Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актуальность


Отвечая на вопрос о том, почему именно сейчас необходимо дан­ное исследование, вы тем самым освещаете его актуальность. Акту­альность может быть теоретической, т.е. обнаруженная проблема на­ходится на переднем крае науки, разрабатывается современными уче­ными и т.п., или практической, т.е. вытекающей из злободневных запросов практики в той области общественной жизни, где вы прово­дите свое прикладное исследование. Основными аспектами актуаль­ности психологического исследования могут быть:

♦ необходимость дополнения теоретических построений, относя­щихся к изучаемому явлению;

♦ потребность в новых фактах, которые позволят расширить тео­рию и сферу ее применения;

♦ потребность в более эффективных психодиагностических и иссле­довательских методах, способных обеспечить получение новых данных;

♦ потребность в разработке методов (технологиий), имеющих бо­лее широкие возможности (эффективности психологического воздей­ствия, обучения, тренировки, реабилитации и т.д.);

♦ потребность в разработке психологических рекомендаций или в решении практических проблем на основе использования психологи­ческих знаний.

Все, что предпринимается в вашем исследовании впервые, харак­теризует его новизну. Научная новизна фундаментального исследования означает вклад в науку, открывающий новые исследовательские пер­спективы.

Практическая значимость как фундаментального, так и прикладно­го исследования связана с той конкретной, ощутимой пользой, кото­рую могут принести его результаты, помочь кому-либо в его практи­ческой деятельности. Это обычно также один из пунктов выводов. Примеры его формулировок:

«Апробированный в работе комплекс психодиагностических ме­тодик может быть использован при изучении особенностей личност­ного самоопределения лиц пожилого возраста».

«Разработанная программа психокоррекции может быть полезна в работе школьного психолога при решении проблем школьной деза­даптации».

5.3. Объект исследования

Объект исследования— это фрагмент, часть реальности, на кото­рую направлен научный поиск. В психологических исследованиях объек­том могут выступать индивиды как носители психики (группы лю­дей) или сами психические явления. Наиболее часто ошибки в опре-


делении объекта исследования связаны с представлением в качестве такового конкретных испытуемых (а это — эмпирическая база исследо­вания, которую вы опишите в эмпирической главе) или некого про­цесса, связи между явлениями, характеристик какого-либо явления (а вот это вполне может стать предметом вашей работы).

Пример 3

Неправильные формулировки:

«В качестве объекта нашего исследования выступали воспитанни­ки средней группы детского сада № 12 г. Воронежа».

«Объектом нашего исследования было влияние рок-музыки на уровень интеллектуального развития студенческой молодежи».

Правильные формулировки:

«В качестве объекта нашего исследования мы рассматривали детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)».

«Объект исследования — молодежная субкультура».

Стоит иметь в виду, что объект и предмет исследования определя­ются еще и его типом: фундаментальным или прикладным. Напомним их отличия. В системе современного научного знания различают не­сколько основных типов исследования. Одна из классификаций стро­ится на основании такого критерия, как связь задач исследования с непосредственными запросами практики. Именно по этому критерию все исследования можно разделить на фундаментальные и приклад­ные [Андреева, 1999, с. 318—336].

В самом общем виде различие между ними сводится к тому, что фундаментальное исследование отчетливо ориентировано на раскры­тие законов развития изучаемого предмета, в то время как приклад­ное — на способы применения знания об этих законах на практике.

Прикладные исследования в различных областях науки обладают рядом общих черт.

Цель всякого прикладного исследования— непосредственное решение практической задачи, более или менее быстрое внедрение результатов этого исследования для совершенствования каких-то сторон матери­альной или духовной деятельности общества.

 

5.4. Предмет исследовании

Рис. 38. Соотношение понятий «проблема», «объект», «предмет» (по В. А. Ядову, 1979).

Предмет исследования — сторона или аспект объекта, который непосредственно изучается, «высвечивается» в объекте, как правило, через призму проблемы. Соотношение между проблемой, объектом и предметом научного исследования наглядно можно представить сле­дующим образом


Напомним, что предмет познания невозможно выделить и опи­сать вне рамок какой-либо науки или комплекса наук, безотноситель­но к субъекту познания. Для каждой науки в любом предмете изучения (общенаучном, междисциплинарном, специальном) есть свой, част­ный аспект рассмотрения. Он может быть по-разному сформулирован в теоретическом, эмпирическом и прикладном исследовании.

