Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Реформа внешнеэкономических связей России: ее цели, приоритеты, последствия

 

1. Предпосылки и начало реформы внешней торговли в СССР

Зачастую считается, что реформа внешней торговли в РФ началась распада СССР, после выхода в 1991 г. указа Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». Однако новый механизм внешнеэкономической деятельности начал формироваться еще во времена существования СССР во второй половине 80-х гг. Уже тогда была поставлена задача, превратить внешнюю торговлю в активный фактор решения таких народнохозяйственных проблем, как обновление основного капитала и модернизация структуры экономики и ее экспортной составляющей; обогащение внутреннего рынка.

Таким образом, в середине 80-х гг. были намечены следующие ориентиры реформирования и развития внешнеэкономической деятельности СССР.

Во-первых, предполагалось подчинить внешнеэкономические связи целям модернизации и ускоренного развития экономики страны; сделать внешнеэкономическую деятельность органичной составной частью общей хозяйственной деятельности предприятий.

Предполагалось сделать советскую экономику экономикой «открытого типа» и утверждалось, что советская экономика является частью мировой и должна развиваться во взаимосвязи с последней. Таким образом была поставлена задача к началу 21 в. занять в мирохозяйственных связях место, соответствующее научно-техническому и производственному потенциалу страны.

Большое внимание уделялось вопросам совершенствования экспорта. Ставилась задача превращения экспорта в фактор увеличения производства. Экспорт должен был способствовать:

1. поднятию общего технико-экономического уровня производства с учетом требований международной конкуренции;

2. достижению экономии за счет возрастающих масштабов производства;

3. увеличению валютных ресурсов страны;

4. ускоренному развитию отдельных районов страны и отраслей экономики.

Импорт предполагалось использовать для:

1. модернизации и наращивания производственных фондов;

2. обеспечения сбалансированности производства и потребления отдельных товаров;

3. экономии за счет замены отечественного производства более эффективной зарубежной продукцией;

4. обогащения ассортимента на потребительском рынке.

Кроме развития экспорта/импорта, ставилась задача превращения страны не только в активного международного торговца, но и в международного инвестора. Т.е., предполагалось осуществление капитальных вложений в создание за рубежом производственных мощностей для поставок в страну необходимой продукции и ее экспорта на мировой рынок. Был взят курс на превращение крупнейших советских предприятий в международных операторов.

Тогда еще никто не мог предположить сокрушительного обвала экономики постсоветского пространства в 90-е гг., поэтому был взят курс на ускоренную индустриализацию экспорта, превращение его из энергосырьевого в промышленный. Однако в дальнейшем, как мы видим, от него пришлось отклониться, поскольку в период резких социально-экономических и политических преобразований не нашлось другого рычага для поддержания на плаву российской экономики, кроме экспортной выручки за топливно-сырьевые ресурсы.

Итак, реформа внешнеэкономической деятельности в СССР началась в 1986 г. Первым шагом к разрушению государственной монополии внешней торговли стало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 авг. 1986 г. «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями». Несмотря на то, что в данном постановлении сохранялся принцип государственной монополии на внешнеэкономические связи, оно было направлено на коренную перестройку хозяйственного механизма и управления в области ВЭД.

Таким образом, с 1 янв. 1987 г. функции по осуществлению внешнеэкономических связей были переданы 21 министерству и ведомству различных отраслей, где создавались внешнеторговые объединения, а также крупнейшим 66 предприятиям, где создавались хозрасчетные внешнеторговые фирмы.

В результате децентрализации управления внешнеэкономическими отношениями и ослабления связей между указанными внешнеторговыми организациями западные компании получили возможность выторговывать более низкие цены на наш экспорт и более высокие по импорту, а также поставлять нам менее качественную продукцию.

Следующим шагом в направлении либерализации внешнеэкономической деятельности были постановления СМ СССР от 13 янв. 1987 г. №48 и №49, в соответствии с которым юридические лица на территории СССР получили возможность создавать совместные предприятия с участием иностранных лиц.

Позднее СМ СССР постановлением №412 от 16 мая 1989 г. «О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом» разрешил юридическим лицам СССР создавать предприятия (с участием иностранного капитала или без него) на территории зарубежных стран.

