Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этические проблемы профессиональной деятельности и принципы работы психолога.






Основные этические проблемы в профессиональной деятельности психолога:

1. Проблема власти над сознанием клиента (психолог входит в доверие к клиенту, принимая за него важнейшие жизненные решения);

2. Проблема самокрасования психолога на работе (перед клиентами и даже перед коллегами);

3. «Соблазн» следования «методическим модам» (психолог приобретает и осваивает новомодные методики, которые не всегда являются апробированными и действительно лучшими);

4. Проблема платности психологических услуг, проблема «денег-подарков» (брать или не брать деньги с клиента, какие психологические услуги могут или должны быть платными);

5. Проблема близких отношений психолога с клиентом (корректное построение отношений с детьми и подростками, недопущение неформальных отношений);

6. «Соблазн» работать с полной отдачей, забывая о своих личных интересах и здоровье – «синдром эмоционального сгорания» (психогигиена труда);

7. Проблема «интересного» и «скучного» клиента (психолог обязан пересилить себе первоначальную неприязнь к клиенту и попробовать организовать с ним диалог);

8. Проблема «раннего прозрения клиента» (психолог не должен и не обязан поддерживать клиента, имеющего негативные намерения);

9. Проблема «позднего прозрения» клиента (не следует говорить в глаза всем подряд только то, что думаешь – это неэтично и непрофессионально, для каждого человека должна быть своя правда);

10. «Прозрение» самого психолога (если психолог почувствовал, что кризис разочарования в своей профессии не преодолим, то лучше признаться в этом и сменить профессию);

11. Неверие в возможности клиента самому разрешить свою психологическую проблему («оправдание» недопустимого превращения клиента в «пассивный объект» своих воздействий);

12. Работа без должной теоретической и методической подготовки (психолог берется за решение сложных проблем, не имея для этого ни опыта, ни квалификации);

13. Проблема критериев оценки эффективности психологической помощи (оценить истинный эффект помощи бывает затруднительно, так как помощь в решении сложных психологических проблем часто предполагает отсроченный эффект);

14. Отсутствие в стране на данный момент ее развития идеалов личностного и профессионального самоопределения (отсутствие ответа на вопрос – кто может выступать образцом для подражания, что затрудняет психологам оказывать полноценную помощь самоопределяющимся клиентам);

15. Проблема «сапожника без сапог» (у многих психологов имеется немало собственных психологических проблем, что наталкивает на вопрос – имеют ли они право помогать другим людям, сами не разобравшись до конца со своими проблемами);

16. Проблема неизбежности профессиональных «секретов» психолога-практика от клиента, от администрации и даже от своих коллег (не следует рассказывать обовсех нюансах своей работы клиентам, администрации и коллегам-психологам).

 

Основные этические принципы работы психолога:

1. Не навреди!

2. Не оценивай (не навешивай ярлыков)!

3. Принимай человека таким, каков он есть.

4. Соблюдай профессиональную тайну (принцип конфиденциальности).

5. Уважай своих коллег по работе, их право на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы.

6. Не выясняй отношений с коллегами по работе в присутствии клиентов и учащихся.

7. Принцип профессиональной компетентности (не перекладывай сложные психологические методики неподготовленным специалистам и сам используй методики, которыми в должной степени владеешь).

8. Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом.

9. Не отнимай у клиента права самому отвечать за свои права и поступки.

10.Не выставляй свои знания на показ (стремись помогать клиенту, сначала самому формулировать те или иные положения и выводы).

11.Не дезинформируй клиента.

12.Соблюдай принцип добровольности участия клиента в психологических процедурах.

13.Уважай себя как человека и как специалиста!







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.