В качестве предмета психологического исследования могут высту­пить любые аспекты психологической реальности: психические свой­ства, состояния, процессы, функции, виды поведения и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики от­дельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.д.

 

5.5. Цель и задачи исследования

Иной раз спросишь себя: «Старик! Чего ты хочешь?» —

и сам себе ответишь: «Не знаю, старик».

 

Е. В. Клюев. «Между двух стульев»

Цель исследования — ожидаемый результат вашей работы, кото­рый позволит разрешить обозначенную проблему. Возможными целя­ми психологического исследования могут быть:

♦ Определение характеристики изучаемого явления. Основанием для постановки такой цели могут быть обнаруженная в литературном об­зоре неполнота описания психического явления либо противоречия между эмпирическими данными разных авторов. Неполнота описания может быть выявлена и при попытке составить целостную картину явления, опираясь на выбранную методологию. Следует подумать о том, какие именно характеристики вы будете изучать. Важно, чтобы этот набор не был случайным, относился бы к одному или несколь­ким аспектам изучаемого явления. Желательно указать также, какое значение имеет его изучение: теоретическое, методическое, практи­ческое, прикладное.

♦ Выявление взаимосвязи психических явлений. Следует подчеркнуть что установления самого факта существования связи недостаточно поскольку положение о единстве психики давно принято в психоло­гии и не нуждается в дополнительных доказательствах. Исследование взаимосвязей предполагает определение их особенностей: тесноты, направленности, устойчивости, общей структуры и т.п.

♦ Изучение возрастной динамики явления. Исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости психики все­гда имело огромное теоретическое и практическое значение. Проведе­ние исследований, ориентированных на переменную «возраст», но­сит специфический характер и предполагает использование двух ос­новных методов: возрастных «поперечных» или «продольных» срезов.

♦ Описание нового феномена, эффекта. Чаще всего новый феномен открывают в ходе проводимого эмпирического исследования, про­верки гипотезы. Он может быть зафиксирован, потому что был ожи­даем, а может быть замечен внимательным, вдумчивым исследовате­лем при решении иных задач. Задачами исследования при достижении такого рода цели могут быть: выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, определение силы его проявления, условий существования эффекта, разнообразия проявлений, их ус­тойчивости, теоретическое объяснение феномена.

♦ Открытие новой (другой) природы явления. Исследователь очерчи­вает класс явлений, которые будут для него предметом рассмотрения. Затем отмечает противоречивость, недостаточность объяснения сущ­ности явлений данного класса, вводит новые термины, связывая их между собой. Начинающего исследователя часто подстерегает заблуж­дение на пути создания нового объяснения. Заблуждение это встреча­ется в тех случаях, когда автор пересказывает своими словами уже опубликованное, употребляя при этом не новые термины, а лишь новые синонимы или перенося акценты на феномены, которым ра­нее было отведено рядовое, подчиненное положение.

♦ Создание классификации, типологии. Разработка классификации предполагает прежде всего поиск и обоснование критериев классифи­кации, очерчивание области явлений, охватываемых классификаци­ей, которая в свою очередь должна быть ясно соотнесена с опреде­ленной теорией.

♦ Создание психологической методики. Необходимость разработки но­вой методики может быть обусловлена многими причинами. Несомнен­ную научную или прикладную ценность данная работа может иметь для обоснования самой возможности измерения параметров изучаемого явле­ния, повышения точности и надежности измерений, сокращения вре­мени обследования и т.п. Рекомендовать же созданную методику к ши­рокому применению можно лишь в том случае, за редким исключени­ем, если осуществлены все эти этапы опробирования ее. Как правило, это относится и к задаче адаптации зарубежных методик, для чего необходим комплекс психометрических проверок, а не просто перевод на русский язык стимульного материала и текстов интерпретации.

♦ Доказательство эффективности разработанной психокоррекцион­ной методики. Такая цель достижима лишь в экспериментальной про­цедуре с использованием контрольной группы и при соблюдении дру­гих требований к обоснованности выводов из полученных результатов. Необходимо, как минимум, доказать, что именно данное коррекци­онное вмешательство является фактором, обусловливающим ожидае­мые изменения, и что эти изменения действительно отражают улуч­шение в той или иной области психических процессов.