Следующим этапом реформирования внешнеэкономической деятельности явилось Постановление СМ СССР от 2 дек. 1988 г. №1405 «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений, организаций». В соответствии с данным постановлением, все отечественные предприятия и организации с 1 апр. 1989 г. получили право самостоятельного выхода на внешний рынок и ведения на нем коммерческой деятельности.

В основу осуществления экспортно-импортных операций был заложен принцип валютной самоокупаемости.

В качестве государственного регулирования внешнеэкономической деятельности применялось следующее:

- регистрация участников внешнеэкономической деятельности;

- декларирование товаров, перемещаемых через государственную границу;

- порядок экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного назначения, включающий лицензирование;

- оперативное регулирование внешнеэкономических связей.

Лицензирование экспорта/импорта было введено с целью оптимизации раздела имеющихся фондов между внутренним рынком страны и экспортом. Массовое стремление многих предприятий к самостоятельному выходу на внешней рынок привело к неорганизованному экспорту из страны ряда товаров, например угля, древесины, цветных металлов, что вызвало их нехватку в стране и падение цен на зарубежных рынках, в связи с множественностью советских экспортеров, их неоправданной конкуренцией и продажей товаров по демпинговым ценам.

Поэтом Правительство СССР в 1989-1990 гг. составило перечень лицензируемых товаров, который охватывал более 90% всего экспорта и около 8% импорта. За государством оставалось право торговли ядерными материалами, драгоценными металлами и камнями, вооружениями, боеприпасами, предметами искусства и старины, наркотическими и психотропными веществами.

Однако данные меры привели к снижению возможностей предприятий и организаций самостоятельного выхода на внешний рынок. Жесткая привязка к необходимости лицензирования, особенно по экспорту, значительно ограничивала возможности осуществления экспортно-импортных операций непосредственными производителями продукции и ставила их в зависимость от централизованных органов управления.

Последующее Постановление СМ СССР от 11 дек. 1989 г. №1104 «О дополнительных мерах государственного регулирования в 1990 г. внешнеэкономической деятельности» еще более ужесточило отношения между государственными органами управления ВЭД и непосредственными товаропроизводителями; значительно монополизировало действия МВЭС СССР в сфере экспортно-импортных операций.

 

2. Либерализация внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации и ее последствия

После распада СССР и образования СНГ реформаторы в России начали коренную и ускоренную политическую и социально-экономическую переориентацию российского общества.

Формирование в России рыночного хозяйства и изменение ее геополитического положения вследствие распада СССР и мировой социалистической системы создали принципиально новые условия для внешнеэкономического развития страны.

Прошедшие с тех пор перемены имели неоднозначные последствия для российской экономики и ее позиций в мире.

Ликвидация строго централизованной планово-административной системы и проведение рыночных реформ высвободили творческую энергию миллионов россиян для созидательной деятельности, в том числе и во внешнеэкономической сфере.

Предприятия были вынуждены приспосабливаться к функционированию на основе спроса, а не предложения как было раньше. Это открывало новые возможности для более эффективного использования ресурсов, сокращения масштабов излишних товарных запасов (нереализованных), развития системы краткосрочного и долгосрочного кредитования по законам рынка.

Однако эти возможности удалось реализовать лишь в незначительной степени из-за системного экономического кризиса, вызванного «шоковым» способом реформ, которые проводились без учета особенностей нашей страны, в том числе менталитета ее граждан, их отношения к труду и собственности.

Это привело к резкому снижению российского экономического потенциала, деформации структуры народного хозяйства, резкому социальному расслоению населения.

Противоречивая ситуация сложилась и в сфере внешнеэкономических связей. Курс на формирование открытой экономики в условиях рыночных преобразований означал поворот России к интеграции в мировое хозяйство. С положительной стороны это позволило расширить доступ мировым ресурсам и опыту.

Вместе с тем, развитие российских ВЭС в условиях свертывания отечественного производства и открытия внутреннего рынка для многих зарубежных товаров, в т.ч. не всегда качественных, привело к зависимости национальной экономики от внешнего фактора, к возникновению серьезных угроз экономической безопасности страны.

