Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 10. Информационные системы и технологии в маркетинге (Часть 2)






Информационные системы и технологии в маркетинге (Часть 2)

 

Вопрос 1. Программные продукты в маркетинге

 

Маркетинговое управление предприятием (Marketing Management) является одним из наиболее современных и перспективных подходов к управленческой деятельности в условиях быстро меняющегося мак­ро- и микроокружения, подразумевает управленческий процесс, кото­рый направляет все ресурсы предприятия на удовлетворение потреб­ностей заказчиков и достижение целей самого предприятия и требует систематического маркетингового анализа, дающего ответ на вопро­сы, касающиеся деятельности всего предприятия: что производить; кому, как, сколько, где и по каким ценам продавать; какие методы про­движения использовать для поддержки продаж и как их применять?

Таким образом, маркетинг — это технология, позволяющая макси­мально эффективно инвестировать капитал и обеспечивать высокую конкурентоспособность на рынках присутствия компании.

Уже сама по себе эта формулировка предъявляет определенные тре­бования к программным продуктам по маркетингу. Это должна быть законченная технология для решения маркетинговых задач, позволяю­щая хранить и анализировать огромные информационные массивы, включающие в себя не только данные внутреннего управленческого уче­та, но и внешние данные: о покупателях, конкурентах, макроокружении.

Сегодня в России на предприятиях внедряются: аналитические системы [«ИНЭК-Аналитик», Audit Expert (www.pro-invest.com), «Альт-Инвест»]; управ­ленческие системы [«Галактика» (www.galaktika.ru), NS-2000, «Парус-Корпорация» (www.parus.ru), «Тектон»] и простейшие маркетинговые программы [Marketing-Expert (www.pro-invest.com), Marketing GEO, «БЭСТ-Маркетинг» (www.bestnet.ru)].

Ниже приводятся результаты сравнительного анализа трех компь­ютерных программ в области маркетинга: «БЭСТ-Маркетинг», «Мар­кетинг-эксперт» и «Касатка». Отметим также, что рассматривается только перечень решаемых задач, методы и алгоритмы их решения не анализируются.

Программа «БЭСТ-Маркетинг». Программная система «БЭСТ-Маркетинг» представляет собой удобный и эффективный инстру­ментарий, позволяющий оценить рыночные позиции предприятия в условиях конкуренции (рис. 9.5). Система может использоваться на предприятиях производства, торговли и сферы услуг. Бесспор­ным достоинством данной программы является предельная простота терминологии интерфейса, которая рассчитана на самого обычного пользователя, не имеющего специального образования в области маркетинга Ввод информации осуществляется в виде естественных самоочевидных оценок по принципу «хуже/лучше», «важно/второ­степенно». Вводимые качественные данные преобразуются систе­мой в количественные, что позволяет проводить соответствующие расчеты В числе методик, на которых базируется «БЭСТ-Марке­тинг», - SWOT-анализ и модель Розенберга, метод 4Р, матрица Анзоффа.

Система «БЭСТ-Маркетинг» имеет следующие возможности:

1)анализ рынка — определение перспективных рыночных ниш, анализ конкурентоспособности товара, анализ рекламы, рекомендации по повышению ее эффективности, рекомендации по стимулированию продаж;

2)анализ конкурентов — степень присутствий конкурентов на рын­ке, сравнительный анализ по товару, сравнительный анализ рекламных компаний;

3)финансовое планирование маркетинговой деятельности — про­гноз продаж, бюджет рекламы, сводный бюджет, подготовка бюджета затрат по продвижению продукции и контроль за его исполнением.

С помощью программной системы «БЭСТ-Маркетинг» предприя­тие сможет оценить свои сильные и слабые стороны в рекламной и маркетинговой политике и получить комплекс рекомендаций по ук­реплению позиций на рынке.

Программа «Marketing Expert» ( Отметим, что 13.03.2003 компания «Про-Инвест ИТ» прекратила работу по развитию и распространению программы под прежним названием Marketing-Expert). Программа обеспечивает инфор­мационную поддержку при выполнении сотрудниками группы марке­тинга следующих задач:

• сегментация рынка; формирование территориально-сбытовой структуры компании, с установкой связи между товарами, потребите­лями, каналами сбыта;

• оценка рентабельности продукции, доходность и прибыльность отдельных сегментов рынка;

• выбор оптимальных каналов сбыта и вариантов реализации продукции;

• оценка конкурентоспособности компании (SWOT-анализ);

• выбор цели и разработка наиболее эффективной стратегии ее до­стижения — снижение издержек, выпуск новых товаров, освоение но­вых рынков (GAP-анализ);

• оценка рисков, связанных с реализацией каждой из стратегий;

• разработка тактического плана маркетинга, формирование оптималь­ного портфеля товаров и мероприятий marketing-mix (Portfolio-анализ);

• решение обратной задачи расчета вариантов цен для группы то­варов по заданной прибыли;

• расчет коэффициента эластичности спроса и прогноз продаж;

• формирование маркетинговой части бизнес-плана в соответствии с международными стандартами.

Система Marketing Expert™ опирается на классическую теорию маркетинга и учитывает потребности практического маркетинга в Рос­сии. Система разработана с использованием принятых во всем мире известных аналитических методик (GAP-анализ, сегментный анализ, SWOT-анализ, Portfolio-анализ) и решает повседневные практические маркетинговые задачи. Система Marketing Expert™ — это консультант руководителя предприятия, коммерческого директора или руководи­теля службы сбыта.

Модуль обмена программы Project Expert™ импортирует данные о продуктах, условиях их реализации и другие данные, подготовленные в системе Marketing Expert™, в операционный план текущего проекта Project Expert™. Иными словами, Marketing Expert™, выступая как са­мостоятельная система, может в то же время служить дополнением к Project Expert™ в качестве средства детальной проработки плана мар­кетинга для инвестиционных проектов. В качестве исходных данных для проведения анализа и разработки плана маркетинга используются данные из геоинформационной системы Marketing Geo, базирующейся на данных Госкомстата и позволяющей вносить собственные данные для расчета емкости рынка, доли вашей компании и ближайших конкурен­тов, а также формирования оптимальной сбытовой структуры.

Программа «Касатка». Программный продукт «Касатка-проф.» представляет собой комплекс, включающий в себя такие модули, как модуль маркетинга, модуль менеджмента, модуль стратегического пла­нирования, модуль экономических расчетов по маркетингу и менедж­менту, бизнес-план, документооборот, блоки отчетности перед руко­водителем и многое другое. «Касатка» помогает структурировать все бизнес-процессы и навести порядок в организации. Программный про­дукт «Касатка» является маркетинговой системой управления пред­приятием и прибылью и улучшает понимание и коммуникации между уровнями власти. В продукте есть три больших комплекса: комплекс стратегического планирования, комплекс менеджмента и комплекс маркетинга. Вся программа разделена на две больших части: качествен­ную и количественную.