Целевая организация любой деятельности, в том числе научно- исследовательской, предполагает выработку определенной последо­вательности действий — шагов для достижения поставленной цели, каждый из которых имеет свою собственную цель, или «подцель», по отношению к общей цели исследования.

Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспе­чат нахождение новых фактов, так и те, которые помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний.

Часто встречающаяся ошибка студентов возникает вследствие не­умения различать задачи исследования и этапы его организации. Ко­нечно, они взаимосвязаны, но, формулируя задачи исследования, нужно не описывать свои действия (анализ литературы, сбор эмпири­ческих данных, их анализ, формулирование выводов и т.п.), а рас­крывать, для чего Вы осуществляете каждое из этих действий и как это способствует достижению общей цели исследования.

 

5.5. Гипотеза исследования

Гипотеза — это не только догадка, но и логически обоснованное предположение исследователя о наличии, отсутствии или виде связи между изучаемыми явлениями, о характере этой связи, о закономер­ностях динамики явления (как протекает процесс?) и т.д.

Краткое обоснование гипотезы представляется во введении, а раз­вернутое — в описании проблемы и программы исследования, кото­рая должна логически вытекать из проведенного теоретического ана­лиза проблемы.

Чтобы построить «хорошую» научную гипотезу, которую можно проверить эмпирически, следует помнить, что гипотеза:

♦ не должна содержать понятий, которые эмпирически не могут быть конкретизированы, т.е. не «операционализированы»;

♦ не должна содержать ценностных суждений;

♦ не должна включать в себя слишком много ограничений и допу­щений;

♦ должна быть проверяемой.

Пример 4

Неправильная формулировка:

«Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что положи­тельным влиянием на обучение навыкам конструктивного разреше­ния конфликта будет обладать эмпатическое понимание партнера».

Правильная формулирока:

«В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии связи между уровнем развития у индивида эмпатии и изби­раемой им стратегией поведения в конфликте, а именно: чем выше уровень эмпатии, тем чаще избирается стратегия сотрудничества».

 

5.6. Методы исследования

Все исследовательские методы можно разделить на: методы сбора эмпирической информации (наблюдение, опрос, анализ продуктов че­ловеческой деятельности, в том числе документов, эксперимент и т.д.) и методы теоретические. От этих двух групп научных методов следует отличать методы обработки полученных данных (качественные и коли­чественные, среди последних — специальные методы математичес­кой статистики).

Обоснованный выбор методов опирается прежде всего на пони­мание специфики объекта и предмета исследования, а вот уже конк­ретные приемы и техники (в психологии их часто называют «методи­ками») определяются поставленными задачами и условиями проведе­ния исследования. Обоснование выбора методов исследования приводится в программе исследования.

 

6. Как пишется теоретическая глава?

— Никто ведь ничего не понимает,

— но каждый делает вид, что понимает все. —

— Тут она критически взглянула на Петропавла. —

— Вам трудно сделать вид, что ли?

Е. В. Клюев. «Между двух стульев»

 

Существующие нормы научной деятельности предполагают, что, прежде чем заявлять о своем желании сделать вклад в науку, автор должен продемонстрировать знание того, что было известно еще до него. Наиболее прямой способ демонстрации этого — полный литера­турный обзор в избранной предметной области «своей» науки, а так­же в смежных областях других наук. Выполнение этой сложной и серь­езной задачи невозможно без умения ориентироваться в огромном море современной научной информации, без умения работать с науч­ной литературой. Хорошим пособием для этих целей может послужить книга Ю. Эхо «Письменные работы в ВУЗах» [1997, с. 23-50].

Собранные литературные материалы могут быть скомпонованы по хронологическому принципу, описывая этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными авторами. Однако логическое постро­ение предпочтительнее. Тогда структура текста может быть примерно такой [Куликов, 1994, с. 11]:

1. Феноменологическое описание предмета изучения: область про­явлений, их частота, временные параметры или признаки интенсив­ности и другие качественные характеристики.

2. Место изучаемого явления среди других, т.е. его взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторы, его обусловливающие.