Главным направлением преобразования ВЭД в России стала ее либерализация.

Суть осуществляемых мероприятий по либерализации ВЭД состояла в отказе от государственной монополии на внешнеторговые и валютные операции; в переходе к системе их регулирования с помощью экономических методов; в устранении существовавших запретов и ограничений на осуществление хозяйствующими субъектами экспортно-импортных и валютных операций с зарубежными партнерами; в устранении запретов и ограничений на доступ иностранных товаров и капиталов на российский рынок.

Как мы уже говорили, первые шаги по расширению участия предприятий в ВЭД, были сделаны уже в середине 80-х гг. Однако масштаб этих мероприятий был невелик. В 1991 г. около 97% всех экспортно-импортных операций, по-прежнему, приходилось на всесоюзные внешнеторговые объединения, фактически представлявшие собой централизованное управление внешнеэкономическим блоком.

Начало принципиальных изменений в российской внешней торговле было положено указом Президента страны «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» в 1991 г.

В соответствии с данным указом, всем российским предприятиям, их объединениям, кооперативным организациям и частным лицам, независимо от форм собственности, предоставлялось право прямого выхода на внешние рынки без каких-либо специальных разрешений и регистрации.

Причем в отличие от ранее существовавшего порядка, их ВЭД могла включать в себя и посреднические операции.

Отменялись также ограничения на участие российских граждан и юридических лиц в проведении валютных операций через банки, в т.ч. на покупку наличной валюты.

В развитие указа был осуществлен также ряд других важных мероприятий:

- постепенно были сняты ограничения на экспорт готовой продукции, а затем и стратегически важных сырьевых товаров;

- отменены нетарифные ограничения на импорт;

- уполномоченным банкам разрешалось открывать валютные счета всем юридическим и физическим лицам.

Проводимая либерализация ВЭД имела своими целями:

1. Ускорить формирование и накопление в стране частного предпринимательского капитала.

2. Обеспечить активное воздействие внешнеэкономического фактора на ускорение перехода России к рыночным отношениям; способствовать повышению конкурентоспособности ее экономики.

3. Расширить возможности выхода российской продукции на мировые рынки.

4. Создать условия для эффективного включения отечественной экономики в мирохозяйственные процессы, в том числе путем открытия внутреннего рынка для иностранных товаров и капиталов, а также приобщения отечественных производителей к мировому опыту рыночного хозяйствования.

 

3. Последствия либерализации внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

Выбор России в пользу внешнеэкономической открытости вытекает из закономерной необходимости включения страны в общемировые процессы глобализации хозяйственной жизни, которые уже с середины 20 в. определяют развитие и функционирование мировых экономических отношений.

Либерализация ВЭД позволила многим странам мира значительно интенсифицировать обмен товарами и услугами; способствовала, на основе использования механизмов свободной конкуренции, снижению издержек производства и повышению потребительских свойств продукции.

И как показывает, например опыт Китая, эта тенденция не зависит от общественного строя страны.

Однако что касается реформы внешней торговли в России, то здесь в начале 90-х гг. политическая воля явно опережала реальную готовность общества и экономики к таким ускоренным преобразованиям.

В российских условиях переход к внешнеэкономической открытости должен представлять собой сложный многоэтапный процесс, который может осуществляться только в тесной увязке с общим ходом преобразований в национальной экономике, включая ее глубокую структурную трансформацию.

Особенности национальной экономики (такие как высокая степень ее милитаризации и монополизации; неразвитость рыночных структур; техническая отсталость гражданского сектора и низкая его конкурентоспособность; неразвитость экспортной номенклатуры и др.) должны были определять необходимость поэтапного и выборочного осуществления либерализации ВЭД.

Причем эта постепенная либерализация должна была сочетаться с использованием государством широкого ассортимента средств по ее регулированию. Только в этом случае можно было придать этому процессу целенаправленный управляемый характер, соединить общенациональные, региональные и предпринимательские интересы.