Качественная часть — это система поддержки принятия решений, реализованная через систему составления качественных документов. Количественная часть — это та часть программы, где есть большое количество экономических расчетов по маркетингу, менеджменту и экономике, а также бизнес-план и т.д. В программе может работать как один человек, так и целая организация.

Комплекс помогает решать следующие задачи: формирование це­лей и стратегий маркетинга, годового плана маркетинга; проведение анализа товарной номенклатуры предприятия, рынков сбыта; работа с выбранными модулями (продукт — географический рынок — сег­мент); выбор стратегии развития (товарная стратегия, сбытовая стра­тегия, стратегия продвижения, ценовая стратегия); аудит и контроль маркетинга; рынки снабжения; производство.

В табл. 10.1 приведен сравнительный анализ трех маркетинговых программных комплексов: «БЭСТ-Маркетинг», Marketing Expert, «Ка­сатка-Маркетинг».

Таблица 10.1

Сравнительные характеристики программного обеспечения маркетинга

 

Компания (сайт в сети Интернет) Основные виды деятель­ности Рассматрива­емый продукт Оценка качест­венной части (90% в марке­тинге) Оценка коли­чественной части (10% в мар­кетинге)
«Интеллект-Сервис» (www.bestnet.ru) Бухгалтерское программное обеспечение «БЭСТ-Маркетинг»    
«Курс» ( www.curs.ru) Консалтинг и бизнес-программное обес­печение Модули, в на­звание кото­рых входит слово «марке­тинг»    
«Про-инвест консалтинг» (www.pro-invest.com") Консалтинг и бизнес-программное обес­печение Marketing Expert    
«Касатка Консалтинг Групп» fwww.kasatka.ru) Консалтинг и бизнес-программное обес­печение «Касатка-Маркетинг»; «Kaсатка-проф.»    

Из приведенной таблицы видно, что наилучшим показателем по оценке количественной части является программа Marketing Expert, a по оценке качественной части — «Касатка».

Рассмотрим возможности программы «Касатка» подробнее.

Программный продукт «Касатка» — современная технология приня­тия решений стратегического, тактического и оперативного уровней для государственных организаций и организаций малого, среднего и крупного частного бизнеса. В ней соединены самые современные раз­работки и ноу-хау в области маркетинга и менеджмента, передовой опыт мировых лидеров бизнеса и возможности компьютерной техники в области современных мультимедийных технологий.

Этот программный комплекс — совместная разработка российских специалистов и американской транснациональной компании SB1 Inc.

«Касатка» — это профессиональное АРМ для ежедневной работы спе­циалистов и руководителей фирм, подразделений, отделов планирова­ния и маркетинга, руководителей проектов, служб сбыта, консультан­тов по экономическим вопросам и вопросам бизнеса. Главная задача, решаемая с помощью программного продукта «Касатка», — создание максимально созидательной, информационно-логической среды, удоб­ной для быстрого принятия решений на всех уровнях управления. Со­зданная на основе применения технологии сквозной логики процессов, «Касатка» обеспечивает:

• разработку профессиональных стратегий;

• принятие комплексных решений;

• организацию логики достижения целей, обеспечивая руководителей средством борьбы с проявлениями внутриорганизационного хаоса и инструментом созидания при построении стратегий;

• сокращение времени, необходимого для достижения поставленных целей, в несколько раз, улучшая при этом качество работы;

• максимизацию роста и развития организации.

Одно из основных достоинств программы заключается в том, что кон­цепция комплекса «Касатка» построена на логических основаниях управ­ления. Пользователь может сформулировать проблему, определить воз­можные альтернативные варианты решения, проанализировать их и выбрать наиболее оптимальный. Кроме того, концепция учитывает си­стемные свойства объектов управления, в частности их декомпозицию. Поэтому программа в соответствии с логическим основанием большой вопрос разбивает на более мелкие, мелкие разбивает на элементарные и элементарные окружает информационной логической средой. Таким образом, решая небольшие задачи, пользователь тем самым решает слож­ные проблемы. Именно так комплекс «Касатка» сложное делает простым.

В программе может работать как один человек, так и группа пользо­вателей. Программа построена по такому принципу, что в ней можно решать как целые комплексы вопросов, так и отдельные вопросы, кото­рые важны для пользователя. Например, если программой пользуется вся организация, то работа строится по следующему принципу: сотруд­ники собирают информацию для начальников своих отделов. Затем ру­ководители отделов анализируют собранную информацию и готовят итоговые документы. Далее эта информация концентрируется в блоке отчетности перед высшим руководством, которому и отсылается при помощи нажатия одной кнопки. Если же с программой работает один человек, он может решать любые вопросы по любому из блоков про­граммы, которые важны ему в данный момент.

Программа обладает набором и других интересных достоинств, среди них:

• комплексность;

• мультимедийная аудио- и видеопомощь для эффективной работы и быстрого освоения программы;

• наличие обучающей видеокассеты для быстрого освоения методов эффективного применения программы;

• использование в обучающих целях программы по предметам «маркетинг» и «менеджмент»; использование библиотеки с массой примеров, способствующей глубокому рассмотрению вопросов по этим предметам;

• использование всех возможностей пакета Microsoft Office;

• мультимедийная презентация программы «Касатка»;

• использование локального и сетевого вариантов программы;

• интеграция с WWW;

• сервисные услуги компании по внедрению системы и ее сопро­вождению, горячая линия, интернет-сайт www.kasatka.ru.

В результате каждое из этих преимуществ позволяет быстро и эф­фективно реализовать цели бизнеса и добиться получения максималь­ной прибыли. Комплекс «Касатка» решает следующие блоки задач:

• разработка и оптимизация маркетинговой стратегии;

• анализ и прогноз деятельности компании в области сбыта и марке­тинга;

• оценка рыночных рисков, конъюнктуры рынка;

• комплексное исследование рынка: емкость рынка, структура спро­са, конкурентная среда;

• разработка рекомендаций по формированию службы маркетинга;

• оценка потребительских свойств товара, сегментация потребителей, анализ потребительских предпочтений, позиционирование товаров;

• разработка ассортиментной и ценовой политики;

• выбор целевых рынков и определение стратегии работы на каждом из них;

• оптимизация политики в сфере закупок;

• оценка результатов существующих сбытовых сетей;

• разработка и формирование оптимальной структуры сбытовой сети;

• определение основных направлений инвестиционной политики;

• разработка и поддержка инвестиционных проектов;

• анализ новых рынков, в том числе международных; разработка кор­поративной стратегии выхода на новые рынки, концепции внешне­
экономической деятельности; планирование экспорта и разработка экспортных программ;

• анализ финансового положения предприятия, денежных потоков, дебиторской и кредиторской задолженности, имеющихся финан­совых инструментов;

• разработка системы управления финансами, документов и мето­дов финансового планирования и контроля;

• разработка и проведение изменений организационной структуры в соответствии с корпоративной стратегией;

• оценка структуры и системы управления;

• выявление проблем в управлении;

• анализ и оптимизация степени централизации управления и регла­ментации функций подразделений; совершенствование организационной структуры и систем управления;

• формализация процедур принятия решений;

• проектирование функциональных схем существующих и создание новых подразделений, подсистем управления;

• обучение и переподготовка сотрудников по вопросам маркетинга и менеджмента;

• разработка и внедрение системы мотивации;

• постановка работы кадровой службы;

• внедрение технологий управления персоналом и др.