3. Рассмотрение с опорой на избранный методологический подход. Выделяемая структура явления.

4. Сущность, природа явления. Имеющиеся в литературе определе­ния данного явления; разнообразие в его понимании.

5. Закономерности, которым подчиняется явление.

6. Прикладное использование явления (свойства или функции).

Обнаруженные вами в ходе такого анализа малоизученные вопро­сы, противоречивость теоретических представлений различных авто­ров, противоречия в имеющихся эмпирических данных и т.п. создают предпосылки для формулирования научной проблемы и для обосно­вания целей эмпирического исследования.

Правила цитирования:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грам­матической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением осо­бенностей авторского написания. Обязательно указание номеров стра­ниц в источнике.

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокра­щения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск вто­ростепенных слов обозначается многоточием. Если вы, приводя цита­ту, выделяете в ней какие-то слова, важные для вашего текста, то после выделения вы сообщаете в скобках об этом вмешательстве: (кур­сив мой. — И. И.), (подчеркнуто мною. — К. Л.), (разрядка наша. — М. Э., Е. Г.). Инициалы при этом означают первую букву вашего имени и первую букву вашей фамилии.

3. Оптимальное количество цитат в тексте — не более двух на стра­нице.

Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, биб­лиографическое описание которого приводится в соответствии с тре­бованиями библиографических стандартов. В современной научной литературе используются три варианта:

♦ Библиографический указатель в конце работы (список литерату­ры) оформляется как нумерованный список источников по алфавиту фамилий авторов. После приведенной в тексте цитаты в квадратных скобках указывается номер цитируемого источника в данном списке и через точку с запятой — номер страницы. Например: [14; 236].

♦ Список литературы составляется по тому же алфавитному прин­ципу, но не нумеруется. Он включает также названия сборников, же­лательно с указанием, под чьей редакцией вышло издание. После цитаты в тексте в круглых скобках указывается фамилия автора, год издания цитируемой работы и номер страницы. Например: (Карвасарский, 1978, с. 175). В случае когда в вашем списке приводятся работы разных авторов с одинаковыми фамилиями, приводится фамилия с инициалами: (Фрейд 3., 1921, с. 18). Если в одном году вышло не­сколько работ одного автора, то они помечаются строчными буква­ми: 2001а, 20016, в порядке их алфавитного следования в списке.

♦ Наличие сноски внизу страницы с указанием полных библиогра­фических данных литературного источника и страницы.

Последний вариант в основном применяется в научно-популяр­ных изданиях. Для дипломной работы предпочтителен один из первых двух вариантов, но один и тот же на протяжении всего текста.

 

7. Что включает в себя эмпирическая глава?

Эмпирическая глава вашего текста представляет собой отчет о проделанной работе по сбору и анализу эмпирических данных. Струк­тура этой главы может содержать четыре параграфа (но не менее):

1. Программа эмпирического исследования.

2. Результаты.

3. Обсуждение результатов.

4. Выводы.

 

7.1. Программа эмпирического исследования

В программе эмпирического исследования уточняются его цель и задачи, производится «перевод» теоретических понятий, в которых обозначена проблема, в конкретные исследовательские переменные. Часто этот процесс называют операционализацией. Он включает обо­снование методик.

Характеризуется выбор базы исследования (место и условия прове­дения исследования, контингент и число испытуемых, их социальные и психологические характеристики, наличие экспериментальной и контрольной групп и т.д.). Обосновывается связь методов и методик (как «техник» сбора эмпирических данных).

Подробно описываются этапы и процедуры исследования. Упоми­наются все обстоятельства, могущие предположительно повлиять на полученные данные. Это необходимо для того, чтобы, опираясь на Ваше описание, любой желающий смог бы в точности повторить его

и, следовательно, прийти к тем же результатам.

Указываются способы обработки первичных данных. Количествен­ная обработка данных предполагает обоснование в выборе математи­ческой статистики.

Большие, сложные таблицы и таблицы, содержащие промежу­точные данные вычислений, лучше поместить в «Приложения».