Если обратиться к международному опыту, западноевропейскому, американскому, то становится очевидной необходимость сочетать во время переходного периода свободное предпринимательство с государственным вмешательством; применять защиту национального рынка в тех случаях, когда быстрая либерализация угрожает разрушением производственного потенциала и появлением препятствий на пути экономического роста.

Однако в России был избран другой путь проведения внешнеэкономической реформы, который определялся стремлением быстрее осуществить разгосударствление ВЭД, форсируя открытие национальной экономики и ее интеграцию в мировое хозяйство.

В расчете на регулирующую роль рыночных механизмов проводилась линия на минимизацию вмешательства государства во внешнеэкономическую сферу. В результате либерализация внешней торговли в России стала осуществляться широким фронтом и ускоренными темпами. При этом игнорировались принципы этапности и выборочности, отсутствовала научно обоснованная и продуманная с участием товаропроизводителей концепция.

Внешнеэкономические преобразования заметно опережали внутренние реформы и становление внутреннего рынка и все больше отрывались от реального хозяйственного положения в стране.

С середины 90-х гг. предпринимались меры по упорядочению ВЭД в условиях переходного периода. Например, в 1995 г. был принят федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В законе была определена система тарифных и нетарифных инструментов, используемых для регулирования внешней торговли, введен экспортный контроль за экспортом продукции военного и двойного назначения, была также предусмотрена возможность установления государственной монополии на экспорт и импорт отдельный товаров, которая, однако, на практике никогда не применялась.

Дальнейшее развитие система внешнеэкономического регулирования получила в законе «О защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» в 1998 г. Этот закон учитывал правила ВТО и, исходя из них предусматривал правовой механизм подготовки и реализации защитных мер.

В данном законе были предусмотрены меры по защите внутреннего рынка от чрезмерного импорта, сформированы правила применения антидемпинговых и компенсационных пошлин, мероприятия по защите экономических интересов России при экспорте товаров.

Оценивая общие итоги реформы внешней торговли, следует отметить, что в целом в России сформирована качественно новая система регулирования и организации внешней торговли, которая практически по всем параметрам соответствует международным критериям открытой рыночной экономики:

- она опирается на деятельность предпринимательских структур, ставших главными субъектами внешнеэкономических операций;

- органы государственной власти осуществляют регулирование внешнеторговой деятельности преимущественно экономическими методами, применяя административные в ограниченных масштабах;

- внешнеторговая статистика и таможенный учет унифицированы по международным правилам;

- нормативно-правовой механизм, регламентирующий торговые отношения с зарубежными странами, получил законодательное закрепление;

- на федеральном и региональном уровнях создана сеть государственных органов, ведающих внешнеэкономическими вопросами, что позволяет осуществлять интенсивное межрегиональное сотрудничество со странами СНГ и ЕС.

Одновременно с этим можно отметить и ряд существенных пробелов и проблем.

1. Фактическое отсутствие программного подхода к развитию ВЭД. В отличие от ряда государств, например США, Германии, в России не разработана рассчитанная на перспективу официально утвержденная внешнеэкономическая стратегия. Предоставляемые в Федеральное собрание вместе с проектами госбюджета программы в лучшем случае охватывают годичный период.

2. Крайне слабо используются механизмы финансовой поддержки и стимулирования экспортоориентированных производств. Такие как: государственные гарантии и кредитование, страхование внешнеторговых операций, налоговые льготы. В то время как в большинстве зарубежных стран государственная поддержка служит важнейшим средством продвижения отечественных товаров, особенно машин и оборудования, на внешние рынки.

3. Значительное отставание от современных требований информационно-консультационного обслуживания внешнеторговой деятельности, что подрывает саму концепцию либерализации ВЭД и ставит под сомнение реальную дееспособность большинства из 670 тыс. ее участников (это 23% от всех хозяйствующих субъектов в РФ на 2002 г.). Поскольку с распадом СССР рухнула существовавшая система изучения и прогнозирования конъюнктуры внешних рынков, поиска и проверки зарубежных партнеров.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Підготовка КА до запуску на полігоні | Тема 2. Политическая мысль Древней Греции и Рима. Философско-этическая традиция




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.