Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Брандмайорский граф






«Мы не можем допустить мысли о том, чтобы у кого-либо поднялась рука бросить необдуманным камнем в дело, которое в тысячу раз святее наших ежедневных самых добрых побуждений», – писал богатейший аристократ, приближенный царя граф А. Д. Шереметев «о деле борьбы с огнем» в издаваемом им же журнале «Пожарный».

Так написать мог только патриот своего Отечества, человек, для которого долг гражданина был превыше всех иных интересов. Много полезного внес Александр Дмитриевич в пожарное дело России. А о его высокой оценке труда пожарных и говорить не приходится. Это ли не назидание тем, кто спустя столетие так и не научился видеть подлинное лицо работника пожарной охраны.

Александр Дмитриевич Шереметев родился в 1859 г. Он потомок древнего боярского рода, въехавшего в Россию «из Пруссъ» еще в XVII в. В XVIII в. этот род первым на Руси становится графским. Его прапрадед Борис Петрович Шереметев, фельдмаршал, приближенный Петра I, один из героев Полтавы... Дед Николай Петрович и бабушка Парасковья Ивановна Шереметевы известны романтической историей любви графа и крепостной актрисы Жемчуговой, завершившейся их тайным венчанием в Москве. Родители графа особой известности не приобрели, но смогли дать своему сыну превосходное образование. Александр Дмитриевич был большим любителем и знатоком музыки, живописи, архитектуры. Особое пристрастие он проявил к музыке и пожарному делу. Еще в молодые годы он учредил на свои средства две образцовые пожарные команды в имениях Высокое и Ульянка и, руководя их деятельностью, имел возможность в совершенстве ознакомиться с пожарным делом. Его племянник Николай Сергеевич Шереметев вспоминал: «В 17 верстах от Хмелиты было Высокое, имение дяди Саши Шереметева. Дядя Саша, у которого были великолепные имения по всей России, включая Останкино под Москвой, отчего-то любил Высокое больше всего. Он там построил великолепный госпиталь на 36 кроватей и пожарную станцию с каланчой. Это, конечно, был его главный интерес. Недаром он назывался “брандмайорский граф”. Он даже устроил с Государем так, что если он был на каком-нибудь приеме или бале в Зимнем дворце, а где-нибудь в Петербурге был пожар, его сейчас же уведомляли. Он тогда бросал все, переодевался в пожарный костюм и в коляске или автомобиле несся на пожар. Когда он приезжал в Хмелиту (Хмелита – имение в Вяземском уезде Смоленской губернии), у него всегда в коляске была каска, мундир и какие-то багры и секиры. Мой отец его дразнил: “Ты, Саша, пожарную лестницу и машину дома забыл”».

В 1883 г. ввиду сильных и частых пожаров в местности между Путиловским заводом и станцией Лигово А. Д. Шереметев основал в своем имении «образцовую пожарную команду», блестящий конный обоз которой по техническому вооружению, подбору лошадей и выучке «пожарных охотников» не имел себе равных даже среди профессиональных пожарных частей северной столицы.

Команда так же, как и городские части, делилась на «действие» и «резерв». «Действие» состояло из линейки, гидрофора, трех бочек (из них первая с забирным насосом) и механической лестницы в 12 саженей.
По прибытии на пожар, гидрофор заменял бочку посредством установленного на нем чана.

Личный состав «действия» состоял из 26 человек: брандмейстера и помощника его, трубача, 6 кучеров, 9 топорников, 4 трубников, кузнеца и двух фельдшеров – медицинского и ветеринарного, которые по усмотрению брандмейстера тоже выезжали на пожар.

«Резерв» команды составляли паровая машина английского завода «Shand Mason» и «фургон к ней с забирными и поливными рукавами». Выезжали с резервом: машинист, кочегар, трубник и два кучера.

После выезда «резерва» на Ульянке оставались часовые: на каланче и у полевого колокола, машинист и верховой. Последний сопровождал иногда на пожар самого графа. В случае второго пожара «все четверо бегут ко второй паровой машине (системы московского завода «Листа»), которая стоит не в трубной, а возле дачи графа, для охраны ее, с момента выезда команды разводят у нее пары и с нею едут на пожар».