Структура программного продукта «Касатка» реализует управленче­скую триаду современного бизнеса — комплекс стратегического плани­рования, комплекс менеджмента и комплекс маркетинга.

 

Комплекс стратегического планирования решает следующие задачи:

• формирование целей и корпоративной культуры организации;

• постановка корпоративных целей и целей отдельных проектов;

• ситуационный анализ, SWOT-анализ;

• формирование хозяйственного портфеля, выбор корпоративной стратегии;

• определение стратегии, тактики, политики, процедур и правил для каждого проекта;

• оценка соответствия организационной структуры стратегическим планам;

• логика и иерархия целей, привязка их к проектам, объектам и менеджерам;

• критерии оценки и методы измерения результатов, система возна­граждений;

• постановка задач менеджерам, делегирование полномочий;

• составление планов мероприятий на всех уровнях, распределение ресурсов;

• установление методов координации, коммуникации;

• внедрение информационных систем для своевременной оценки бизнеса;

• контроль процесса управления, анализ и решение проблем;

• оценка и корректировка стратегического плана.

 

Комплекс маркетинга включает следующие задачи:

• определение целей и стратегий маркетинга;

• годовой план маркетинга;

• поиск рынков сбыта;

• предварительное изучение рынка;

• работа с выбранными модулями (продукт, географический ры­нок, сегмент);

• выбор стратегии развития;

• выбор товарной стратегии;

• выбор сбытовой стратегии;

• выбор стратегии продвижения;

• выбор ценовой стратегии;

• аудит и контроль маркетинга;

• поиск рынков снабжения;

• производство.

Комплекс менеджмента состоит из следующих задач:

• определение целей;

• планирование;

• организация;

• мотивация;

• контроль.

В разделе экономических расчетов содержится более 200 задач-мо­дулей по маркетингу и менеджменту. Каждая формула задачи построена по следующему принципу: пользователь заполняет данные, которые запрашивает компьютер; по формуле все автоматически просчитывает­ся и выдается результат. Информацию можно видеть как в цифровом, так и в графическом изображении. При необходимости программа ав­томатически может строить и графики, формулу можно корректировать или менять. Кроме того, в соответствии с новыми задачами пользова­тель может вносить, удалять, корректировать все, что ему необходимо.

Программные модули экономических расчетов базируются на соот­ветствующих экономико-математических моделях. Структура этих мо­делей соответствует структуре задач, выполняемых комплексом «Касат­ка». Компания постоянно пополняет состав этих моделей, развивая тем самым функциональные возможности программного комплекса.

Значение функциональных возможностей автоматизированной информационной системы предприятия на ба­зе комплекса «Касатка» существенно увеличивается за счет возможнос­ти реализации инвестиционного планирования. В программе очень полно представлен инвестиционный бизнес-план. При составлении конкретных бизнес-планов в случае появления «излишних» структур­ных разделов пользователь при желании может просто удалить их. Биз­нес-план построен по принципу модели. При разработке бизнес-плана в интерактивном режиме пользователь отвечает на вопросы, которые ему задает программа, путем заполнения открывающихся окон соответ­ствующими данными. Затем по формулам все исходные данные обраба­тываются, и выдаются результаты решения задачи. Результаты можно вывести на печать. Получается очень полный бизнес-план с проработ­кой всех вопросов — качественных и количественных. Значительная помощь пользователю оказывает имеющаяся библиотека реальных биз­нес-планов. Они могут быть использованы как пример, поясняющий логику решения задачи. Кроме того, имеются документы, содержащие теоретические материалы по составлению разделов бизнес-планов.

Технология обработки данных по решению задач проводится в среде «Окна доступа». В «Окнах доступа» структура комплекса «Касатка» пред­ставлена по принципу иерархии руководства по трем основным уров­ням. Это — уровень предприятия (высшее управление), уровень проекта (управление среднего звена) и уровень объекта (управление низового звена). После загрузки программы открывается «Окно доступа», где пользователю предлагается ввести свой пароль, определяющий его уро­вень в иерархии предприятия. Затем пользователь попадает в главное окно соответствующего уровня.

В комплексе «Касатка» используются шесть основных типов окон:

1) окно цикла стратегического планирования;

2) окно комплекса маркетинга;

3) окно комплекса менеджмента;

4) окно выбора вопросов;

5) окно упреждающего управления;

6) окно решения одной задачи.

Каждое из этих окон отражает логическое построение программы от общего к частному и позволяет пользователю осуществить поступа­тельное движение на пути решения сложных стратегических задач. По­мимо окон, где, собственно, и происходит построение стратегий и их реализация, в распоряжение пользователя предоставлено главное ме­ню программы, предназначенное для выполнения основных сервис­ных функций.

Главное меню позволяет выполнять сервисные функции программы, связанные с ее настройкой, которые обеспечивают быструю навигацию и предлагают справочные данные.

Линейка главного меню программы содержит семь основных пунктов:

1) «Справочники» — содержит основные данные, которые необхо­димо внести в БД для настройки рабочей среды комплекса «Касатка» перед началом работы или при разработке нового проекта;

2) «Окна» — служит для быстрой навигации пользователя между уровнями руководства;

3) «Отчеты» — предназначен для просмотра текущих отчетов по директивным документам и поставленным задачам;

4) «Администратор» — служит для изменения паролей пользователя, смены путей к данным, выполнения ревизии программных данных с целью ускорения быстродействия системы, для создания архивных копий и восстановления из них некоторых данных, чувствительных к сбоям в компьютере;

5) «Регистрация» — содержит информацию о компании, способах контакта, проводимом конкурсе и условиях получения регистрацион­ного номера;

6) «Справка» — служит для получения справочной информации о программе;

7) «Выход» предназначен для выхода из программы по окончании работы.

Помимо главного меню, в окне используется ряд функциональных кнопок, которые обеспечивают переход к выполнению тех или иных процедур при работе с программой и создают пользователю дополни­тельный технологический комфорт. Эти кнопки обозначают следую­щие режимы:

• цикл стратегического планирования;

• комплекс менеджмента;

• комплекс маркетинга;

• уровень проекта (средний уровень руководства);

• уровень проекта (нижний уровень руководства);

• демонстрация функциональных возможностей программы;

• получение аудиоподсказки по окну;

• выход в предыдущее окно («шаг назад»);

• выход из программы.

Почти в каждом окне есть кнопка, нажав которую, пользователь по­падает в мультимедийную демонстрацию функций комплекса «Касатка». В основном это маленькие видеоролики. В них рассказывается о том, как и почему работают или не работают многие кнопки и участки про­граммы, дается объяснение рисунка на каждой кнопке. Это помогает пользователю очень быстро запомнить кнопки и их назначение.