 

7.2. Результаты и их обсуждение

Обсуждение полученных данных начинается с их описания. Опи­сание должно быть предельно строгим, т.е. содержать в себе только факты с их качественными (есть — нет) или количественными харак­теристиками (сколько, как часто и пр.). Наиболее удобный вид их представления — таблицы, каждая из которых должна иметь свой но­мер и название. Частные данные, а также промежуточные расчеты при­водятся в «Приложениях». Кроме того, в них помещаются образцы методического инструментария (опросные листы, исследовательские протоколы), иллюстративные материалы и т.п.

Кроме табличной формы представления количественных данных вы можете использовать также: а) диаграммы; б) графики для пред­ставления характера функциональной зависимости между величина­ми (переменными); в) корреляционные плеяды для отображения корре­ляционных связей между выделенными параметрами и т.д.

Подписи ко всем нетекстовым вставкам (рисунки, графики, схе­мы и т.п.) помещаются внизу, т.е. под ними, и содержат не только название, но и необходимые пояснения, например расшифровку ус­ловных обозначений.

В разделе «Результаты» помещаются все варианты анализа до тео­ретической их интерпретации, приводится собственно анализ полу­ченных данных. В «Обсуждении результатов» следует раскрытие значе­ния полученных фактов с точки зрения теории. Ваши размышления о том, что могли бы означать полученные данные для решения постав­ленной проблемы, включают теперь научные понятия и категории, а также сопоставление выявленных закономерностей с представленны­ми в литературе данными подходами.

7.3. Выводы

Выводы являются наиболее важной частью работы. Они подводят итог вашего эмпирического исследования, показывая, насколько вы способны обобщить полученные результаты, обосновать свои обоб­щения с позиций избранной теоретической концепции, связать их с уже имеющимися аналогичными результатами других исследователей. Общее число выводов не должно превышать 5-7. Они должны, во- первых, соответствовать поставленным задачам, а во-вторых, отра­жать результаты проверки первоначально высказанных гипотез.

В случае прикладного характера исследования выводы дополняют­ся практическими рекомендациями, они должны быть адресными (т.е. предназначаться конкретным специалистам в той или иной обла­сти общественной практики).

8. И что же в заключении?

Я бы мог еще многое добавить к сказанному,

но добавить к сказанному абсолютно нечего.

Е. В. Клюев. «Между двух стульев»

 

Заключение должно содержать общую оценку результатов проделан­ной работы, ее теоретической и эмпирической частей. По своему содер­жанию заключение обычно «симметрично» введению, т.е. в нем автор еще раз как бы напоминает смысл и содержание выполненной работы, определяет ее место среди других направлений психологических исследо­ваний и психологической практики. В нем намечаются пути и цели даль­нейших исследований и подчеркиваются практические рекомендации.

 

9. Список использованной литературы

При составлении списка использованной литературы следует при­держиваться библиографических норм описания (образцы см. ниже).

В любом случае (нумерованный список или нет) источники рас­полагаются по алфавиту фамилий авторов, а при их отсутствии — по названию книги. Фамилии и инициалы редакторов научных сборни­ков отделяются от названия одной косой чертой. Если приводится статья из журнала или сборника, то название журнала (сборника) обязательно приводится после двух косых черт.

Сначала приводятся работы, опубликованные на русском языке, затем — на иностранных языках. Список литературы в дипломной ра­боте обычно включает не менее 25 наименований.

Кроме печатных публикаций в список литературы могут быть вклю­чены и рукописи, в том числе дипломные и диссертационные работы. На все помещенные в список литературы источники должны быть ссыл­ки в тексте.

Образцы библиографического описания литературы:

1. Книга под фамилией автора.

2. Книга под заглавием.

3. Статья из журнала.

4. Статья из сборника.

5. Произведение из собрания сочинений.

6. Автореферат диссертации.

 

Примеры

1. Леонтьев А. Я. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиз­дат, 1975. 304 с.

2. Психологические механизмы целеобразования/Под ред. О. К. Ти­хомирова. М.: Наука, 1997. 231 с.

3. Корнилова Т. В. О проблеме переструктурирования базовых кур­сов по психологии (на примере «Введения в психологический экспе- римент»)//Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 1. С. 6-12.

4. Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса//Современная зару­бежная социальная психология: Тексты. М., 1984. С. 97—110.

5. Выготский Л. С. Проблема возраста//Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4: Детская психология. С. 248-265.

