бабушке и прабабушке, чтобы они встали ближе к ней.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.