Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этические принципы социальной работы






 

Именно эти принципы определяют нормированное поведение социального работника. Оно выступает в помогающем процессе как один из видов поддержки человека — нуждающегося. С другой стороны, этические принципы являются тем ценностным континуумом, где проявляются отношения и взаимоотношения социального работника с миром профессиональной культуры, к которому он принадлежит. Так, этические принципы, разработанные Национальной ассоциацией социальных работников США (NASW), охватывают различные стороны интеракций социального работника в процессе профессионального взаимодействия: профессиональное поведение и взаимоотношения с клиентами, обращение с клиентами и работодателями, отношение к профессии и обществу [10; 14]. И каждый вид профессиональных взаимоотношений имеет свои принципы и императивы. Так, стандарты

NASW для социальных работников, осуществляющих свою деятельность в системе здравоохранения, помимо общих принципов имеют принципы, относящиеся к их сфере компетенции. Среди них следует отметить наиболее значимые:

• содействовать в поддержании физического и психосоциального здоровья;

• предотвращать физические и умственные болезни;

• содействовать усилению физического и психосоциального функционирования;

• уделять внимание социальным и эмоциональным проблемам, приводящим к болезням и недееспособности [14. — С. 3].

Национальные стандарты профессиональной деятельности социальных работников, включающие в себя этические принципы профессионального взаимодействия, имеют и другие организации социальных работников.

В Российской Федерации в 1994 г. на конференции членов Межрегиональной ассоциации работников социальных служб был утвержден кодекс социального работника, в основе которого лежат следующие принципы:

компетентность;

моральная ответственность перед клиентом;

моральная ответственность перед обществом;

моральная ответственность перед профессией и коллегами [2. — С. 471.

Однако социальный работник использует в своей деятельности не только общие этические принципы взаимодействия, но и принципы профессионального взаимодействия на уровне индивидуальных интервенций и взаимодействий.

В процессе индивидуальной работы следует исходить из того, что клиент имеет не только свои проблемы, но и права. В связи с этим социальные работники-профессионалы руководствуются следующими общепринятыми нормами:

1) клиент индивидуален;

2) он имеет право на выражение своих чувств;

3) право на управляемое эмоциональное участие;

4) право на принятие;

5) право не быть оцененным;

6) клиент имеет также право делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения;

7) имеет право на конфиденциальность.

Можно отметить, что помимо того, каких правил необходимо придерживаться, в практике индивидуальной работы формируются определенные принципы, запрещающие социальному работнику в определенных случаях идти на поводу у клиента, поскольку это будет наносить ему вред, ограничивать степень его самостоятельности. Среди этих правил можно выделить следующие:

никогда не помогайте «третьему лицу» — тому, кого вы не видели и с кем не обсуждали сложившуюся ситуацию;

никогда не верьте, что человек беспомощен (за исключением тех случаев, когда он без сознания);

не пытайтесь заставить другого человека во что бы то ни стало чувствовать себя лучше;

не принимайте решения за другого человека и не пытайтесь убедить человека сделать выбор по вашему желанию [3. — С. 42].

 

 

Библиография

 

1. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. — М., 1992.

2. Бурлак Г.Ю. Этические императивы в инновационном процессе формирования профессиональной культуры специалистов социальной сферы // Инновационные и компаративные исследования. — М 1998.

3. Забадыкина Е. В. Памятка социальному работнику // Социальные работники за безопасность в семье. — М., 1999.

4. Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы (формы и методы). — М., 1993.

5. Юнгхолм С.Э. Основы социальной работы. — М., 1996.

6. Социальная работа: Российский энциклопедический словарь. — М., 1997.

7. Философия социальной работы / Под ред. В.И.Митрохина — М 1998.

8. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. — М., 2000.

9. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. — М., 1993. — Т. 1.

10. Dorfman R. Paradigms of Clinical Social Work. - N.Y., 1988.

11. Herbert M. Psychology for social woikers. — L., 1993.

12. Hollis F. A typology of casework treatment. — N. Y., 1968.

13. Johnson L. Social work practice. — Boston, 1983.

14. NASW standards for social work in health care settings. — N. Y., 1983.

15. Perlman H. Social casework. — L., 1957.

16. Siporin M. Introduction to social work practice. — L., 1975.

17. Social work dictionary / By Robert L. Barker. — NASW Press, 1991.

18. The Social Work Experience. — N.Y., 1991.

19. Turner F. Social work treatment. — N.Y., 1986.

 

Вопросы и задания

 

1. Пределы профессиональной компетенции в «работе со случаем».

2. Каковы методы предварительной психологической настройки?

3. В чем особенности работы с трудными клиентами?

4. Покажите, в чем специфика работы в микро- и макросоциальном окружении клиента.

5. Назовите известные подходы в социальной работе с клиентами. В чем их отличия?

6. Раскройте основные стадии работы с клиентом.

7. Почему необходим рабочий контракт?

8. Как осуществить планирование последующих действий?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.