Лошадей в команде 22, из них 2 – верховые. «Масти они серой с яблоками, как в Казанской части С.-Петербургской пожарной команды. Закладка производится самое большое в 2 мин. Каски городского образца. Спереди они имеют изображение герба графов Шереметевых с их же девизом на латинском языке: “Deus conservat omnia”, т. е. “Бог охраняет все”».

Команду троекратно посещали «Августейшие лица», о чем свидетельствовали три мраморные доски с золотыми надписями, которые красовались на стенах телеграфной комнаты.

«В первый раз, 31 мая 1885 г., команду посетили Их Императорские Высочества Великие князья Дмитрий Константинович, Петр Николаевич, Михаил Михайлович и Георгий Михайлович.

Во второй раз, 24 июня 1892 г., Его Величество Государь Император Александр Александрович, который высочайше соизволил укрепить знак на древке командного знамени.

И, наконец, в третий раз, 10 июня 1893 г., то же самое соизволил сделать его Императорское Высочество Великий князь Владимир Александрович во время своего посещения пожарной команды...».

После ознакомления с пожарным делом в странах Европы и Америки Александр Дмитриевич все больше занимается вопросом «о правильно организованной борьбе с огнем» и у нас – в России. Его беспокоит, что «громадная же часть нашего Отечества горит и выгорает почти без всякого сопротивления со стороны человека. Сложилось даже и мнение в народе, что пожар есть Божье попущение. Выгорают целые села и даже города...

Огнегасительные средства и вообще все то, что выработала наука, техника и практика для борьбы с огнем, у нас находится почти еще в зачаточном состоянии. А между тем этими факторами выработано уже много хорошего и полезного, но оно, это хорошее, к сожалению, не всегда доступно, потому что не всем известно».

Для широкого распространения этих знаний Шереметев и основывает специальный журнал «Пожарный».

В качестве редактора журнала он пригласил Александра Павловича Чехова, старшего брата великого русского писателя Антона Павловича Чехова. Их совместными стараниями в короткий срок была создана сеть корреспондентов во внутренней России, в Сибири, на Кавказе и даже за границей.

Новый журнал открыл русскую периодическую литературу по пожарному делу, которой до выхода этого журнала еще не было, тогда как за границей такие издания были в почете.

Публикации журнала «Пожарный» способствовали тому, что для разрешения многих существенных вопросов о мерах борьбы с огнем решено было созвать специальный съезд русских деятелей.

14 июня 1892 г. в здании Технического общества состоялось торжественное открытие первого высочайше утвержденного съезда русских деятелей по пожарному делу. 269 участников явились на съезд в составе делегаций от министерств, городских управлений, земств, полицейских и добровольных пожарных команд и обществ, страховых обществ и многих других учреждений. В подготовке этого съезда, на котором «было положено основание к объединению противопожарных мероприятий России, к развитию их», самое деятельное участие принимал А. Д. Шереметев. После съезда «добровольцы заволновались мыслью о необходимости создания постоянного, более тесного нравственного и материального единения между пожарными обществами». Всеми чувствовалась настоятельная нужда в установлении живой связи между последними, но... не было, казалось, сильного волею человека, который бы взял на себя труд поставить указанные стремления добровольцев на реальную почву.

Однако такой деятель не только уже существовал, но и действовал, о чем было известно только кругу ближайших к нему лиц. Новым инициатором организационного укрепления пожарного добровольчества и противопожарного благоустройства в России явился граф Александр Дмитриевич Шереметев.

Мысль об объединении пожарных организаций издавна беспокоила Александра Дмитриевича. Еще при участии в предварительных работах по устройству первого пожарного съезда им была предложена организационному комитету тема: «О необходимости солидарности всех пожарных команд в России».

23 марта 1893 г., т. е. менее чем через год после закрытия пожарного съезда, Устав Соединенного Российского пожарного общества был утвержден министром внутренних дел П. Н. Дурново.

Возникло Общество для усиления борьбы с пожарами. Основная цель общества должна была осуществиться путем содействия: «а) увеличению и усовершенствованию средств существующих пожарных обществ или дружин и частных команд; б) возникновению новых пожарных обществ или дружин и частных команд; в) распространению мер предосторожности и предохранения от пожаров...».

Таким образом, у Соединенного общества были очень определенные и довольно широкие задачи – создать широкую сеть добровольческих пожарных организаций и содействовать увеличению и усовершенствованию их средств.