6. Гозман Л. Я. Теоретические предпосылки и методы эмпиричес­кого исследования межличностной аттракции: Автореф. дис.... канд. психол. наук. Л., 1983. 21 с.

 

10. Что еще полезно знать?

Полезно напомнить о том, что ваша дипломная работа оценивает­ся Государственной аттестационной комиссией (ГАК) в ходе ее за­щиты. Обратимся к «Требованиям, предъявляемым к подготовке вы­пускных работ...» [1975].

«10.1. Законченная выпускная работа подписывается студентом и представляется руководителю. После просмотра и одобрения выпуск­ной работы руководитель подписывает ее и вместе со своим письмен­ным отзывом представляет заведующему кафедрой. В отзыве должна быть дана подробная характеристика проделанной студентом работы. Заведующий кафедрой на основании этих материалов решает вопрос о допуске студента к защите, делая об этом соответствующую запись на выпускной работе. В случае если заведующий кафедрой не считает возможным допустить студента к защите выпускной работе, этот воп­рос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя.

10.2. Выпускные квалификационные работы направляются на ре­цензию. Рецензент дает подробный анализ выпускной работы и реко­мендует соответствующую оценку. Декан факультета знакомит с ре­цензией заведующего выпускающей кафедры и студента, выполняв­шего выпускную работу, и направляет выпускную работу с рецензией в Государственную аттестационную комиссию для зашиты.

10.3. Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытых заседаниях экзаменационной комиссии (т.е. на них могут присутствовать все желающие). Для сообщения содержания выпуск­ной работы студенту предоставляется не более 20 мин. Решение (об оценке) ГАК принимается на закрытом заседании простым большин­ством голосов, которое вносится в протокол».

А теперь рассмотрим подробнее саму процедуру защиты.

Очередность защиты выпускных работ определяется накануне на заседании ГАК, на нем же проверяется наличие всех необходимых документов: правильно оформленный текст дипломной работы, от­зыв научного руководителя, рецензия.

После предоставления слова студент делает устное сообщение о со­держании своей работы в течение 15—20 мин. Очень благоприятное впе­чатление на членов комиссии производит громкая, четкая и краткая речь, использование наглядных демонстрационных материалов.

Устное сообщение должно отражать смысл работы, поскольку имен­но оно, как ответы на вопросы членов комиссии или других присут­ствующих на заседании, и будет подвергаться оценке в первую очередь. Оптимально содержание выступления включает «Введение» письмен­ного текста, основные итоги теоретического обзора, характеристику базы исследования, его процедуры, главные результаты и выводы.

После устного выступления студента председатель комиссии пред­лагает присутствующим задать вопросы.

Отвечайте четко, кратко и с достоинством! В ответе придерживай­тесь только сути вопроса, не отклоняйтесь в детали.

♦ После ответов на вопросы слово предоставляется руководителю дипломной работы, который характеризует студента, а не саму работу.

♦ После руководителя выступает рецензент, характеризуя теперь уже саму работу, высказывает свои замечания (обязательные по про­цедуре) и рекомендует оценку. Тщательно продумайте свои ответы на замечания рецензента.

♦ Вам предоставляется слово для ответа на замечания рецензента. Здесь рекомендации те же самые, что и при ответе на вопросы.

♦ Председатель предлагает желающим высказать свое мнение о защищаемой работе.

♦ Вам предоставляется заключительное слово. В нем обычно звучат слова Вашей благодарности в адрес тех лиц, которые помогли Вам состояться как специалисту в ходе выполнения выпускной работы.

На этом процедура защиты Вашей дипломной работы заканчива­ется, и Вы ожидаете решения комиссии, следующего в самом конце, т.е. после завершения всех выступлений. После принятия решения об оценках (и присвоении квалификации) комиссия сообщает его вер­нувшимся в помещение студентам и сочувствующей им публике.

Вот теперь Вы можете облегченно вздохнуть. Дело сделано! Вы стали дипломированным специалистом-психологом!


 

 

* Выступление Б. В. Зейгарник перед преподавателями факультета психологии, опубликованное в журнале «Вестник МГУ» (Сер. 14. Психология. 1987. № 3).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Таможенное право. Тест МЭСИ с ответами | Это стоит прочесть для начала




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.