Для начала работы пользователь должен создать и настроить систе­му справочных данных — «Справочники». Рассмотрим состав и назна­чение справочников:

• «Организации» — справочник предназначен для внесения названий
организаций, для которых применяется комплекс «Касатка», одна
лицензия дает право вносить в справочник только одну организацию;

• «Проекты» — предназначен для внесения имен проектов, т.е. бизнес-направлений предприятия (организации);

• «Объекты» — предназначен для внесения имен объектов, входящих в проекты. Для оформления независимых объектов оформляется отдельный проект, например «Функциональные отделы»;

• «Должности» — предназначается для формирования должностного справочника организации и представляет собой список должностных единиц, которые будут работать с комплексом «Касатка»;

• «Кадры» — предназначен для хранения персональных данных всех сотрудников организации, которые буду работать с комплексом «Касатка»;

• «Уровни менеджмента» — справочник для определения иерархии власти в организации. Необходимо задать имя каждому из трех уровней
руководства;

• «Бизнес-проекты» — справочник для внесения названий бизнес-проектов, выполняемых в рамках конкретных проектов;

• «Модули» — справочник для имен маркетинговых модулей (про­-дукт — географический рынок — сегмент рынка), находящихся внутри конкретных бизнес-проектов;

• «Валюты» — справочник предназначен для хранения применяе­мых на предприятии валют.

Наполнение справочника выполняется следующим образом. В пра­вой части окна расположены функциональные кнопки, при помощи которых осуществляется добавление, удаление, редактирование или выбор соответствующих данных. Для внесения новых данных в опреде­ленный справочник следует нажать кнопку «Добавить новую запись», затем вносятся данные. При повторном нажатии этой кнопки данные заносятся в БД и сохраняются. Выход из окна справочника осуществля­ется нажатием кнопки «Выход».

После завершения настройки справочников пользователь может пе­реходить к решению функциональных задач.

В технологии решения задач значительную нагрузку выполняет «Си­стема составления качественных документов». Программа была спроек­тирована и создана на основании наблюдения за действиями человека в момент практической работы по подготовке и принятию бизнес-реше­ний, поэтому она имитирует все то, что происходит в реальных рабочих процессах. Программа предоставляет в нужный момент нужную инфор­мацию, в необходимой для работы форме. Например, пользователю не­обходимо провести сегментацию своих клиентов. Обычно для решения этого вопроса следует выполнить следующие работы:

1) подобрать нужную литературу;

2) выбрать и определить круг вопросов для рассмотрения;

3) построить эти вопросы в логической последовательности и опре­делить, с чего начать и чем закончить;

4) разбить каждый вопрос на задачи;

5) построить эти задачи в логической последовательности;

6) определить и найти несколько вариантов решения для каждой задачи;

7) выбрать решение по каждой задаче;

8) задокументировать готовые решения;

9) сохранить данные решения в определенном месте, где их можно будет легко найти.

Эта работа требует от пользователя хороших знаний, концентрации интеллектуальных ресурсов и значительного объема времени. По окончании работы ее результаты фиксируются и используются в дальнейшей работе.

«Касатка» концентрирует в себе материалы по всем вопросам бизнеса, предлагает пользователю тысячи готовых документов. Именно поэтому «Касатку» называют бизнес-конструктором. Из различных документов пользователь копирует в свой документ все то, что ему необходимо, и, тем самым, конструирует свои решения. Все новые документы, кото­рые ежедневно появляются в компании, официальные пользователи «Касатки» могут получить в «Интернет-клубе интеллектуальных реше­ний Кибер-Касатка». Допустим, пользователю необходимо разработать вопрос конкурентной устойчивости фирмы. Часть материалов он может взять из «Касатки», затем ему необходимо зайти в «Интернет-клуб» и посмотреть, какие новые документы по этому вопросу есть там.

Основное окно в «Касатке» — окно задачи. Вокруг каждой задачи сосредоточена индивидуальная для ее решения информация, которую можно изучить, нажав на соответствующую кнопку: «Пример», «Альтер­натива», «Библиотека», «Схемы», «Конспект», «Аудиопомощь», «Видео­помощь». Так, например, модуль «Библиотека» содержит 24 000 листов печатного текста, что существенно сокращает время пользователя на поиск и получение специальной литературы.

Система «Касатка» поставляется в достаточно широкой и удобной для заказчиков номенклатуре вариантов программных комплексов:

1) Бизнес-версии программного обеспечения:

«Касатка — маркетинг»

«Касатка — менеджмент»

«Касатка — экономика профи»

«Касатка — бизнес-план профи»

«Касатка - комплекс» (входит все вышеперечисленное)

«Касатка - корпорация»

2) Учебные версии для студентов:

«Касатка — маркетинг бакалавр»

«Касатка — топ менеджмент»

«Касатка — экономика»

«Касатка — курс бизнес-планирования»

«Касатка — учебный комплекс» (входит все вышеперечисленное)

Этот пакет хорошо адаптирован и для преподавателей вузов, а также сту­дентов, обучающихся по специальностям «маркетинг» и «менеджмент».

 

 

Вопрос 2. Технология Internet в маркетинге

 

Тысячи компаний, больших и маленьких, все чаще используют Интернет в качестве средства маркетинга, организуя свой сайт и развивая деятельность, которая была бы невозможной при использовании традиционных способов продвижения товаров. В качестве средства маркетинга Интернет имеет массу уникальных характеристик:

• интерактивный доступ по требованию для клиентов, находящихся в любой точке земного шара;

• возможность хранения огромных объемов информации по различным виртуальным адресам и доступность эффективных средств поиска, систематизации и распространения такой информации, причем все это не требует больших затрат;

• возможность дать человеку более полные представления о товаре или услуге, чем при просмотре печатного каталога;

• возможность использования сети для осуществления деловых операций, а иногда и для доставки некоторых товаров (например, программного обеспечения);

• относительно невысокие расходы на организацию и регистрацию компании-продавца.

Интернет неизбежно будет наращивать вес в качестве средства ведения коммерции, а возможности рынка почти неограниченны, особенно в свете растущей глобализации мировой экономики. Крупные компании давно пользуются традиционными средствами сбыта и продвижения товаров на мировом рынке, так что большинство из них может использовать web-сайты в качестве дополнительного средства, особенно в первое время. Мелкие и средние предприятия могут (или вынуждены) проводить электронные маркетинговые мероприятия и заниматься электронной коммерцией в Интернете.

