Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии терапевтического процесса






 

Групповая работа имеет определенные фазы своей активности, каждая из которых несет свою организационную и терапевтическую нагрузку. Имеются различные варианты периодизации группового развития, один из них был предложен Г. Конопкой [14.-Р. 153].

Процесс помощи в групповой интервенции осуществляется поэтапно:

1) целенаправленное, теплое, понимающее профессиональное взаимодействие между профессиональным социальным работником и членами группы;

2) управление групповым процессом, осуществление взаимодействия между всеми членами группы;

3) установление вербальной коммуникации между членами группы;

4) установление невербальной коммуникации между членами группы;

5) целенаправленный выбор и создание членами группы необходимой терапевтической среды [1. — С. 84 — 85].

Ряд современных исследователей, таких как Маер (Maier), Трекер (Trecker), Сарри (Sarri), Галински (Galinsky) и др., предлагают различать определенные стадии терапевтического процесса. Вместе с тем важно отметить, что стадии работы с группой имеют общие подходы, несмотря на терминологические и структурные различия. Таким образом, основные стадии группового развития можно представить в виде следующей обобщенной схемы.

1. Стадия ориентации — клиенты осознают себя в качестве членов группы, происходит выбор ролей, ориентация в складывающейся ситуации, проявляются определенные страхи перед неизвестными формами взаимодействия, на этой основе формируется «псевдосплоченность».

2. Стадия власти — оформляются роли в группе, идет борьба за лидерство, растет сопротивление, может распространиться агрессия, направленная на того или иного члена группы, оформляются нормы и ценности при непосредственном участии группы.

3. Стадия переговоров — происходит структурирование группы, оформляется групповая позитивная сплоченность, совместно вырабатываются цели, роли и задачи группы, отмечаются сходные проблемы и эмоциональные переживания.

4. Функциональная стадия — группа активно работает, проявляя заинтересованность в разрешении проблем, поддерживая друг друга, проявляя искренность и спонтанность — характерные тенденции группового развития; это стадия принятия решений.

5. Стадия распада группы — ситуация, когда отдельные члены группы и группа в целом приходят к решению своих проблем и формулируют вывод о необходимости окончания совместной групповой деятельности [1; 16].

 

 

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ

 

В терапевтическом процессе принято рассматривать одну или несколько целей:

1) изменить восприятие членов группы через изучение группового опыта;

2) изменить поведение, которое осложняет социальное функционирование индивида, через практику поведения группы и использование механизмов обратной связи;

3) осмыслить и изменить нормы, ценности и отношения для эффективного социального функционирования;

4) достичь эмоциональной стабильности, поддерживающей силы и жизнедеятельность индивида [9; 14].

Группа в своем единстве представляет собой интериоризированное Я личности клиента, где разрозненные проблемы, индивидуальные персонализированные смыслы отдельных членов группы приобретают некую целостность и отстраненность. В процессе групповой деятельности происходит осмысление личностных нужд и потребностей, вырабатывается имплицитная концепция в логике целей и задач последующих встреч, намечаются принципы и методы самопомощи.

Рассматривая специфику социальной помощи индивиду через возможности группы, X. Перлман писала: «Сегодня индивид становится членом какой-либо группы, чтобы решить свои " особые", значимые проблемы и установить особые отношения». Анализируя состояние социальной групповой работы, она выделяет главные цели, к которым относит «снятие» проблем и стрессов клиента [14. — С. 74].

Целевые установки в практике групповой социальной работы связаны с учетом целей используемого метода групповой работы, тех задач, которые стоят перед группой в решении их проблем. Однако можно отметить, что на основе классификации групп в теории социальной работы разрабатываются подходы к целевым установкам. Причем подходы к целям в групповой социальной работе имеют отличия от целевых подходов в групповой психотерапии (табл. 7).

Исходя из того, что социальная групповая работа направлена на расширение жизненного пространства клиента, осознание и приобретение им социальных и жизненных ценностей, улучшение социального функционирования, к основным целям социальной групповой работы можно отнести:

посреднический обмен между клиентами;

общение;

самоосознание существующих проблем;

реалистичное оценивание своих проблем;

принятие социальных норм и ценностей.

 

Таблица 7

 

Различные целевые подходы, используемые в социальной работе и групповой психотерапии

 

Социальная групповая работа Групповая психотерапия
  1. Индивидуальная оценка (фостерские группы, работа с обидами пожилых людей и т.д.)     2. Индивидуальная поддержка и обслуживание (поддержка групп, не способных к самообслуживанию, групп, испытывающих трудности в социальных обстоятельствах, и т.п.)   3. Индивидуальное изменение и социальный контроль (профилактическая работа с группами сексуальной агрессии и т.п.) Социализация (работа с группами по формированию социальных навыков для проживания в микросоциуме и т.п.) Межличностное поведение (группы личностного роста) Индивидуальные ориентации и ценности (групповая работа, направленная на изменение ценностных ориентации и т.п.) Материальные обстоятельства (групповая работа с безработными, получающими пособие, и т.п.) Личностная защита (групповая работа с меньшинствами) Личностный рост и развитие (Т-группы)   4. Образование, информирование, тренинг (правовые группы, образовательные группы и т.п.)   5. Досуг/компенсация (группы развития, досуговые группы и т. п.)   6. Посредничество между личностями и социальными системами (посредничество между группами, агентствами, сервисом и т.п.)     7. Групповое изменение и/или поддержка (группы работы с семьей, группы коммуникативной компетенции и т.п.)     8. Изменение окружающей среды (групповая работа по изменению окружения жизненною пространства клиента)     9. Социальное изменение (групповые цели связаны с социальным и политическим взаимодействием группы и институтов и т.п.)   1. Индивидуальное самочувствие (группы личностного роста) 2. Возможность самореализации (группы роста)     3. Межличностное развитие и самоактуализация (группы встреч)     4. Увеличение потенциала зрелости (гештальтгруппы)   5. Осознание личностных целей (психодрама)   6. Расширение сферы осознания индивидуумом организмических ощущений (группы телесной терапии)   7. Расширение сферы человеческих отношений и переживаний (группы танцевальной терапии)   8. Освобождение от конфликтов и сильных переживаний (Т-группы терапии искусством)   9. Овладение навыками межличностного общения (группы тренинга умений)  

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.