Для руководства Обществом утверждался Главный совет.. 10 мая состоялись выборы членов Совета. Первым председателем был единодушно избран граф А. Д. Шереметев. 17 мая в Ульянке состоялось торжественное открытие действия Соединенного Российского пожарного общества, почетным председателем которого был утвержден Великий князь Владимир Александрович.

А. Д. Шереметевым был принят целый ряд мер, имевших целью улучшение материального благосостояния как самого общества, так и его членов, отдельных пожарных обществ, дружин и команд.

Используя свои связи, А. Д. Шереметев быстро сколотил необходимый капитал, который постоянно пополняли богатые аристократы и купцы, акционерные и страховые общества, энтузиасты пожарного дела. Для этой цели проводились специальные лотереи и благотворительные вечера. За счет этих средств велось строительство зданий для добровольных пожарных команд и дружин, приобреталась огнегасительная техника, содержались штаты пожарных обществ.

Стараниями А. Д. Шереметева для пожарных добровольцев вводится форменная одежда с погонами и усовершенствуется снаряжение.

Груз постоянных обязанностей по руководству пожарной охраной такой огромной империи, какой была Россия, с каждым днем все более мешает графу в его государственной службе и выполнении личных планов. Он делает выбор в пользу последних. 15 февраля 1894 г. на квартиру Товарища Председателя князя А. Д. Львова были доставлены знамя и все дела Соединенного Российского пожарного общества при письме графа
А. Д. Шереметева на имя Главного совета следующего содержания: «Многочисленные и сложные мои служебные и частные занятия, к крайнему моему сожалению, вынуждают меня сложить с себя звание Председателя Главного совета Соединенного Российского пожарного общества. Считая долгом уведомить о сем Главный совет, спешу в то же время выразить Соединенному Российскому пожарному обществу искреннейшие мои пожелания успеха в принятом им на себя плодотворном деле борьбы с огнем».

28 марта Августейший председатель Общества приказал «произвести выборы нового состава Главного совета путем запроса членов Соединенного Российского пожарного общества». На должность председателя Главного совета был единодушно избран князь А. Д. Львов.

А. Д. Шереметев активно занимается своей командой и дружиной, не жалея средств на их вооружение самой современной и совершенной зарубежной техникой.

Городская пресса писала: «В 1893 году вслед за громадным пожаром, истребившим около половины Буксгевденской колонии, расположенной на 15-й версте от г. С.-Петербурга по Петергофскому шоссе и заселенной немецкими колонистами, у известного русского пожарного деятеля – графа А. Д. Шереметева – родилась великодушная и благородная мысль: основать пожарную дружину в районе за Нарвской заставой. Граф не пожалел средств на выполнение своего великого замысла: в непродолжительном времени в десяти деревнях названного района была произведена запись лиц, желающих поступить в дружину, а затем эти деревни получили все нужные инструменты и пожарные обозы...».

Свой богатейший опыт руководства самой крупной дружиной и почерпнутые за границей знания по пожарному делу Шереметев изложил в весьма объемном руководстве для пожарных команд, дружин и обществ «Пожарная техника», которое на его же средства было издано в 1904 г.
В предисловии автор не без глубокого сожаления писал: «...пожарные у нас на Руси, к какой бы категории они не принадлежали, получают лишь практическую подготовку, так сказать прикладную, да и ту – не всегда; с теоретической же подготовкой они знакомы весьма мало, а в большинстве случаев вовсе незнакомы с ней. Практика, бесспорно, – великое дело, но без теории она не может дать желаемых результатов. Но за это винить наших пожарных не приходится, ибо каким же образом могут они ознакомиться с теорией пожарного дела, когда у нас на Руси серьезные руководства, учебники и т. п. книги в области пожарного дела почти совсем отсутствуют». Этому А. Д. Шереметев уделяет особое внимание.

К октябрьскому перевороту 1917 г. в местности между Нарвской заставой и станцией Лигово кроме Ульянковской команды в состав ранее созданной Петровской дружины входило 21 отделение с общим количеством 600 человек дружинников.

После революционных событий 1917 г. граф А. Д. Шереметев вынужденно покинул Россию и поселился во Франции. Свою команду с самым современным механизированным пожарным обозом он оставил городу. Здание этой команды до наших дней не сохранилось.

Имя ее основателя осталось «бессмертно в истории пожарного дела, в особенности же – в истории Императорского Российского пожарного общества».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.