Основа электронного маркетинга — электронные публикации. Компании могут размещать маркетинговые материалы, от обычной рекламы до виртуальных брошюр, на серверах, входящих в Интернет. В современных условиях глобального рынка оперативная и надежная информация становится насущной необходимостью для получения большинством компании каких-либо конкурентных преимуществ. Например, компания может создать виртуальный рынок, где и будет продавать свои товары. Никто не может посягнуть на этот рынок, и он может быть доступен миллионам пользователей Интернета круглые сутки. Эти товары могут быть более дорогостоящими, чем их физический эквивалент, могут обладать преимуществами, которые дает использование средств мультимедиа, и могут быть адаптированы к особенностям конкретного зарегистрированного пользователя. Более того, с помощью Интернета могут делаться и выполняться заказы (например, на такие товары, как программное обеспечение). Наиболее часто упоминающиеся преимущества электронного маркетинга включают в себя его мировой масштаб, высокую эффективность по сравнению с другими средствами маркетинга и возможность предоставления новых услуг на основе использования Интернет-технологий.

Как показано в табл. 10.2, существуют два подхода к электронному маркетингу: как к дополнительному средству и как к виртуальному бизнесу.

Подход к электронному маркетингу как к дополнительному средству подразумевает, что компании не ограничиваются маркетинговыми мероприятиями только в Интернете. Фактически для выполнения деловых задач и достижения целей маркетинга они должны уделять внимание другим, традиционным средствам рекламы и маркетинга, а web-маркетинг при этом рассматривается как еще одно средство в маркетинговом арсенале компании. Подход к электронному маркетингу как к дополнительному средству является обычным подходом в наши дни. С другой стороны, нет сомнения в том, что дополнительные мероприятия по продвижению товаров в Интернете могут значительно повысить уровень продаж в некоторых сферах бизнеса.

Виртуальный бизнес — это то, на что рассчитывает большинство сторонников Интернет-маркетинга. Несмотря на существование подводных камней (например, недостаточной безопасности операций), похоже, что многие компании, особенно средние и мелкие, склонны извлекать выгоду непосредственно из маркетинга в Интернете. По сути, уже появилось и работает множество виртуальных фирм, таких как Amazon. com и Virtual Vineyards. И количество успешно функционирующих организаций растет.

Хотя большинство компаний использует Интернет в качестве рекламного средства, с целью информирования и повышения осведомленности, а не полагаются на Интернет как на средство ведения виртуального бизнеса, существует большое количество моделей получения прибыли с помощью Интернета. Чаще всего компании используют более одной модели.

 


Таблица 10.2

Подходы к электронному маркетингу

Вид подхода Определение/ Характеристики Мероприятия (способы продвижения товара) Достоинства
Как к дополни­тельному средству   Этот подход хорош для компаний, которые используют Интернет-маркетинг в качестве дополнения к традиционному маркетингу, что дает клиентам дополнительные преимущества и служит основой формирования взаимоотношений с ними   Создание онлайнового каталога компании Формирование имиджа компании и осведомленности о ней Использование Всемирной паутины в качестве рентабельного средства увеличения популярности основной продукции путем предоставления информации о ней и обслуживания клиентов Снижение издержек посредством автоматизации обслуживания клиентов   Предоставляет клиенту большой объем информации. Предоставляет компании возможность немедленного присутствия на мировом рынке и привлекает внимание людей к рекламным материалам компании; некоторые из них могут стать клиентами компании неожиданно для нее. Предоставляет новый канал для коммуникаций, что помогает компании улучшать взаимоотношения с клиентами. Все по разумным ценам.  
Как к виртуаль­ному бизнесу Этот подход — для компаний, которые используют Интернет в качестве основы для создания " виртуального» бизнеса — независимого, прибыльного предприятия, которое существует только в Интернете Наличие более широкого ассортимента товаров, чем в реально существующем магазине Создание виртуального бизнеса дает возможность предоставления дополнительной информации в такой форме, что она не может быть скопирована конкурентами Создание виртуального бизнеса, который берет какой-то очень специфичный или коллекционный товар и продает его по всему миру Создание виртуального бизнеса, который использует Интернет для предоставления клиентам экономических выгод, которые конкуренты предоставить не могут. Создание виртуального бизнеса дает клиентам удобство пользования, которое не могут предоставить им конкуренты Предоставляется более широкий или более специализированный ассортимент, чем могут предоставить конкуренты. Предоставляется большее количество информации более высокого качества, больше экономических выгод и большее удобство для клиента по сравнению с конкурентами. Дает клиентам чувство общности

 

В табл. 10.3 приведено несколько наиболее популярных моделей получения прибыли. Тем временем в Интернете появляются все новые и новые модели. Однако никто не может предсказать, какая же из них, в конце концов, будет иметь успех, если это вообще произойдет.

Таблица 10.3.

Модели получения прибыли

Модель Характеристика Тип/Пример Достоинства/ недостатки
       
Розничный торговец   Создается электронная витрина в Интернете и получаются прибыли путем продажи товаров непосредственно потребителю   Простое размещение электронного каталога на сайте в Интернете. При создании сайтов-каталогов предусмотрено предоставление дополнительной информации, наличие которой также побуждает людей посещать сайт Разработка привлекательных торговых витрин, предлагающих разнообразные товары. Примеры: L.L. Bean и CyberShop   Такой web-сайт прост, недорог, но не привлекает большого количества посетителей
Портал   Организуется портал («область») в Интернете и для получения прибыли взимается плата с сетевых розничных торговцев   У сетевых розничных торговцев есть два варианта; сделать портал фактическим хостом, разместив свой web-сайт на его сервере; просто купить ссылку в торговом портале, которая бы отсылала клиентов на их собственные сайты. Пример: Netmart Удобство торгового портала для покупателей в том, что его использование позволяет им удовлетворить свою потребность в покупках, посетив всего один сайт  
Посредник   Сводит покупателей с продавцами и взимает плату за услуги   Наиболее ярким примером является рост числа онлайновых фондовых рынков Пример: E-trade   Преимущество для магазинов заключается в том, что красочно оформленные и широко разрекламированные порталы привлекают намного больше посетителей, чем могут привлечь отдельные магазины

 


Продолжение таблицы 10.3

       
Распространитель информации Потребителя привлекает бесплатное предоставление материалов, а рекламодатели платят за публикацию своего материала   Среди наиболее известных сайтов, устроенных по принципу распространения информации, можно назвать поисковые сайты и онлайновые иллюстрированные журналы. Примеры: Yahoo! И HotWired   Проводимые торги обходятся недорого, так как низки переменные издержки и расходы на поддержание web-сайта. Для клиентов услуга бесплатна; с другой стороны, неизвестно, достаточное ли количество средств поступит от рекламодателей. В настоящее время такая модель предоставляет широкие возможности для экспериментов
Подписчик   С клиентов взимается плата за просмотр содержимого сайта   Наиболее известным экспериментом такого плана вляяется интерактивный вариант «The Wall Street Journal»   Организации, использующие подобную модель, могут дополнить доход от рекламы, введя плату за «подписку» на чтение материалов сайта. Но при этом число посещений их сайтов может значительно сократиться
Кабельное телевидение Некоторые материалы предоставляются бесплатно, за счет рекламодателей; при этом за просмотр более интересных материалов с клиентов взимается плата   Известным примером использования такой модели является SportsZone от ESPN   Благодаря предоставлению достаточного количества материалов можно привлечь много посетителей, что выгодно для рекламодателей. Время от времени предоставляется возможность бесплатного просмотра более интересных материалов, что может превратить посетителей в подписчиков.  
Зал игровых автоматов За пользование материалами с клиентов взимаются небольшие деньги Возможными пользователями такой модели считаются организации, торгующие информацией и развлечениями Примеры: Virtual Vegas и Mind's Eye Fiction. Это относительно новая модель сетевой коммерции, но она может стать очень доходной, если получит распространение так называемая " цифровая наличность"

 

Инфраструктура Интернет

 

Технологии взаимодействия между покупателем и продавцом мож­но представить как индивидуальные (один с каждым) и массовые (один со многими), каждая из них обладает достоинствами и недостатками и использует свои средства коммуникации (взаимодействия).

Индивидуальные технологии устанавливают между покупателем и продавцом обратную связь, повышающую эффективность такого вза­имодействия, и чаще всего используют такие методы, как устная рек­лама (глашатаи, зазывалы), письмо, телефон. К недостаткам таких методов следует отнести последовательное взаимодействие и, как след­ствие, небольшое число покупателей, охваченных одним продавцом в единицу времени.

Массовые технологии характеризуются отсутствием обратной свя­зи при взаимодействии и параллельным (одновременным) контактом с аудиторией. Применяемые методы - газеты и журналы, радио и те­левидение. Достоинство — большое число слушателей (массовая ауди­тория). Недостаток — отсутствие обратной связи, позволяющей гиб­ко реагировать на индивидуальные требования и особенности поку­пателя.

Технология Интернет, применяемая в маркетинге, получила назва­ние WWW (World Wide Web — всемирная паутина) и вобрала в себя все достоинства этих двух технологий и одновременно избавилась от их недостатков. Она характеризуется тем, что позволяет одновремен­но работать с огромным числом пользователей, создавая иллюзию индивидуальной работы за счет высокого уровня автоматизации про цессов коммуникации. Эта технология формирует новое информаци­онное пространство на базе методов, апробированных в телефонии и радио.

Под термином «Интернет-маркетинг» понимается теория и мето­дология организации маркетинга в гипермедийной среде Интернета. К особенностям Интернет-маркетинга относятся: переход ключевой роли от производителей к потребителям, глобализация деятельности и снижение трансакционных издержек, персонализация взаимодей­ствия и переход к маркетингу «один — каждому», снижение трансфор­мационных издержек.

Первым WWW (World Wide Wireless — всемирное беспроволоч­ное) было радио, а три одинаковые буквы WWW впервые появились на логотипе американской радиовещательной корпорации «RCA», образованной в 1920 г. Основной целью деятельности компании была передача в труднодоступные места и на суда, находящиеся в море, со­общений и телеграмм. Но уже через два года компания осуществляла радиовещание с помощью 575 станций для широкого круга народных масс. Радио положило начало развитию массовой культуры, а вместе с ним появилась и радиореклама, благодаря которой существенно стал меняться и маркетинг. Позиционирование товара стало на рынке го­раздо более гибким.

Появление Интернет. В 1969 г. управление перспективных иссле­дований (Advanced Research Project Agency — ARPA) Министерства обороны США начало разработку компьютерной сети, которая долж­на была, с одной стороны, обеспечить сохранение коммуникаций в случае ядерной атаки противника, а с другой — поддержать совмест­ную работу исследовательских центров университетов и некоторых корпораций. Основную роль в финансировании проекта, который по­лучил название ARPANet, играло Министерство образования США (National Science Foundation — NSF). На начальном этапе развития сети NSF запрещал любую коммерческую деятельность в ней, вклю­чая распространение коммерческой информации и использование сети для осуществления коммерческих операций. Допускался обмен сооб­щениями между университетскими учеными и исследователями част­ных корпораций только в том случае, если они касались тематики на­учных исследований, проводимых в университетах. Для подключения к сети нужно было иметь две рекомендации от организаций — членов сети, которые бы поручались и несли ответственность за некоммер­ческое использование сети новичком. Несмотря на эти ограничения, число узлов сети продолжало быстро расти, так как все больше уни­верситетов и исследовательских лабораторий стремились использо­вать сеть как очень эффективное средство коммуникации. Финанси­рования NSF процессов развития и поддержания сети стало не хва­тать, поэтому в 1991 г. правительство США приняло решение о разрешении использовать Интернет в коммерческих целях. Эта дата считается началом становления эры электронной коммерции и Интер­нет-маркетинга.

Что значит название Интернет? Интернет - глобальная инфор­мационная система, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством уникального адресного пространства, основанно­го на протоколе IP (Internet Protocol) или его последующих расшире­ниях, способная поддерживать связь посредством комплекса прото­колов TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol), их последующих расширений или других совместимых с IP протоколов, и публично или частным образом обеспечивающая, использующая или делающая доступной коммуникационную службу высокого уровня.

Другими словами, Интернет можно определить как взаимосвязь сетей, базирующуюся на едином коммуникационном протоколе — TCP/IP.

С точки зрения конечных пользователей, Интернет представляет собой единую виртуальную сеть, к которой подсоединены все компь­ютеры — независимо от их реальных физических соединений. Фунда­ментальным принципом Интернета является равнозначность всех объединенных с его помощью физических сетей: любая система ком­муникаций рассматривается как компонент Интернета, независимо от ее физических параметров, размеров передаваемых пакетов данных и географического масштаба. Семейство протоколов TCP/IP позволяет построить универсальную сеть, осуществляющую указанные выше принципы. Оно включает в себя протоколы четырех уровней комму­никаций (рис. 10.1).

Канальный уровень (уровень сетевого интерфейса) отвечает за ус­тановление сетевого соединения в конкретной физической сети. На этом уровне работают драйвер устройства в операционной системе и соответствующая сетевая плата компьютера.

Сетевой уровень является основой TCP/IP. Именно на этом уровне реализуется принцип межсетевого соединения, в частности маршрути­зация пакетов через Интернет. На сетевом уровне протокол реализует ненадежную службу доставки пакетов по сети от системы к системе без установления соединения (connectionless packet delivery service). Это означает, что будет выполнено все необходимое для доставки пакетов, однако эта доставка не гарантируется. Пакеты могут быть потеряны, переданы в неправильном порядке, продублированы и т.д. Служба, ра­ботающая без установления соединения, обрабатывает пакеты незави­симо друг от друга. Но главное, что именно на этом уровне принимается решение о маршрутизации пакета по межсетевым соединениям.

Транспортный уровень реализует надежную передачу данных с по­мощью двух основных протоколов, TCP и UDP, которые осуществля­ют связь между машиной - отправителем пакетов и машиной - адре­сатом пакетов.

Следующие два уровня стандарта OSI/ISO - сеансовый и предста­вительский- для подключения к сети Интернет не используются.

Прикладной уровень включает в себя приложения типа «клиент-сервер», базирующиеся на протоколах нижних уровней. В отличие от протоколов остальных трех уровней протоколы прикладного уровня занимаются деталями конкретного приложения, и для них обычно ж важны способы передачи данных по сети. Среди основных приложе­ний TCP/IP, имеющихся практически в каждой его реализации, явля­ются протоколы эмуляции терминала Telnet, передачи файлов FTP, электронной почты SMTP, управления сетью SNMP, используемый в системе World Wide Web, передачи гипертекста HTTP и др.

Достаточно ли перечисленных протоколов, чтобы Интернет смог быть использован в маркетинге и электронной коммерции? Нет, для этого существует множество компонентов, в конечном итоге состав­ляющих среду, дающую пользователям широчайший диапазон дей­ствий, которая завоевала популярность и признание миллионов лю­дей по всему миру.

Для непосредственного анализа всех составляющих Интернет-мар­кетинга рассмотрим совокупность задач, решаемых базовыми элемен­тами Сети и обеспечивающих ее функционирование.

Универсальная метка (URL). Для того чтобы обращение ко всем ресурсам Интернет было наиболее простым и прозрачным с точки зре­ния пользователей, в сети используется универсальная метка (Universal Resource Locator — URL), которая (так же как и почтовый адрес на кон­верте) имеет свою структуру, состоящую из трех элементов. Например, статья на английском языке, расположенная на сайте Санкт-Петербур­гского государственного университета экономики и финансов (ФИНЭК), может иметь следующую универсальную метку, используемую для ее поиска в Интернет: (https://www.finec.ru/eng/article.html.

Первый элемент содержит информацию об используемом протоко­ле прикладного уровня (в данном случае это Hyper Text Transfer Protocol) и имеет следующий вид: https://. Могут использоваться и другие виды протоколов: ftp: // (file transfer protocol - протокол передачи файлов), news: // (протокол передачи новостей) и т.д.

Второй элемент содержит информацию о месторасположении сер­вера и сети, на котором хранится информационный ресурс, носит на­звание доменного имени и состоит из следующих основных элементов:
названия зоны, собственного названия домена и названия имени ма­шины. Например: /www.finеc.ru/. Это доменное имя говорит, что ре­сурс расположен в географическом домене ru, имеет собственное название finеc и функциональное имя www, т.е. выполняет функции WWW-сервера. Система доменных имен (Domain Name System - DNS) существует для удобства маршрутизации и простоты запомина­ния в Интернет Она предназначена для того, чтобы любой ресурс (кроме уникального IP-адреса, состоящего из четырех байтов адреса, записан­ных десятичным числом, например, 192.168.10.5) имел легко запоминающееся доменное имя. Служба доменных имен призвана соотносить IP-адреса с доменным именем машины и наоборот.

Третий элемент адреса содержит путь до интересующей нас инфор­мации, расположенной на этом сервере, например, если статья в фор­мате hypertext markup language (html) находится в папке с именем «eng», то путь будет иметь следующий вид: /eng/article.html.

Службы Интернет.

Службы Интернет — это системы, предостав­ляющие услуги пользователям сети. Услуги можно разделить на две основные категории:

1) отложенные (off-line) — основным признаком этой группы яв­ляется наличие временного перерыва между запросом и получением информации;

2) прямые (on-line) — характерны тем, что информация по запросу возвращается немедленно. Если от получателя информации требует­ся немедленная реакция на нее, то такая услуга носит интерактивный характер.

К ним относятся: электронная почта, www (world wide web), теле­конференции, списки рассылки, FTP (file transfer protocol), IRC (Internet Relay Chat), Интернет-пейджеры (ICQ), средства передачи голоса по каналам связи Интернет (услуги факсимильной и телефон­ной связи), программные средства для проведения видео- и аудиоконференций через Интернет, системы широковещательной передачи мультимедийной информации, службы поиска информации (поиско­вые машины — spiders, crawlers; каталоги; метасредства поиска), сис­темы безопасности, электронные платежные системы, а также другие продукты, использующие Интернет как среду передачи информации.

Интернет-аудитория

Одним из основных и привлекающих наибольшее внимание явля­ется вопрос об общем числе пользователей Интернет, которое харак­теризует степень его влияния на общество. Внимание к этому вопросу обусловлено тем, что эффективность коммерческого использования Интернет, как и большинства традиционных средств массовой инфор­мации, в значительной степени определяется степенью его распрост­раненности в среде, для которой он предназначен. Считается, что по достижении определенной критической величины (критической мас­сы), в данном случае обычно за эту цифру принимается примерно 10-15 %, применение средства становится адекватным затратам на его внедрение и эксплуатацию, и его распространение приобретает лави­нообразный характер.

Проводимые исследования позволяют оценить приблизительное число пользователей и, тем самым, служат критерием роста и разви­тия Интернет. Согласно исследованиям Nua Internet Surveys (www.nua.ie/surveys/) в мае 2002 г. доступ в Интернет имели порядка 580 млн человек (это составляет менее 10% общего населения нашей планеты) к концу 2003 г. - более 600 млн, а в 2005 г. - более 800 млн человек. По прогнозам экспертов к концу 2006 г. Интернет-аудитория составит 1 млрд человек (рис. 10.2).

Если построить график роста пользователей Интернет во времени, опираясь на кибернетический подход, то получится экспоненциаль­ная зависимость, уходящая в бесконечность, которая может точно опи­сывать процесс увеличения числа пользователей только на начальном этапе роста.

На смену кибернетическим представлениям о Интернет приходят синергетические законы. Необходимость такой смены хорошо иллюс­трирует широкое применение принятого всеми допущения Л. Клейнрока о взаимной независимости информационных потоков в сетях. На этом предположении и пуассоновском распределении трафиков стро­ились все расчеты сетей. Истинная природа потоков оказалась взаи­мозависимой и фрактальной. Опираясь на синергетический подход, можно построить логистическую кривую, описывающую рост числа хост-компьютеров (доменных имен), вид которой приведен на рис. 10.3. Из этой кривой видно, что рост числа хост-компьютеров стабилизи­руется к концу 2007 г. на отметке 350 млн.

Наблюдаемая динамика роста числа пользователей колеблется в достаточно широких пределах. Максимальный рост этого показателя составляет порядка 100% в год. Однако для высокоразвитых стран, таких как США, Канада, где уже порядка 60% процентов населения имеет доступ в Интернет, этот показатель, естественно, значительно меньше и со временем продолжает уменьшаться. Ориентировочное распределение Интернет-аудитории по регионам приведено на рис. 10.4. Наибольшее число пользователей сети Интернет находятся в странах США и Канада (45%), затем идут Европа (27%), Азия и Австралия (23%) и замыкают список Южная Америка (4%), Африка и Ближний Восток (1%).

Уровень развития сети Интернет в каждой стране тесно связан с общим уровнем развития инфраструктуры телекоммуникаций и ком­пьютеризации в ней. Поэтому неудивительно, что наиболее развитой страной в этом смысле в настоящее время является США. Более 60% американцев старше 12 лет имеют доступ в Интернет, а половина из них каждый день выходит в сеть и проводит в ней не менее 1 ч.

В Европе наибольший вклад дают Германия и Великобритания Россия пока отстает от этих стран. Согласно оценкам распространен­ность Интернет в России составляет около 10% общего населения страны.

Активно развивается азиатский рынок Интернет: Японии, Китая, Индии. Темпы прироста числа пользователей в Китае и Индии состав­ляют примерно 100% в год.

По среднему количеству времени, проводимому в Интернет, пер­вое место занимают американцы (более 9 ч в месяц). В Европе ли­дером является Великобритания, где пользователи выходят в сеть 5, 1 ч каждый месяц. За ней следуют Германия и Франция с показа­телем в 4, 9 ч.

Порядка 2/3 пользователей Интернет сегодня представлено мужс­ким полом и только соответственно 1/3 ~ женским. На начальном эта­пе развития Интернет разница была еще более существенной, и теперь из года в год происходит постоянный рост процента женского пола и постепенное приближение этого показателя к общемировой статисти­ке распределения полов.

Средний возраст пользователей Интернет составляет чуть более 30 лет, и наблюдается его постепенный рост. Как показывают прове­денные исследования, наибольшим опытом работы в Интернет обла­дают молодые люди в возрасте от 21 до 30 лет.

Годовой доход пользователей превышает средний, но с количествен­ным ростом аудитории сети наблюдается его постепенное снижение.

 

Вопрос 3. Электронная коммерция

 

Развитие информационных технологий привело к изменению способов ведения бизнеса. В наши дни считается современным вести дела с помощью электронной коммерции. Являясь наиболее быстро развивающейся составляющей Интернет-технологий и других информационных технологий, электронная коммерция обеспечивает функциональность и новые способы ведения бизнеса, которыми невозможно пренебречь.

В литературе используется несколько дополняющих друг друга определений электронной коммерции.

Вот один из вариантов: «Электронная коммерция - любой вид сделок, при которых взаи­модействие сторон осуществляется электронным способом вместо физического обмена или непосредственного физического контакта». Являясь точным, такое определение не отражает дух электронной ком­мерции, порожденной возникновением новых запросов, технологий и ведущей к коренным изменениям и способах ведения бизнеса.

Определение электронной коммерции, данное в документах UNCITRAL (Комиссии ООН по международному торговому праву), представляет собой перечисление различных видов сделок, осуще­ствляемых через Интернет и другие электронные средства коммуни­каций, что обусловлено широким толкованием понятия «торговля». К ним относятся любые торговые сделки (поставка товаров/услуг или обмен товарами/услугами), дистрибьюторские соглашения, факто­ринг, лизинг, инжиниринг, купля-продажа лицензий, банковские услуги, страхование, соглашения об эксплуатации и концессии, пе­ревозка товаров и пассажиров воздушным, железнодорожным и ав­томобильным транспортом и другие формы коммерческого сотруд­ничества.

Электронная коммерция, безусловно, имеет большое будущее, так как электронные рынки более эффективны при создании новых товаров и услуг па основе поступаю­щей информации, незаменимы в поиске клиентов и партнеров по всему земному шару. Электронная коммерция посредством Интернета или следующая модификация Интернет-протокола изменит привычный для нас сегодня мир бизнеса, деловые операции и товары (услуги), точно так же, как телефон, телевидение, факс и электронная почта изменили стиль взаимодействия между фирмами и потребите­лями. Электронная коммерция обладает многими преимуществами и поэтому становится все более популярной. Как указано в табл. 10.4, эти преимущества включают в себя лучшие возможности для продвижения товара, снижение издержек, своевременность информации, сокращение времени перевода денежных средств, единообразие информации, повышение уровня обслуживания клиентов, улучшение взаимоотношений с клиентом, ориентирование товаров на потребителя, конкурентные преимущества и удобство ведения бизнеса.

Таблица 10.4

Преимущества электронной коммерции

Преимущество Описание
Продвижение товара   Электронная коммерция способствует продвижению товаров путем непосредственного, информационно-насыщенного, интерактивного контакта с клиентами. Электронные средства также позволяют сделать интерактивной рекламу, адресовать ее конкретному потребителю, пользуясь при этом информацией о его особенностях (вводимой информацией). Таким образом, электронная коммерция предоставляет возможность разработки новых стратегий продвижения товаров  
Единообразие информации   Электронная коммерция обеспечивает единообразие и точность информации, поскольку она предназначена для общего пользования, а для делопроизводства применяются электронные формы  
Своевременность информации   Системы электронной коммерции позволяют ускорить подготовку и доставку информации или услуг благодаря быстроте функционирования  
Улучшение уровня обслуживания клиентов   Возможность предоставления ответов на вопросы в режиме он-лайн путем публикации в Интернете способов решения наиболее часто встречающихся проблем и использования электронной почты, которая 24 часа в сутки 365 дней в году работает на завоевание доверия и преданности клиентов  
Ориентирование товаров на потребителя Благодаря тому, что система электронной коммерции построена на обмене информацией, становится возможным создание новых или видоизменение существующих товаров с целью их соответствия желаниям потребителя
Улучшение взаимоотношений с клиентом   Электронная коммерция позволяет получить информацию о клиентах, если регистрировать каждый случай, когда клиент запрашивает сведения о каком-либо товаре, покупает товар, просит о какой-либо услуге и т. д, С помощью такого взаимодействия можно узнать о потребностях клиента и использовать это знание в дальнейших маркетинговых мероприятиях  
Сокращение времени перевода денежных средств   С появлением электронного перевода денег клиенты могут переводить деньги на банковский счет компании, используя систему электронных платежей. Это позволяет избежать задержек, которые бывают при почтовом переводе денег  
Конкурентные преимущества   Использование электронной коммерции позволяет компании достичь конкурентных преимуществ, заключающихся в (1) сокращении издержек благодаря снижению расходов на рекламу и продвижение товаров; (2) возможности предлагать более разнообразные товары благодаря их усовершенствованию и видоизменению с целью удовлетворения желаний клиента и своевременного отклика на требования рынка; (3) повышенном внимании к клиентам, что выражается в улучшении обслуживания и взаимоотношений  
Удобство ведения бизнеса У сотрудничающих сторон нет временных и пространственных ограничений для ведения бизнеса. Информация передается производителям, поставщикам и оптовым покупателем практически мгновенно

 

Нельзя не сказать и о другом важном положительном моменте, связанным с переходом к электронной коммерции – о снижении издержек.

 


Факторы снижения издержек при использовании

электронной коммерции

 

Для снижения издержек используют следующие факторы:

1. Снижение затрат на получение маркетинговой информации. Ин­тернет — наиболее дешевый источник информации. Для использова­ния таких методов маркетинговых исследований, как опросы, экспе­рименты, анкетирование и т.п., нет необходимости лично встречаться с респондентами.

2. Снижение расходов на рекламу. В Интернет себестоимость созда­ния и обслуживания рекламы ниже, а аудитория рекламного воздействия обычно ближе к целевой ау






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.